Фармацевтическая опека. Помогаем пациенту справиться с распространенными заболеваниями

Общемировая тенденция заключается в том, что пациент становится все более активным, стремится управлять своим здоровьем и лечением. В связи с этим повышается и роль провизора в системе здравоохранения. В первую очередь в фармацевтической опеке нуждаются пациенты при отпуске безрецептурных препаратов. Фармацевту необходимо выяснить, для лечения какого недуга необходим препарат, нет ли у посетителя аптеки симптомов, требующих срочной консультации врача, помочь подобрать оптимальную лекарственную форму, рассказать о правилах приема, предупредить о возможных побочных эффектах, взаимодействии с пищей и другими лекарственными средствами, то есть осуществить полноценную фармацевтическую опеку. В данной публикации мы рассмотрим, как фармацевту следует взаимодействовать с посетителем аптеки, который обратился за помощью в лечении таких распространенных проблем, как ринит и заболевания мочевыводящих путей. Однако прежде чем приступить к разбору ситуаций в аптеке, рассмотрим, какие глобальные преобразования предшествовали изменению роли провизора и развитию фармацевтической опеки.

На дворе XXI в. и благодаря развитию информационных технологий пациенты имеют доступ к различным данным, в том числе медицинским. Они стремятся самостоятельно находить информацию о заболеваниях, лекарственных средствах, их назначении и применении. Этот тренд послужил развитию концепции «ответственного самолечения» (использование потребителем лекарственных средств, находящихся в свободной продаже, для профилактики и лечения нарушений самочувствия и симптомов, распознанных им самим). Развитию этой тенденции также способствовало наличие большого количества лекарственных средств, разрешенных к отпуску без рецепта врача (безрецептурные препараты), которые можно свободно приобрести в аптеке. Само существование этой категории лекарств предопределяет возможность их применения под ответственность самого пациента. Кроме того, фармацевтическая индустрия не стоит на месте, предлагая пациентам широкий выбор ОТС-продукции. Линейка безрецептурных препаратов расширяется, что дает еще больше простора для реализации функций фармацевта как поставщика качественной рекомендации. Учитывая вышесказанное, большая ответственность ложится на плечи провизора, который осуществляет качественную фармацевтическую опеку.

Безусловно, фармацевтическая опека актуальна в том числе при отпуске рецептурных препаратов, но в данной публикации мы сконцентрируемся на особенностях грамотной консультации посетителей, которые приходят за помощью в аптеку, минуя визит к врачу.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОПЕКА ПАЦИЕНТА. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Современное стратегическое направление развития здравоохранения во всем мире Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет как «Фокус на пациента», которая в корне изменяет роль провизора в системе здравоохранения. В конце XX в. Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию «Роль фармацевта в осуществлении пересмотренной стратегии ВОЗ в области лекарственных средств». Ассамблея призвала фармацевтов и их профессиональные ассоциации во всем мире «предоставлять информированную и объективную консультативную помощь по лекарственным средствам и их использованию населению». К 3 уже существующим сводам правил, предназначенных для обеспечения эффективности и безопасности лекарственной терапии (Надлежащая производственная практика (Good Manufacturing Practice — GMP); Надлежащая лабораторная практика (Good Laboratory Practice — GLP); Надлежащая клиническая практика (Good Clinical Practice — GСP)), прибавилось еще 2 — Надлежащая практика оптовой реализации лекарственных средств (Good Distribution Practice — GDP) и Надлежащая аптечная практика (Good Pharmaceutical Practice — GPP), элементом которой является фармацевтическая опека. В свете новых тенденций на провизора возлагается обязанность обеспечить пациента не только качественными лекарственными средствами, но и содействовать их рациональному использованию. Когда посетитель приходит в аптеку в поисках препарата для лечения нарушений самочувствия и симптомов, распознанных им самим (то есть без диагноза врача), фармацевт, опираясь на свое образование, опыт и специальные знания, выполняет контрольную функцию.

Зачастую с симптомами, которые кажутся незначительными (например насморк) или требуют экстренного симптоматического лечения (боль внизу живота и частое мочеиспускание), пациенты обращаются за рекомендациями сразу в аптеку

Для осуществления фармацевтической опеки при отпуске безрецептурных препаратов провизору необходимо установить, для лечения какого именно симптома приобретается лекарственное средство и не является ли данный симптом проявлением заболевания, требующего обязательного врачебного вмешательства. На основании ответов посетителя фармацевт может помочь выбрать оптимальный препарат.

Фармацевтическая опека включает также рекомендации и консультации для пациента относительно выбора оптимальной лекарственной формы и способа введения; правил использования разнообразных лекарственных форм; особенностей дозирования; взаимодействия препарата с другими лекарственными средствами, пищей, алкоголем; оптимального для приема времени суток; возможных побочных эффектов; условий хранения лекарства.

Чтобы грамотно осуществлять фармацевтическую опеку, провизору необходимо уметь инициировать диалог с посетителем, задавать ключевые вопросы для выяснения его состояния, распознавать симптомы распространенных заболеваний. Задав 3–4 ключевых вопроса, фармацевт может определить, допустимо ли в данном случае самолечение. При продолжающихся неблагоприятных симптомах, а также при выявлении «угрожающих» признаков очень важно уметь убедить пациента в необходимости проконсультироваться с врачом. Большое значение имеет умение предоставлять информацию о лекарственных средствах в доступной для посетителя форме.

Задача фармацевта с позиции осуществления фармацевтической опеки — помогать пациентам осуществлять ответственное и адекватное самолечение.

ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

Зачастую именно успешный европейский опыт другие страны стараются перенять. Секрет заботы о пациенте в развитых европейских странах — в системе страхования. В странах — членах ЕС функционируют разнообразные системы медицинского страхования. В рамках системы организации государственного медицинского страхования (которое в большинстве случаев является обязательным) основную ответственность за предоставление медицинской помощи несет правительство. Строгий контроль за отпуском рецептурных препаратов, а также система возмещения (препарат можно получить по неполной цене, предъявив рецепт) способствуют тому, что пациенты, как правило, обращаются к врачу.

Вместе с тем взаимоотношения «врач — пациент — провизор» неразрывно взаимосвязаны. Например, во Франции для контроля обращения лекарственных средств разработана единая компьютерная система «Logiciel de gestion officinale», которая позволяет облегчить схему взаимодействия «врач — фармацевт — пациент». В программе содержится вся информация о пациенте: возраст, история болезни, какие препараты применяет, склонность к аллергии, координаты врача и т.п. И если пациент покупает лекарство, к которому у него есть противопоказания или оно может негативно взаимодействовать с другими препаратами, компьютер отреагирует сигналом тревоги.

В Европе роль фармацевта широка. Он не только отпускает лекарственные средства по рецепту и осуществляет консультацию, но и отслеживает ход лекарственной терапии, осуществляет фармацевтическую опеку при самолечении. Перечень услуг аптек может включать другие сервисы, например:

  • сбор лекарств для последующей безопасной утилизации (Испания, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Великобритания, Венгрия, Италия, Норвегия, Польша, Румыния, Швеция, Швейцария);
  • диагностические услуги, что способствует выявлению заболевания на ранней стадии (контроль уровня сахара в крови, холестерина и т.п.), например, в Чехии, Италии, Испании в аптеке можно пройти тест на ВИЧ;
  • вакцинация доступна в ряде аптек Дании, Финляндии, Великобритании, Португалии, Швейцарии.

КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА В УКРАИНЕ?

Глобальные изменения и мировые тренды в сфере здравоохранения и фармации, безусловно, затронули и Украину. В нашей стране предпринимаются шаги по подготовке к переходу на страховую медицину (полный переход запланирован к 2020 г.), внедрены протоколы лечения, которыми врач может руководствоваться в своей повседневной работе. Аптеки рассматриваются как учреждения здравоохранения, где пациент может получить фармацевтическую помощь. На фармацевтов возлагается важная роль в проведении разъяснительной работы, направленной на корректное применение лекарственных средств. В помощь фармацевтам ГП «Государственный экспертный центр МЗ Украины» и кафедра клинической фармации Национального фармацевтического университета (НФаУ) разработали Протоколы провизора (фармацевта), утвержденные приказом от 11.10.2013 г. № 875.

Важный вклад в процесс обучения и повышения квалификации вносят компании-производители, ведь именно знания и профессиональный опыт лежат в основе грамотной фармацевтической опеки. Так, немецкая компания «Бионорика» активно поддерживает инициативы, позволяющие повысить уровень знаний и навыков, необходимых для осуществления фармацевтической опеки (проекты «Эксперт в фитотерапии» и «Phytothek Training room»).

При фармацевтической опеке работнику аптеки важно правильно оценить симптомы, а также грамотно порекомендовать препарат, ответить на вопросы, аргументировать выбор

Зачастую ответственное самолечение и, как следствие, фармацевтическая опека при отпуске безрецептурных препаратов имеют место при простуде, насморке, боли при мочеиспускании, когда требуется экстренная помощь. Как провизору вести себя, если посетитель аптеки обращается за консультацией с такими симптомами, и как грамотно осуществить фармацевтическую опеку?

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОПЕКА ПРИ РИНИТЕ

Фармацевтическая опека. Помогаем пациенту справиться с распространенными заболеваниямиНасморк может быть симптомом острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ) или проявлением аллергии. Важно понимать, что если симптом неправильно лечить, это может привести к осложнениям. При фармацевтической опеке работнику аптеки важно правильно оценить симптомы (в том числе, нет ли таких, которые требуют немедленного обращения к врачу), а также грамотно порекомендовать препарат, ответить на вопросы, аргументировать выбор. Сориентироваться в такой ситуации помогут протоколы провизора «Симптоматическое лечение ринита», а также «Профилактика простуды и ОРВИ», «Симптоматическое лечение аллергии».

Прежде всего важно выяснить, у кого возникла проблема (взрослый/ребенок), как давно по­явились симп­томы и какие меры уже были предприняты до визита в аптеку. Также необходимо уточнить, какие симптомы беспокоят. Часто жалуются на заложенность и выделения из носа. Прежде, чем что-то порекомендовать, важно выяснить, нет ли у пациента «угрожающих» симптомов: жар (температура тела выше 38,5 °C), неприятный запах из носа, кровянистые или гнойные выделения из носа, длительная боль в области лба или переносицы, выделения из одного носового хода (особенно у детей), сочетание ринита с кашлем на протяжении более 1 нед, что сопровож­дается приступами удушья, слабостью, гнойной и кровянистой мокротой. Если у пациента есть такие симп­томы (один или несколько), необходимо направить его к врачу, который поставит диагноз и назначит лечение.

Если выделения из носа появились недавно (до 3 дней), они водянистые и без особенностей, фармацевт может порекомендовать средство для лечения ринита и помочь подобрать наиболее удобную для пациента форму.

СИНУПРЕТ® и КАНЕФРОН® Н входят в протоколы провизора как безрецептурные препараты, рекомендованные для симптоматического лечения: СИНУПРЕТ® — ринита, а КАНЕФРОН® Н — заболеваний почек и мочевыводящих путей (согласно протоколам провизора*)

Следует отметить, что ринит может быть симп­томом аллергии. Поэтому важно выяснить, нет ли у посетителя аптеки других признаков аллергической реакции: чихание, зуд и покраснение глаз, зуд и высыпания на коже. Если таковые имеются, пациенту следует посоветовать обратиться к врачу для уточнения диагноза и назначения лечения. Провизор также может рекомендовать противоаллергические препараты для облегчения симптомов.

Зачастую выделения из носа и ощущения заложенности оказываются одним из симптомов ОРВИ. В такой ситуации целесообразным будет порекомендовать фитопрепарат с комплексным действием СИНУПРЕТ®, который включен в клинический протокол «Симптоматическое лечение ринита»*. В состав СИНУПРЕТА входят 5 экстрактов — корня генцианы, цветков первоцвета и бузины, травы щавеля и вербены. Важно отметить, что данная лекарственная комбинация также входит в перечень препаратов, рекомендованных для назначения врачом при остром риносинусите (согласно унифицированному клиническому протоколу первичной, вторичной (специализированной) и третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи «Острый риносинусит»), что является еще одной дополнительной мотивацией в пользу рекомендации СИНУПРЕТА.

СИНУПРЕТ® восстанавливает естественную работу слизистой оболочки носовой полости, нормализует реологию секрета и ускоряет процесс самоочищения слизистой оболочки. СИНУПРЕТ® облегчает носовое дыхание и уменьшает выраженность головной боли (Савватаева Д., 2010), устраняет отек и воспаление, а также нормализует защитную функцию эпителия дыхательных путей, что предупреждает осложнения и рецидивы.

Важным преимуществом является то, что брэнд СИНУПРЕТ® представлен в различных формах выпуска (таблетки, капли, сироп), что позволяет подобрать удобный вариант для каждого пациента. Кроме того, СИНУПРЕТ® могут применять как взрослые, так и дети. Свою форму выпуска можно подобрать даже для самых маленьких. Так, СИНУПРЕТ® в форме капель и сиропа можно применять у детей с 2 лет. А взрослые и дети с 12 лет могут попробовать усиленную форму СИНУПРЕТА в таблетках — СИНУПРЕТ® ФОРТЕ, а также новинку СИНУПРЕТ® ЭКСТРАКТ.

Изюминкой новой формы выпуска является то, что СИНУПРЕТ® ЭКСТРАКТ содержит сухой экстракт из растительной смеси, в то время как СИНУПРЕТ® ФОРТЕ — высушенные лекарственные растения в форме порошка. Кроме того, если в 1 таблетке СИНУПРЕТ® ФОРТЕ содержится 156 мг растительной смеси, то в СИНУПРЕТ® ЭКСТРАКТ концентрация в 4 раза выше — 720 мг растительной смеси, из которой получают 160 мг сухого экстракта (Meißner T., 2013). Важно отметить, что СИНУПРЕТ® ЭКСТРАКТ показан при острых неосложненных воспалительных заболеваниях околоносовых пазух (острые неосложненные риносинуситы).

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОПЕКА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ МОЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ

Фармацевтическая опека. Помогаем пациенту справиться с распространенными заболеваниямиИнфекции мочевыводящих путей — целый ряд заболеваний, различающихся в зависимости от того, где локализован воспалительный процесс. При осуществлении фармацевтической опеки важно правильно оценить состояние посетителя аптеки.

На необходимость обращения к врачу указывают такие симптомы, как боль внизу живота, частые позывы к мочеиспусканию, которые: появились внезапно; после переохлаждения; сопровождаются повышением температуры тела, изменениями внешнего вида мочи (помутнение, появление осадка, розового цвета), отеком век, нижних конечностей. Боль внизу живота и диз­урические явления могут быть связаны с развитием заболевания почек или мочевыводящих путей (либо обострением заболевания). Поэтому для уточнения диагноза и назначения лечения следует обратиться к врачу. В случае если пациент принимает нестероидные противовоспалительные или антинеопластические препараты, подобные симптомы могут быть связаны с побочным действием этих лекарств. Для уточнения этого также следует проконсультироваться с врачом.

В то же время, приходя в аптеку с неприятными симптомами, которые вносят существенный дискомфорт в повседневную жизнь, пациент нуждается в помощи, которую фармацевт обязан оказать. Так, для облегчения симптомов можно порекомендовать препарат на растительной основе с комплексным действием КАНЕФРОН® Н, который входит в клинический протокол «Симп­томатическое лечение заболеваний почек и мочевыводящих путей»*.

В состав этого препарата входят растительные экстракты травы золототысячника, корня любистка, листьев розмарина, которые проявляют противовоспалительное, антиоксидантное, спазмолитическое и обезболивающее действие, а также антибактериальный и диуретический эффекты. КАНЕФРОН® Н представлен в 2 формах выпуска — таблетки и капли, которые могут применять взрослые и дети с 12 лет. Производителем КАНЕФРОНА Н является известная во всем мире немецкая фитониринговая компания, которая при изготовлении своих препаратов придерживается строгих стандартов контроля качества на каждом этапе — от выращивания растительного сырья до упаковки готовых лекарственных средств. Также важными аргументами в пользу рекомендации данного препарата являются благоприятный профиль безопасности и весомая научная база с позиций доказательной медицины. КАНЕФРОН® Н — один из самых изученных препаратов в группе лекарственных средств для лечения почек и заболеваний мочевыводящих путей.

Также при заболеваниях мочевыводящих путей уместно порекомендовать придерживаться диеты: избегать острой еды и крепких напитков, ограничить потребление жирного мяса и рыбы, жареных блюд, пить много воды.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За последние десятилетия фокус деятельности фармацевта претерпел существенные изменения, сместившись с изготовления и продажи лекарственных средств на предоставление фармацевтических услуг и актуальной информации.

Зачастую с симптомами, которые кажутся незначительными (например насморк) или требуют экстренного симптоматического лечения (боль внизу живота и частое мочеиспускание), пациенты обращаются за рекомендациями сразу в аптеку. В рамках данной публикации мы рассмотрели, что важно выяснить фармацевту, чтобы помочь посетителю аптеки, какие вопросы задавать, и какие лекарственные средства уместно рекомендовать, осуществляя фармацевтическую опеку при отпуске безрецептурных препаратов, на примере препаратов компании «Бионорика» — СИНУПРЕТ® и КАНЕФРОН® Н. Оба они входят в протоколы провизора как безрецептурные препараты, рекомендованные для симптоматического лечения: СИНУПРЕТ® — ринита, а КАНЕФРОН® Н — заболеваний почек и мочевыводящих путей (согласно протоколам провизора*).

Это препараты, изготовленные на основе растительного сырья, которые уже давно присутствуют на рынке и успели хорошо зарекомендовать себя как среди специалистов здравоохранения, так и среди фармацевтов. Предпочтения потребителей подтверждает рейтинг продаж препаратов в аптеках.

Екатерина Дмитрик,
список использованной литературы
находится в редакции

*Клинические протоколы изложены в практическом пособии «Фармацевтическая опека» под редакцией проф. И. Зупанца и проф. В. Черныха, 2017 г. (рекомендовано Экспертной проблемной комиссией «Клиническая фармакология и клиническая фармация» МЗ Украины и НАМН Украины (протокол от 23.02.2017 г. № 1), ученым советом НФаУ (протокол от 2.02.2017 г. №6)).

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

СИНУПРЕТ®. Состав. Корень горечавки, цветки первоцвета с чашечкой, трава щавеля, цветки бузины, трава вербены. Лекарственная форма. Таблетки, капли, сироп. Фармакотерапевтическая группа. Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях. Код АТС R05X. Показания к применению. Острые и хронические воспалительные заболевания придаточных пазух носа. Противопоказания. Повышенная чувствительность к любому из действующих или другим компонентам препарата, к другим видам первоцвета, а также язва. Побочные реакции. Нечасто отмечают случаи желудочно-кишечных расстройств, включая боль в желудке, тошноту, диарею, рвоту, дискомфорт в животе. Также возможны реакции повышенной чувствительности, включая сыпь, покраснение кожи, зуд, крапивницу, отек Квинке, одышку, припухлость лица. При возникновении каких-либо побочных реакций следует прекратить применение препарата и обязательно обратиться к врачу. Производитель. «Бионорика СЕ». Р.с. UA/4373/02/01 от 31.03.2016 до 31.03.2021 г.; UA/4373/01/01 от 06.04.2016 до 06.04.2021 г.; UA/4373/04/01 от 24.07.2015 до 24.07.2020 г.

СИНУПРЕТ® ЭКСТРАКТ. Состав. Корень горечавки, цветки первоцвета с чашечкой, трава щавеля, цветки бузины, трава вербены. Лекарственная форма. Таблетки. Фармакотерапевтическая группа. Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях. Код АТС R05X. Показания к применению. Острые неосложненные воспалительные заболевания придаточных пазух носа (острые неосложненные риносинуситы). Противопоказания. Повышенная чувствительность к любому из действующих или другим компонентам препарата. Язва желудка или двенадцатиперстной кишки. Побочные реакции.Со стороны пищеварительной системы: часто наблюдаются тошнота, метеоризм, диарея, сухость во рту, боль в желудке. Со стороны иммунной системы: редкие локальные реакции повышенной чувствительности кожи (например сыпь, покраснение, зуд), а также возможные системные аллергические реакции (например отек Квинке, одышка, припухлость лица). Со стороны нервной системы: редкие головокружения. При возникновении каких-либо побочных реакций следует прекратить применение препарата и обратиться к врачу. Производитель. «Бионорика СЕ». Р.с. UA/15267/01/01 от 15.08.2016 до 15.08.2021 г.

КАНЕФРОН® H. Состав. Трава золототысячника, корень любистка, листья розмарина. Лекарственная форма. Капли, таблетки. Фармакотерапевтическая группа. Средства, применяемые в урологии. Код АТС G04В Х50**. Показания. Для комплексного лечения воспалительных заболеваний мочевыводящих путей. Профилактика образования мочевых камней, в том числе и после их удаления. Противопоказания. Повышенная чувствительность к компонентам препарата или другим растениям семейства Зонтичных (Apiaceae), например анису, фенхелю, и к анетолу (то есть компоненту эфирных масел, содержащихся, например в анисе и фенхеле). Язвенная болезнь в стадии обострения. Отеки вследствие сердечной недостаточности или нарушения функции почек и/или при уменьшенном потреблении жидкости. Побочные реакции. Часто отмечают нарушения со стороны пищеварительного тракта (тошнота, рвота, диарея). Могут возникать аллергические реакции при повышенной чувствительности к составляющим компонентам препарата, включая сыпь, крапивницу, зуд, гиперемию кожи. В случае возникновения любых нежелательных реакций следует прекратить применение препарата и обратиться к врачу. Производитель.«Бионорика СЕ». Р.с. UA/4708/01/01 от 22.12.2016 до 22.12.2021 г.; UA/4708/02/01 от 22.12.2016 до 22.12.2021 г.

КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ПАЦИЕНТОМ? МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Фармацевтическая опека. Помогаем пациенту справиться с распространенными заболеваниямиНе секрет, что зачастую в Украине пациенты, минуя поход к врачу, обращаются за консультацией сразу в аптеку. Возможно виной ментальность, нежелание тратить время в очереди, недостаточно серьезное отношение к своей проблеме, предыдущий опыт лечения (а также рекомендации родных и знакомых). Чтобы разобраться в этой теме, мы попросили прокомментировать данную ситуацию Владимира Кравчука, психолога, директора Международного центра психологии Н. Холоденко.

Поход к врачу для пациента является стрессом в условиях, сложившихся на данный момент в стране. Когда пациент планирует посетить государственное медицинское учреждение (больница, поликлиника), он сразу же оказывается перед стеной противостояния желаемого и действительности.

Регистратура, очередь, время приема и т.д. Все ведет к потере самого ценного ресурса — времени. Порой, чтобы попасть к врачу, необходимо посетить ту же поликлинику несколько раз. А в современном мире свободного времени порой хватает только у лиц пенсионного возраста.

Если же «повезло», и пациент записался на прием, то появляется новая опасность — огромное количество других пациентов в одном узком коридоре, от которых вдобавок к своему малоприятному состоянию можно заполучить и другие инфекции. Особенно осторожно к этой ситуации относятся родители маленьких детей школьного и дошкольного возраста.

Интерьер и сервис государственных медучреждений, даже при всем уважении к высокой квалификации врачей, тоже добавляет стресса. Все это вместе с другими известными факторами не способствует лечению пациента.

Что касается более обеспеченной части населения, то даже при наличии достаточной суммы на платные частные медицинские учреждения, у делового человека очень ограничено время.

Именно поэтому более 70% пациентов обращаются в первую очередь напрямую к провизору в аптеку, в обход врачей. Рассчитывая при этом не только приобрести препараты, но и получить качественную быструю консультацию. Посетителю важно экспертное мнение фармацевта. Ведь человек в белом халате за окошком в аптеке всегда в курсе последних новинок, постоянно общается с пациентами со схожими проблемами и точно знает, что идеально подойдет посетителю в каждой конкретной ситуации. Чтобы оправдать доверие пациента-клиента, да и самому быть уверенным в своей рекомендации, лучше полагаться на известные, проверенные временем препараты с доказанной клинической базой.

Как психолог, не рекомендую считать деньги посетителя. Забота проявляется не в экономии его денег, а в высоком эмоциональном тоне провизора, позитивном отношении, которое уже с самого начала разговора с пациентом помогает процессу его выздоровления, и, конечно же, в подборе эффективного препарата, который в результате вернет пациенту здоровье. В итоге — посетитель вернется в аптеку сам и будет рекомендовать ее другим.

 

ТОК-ШОУ ЗА УЧАСТЮ ЕКСПЕРТІВ ГАЛУЗІ — НОВИЙ ФОРМАТ ДЛЯ ОБГОВОРЕННЯ АКТУАЛЬНИХ ДЛЯ ПРОВІЗОРІВ ТЕМ

Навчальна програма для провізорів та фармацевтів «Експерт з фітотерапії», яка реалізується за підтримки компанії «Біонорика», постійно удосконалюється. І цей рік не став винятком. Восени стартував новий формат заходів для обговорення актуальних для щоденної діяльності провізора тем. Це доволі незвичний та сміливий для світу Фарми формат — ток-шоу.

Проведено ток-шоу в таких містах, як Київ, Львів, Харків, Дніпро, із загальною участю 580 фармацевтів. Тема проведених заходів — «Якість лікарських засобів і не тільки…».

До участі в ток-шоу було запрошено експертів:

  • Ігоря Зупанця, доктора медичних наук, професора, завідувача кафедри клінічної фармакології та клінічної фармації НФаУ;
  • Михайла Пасічника, експерта фармацевтичного ринку, кандидата фармацевтичних наук;
  • Володимира Кравчука, генерального директора Міжнародного центру психології Н. Холоденко, сертифікованого консультанта у сфері позитивної психології, члена Всесвітньої асоціації позитивної психотерапії, експерта в управлінні персональним брендом і бізнес-брендом.

Такий склад експертів підібрано не випадково, адже провізор — це фахівець, до якого дуже часто пацієнт звертається за рекомендацією. Тому багато уваги було приділено обговоренню специфіки роботи провізора та взаємодії з пацієнтом. Відповідальність провізора як фахівця, який може проконсультувати та порекомендувати безрецептурний препарат, дуже висока. Як розібратися в цьому «морі препаратів», які стандарти здатні допомогти провізору запропонувати оптимальне рішення, як грамотно донести інформацію до пацієнта про препарат і багато інших питань стали приводом для обговорення з експертами.

ЧИМ ЦІКАВИЙ НОВИЙ ФОРМАТ?

Ток-шоу — доволі нестандартний підхід до обговорення питань, актуальних для щоденної професійної діяльності провізорів. Такий формат дозволяє поглянути на питання з різних точок зору. Ось чому до участі в ток-шоу було запрошено «лідерів думок». Гості ток-шоу, фармацевти з обох підключених міст активно долучалися до дискусії, ставили питання та ділилися історіями із своєї практики.

Нестандартне подання інформації, можливість живого спілкування гостей заходу та експертів з різних сфер, обговорення дійсно актуальних та важливих у щоденній професійній діяльності фармацевтів тем — такі основні риси ток-шоу. Такий підхід викликав надзвичайний інтерес з боку слухачів — провізорів та фармацевтів.

У планах на першу половину 2018 р. — проведення ще 7 заходів у форматі ток-шоу в різних містах та охоплення інших актуальних тем.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи