Amazon на фармрынке: «не если, а когда»

Одна из крупнейших компаний — онлайн-ритейлеров Amazon.com Inc. (далее – Amazon) находится на завершающей стадии разработки своей стратегии выхода на многомиллиардный рынок рецептурных лекарственных средств, сообщает источник CNBC. Окончательное решение относительно старта онлайн-продаж рецептурных препаратов компания планирует озвучить до Дня благодарения (23 ноября 2017 г.).

Возможность продавать рецептурные лекарственные средства в интернете является очень заманчивой с учетом ее рыночного размера — аналитики оценили рынок лекарств, отпускаемых по рецепту, в США в размере 560 млрд дол. США в год.

Стоит отметить, что Amazon имеет давний интерес к реализации лекарственных средств. В 1990-х годах Amazon инвестировал в стартап Drugstore.com. В 2011 г. компания Walgreens в конечном итоге выкупила сайт и закрыла его в 2016 г., чтобы сосредоточиться на своем собственном фирменном веб-сайте Walgreens.com.

В 2016 г. Amazon анонсировал новый рекорд продаж — 136 млрд дол.: объем реализованной продукции увеличился на 27% по сравнению с 2015 г. При этом чистая прибыль Amazon составила 2,4 млрд дол.

Прогнозы аналитиков

Goldman Sachs Group — один из крупнейших в мире инвестиционных банков, занимающийся инвестиционным банкингом, торговлей ценными бумагами, инвестиционным менеджментом и другими финансовыми услугами, опубликовал 30-страничный отчет-анализ относительно амбиций компании Amazon на рынке рецептурных препаратов.

Согласно отчету Amazon координирует свои усилия по направлению «здравоохранение»: принят на работу генеральный менеджер, который будет ответственным за направление, тестируется технология Echo в лучших больницах и создается секретная группа «1492», посвященная технологиям здравоохранения, таким как телемедицина и электронные медицинские записи. Аналитики предполагают, что компания выйдет на рынок в течение ближайшего года-двух.

Согласно отчету вместо того, чтобы немедленно заменять аптеки, Amazon может начать с партнерства с другими структурами здравоохранения, например, страховыми. Так, потенциал Amazon огромен: компания может выступить в роли обычной аптеки, онлайн-сервиса, аптеки смешанного типа или заниматься оптовой продажей лекарственных средств.

На начальных этапах Amazon поможет ускорить процесс доставки лекарственных средств и доступа к ним. В конечном счете Amazon может способствовать повышению прозрачности цен для потребителя и сокращению собственных расходов потребителей на лекарства (out-of-pocket drug costs).

Amazon может перейти в цифровое здравоохранение, используя технологию Echo в клинических условиях и разрабатывая инструменты для телемедицины и дистанционного мониторинга пациентов. «Представьте себе, что вы видите виртуального врача в своем приложении Amazon, указавшего вам определенное лекарство, выписав на него рецепт и позволив вам его заказать. И все это, не покидая вашего дома», — отмечается в аналитическом отчете.

Leerink Partners — другой инвестиционный банк, специализирующийся на вопросах здравоохранения, заявляет, что Amazon почти наверняка войдет в бизнес по продаже рецептурных препаратов к 2019 г. Этим Amazon представляет прямую угрозу для крупнейших в США аптечных сетей и дистрибьюторов, например, CVS Health Corp. и Walgreens Boots Alliance Inc., Express Scripts и OptumRx.

По мнению Pembroke Consulting, CVS, Express Scripts и OptumRx (подразделение страховщика UnitedHealth Group Inc.) обрабатывают около 70% национальных рецептов в США.

С момента появления слухов о выходе Amazon на рынок рецептурных препаратов акции Walgreens и CVS снизились в общем практически на 10%. Между тем, акции Amazon выросли на 4,4% за последние 5 торговых сессий и в этом году повысились более чем на 30%.

Amazon — один из крупнейших стартапов мира?

Amazon слишком стар и известен для того, чтобы считаться стартапом. Однако работает именно по принципу такового.

Особенность работы стартапа заключается в том, что они не платят дивиденды, не выкупают акции и не всегда получают прибыль. Цель его состоит в том, чтобы заработать деньги для своих акционеров, став гораздо более крупной (и, следовательно, более ценной) компанией, а не напрямую генерируя денежные средства.

У Amazon квартальная прибыль неизменно мала по сравнению с огромными размерами компании, при этом наличные деньги никогда не выдаются акционерам, а идут на дальнейшее расширение компании.

Денежный поток компании накапливается в новых проектах. Спустя несколько лет они запустили Echo smart speaker, в этом году — еще два новых продукта Echo — один с сенсорным экраном и один с камерой. Компания начала выпускать оригинальные телевизионные шоу, запустили ряд брэндов собственной одежды, диетических добавок и открыли книжные магазины. Они пытаются проникнуть в бизнес доставки продуктов (тому пример — приобретение Whole Foods). И, конечно же, в рамках основной функции онлайн-продажи компания работает над тем, чтобы все больше и больше товаров были доступными на следующий день или даже в тот же день.

Возможно, Amazon не привнесет инноваций в сферу онлайн-дистрибуции чего-либо. Однако в меру специфики своей деятельности компания не заботится о прибыли и ведет маломаржинальные проекты. А присутствие на рынке игрока, который не заботится о прибыли, станет разрушительным для конкурентов, которым она необходима.

Конкуренты не обязательно будут выведены из бизнеса, но будут вынуждены реагировать на более низкие цены и более низкую маржу, что делает работу необычайно сложной. Ведь как можно конкурировать и зарабатывать деньги в индустрии, где есть крупный игрок, который на самом деле не пытается заработать деньги?

Особенно опасной станет конкуренция на рынке рецептурных препаратов, если компания Amazon сможет договориться о прямом сотрудничестве с фармацевтическими производителями. Источник CNBC указывает, что компания Amazon может на данный момент находиться на стадии переговоров с компаниями Pfizer, Bristol-Myers Squibb, GlaxoSmithKline и другими.

Whole Foods

В июне 2017 г. компания Amazon приобрела сеть супермаркетов Whole Foods Market. Данный шаг является частью масштабной смены парадигмы в онлайн-торговле — если раньше интернет-магазины всеми правдами и неправдами старались избавиться от присутствия в физическом мире, то в последнее время начался обратный тренд, когда онлайн-компании начинают открывать физические точки продаж.

На сегодня покупка Whole Foods стала крупнейшей M&A сделкой в истории Amazon —  до настоящего момента компания «укладывалась» в суммы около 1 млрд дол. (Twitch — за 970 млн дол., Zappos — за 1,2 млрд дол.). Также прецедентом стало то, что в этот раз все 13,7 млрд дол. были выплачены акционерам Whole Foods наличными, а не акциями самого Amazon.

«Health and Personal Care» на Amazon

На данный момент на платформе Amazon в разделе «Health and Personal Care» можно купить различные безрецептурные препараты, диетические добавки и медицинские изделия.

В феврале 2017 г. Amazon обновлены требования для продавцов в этой категории. Теперь продавец должен предоставить документы о составе продукта, который он продает, регистрационные документы, упаковки, место производства и оплатить пошлины (1–5 тыс. дол.).

Ранее требования по подтверждению качества лекарств производителям не предъявлялись. Такие ограничения связаны с желанием Amazon обезопасить покупателей от поддельных или опасных продуктов. Также на сайте ресурса есть список запрещенных ингредиентов, которые нельзя реализовывать на его просторах.

По материалам www.bloomberg.com, www.cnbc.com, www.newyorker.com, www.cpcstrategy.com, www.forbes.ru, money.cnn.com, www.vox.com, www.thestreet.com, trademaster.ua

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті