Концепция доврачебной помощи — изменение роли аптеки и провизора при реформировании системы здравоохранения

При реформировании здравоохранения таким образом, как это происходит сейчас в Украине, со смещением акцентов на первичную медицинскую помощь, может измениться роль аптеки, (клинического) провизора, фармацевтической опеки и протоколов провизора.

Как известно, недавно МЗ Украины опубликовало приказ от 9.08.2017 г. № 918 «О внесении изменений в Справочник квалификационных характеристик профессий работников». Теперь в перечне официальных профессий закреплены «Инструктор по оказанию догоспитальной помощи», «Парамедик», «Экстренный медицинский техник» и «Инструктор по оказанию первой медицинской помощи».

Вместе с тем в Основах законодательства Украины о здравоохранении есть определение понятия «домедицинская помощь». Это срочные действия, направленные на сохранение жизни человека при неотложном состоянии и минимизацию последствий такого состояния для здоровья, осуществляемые на месте происшествия лицами без медицинского образования, но владеющими основными навыками по сохранению жизни человека и обязанными в соответствии с законом осуществлять такие действия. Таким образом, домедицинская помощь, по определению, оказывается только при неотложных состояниях, хотя давно уже существует потребность в распространении доврачебной помощи не только на неотложные состояния. То есть определение доврачебной помощи также должно быть в законодательстве.

В фармацевтической практике существует еще одно понятие — фармацевтическая опека (или фармацевтическая помощь). Этого определения также нет в украинском законодательстве. Но при правильном определении фармацевтической опеки она может стать комплексной программой доврачебной помощи путем взаимодействия провизора и пациента до его обращения к врачу.

Первое появление термина «фармацевтическая помощь» датируется 1975 г. В США концепция фармацевтической помощи (фармацевтической опеки) возникла в конце 1980-х годов XX в. Эта концепция затем быстро распространилась по всему миру в виде принципов надлежащей фармацевтической практики (Good Pharmacy Practice — GPP). Вначале фармацевтическая опека рассматривалась как способ обеспечить безопасное и эффективное использование лекарственных средств. Фармацевтическая опека помогает распознавать, решать и предотвращать проблемы, связанные с использованием лекарств, а также способствует предоставлению информации, необходимой для безопасности пациентов.

По сути фармацевтическая помощь как на доврачебном этапе, так и на этапе мониторинга лечения — это ответственное предоставление лекарственной терапии, направленное на достижение определенного результата, который в конечном итоге обеспечивает повышение качества жизни пациента. Позитивный результат достигается в тесном сотрудничестве провизора с врачом, и речь идет о таких положительных результатах, как: лечение болезни; устранение или уменьшение выраженности симптомов заболевания; остановка или замедление процесса прогрессирования заболевания; предотвращение заболевания или симптоматики.

Фармацевтическая помощь — это процесс, в ходе которого провизор (фармацевт) сотрудничает с пациентом и специалистами системы здравоохранения при определении, применении и мониторинге лекарственной терапии, которая должна принести конкретные терапевтические результаты для пациента. Она подразумевает 3 основные функции — выявление потенциальных и актуальных проблем, связанных с лекарственными препаратами, их решение или предотвращение.

Что касается европейских стран, то каждая из них приняла собственное определение понятия «фармацевтическая помощь» и перечень услуг, которые предоставляются в ее рамках, в соответствии с национальной культурой, традициями и системой здравоохранения. То есть в ЕС понятие «фармацевтическая помощь» учитывает национальную специфику.

Концепция фармацевтической помощи сложная и продолжает эволюционировать со временем, дополняясь новыми определениями, которые встречаются в литературе. В попытке гармонизировать определение «фармацевтическая помощь (опека)» в пределах ЕС Сеть фармацевтической помощи в Европе (Pharmaceutical Care Network Europe — PCNE) достигла следующего консенсуса. Фармацевтическая помощь (опека) — это «вклад фармацевта в оказание помощи пациенту для оптимизации лекарственной терапии и улучшения результатов для здоровья пациента». Следует обратить внимание, что речь идет о вкладе, а не о замещении врача при лечении больного. Речь идет только о роли провизора (фармацевта) в цепочке оказания помощи больному.

А что в Украине? В свете реформы здравоохранения роль провизора может значительно измениться. И если сегодня он просто отпускает препарат в аптеке, то в процессе реформы целью его профессиональной деятельности может стать не только повышение эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов, но и своевременное направление к врачу на этапе доврачебной помощи. Такой подход целиком коррелирует с определением понятия «здравоохранение» в Основах законодательства Украины о здравоохранении. В частности, здравоохранение определяется как система мероприятий, осуществ­ляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, учреждениями здравоохранения, медицинскими и фармацевтическими работниками.

В контексте реформы здравоохранения провизор и фармацевт могут стать отличными помощниками и союзниками семейного врача. Например, направление провизора к семейному врачу может ускорить процесс заключения контрактов между потребителями медицинских услуг и семейными врачами, и таким образом способствовать увеличению охвата населения первичной медицинской помощью. Ведь провизора или фармацевта пациент видит чаще, чем врача, так почему бы не использовать этот дополнительный ресурс?

Провизор может выяснить у посетителя аптеки, с какой целью он решил приобрести тот или иной препарат (для лечения какого заболевания), нет ли у него симптомов, требующих срочной консультации врача. Фармацевт не только посоветует препарат, но и расскажет о правилах его применения, предупредит о возможных побочных эффектах и вовремя направит пациента к врачу. То есть, провизор может осуществлять полноценную доврачебную помощь.

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание в контексте роли провизора в системе здравоохранения, — это генерическая замена. Поскольку на сегодня врачи обязаны выписывать рецепты по международным непатентованным наименованиям, перед провизором стоит задача выбора оптимального генерика.

Как утверждают инициаторы реформы здравоохранения, она проводится с целью построения в Украине британской модели. Интересно, какие же услуги, помимо доврачебной помощи, в рамках фармацевтической помощи оказывают в Великобритании. Вот только некоторые из них:

  • отпуск лекарств по рецепту (включая генерическую замену);
  • предоставление информации о лекарственных препаратах;
  • утилизация нежелательных или устаревших лекарств;
  • консультации по использованию лекарственных средств;
  • электронная служба рецептов;
  • обследование на предмет аллергии (тесты);
  • профилактика гриппа;
  • экспресс-проверки состояния здоровья;
  • экстренная контрацепция;
  • тестирование на беременность;
  • помощь при отказе от курения;
  • управление массой тела;
  • дополнительное и независимое назначение — некоторые фармацевты (клинические фармацевты) в Великобритании могут выписывать рецепты на лекарства при определенных заболеваниях;
  • доврачебная помощь при бактериальных и вирусных инфекциях, незначительных травмах, проблемах с желудком, заболеваниях кожи и аллергии;
  • экспресс-тесты при астме;
  • экспресс-тесты при диабете;
  • экспресс-тесты на определение уровня холестерина;
  • измерение артериального давления;
  • срочная поставка лекарств;
  • проверка состояния здоровья.

С 2005 г. Национальная служба здравоохранения (National Health Service — NHS) впервые начала заключать контракты с аптеками по оказанию фармацевтической помощи. Расходы на оказание некоторых ее видов покрывались NHS. Сначала NHS финансировала 7 видов фармацевтических услуг, а на сегодня в Великобритании действует План фармацевтической помощи (Pharmaceutical­ Care Services Plan).

Но вернемся к Украине. Как известно, приказом МЗ Украины от 11.10.2013 г. № 875 утверждены протоколы провизора (фармацевта). В контексте смещения акцентов в системе здравоохранения необходима новая редакция этого приказа. Этим документом должны быть утверждены протоколы доврачебной и фармацевтической помощи, предоставляемой провизором (фармацевтом).

На этапе оказания доврачебной и фармацевтической помощи некоторые аптеки смогут предоставлять и дополнительные услуги (например осуществлять простые диагностические процедуры — измерение артериального давления, простые диагностические тесты и т.п.). Кроме того, взаимодействие провизора, клинического провизора и врача может происходить не только на уровне лечебно-профилактического учреждения, но и на уровне аптеки.

Исследование, проведенное Международной федерацией фармацевтов (International Pharmaceutical Federation — FIP) в 71 стране мира в 2015 г., позволило провести анализ услуг, оказываемых аптеками в разных странах мира. Оказалось, что 76% аптек из исследуемой выборки изготавливают лекарства по индивидуальным рецептам, 52% оказывают консультационные услуги, 47% участвуют, сотрудничая с врачами, в программах контроля и мониторинга заболеваний (сахарный диабет, артериальная гипертензия, бронхиальная астма). Диагностические услуги оказывают 40% аптек. Существуют аптеки, которые готовы оказать первую доврачебную помощь (38%) и помощь на дому (25%). В большинстве исследуемых аптек провизор (фармацевт) является первым звеном в системе здравоохранения, находясь на этапе доврачебной помощи. Участие провизора (фармацевта) как первого звена в оказании доврачебной помощи определено и в совместном документе FIP/ВОЗ «Руководство по надлежащей аптечной практике: стандарты качества фармацевтических услуг».

В GPP выделяют 4 ключевые роли провизора (фармацевта):

  • изготовление, получение, хранение, распределение, распоряжение, отпуск и утилизация лекарственных средств;
  • эффективное управление медикаментозной терапией;
  • поддержание и улучшение профессиональной деятельности;
  • вклад в улучшение эффективности системы здравоохранения и общественного здоровья.

Исходные принципы GPP включают 6 тезисов:

  • фармацевт и, соответственно, фармацевтическая помощь должны быть доступны для пациента;
  • фармацевт принимает участие в выявлении и менеджменте (управлении) проблем пациентов со здоровьем;
  • фармацевт принимает участие в пропаганде здорового образа жизни и здоровья как ценности;
  • фармацевт принимает участие в обеспечении качества лекарственных средств;
  • фармацевт должен предотвратить вред здоровью, который могут нанести лекарственные средства;
  • фармацевт способствует оптимальному использованию ограниченных ресурсов здравоохранения.

Провизоры (фармацевты) должны быть признаны профессионалами здравоохранения, которые могут консультировать пациентов по проблемам, связанным со здоровьем на этапе оказания доврачебной помощи и, совместно с врачом, на этапе оказания медикаментозной терапии, обеспечивая рациональное и ответственное применение лекарственных средств. Для этого потребуется введение в законодательство определений «доврачебная помощь», «фармацевтическая помощь» (или «фармацевтическая опека») и «фармацевтическая услуга». Это может значительно повысить доступность медицинской помощи для пациентов.

Виталий Усенко,
медицинский директор ПАО «Фармак»
Список использованной литературы находится в редакции
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Юрій 22.10.2018 8:13
Дякую за цікавий матеріал. У мене питання до автора, якщо можна: яким чином у Вашій візії фармацевтичних послуг вкладається питання знеболення, нестачі знеболювальних, діагностика та супровід больвого синдрому та інших симптомів у період end-of-life та загалом у паліативній допомозі населенню. Дякую

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті