Простой способ распознать хронический стресс

16 Листопада 2017 9:41 Поділитися

Команда исследователей из Университета Аризоны (University of Arizona) и Калифорнийского университета (University of California), США, установила, что у людей, пребывающих в состоянии хронического стресса, сильно меняется структура речи. Еще более удивительно, что такое изменение речи связано с активностью стрессовых генов, в анализе которых ученые использовали лейкоциты. Результаты работы ученых опубликованы в научном издании «PNAS».

Собрано множество убедительных данных о том, что хронический стресс сказывается не только на психическом, но и на физическом здоровье, повышая риск развития множества заболеваний. Однако большой проблемой в диагностике такого состояния является привыкание человека к постоянному напряжению, тревожности и депрессии. При этом он не может адекватно оценить свое состояние, что в результате только усугубляет проблему.

Однако на клеточно-молекулярном уровне человеческий организм куда чувствительнее. Так, во время стресса запускается иммунитет, повышается активность лейкоцитов, активизируется работа «стрессовых» генов. Однако для выявления подобных изменений требуется сдача анализа крови на несколько лабораторных показателей, что также не очень удобно.

Американские ученые разработали простой способ выявления хронического стресса у пациентов, используя анализ речи. Не просто осознать, что только часть слов человек произносит осознанно, – обычно это ключевые смысловые фразы (глаголы и имена существительные). Однако значительную часть речи занимают так называемые функциональные слова — местоимения, наречия и прилагательные, которые человек часто произносит бессознательно, редко обдумывая их в контексте беседы.

В эксперименте приняли участие 143 взрослых добровольца разных специальностей и социальных статусов. Участникам эксперимента выдали небольшие диктофоны на 2 дня — во время разговора их нужно было периодически включать. В итоге у ученых набралось более 22 600 аудиозаписей. Также все испытуемые сдали анализы крови для проверки активности стрессовых генов в лейкоцитах.

После анализа всех записей выяснилось, что многие из тех, кто явно испытывал стресс, были менее разговорчивыми, но использовали больше наречий, таких как «действительно», «невероятно», «возможно» и т.д. Также в стрессовом напряжении люди реже произносили местоимения 3-го лица единственного числа («его», «ей» и пр.). По словам исследователей, объяснить это можно тем, что человек в стрессе мало обращает внимания на окружающий мир и других людей и одновременно находится в эмоционально нестабильном состоянии — и то, и другое сказывается на устной речи.

Примечательно, что изменения в речи прямо пропорциональны генетической активности иммунных клеток. Возможно, такой «анализ речи» действительно мог бы стать удобным психологическим тестом, например, анализируя словоупотребление, можно было бы легко и вовремя отслеживать изменения в психологическом состоянии пациента. Однако полученные результаты все равно нужно будет перепроверить.

По материалам medicalxpress.com