Наш рынок — рынок брэндированных продуктов

Как уже отмечалось в публикациях, посвященных работе конференции «Генерики в СНГ», организованной компанией «marcusevans» (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 48 (569) от 11.12.2006 г. и № 50 (571) от 25.12.2006 г.), присущая исключительно генерическим компаниям бизнес-модель у нас в стране практически не применяется. Компании делают ставку в основном на брэндированные препараты (генерики). Пока является редкостью, но, по-видимому, будет распространяться опыт работы с так называемыми авторизованными генериками. Большая редкость и достижение для отечественных компаний — получение права на продвижение инновационного препарата до истечения срока патентной защиты; и такие примеры тоже уже есть.

ИННОВАЦИИ — КРИТИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Важность инноваций как процесса, который нужен как обществу, государству, так и инновационным и генерическим компаниям в равной степени, подчеркнул в своем докладе профессор Владислав Страшный, глава украинского представительства компании «Pfizer». Фармацевтическая отрасль сама по себе является самым крупным источником инвестиций в исследования в сфере здравоохранения, и именно компании разработали большую часть ныне применяющихся лекарственных средств. Так, около 90% препаратов, включенных в примерный перечень основных лекарственных средств ВОЗ, создающийся с 1977 г., открыты и разработаны фармацевтической отраслью. В настоящее время фармацевтическими компаниями разрабатываются свыше 7 тыс. потенциально лекарственных средств (IFPMA, 2003). Связанное с появлением новых препаратов совершенствование лечебных подходов за период 1960–1990 гг. позволило снизить общую смертность примерно на 50% (Wang J. et al., 1999). Кроме того, инновации приносят социальную пользу (уменьшение продолжительности нетрудоспособности), помогают здравоохранению (способствуют снижению расходов) и оказывают позитивное влияние на экономику в целом.

Инновационные препараты с истекающим сроком патентной защиты представляют собой огромную ценность и платформу для развития генерических компаний. Ежегодно рыночную эксклюзивность теряют препараты, общий объем продаж которых составляет десятки миллиардов долларов США. Значительно более доступными по цене генерические препараты могут быть только потому, что для выдачи разрешения на маркетинг не требуют доказательства эффективности и безопасности при помощи клинических исследований, а ограничиваются доказательством биоэквивалентности.

Инновационная деятельность — циклический экономический процесс, в ходе которого инноваторы открывают, разрабатывают и коммерциализируют новые продукты, возвращают затраченные средства и реинвестируют их в последующие проекты. Продуктивность и бесперебойность этого процесса определяются тем, насколько хорошо инновации защищены от воспроизведения на определенный срок.

В. Страшный остановился на четырех опорных для успешности инновационного процесса пунктах: правильная организация системы здравоохранения; действующие эффективные рыночные механизмы, стимулирующие инновации; строгое соблюдение прав интеллектуальной собственности; адекватное и предсказуемое регуляторное окружение.

Закончил свое выступление докладчик цитатой из документа Международной федерации фармацевтических производителей и ассоциаций (International Federation of Pharmaceutical Manufacturers and Associations — IFPMA):

«Если инновационный процесс остановится, генерическая отрасль станет одним из заурядных сырьевых секторов экономики, подобным сталелитейной, зерновой или химической промышленности, — с низкой конкуренцией, неразличимыми продуктами, без возможностей относительно роста и прибыльности» (IFPMA, 2004).

Наш рынок — рынок брэндированных продуктов

ГЕНЕРИЧЕСКАЯ МАСКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕПАРАТОВ

До начала 1990-х гг. фармацевтические компании специализировались преимущественно или на инновационных, или на генерических препаратах. Это не означает, что инновационных компаний, выпускавших генерики, вовсе не было. Они были, но выпускали генерические копии препаратов разных производителей. И только в 1993 г. компания «Merck&Co» создала подразделение для маркетирования генерических версий препаратов компании, теряющих патентную защиту (Milanese R.S., 2005). Примерно в то же время еще несколько компаний сообщили о планах выводить на рынок генерические версии своих препаратов незадолго до истечения срока патентной защиты. Это касается «Warner-Lambert» с генерической версией препарата Lopid (гемфиброзил, «Warner Chilcott»), «Upjohn» с Xanax (алпразолам), «Syntex» с Naprosyn (напроксен), «Ciba» — Lopressor (метопролол) и «SmithKline Beecham» с Tagamet (циметидин). Все эти препараты до окончания патентной защиты характеризовались большими объемами продаж на рынке США (250–600 млн дол. в год) (Reiffen D., Ward M.R., 2005).

Генерические подразделения инновационных компаний (к примеру, «Greenstone» — «Pfizer», «Sandoz» — «Novartis», «Warrick Pharmaceuticals» — «Schering-Plough») и другие производители авторизованных генериков обладают преимуществами по сравнению с независимыми генерическими компаниями: договор о дистрибьюции продукта подписывают перед окончанием действия патента, выпуск осуществляют на производственных мощностях инновационной компании.

В докладе главы представительства «Schering AG» в Украине доктора Йохена Руби, который озвучил Игорь Святный, директор бизнес-юнита компании, прозвучал первый публичный анонс совместного проекта «Schering AG» и «Фармацевтической фирмы «Дарница». Описывая мировой опыт организации бизнеса с использованием авторизованных генериков, докладчик отметил, что глубина такого сотрудничества бывает разной — от простой дистрибьюции до полной передачи технологий производства. Сотрудничество с авторитетной инновационной компанией может помочь завоевать доверие потенциальных инвесторов, будет служить подтверждением высокого качества авторизованных генериков, поможет персоналу приобрести ценный опыт в области маркетинга, логистики, коммуникаций, регистрации препаратов. В выборе партнера инновационная компания обычно руководствуется следующими соображениями: хороший имидж, опыт работы с государственными структурами, налаженные партнерские взаимоотношения на рынке, уважение прав интеллектуальной собственности.

В качестве партнера компания «Schering AG» предпочла украинского производителя — лидера. Для совместного проекта с фирмой «Дарница» были выбраны три препарата: АНДРОКУР® (ципротерона ацетат), БОНЕФОС® (клодронат) и ФЛУДАРА (флударабин). В конце 2006 г. начата передача продуктов, пока для выполнения стадии упаковки продуктов in bulk; проект предполагает углубление сотрудничества в дальнейшем. Названия препаратов сохранятся, и все партнеры, потребители могут быть уверены в сохранении высокого качества продукции, отметил И. Святный. Определенное время, пока будет продолжаться формирование соответствующего отдела фирмы «Дарница», продвижением препарата будет заниматься немецкая компания. Отвечая на вопрос о возможности передачи технологии производства, представитель «Schering AG» сказал, что это — один из вариантов продолжения сотрудничества.

Опыт также новой для наших компаний формы сотрудничества с инновационными — лицензирование их препаратов — был описан Александром Мельниковым, заместителем директора бизнес-единицы «Аптечные препараты» ООО «Верофарм» (Россия), на примере приобретения в 2004 г. у компании «LG Life Sciences, Ltd.» прав на производство и продвижение на территории 9 стран (в том числе в Украине) инновационного препарата ФАКТИВ (гемифлоксацина мезилат). «Верофарм» сейчас проводит исследования с целью зарегистрировать новые показания к применению препарата, пытается преодолеть консерватизм терапевтов и стереотипы собственных сотрудников внешней службы, привыкших промотировать генерики. Интересными наблюдениями о сотрудничестве с фармкомпаниями на постсоветском пространстве поделилась Сибилла Граф, директор по развитию бизнеса компании «Helm AG».

В ходе конференции «Генерики в СНГ» прозвучало еще немало содержательных и актуальных докладов, темы которых будут так или иначе преломляться на страницах последующих номеров «Еженедельника АПТЕКА». n

Дарья Полякова

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті