еHealth в Украине — практический опыт внедрения информационных систем в коммунальных учреждениях здравоохранения

За последнее десятилетие цифровые технологии шагнули далеко вперед и существенно изменили жизнь современного общества. Компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, айфон, гаджет, 3G — эти слова, относительно недавно появившиеся в нашем лексиконе, теперь знакомы каждому школьнику. Цифровые технологии открыли перед человечеством огромные возможности для глобальных коммуникаций, а также сбора и обработки информации. Безусловно, для такой социально важной отрасли, как здравоохранение, информатизация — это насущная потребность. О том, чего достигла Украина в этой сфере за год, для читателей нашего издания рассказали специалисты по вопросам информатизации учреждений здравоохранения с практическим опытом внедрения медицинских информационных систем — Aндрей Заяц, руководитель IT4Medicine, пресс-секретарь общественной организации «Ассоциация еHealth», член координационного совета МЗ Украины по вопросам внедрения электронного здравоохранения (опыт работы в сфере IT для медицины — 3 года), и Артур Верба, руководитель проекта «Поликлиника без очередей», руководитель проекта по телемедицине «ConnectExpert», глава ревизионной комиссии общественной организации «Ассоциация еHealth».

еHealth — электронное здравоохранение. По определению ВОЗ, это использование элект­ронных коммуникационных технологий для нужд здравоохранения — лечения пациентов, обучения медработников, выявления заболеваний и мониторинга тенденций общественного здравоохранения. Речь идет об отдельной индустрии, которая находится на стыке знаний в области медицины и цифровых технологий.

еHealth объединяет все медицинские информационные системы, которые работают в отрасли. На рынке Украины представлен целый ряд медицинских информационных систем, но до настоящего времени они широко использовались преимущественно в частном секторе. Однако в 2016 г. появился проект «Поликлиника без очередей», который разрабатывался специально для удовлетворения нужд коммунальных учреждений здравоохранения первичного звена.

— Артур, расскажите, пожалуйста, о проекте «Поликлиника без очередей». На каком этапе он сейчас находится?

— Проект работает полтора года. Мы запустили его в сентябре 2016 г. в Киевском городском детском диагностическом центре по улице Урловская, 13. Пациенту предоставлен удобный инструмент для выбора необходимого врача и записи к нему на прием на сайте проекта.

Помимо этого, существует возможность обращаться напрямую к регистратору, который также ведет запись в нашей программе. Таким образом, система учитывает 100% приемов и пациентов клиники. Она изначально разрабатывалась для управления потоком пациентов в медицинском учреждении.

В настоящее время в систему «Поликлиника без очередей» интегрированы 15 лечебно-профилактических учреждений. Вместе с амбулаториями это более 50 объектов, расположенных в 7 областях Украины — Киевской, Одесской, Днепропетровской, Житомирской, Сумской, Николаевской, Черкасской. Но, безусловно, мы хотели бы обеспечить доступность как можно большего количества врачей и медицинских учреждений для пациента.

Мы также понимаем, что коммунальные и государственные учреждения не всегда могут позволить себе дорогостоящие IT-решения, поэтому для объектов бюджетной формы финансирования лицензия на нашу программу предоставляется за символическую плату 10 грн.

— Этот проект изначально разрабатывался для внедрения в государственном секторе или для частных клиник тоже?

— Проект разрабатывался в соответствии с потребностями медицинских учреждений как частной, так и коммунальной форм собственности. Но мы начали разработку на базе коммунальной клиники потому, что организация приема пациентов в государственном секторе несколько сложнее, чем в частном, — тут намного больше пациентов, объектов, связей, сложнее учет и пр. Поэтому в самом начале разработки системы мы также отрабатывали многие процессы в поликлинике Киевской областной клинической больницы.

Представьте себе поликлинику, в которую с самого утра съезжается порой несколько сотен пациентов из области. Это огромный поток людей с разными потребностями. То есть функционал системы мы отработали в очень сложных условиях. Поэтому ее внедрение в детском диагностическом центре, где поток пациентов значительно меньше, чем в поликлинике областной больницы, прошло хоть и не без трудностей, но легче.

— Как происходит внедрение системы «Поликлиника без очередей» — это осуществляется путем запуска нового программного обеспечения или интеграции с уже работающей информационной системой?

— По-разному. Если в поликлинике уже работают медицинские информационные системы, то осуществляется интеграция. Но зачастую поликлиники в государственном секторе не оснащены медицинскими информационными системами. В таких случаях наш проект — это первая внедряемая в учреждении система, а мы, можно сказать, — первопроходцы в его информатизации. Дальше функционал может расширяться.

Важно понять, что «Поликлиника без очередей» — это часть общей системы еHealth, но вместе с тем это вполне самодостаточная развивающаяся система.

— Артур, по мнению некоторых экспертов, уровень компьютеризации коммунальных учреждений здравоохранения в настоящее время недостаточен для эффективного внедрения информационных систем. Скажите, пожалуйста, действительно ли ситуа­ция с компьютерным оснащением в коммунальных медицинских учреждениях настолько сложная?

— В подавляющем большинстве коммунальных поликлиник есть компьютеры, по крайней мере в регистратуре. Когда мы взялись за разработку проекта «Поликлиника без очередей», у нас было четкое понимание, что впоследствии проблема недостаточной компьютеризации коммунальных учреждений здравоохранения будет использована как аргумент против широкого внедрения системы. Чтобы сразу опровергнуть этот довод, отмечу, что для работы системы достаточно, чтобы в регистратуре работал самый простой компьютер.

Система позволяет создать электронную очередь, регулировать поток пациентов, строить графики работы врачей, работать через 3 окна — интернет, терминал самообслуживания и непосредственно регистратуру. Например, после внедрения проекта в Детской городской поликлинике № 6 г. Одесса на протяжении 10 дней зафиксировано 3241 запись на прием к врачу. Из них 26% пациентов сами записались на прием посредством мобильных телефонов, 16% — через интернет, 24% — через терминал, врачи записали пациентов к себе или коллегам на прием 26% и лишь 8% записей осуществлено непосредственно в регистратуре. Благодаря автоматизации регистратура разгрузилась на 92% и фактически превратилась в ресепшн, который помогает посетителю решать ряд проблем, а не только записывает к врачу.

Огромный массив информации можно обрабатывать с помощью 2–3 компьютеров, и зачастую они есть в поликлинике. Ведь компьютеризация медицинских учреждений проводилась в разное время и по разным поводам, например, техника поставлялась накануне очередных выборов или закупалась для удовлетворения собственных нужд учреждения, или поступала как донорская помощь. Бывает так, что техника простаивает на складах без программного обеспечения и даже не распакованная.

— Ощущается ли какое-то сопротивление на местах?

— Сейчас немало желающих внедрять систему по всей Украине. Поэтому мы предпочитаем уделять больше времени тем, кто реально заинтересован и готов работать с нами. В бизнесе существует понятие «ранние последователи» (early adopters). Так вот, мы сперва работаем с такими ранними последователями, а их много и в частном, и в государственном секторах.

— По Вашему мнению, сколько времени потребуется для внедрения системы во всех коммунальных медицинских учреждениях первичного звена, чтобы все жители Украины получили возможность пользоваться сервисом «Поликлиника без очередей»?

— На самом деле все это можно сделать довольно быстро, но скорость процесса зависит от тех, кто на местах. По опыту могу сказать, что иногда бывает так, что на внедрение системы в одном учреждении требуется месяц. А бывает, что за это же время к системе подключается более 10 объектов. Например, в Житомире в течение месяца удалось интегрировать систему «Поликлиника без очередей» в 4 медицинских центрах вместе с амбулаториями.

— Андрей, можете ли Вы что-то добавить по этому поводу? Ведь проблема внедрения медицинских информационных систем не ограничена проектом «Поликлиника без очередей» — она касается в целом внедрения еHealth в Украине.

— Если говорить о сроках, то нужно понимать, что закупка компьютеров и прочего оборудования осуществляется на местном уровне. Поэтому в случае, если учреждение недостаточно компьютеризировано, решение этой проблемы находится в компетенции его руководства, а также местной администрации. Конечно, оппоненты могут возразить, что это нагрузка на местный бюджет. Но ведь мы живем в век цифровых технологий, и повсеместная компьютеризация — это объективная необходимость. Добавлю, что провести газ на сегодня обходится дороже, чем купить компьютер. Если раньше закупка и обслуживание компьютерной техники не рассматривались как обязательные статьи расходов, то сейчас пришло время учитывать их в бюджетах наряду с коммунальными услугами. В регионах, где мы работаем, техника либо есть, либо органы местного самоуправления уже предусмотрели в бюджете следующего года соответствующие статьи расходов.

Речь идет не только о технике, но и об обслуживании. Всем известно, что в медицинских учреждениях работают начмеды, старшие медсестры и другие сотрудники, выполняющие административные функции, точно так же должно быть и с IT. Медицинское учреждение нуждается в системном администраторе — специалисте для обслуживания компьютерной техники и программного обеспечения. И в тех учреждениях здравоохранения, где такой специалист есть, внедрение информационных систем проходит очень быстро и легко. Если же в учреждении нет системного администратора, то его нужно либо нанять, либо передать эти услуги на аутсорсинг.

— Давайте перейдем от частного к общему и поговорим о еHealth в Украине. Как известно, для внедрения еHealth при Министерстве создан проектный офис. Какие задачи он решает?

— В сфере здравоохранения есть множество субъектов. У каждого из них свои конкретные потребности и цели. Потребности Министерства мы условно разделим на 3 блока.

Первый блок — Министерство нуждается в информации о демографической ситуации, карте заболеваемости и эпидемиологии. Желательно, чтобы эта информация поступала в режиме реального времени.

Второй блок — Министерство должно иметь четкое представление о ресурсной базе, то есть обо всех медицинских учреждениях, кадрах, оснащении и расходниках, в том числе лекарственных средствах, которые закупаются за государственный счет либо подлежат возмещению со стороны государства при амбулаторном лечении.

Третий блок — Министерство должно получить возможность осуществлять мониторинг, сопоставлять полученные данные, прогнозировать и на основании полученных данных принимать управленческие решения.

Для удовлетворения этих потребностей Министерству нужна еHealth. Ведь в настоящее время в сфере взаимодействия Министерства и реального сектора медицины огромный пробел — либо бумага, либо ничего. Задача проектного офиса — удовлетворить эти информационные запросы Министерства.

— Каким образом эти потребности будут удовлетворены?

— Реформа здравоохранения началась с первичного звена. Ее главная цель — более эффективное расходование бюджетных средств. Для удовлетворения первого блока потребностей Министерству необходим реестр пациентов в режиме реального времени. А поскольку Законом о финансовых гарантиях предусмотрено создание Национальной службы здоровья, то фактически речь идет о реестре потребителей медицинских услуг за государственный счет.

Если пациент получает услуги в частном секторе, то его не будет в этом реестре. То есть такой пациент останется вне статистики с точки зрения бюджетного финансирования, но он должен учитываться в карте заболеваемости.

Второй блок подразумевает создание реестра врачей первичного звена.

И, наконец, для удовлетворения потребностей из третьего блока необходим реестр медицинских учреждений первичного звена независимо от формы собственности, которые заключат договора с Национальной службой здоровья.

Ожидается, что эти реестры будут созданы на протяжении 2018 г. На их базе будут заключатся контракты между врачами и пациентами. А фактически речь идет о трехстороннем договоре между лицензированным медицинским учреждением, врачом и пациентом.

— Недавно и.о. министра здравоохранения Украины Уляна Супрун сообщила, что в 2018 г. планируется внедрение электронного рецепта. Это означает, что должен появиться и реестр электронных рецептов. Кто будет заниматься его созданием?

— Речь идет не только о реестре электронных рецептов, но и о реестре реимбурсируемых препаратов. Это все производные вышеупомянутых реестров (прим. ред.: на сегодня действует реестр реимбурсируемых препаратов, и он интегрирован в учетные системы аптечных учреждений).

Что такое электронный рецепт? Это ID пациента, врача, медицинского и аптечного учреждений, а также перечень препаратов.

Последовательность действий проектного офиса должна быть следующей. Сначала создание 3 базовых реестров, потом — дополнительных, затем их производных. Это позволит Министерству осуществлять эффективный контроль за расходованием бюджетных средств на уровне первичного звена государственного сектора здравоохранения. То есть бюджетные средства, предусмотренные на первичное звено, будут освоены прозрачно при условии эффективного внедрения и функционирования реестров.

Все прочие нюансы, такие как обмен данными между медицинскими учреждениями, не входят в зону ответственности Министерства. И, с точки зрения выполняемых им функций, не должны входить.

— Как организовать обмен данными между учреждениями здравоохранения, например, между поликлиникой и аптекой?

— Для этого помех нет уже сегодня. Нужно, чтобы главный врач больницы, директор аптечного учреждения и IT-специалисты, которые обслуживают информационные системы, встретились и решили, как будет проходить обмен данными. Не нужно ждать, что это будет делать Министерство. Это может произойти по инициативе главного врача. Вообще все, что касается улучшения электронных сервисов, внедрения IТ-решений, находится в компетенции главного врача.

— 25 ноября 2016 г. состоялось подписание Меморандума намерений о сотрудничестве в построении прозрачной и эффективной электронной системы здравоохранения. Однако после этого события в текст документа вносились правки. До чего все-таки договорились его стороны?

— Согласно 3-й редакции Меморандума реестры и интерфейсы для Министерства делает проектный офис, то есть он будет владельцем баз до тех пор, пока они не будут переданы государственному предприятию из системы МЗ Украины. После того, как будут готовы электронные реестры и API (англ. application programming interface — программный интерфейс приложения, интерфейс прикладного программирования), IT-бизнес предложит учреждениям здравоохранения интерфейсные решения для работы с центральными реестрами.

В коммунальных учреждениях мы предоставим базовые сервисы бесплатно или за символическую плату и обучим врачей. Поскольку поставщиков медицинских информационных систем достаточно много, чтобы конкурировать, то мы будем стремиться к высокому качеству программного продукта.

Через API мы будем работать с реестрами, в том числе наполнять их. А обслуживанием будет заниматься сначала проектный офис, а затем — государственное предприятие. Проектный офис не будет делать конечные решения для врачей и пациентов, их будем делать мы. То есть, выражаясь языком IT, у них — Back end, у нас — Front end, у них — ядро, у нас — периферия.

Для работы с API существует ряд технологических и юридических требований, предъявляемых к IT-решению. Ответственность несут оба участника процесса в рамках выполняемых функций. Владелец реестров обязан обеспечить сохранность данных, а IT-бизнес — корректный сбор информации и ее хранение на промежуточных этапах.

— Кто занимается разработкой центрального компонента?

— В настоящее время этим занимается проектный офис, созданный общественными организациями — Сетью ЛЖВ и «Трансперенси Интернешнл Украина». Вначале Министерство стояло перед выбором, кому отдать разработку центрального компонента — IT-бизнесу или общественным организациям. Выбрали второе.

В Министерстве еHealth находится в компетенции заместителя министра Павла Ковтонюка. В будущем предусмотрено создание Национальной службы здоровья и государственного предприятия, которое будет владельцем центрального компонента украинской еHealth.

Фактически вышеупомянутый Меморандум заключен между Сетью ЛЖВ и «Трансперенси Интернешнл Украина» с одной стороны, и Министерством здравоохранения Украины, а также Национальным агентством по вопросам электронного управления — с другой. IT-бизнес в Меморандуме находится в роли статистов. И тут, по нашему мнению, есть перекос. Декларируется, что у нас треугольник сотрудничества — государство, общественные организации и бизнес. Но на самом деле мы не являемся полноправными участниками этого треугольника. Министерство доверило общественным организациям существенную часть функций, и они выступают заказчиками центрального компонента.

(Прим. ред.: согласно данным проектного офиса на разработку технического задания потрачено 265,5 тыс. дол. США, бюджет проектного офиса составляет 88,4 тыс. дол. Источник финансирования — донорская помощь).

— Вы можете влиять на ситуацию?

— Что касается украинского IT-бизнеса, то он был разрозненным. Для того чтобы отстоять полноправное участие в треугольнике «государство — общественные организации — бизнес», необходимо, чтобы бизнес был представлен как отдельный субъект. Это как с общественностью. С толпой работать трудно, а с общественной организацией — уже проще. Часть компаний в сфере разработок медицинских информационных систем объединилась в Ассоциацию еHealth. На сегодня в Ассоциацию входит 7 компаний из числа самых активных участников рынка, и у нас уже более 20 заявок на вступление. Но чтобы в будущем поставлять программный продукт для периферии еHealth, не обязательно быть членом нашей Ассоциации, но нужно соответствовать критериям для работы с APi.

Кстати, для того чтобы лучше наблюдать за развитием еHealth в Украине, по инициативе П. Ковтонюка создан координационный совет. Представители Ассоциации входят в этот совет. Это пока практически единственный механизм для включения IT-бизнеса в процесс формирования еHealth-проектов.

— Скажите, пожалуйста, как будет обеспечиваться защита персональных данных?

— Этот вопрос лучше задать проектному офису. Мы, со своей стороны, будем соблюдать требования законодательства Украины — шифрование, согласие на обработку персональных данных и пр.

— Каким образом Ассоциация еHealth будет способствовать развитию электронного здравоохранения в нашей стране?

— Мы поддерживаем курс Министерства на информатизацию отрасли. Также Ассоциация поддерживает и развивает диалог внутри рынка для обеспечения интероперабельности (взаимодействия) наших решений, для того чтобы данные свободно перемещались из одного IT-решения в другое в интересах пациента.

Мы намерены содействовать внедрению международных стандартов еHealth и оказывать экспертную помощь Министерству в развитии информационных систем. Среди прочего, речь идет о помощи в разработке нормативной базы для эффективного внедрения IT-решений, просветительской работе среди лиц, принимающих решения.

еHealth — это национальный проект, и для его успешной реализации важно вовлечь и заинтересовать в его развитии всех участников процесса — пациентов, специалистов здравоохранения, регуляторов и, конечно, IT-бизнес, который готов взять на себя часть работы и ответственности.

Елена Приходько,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Vitalii Usenko 26.11.2017 9:54
Широкое распространение системы e-Health в Украине крайне важно. Очень актуален и вопрос поднятый в статье "Как организовать обмен данными между учреждениями здравоохранения, например, между поликлиникой и аптекой?". В развитых странах давно уже работает связка семейный врач (врач общей практики) и провизор. Вполне возможно, что в рамках фармацевтической доврачебной помощи, провизор, в ряде аптек, сможет не только направлять пациента к врачу при выявлении опасной симптоматики , но и записать на прием (особенно актуально для пожилых людей) см. в этом же номере "Концепция доврачебной помощи — изменение роли аптеки и провизора при реформировании системы здравоохранения"

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті