По мнению большинства нейробиологов, интеллектуальный потенциал человека в значительной степени определяется размерами и количеством нейронов в гиппокампе (участок, ответственный за память и обучение) и передними долями головного мозга (отвечают за рациональное мышление, самодисциплину и силу воли). Однако согласно анализу больших объемов статистических данных взаимосвязь между объемом отдельных частей головного мозга и умственными способностями как минимум преувеличена.
Ученые из Университета Гёте (Goethe University), Германия, выявили более значимый показатель, влияющий на когнитивные способности человека, — количество межнейронных связей между разными областями головного мозга. Результаты исследования опубликованы в журнале «Scientific Reports».
Руководитель исследования Кирстен Хильгер (Kirsten Hilger) отметила, что в эксперименте участвовали более 300 добровольцев, которым провели функциональные МРТ-исследования. Этот тип диагностики головного мозга позволяет фиксировать как количественные показатели (активность нервных клеток и межнейронных связей), так и статическую информацию (размер и объем отдельных структур головного мозга). Каждый участник также прошел несколько тестов на определение ключевых показателей интеллекта: памяти, внимания, логического и абстрактного мышления.
Согласно полученным данным лучшие результаты показали люди не с наибольшими размерами определенных структур головного мозга, а те, у кого были более развиты и активны межнейронные связи. Это проявлялось в нейронной активности на 2 участках: между лобными долями и участком префронтальной коры головного мозга, а также между теменной, височной долями и гиппокампом. В первом случае высокие функциональные показатели позволяют быть более организованным и дисциплинированным, что позитивно влияет на работоспособность и способность к обучению. Во втором — хорошая межнейронная связь между тремя структурами позволяет человеку лучше воспринимать, обрабатывать и запоминать полученную информацию.
По мнению К. Хильгер, головной мозг правильнее воспринимать как компьютер, состоящий из нескольких модулей, которые постоянно обмениваются информацией между собой. В электронных системах хорошая связь между обычными модулями будет значительно продуктивнее, чем в компьютере с 1–2 мощными элементами, но с низкой общей скоростью обмена информации. Примерно такой же принцип действует и с центральной нервной системой человека.
Приятным выводом этого исследования является то, что межнейронную связь можно постепенно развивать, тренируя головной мозг дополнительной умственной деятельностью и регулярной работой над непростыми когнитивными и творческими задачами. При этом так же влиять на количество нейронов и размер определенных участков головного мозга не выйдет — эти показатели генетически запрограммированы и в течение жизни практически не меняются.
По материалам www.sciencedaily.com
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим