Группа компаний «Биокон»: в единении — сила!

В преддверии юбилейного рейтинга «ФармЭксперт–2006» редакция «Еженедельника АПТЕКА» продолжает дискуссию на тему «Пути развития оптового и розничного секторов фармацевтического рынка Украины» и приглашает к обсуждению актуальных вопросов всех его участников. Предлагаем респондентам поделиться своими взглядами на прошлое, настоящее и будущее отечественного фармацевтического бизнеса с позиции, занятой компанией на рынке.
Одной из первых на приглашение откликнулась группа компаний «Биокон». На вопросы «Еженедельника АПТЕКА» ответили исполнительный директор группы компаний «Биокон» Олег Курченко (О.К.) и директор департамента розничного бизнеса «Аптеки Биокон» Галина Хасянова (Г.Х.).

Олег Курченко
Олег Курченко

– Олег Владимирович, как бы Вы определили роль и миссию группы компаний «Биокон» на современном фармацевтическом рынке Украины?

– наша компания является одним из лидеров по объему и спектру предоставляемых услуг, включая практически все звенья между производителем и потребителем, в том числе такие, как логистический сервис, обслуживание таможенного склада, дистрибьюция фармацевтической продукции, анализ рынка и регистрация препаратов, промоция лекарственных средств силами медицинских представителей, отправка лекарственных средств почтой (почтовый проект), интернет-аптека, розничная сеть.

Есть компании, которые построили более мощные розничные сети, чем на сегодняшний день имеет «Биокон», есть и такие дистрибьюторы, которые имеют больший оборот и обслуживают много клиентов. Однако если рассматривать весь спектр услуг, которые предлагает «Биокон» на фармацевтическом рынке, то ни одна из компаний, работающих в Украине, подобного набора сервисов не предоставляет.

– Как прошел 2006 г.? Чего достигла группа компаний «Биокон», какие наиболее значимые события произошли за этот период?

О.К.: Мы приняли новую программу развития компании, в рамках которой уже имеется ряд достижений. В частности, мы начали активное строительство и открытие филиалов, региональных представительств. Этот процесс идет успешно. Например, наш оборот в Донецке вырос почти на 1000% за счет открытия регионального филиала. Нам удалось скоординировать деятельность всех компаний, входящих в группу и занимающихся разными видами бизнеса для решения общих задач. И такая координация — главное достижение 2006 г.

Кроме того, мы заключили стратегические договора о сотрудничестве с целым рядом западных компаний, включающие полное их обслуживание.

Одно из наиболее значимых событий 2006 г. для нас — получение долгосрочного и выгодного кредита у одной из структур мирового банка — International Financial Corporation (IFC). Он будет направлен на расширение спектра наших услуг и улучшение качества сервиса. И освоение этого кредита уже началось.

За прошедший год увеличились наш товарооборот и количество клиентов.

– Переходя к дискуссии о перспективах развития фармацевтического рынка Украины, хотелось бы узнать Ваше мнение: какая форма развития дистрибьюторских компаний более перспективна — вертикальная интеграция или горизонтальная консолидация?

О.К.: Если говорить о «Биоконе», то вертикальная интеграция — это путь, который группой практически пройден, потому что ныне мы осуществляем весь спектр работ и услуг между производителем и потребителем от «А» до «Я», и в этом наше отличие от других компаний, которые работают на фармацевтическом рынке.

Что касается горизонтальной консолидации — то это естественный процесс экстенсивного и интенсивного роста каждого из бизнесов, которые входят в структуру группы компаний «Биокон», и решение этой задачи возможно только при условии качественного взаимодействия между всеми подразделениями группы и эффективного управления каждым из них.

– Какому пути развития Вы отдали бы препочтение?

Г.Х.: Оказание всего комплекса услуг — вот такой путь я считаю оптимальным. По крайней мере, каждое направление чувствует себя увереннее, когда имеет в рамках предприятия все структуры: у розничной сети есть поставщик; у оптового бизнеса — свой потребитель; промо-компания работает и на опт, и на розницу. И все эти бизнесы хорошо интегрированы и поддерживают друг друга.

О.К.: Существует и другая стратегия развития: есть компании, которые сосредоточились на одном-двух видах бизнеса и достигли значительных успехов в своем деле. И преимущество их в том, что все силы и средства направлены на развитие в одном направлении. Безусловно, это их козырь и такие компании получают шанс на опережение в краткосрочном прогнозе. Но в долгосрочном плане такие компании более подвержены кризису, менее устойчивы, поскольку такой вид бизнеса не так диверсифицирован, и степень влияния различных рисков, как внешних, так и внутренних, возрастает.

Мы уверены, что благодаря диверсификации и структурным подразделениям, входящим в группу компаний «Биокон», предоставляя различный сервис на всех этапах от производства до потребления, мы создали очень прочную структуру, потому вполне можем заниматься ее ростом и развитием составляющих.

– Как Вы считаете, насколько реально появление на фармацевтическом рынке Украины розничного оператора национального масштаба — то есть некоего легко узнаваемого брэнда, который своей развитой сетью охватывал бы большинство регионов страны? И насколько такой брэнд необходим?

Г.Х.: Безусловно, на фармацевтическом рынке существует тенденция к укрупнению розничной сети — и в этом есть большие преимущества. Однако надо понимать, что это очень трудно — создать обширную сеть, которая бы охватывала всю Украину, и еще сложнее — управлять такой сетью, координировать действия внутри нее. Поэтому в ближайшее время появление единого национального оператора розничного рынка маловероятно. А монополизация рынка вряд ли вообще возможна — страна большая (свыше 45 млн населения) и учесть интересы всех регионов в рамках работы одного оператора очень непросто. Он может быть представлен в разных регионах — где-то в большей степени, где-то в меньшей, но чтобы он завтра же стал монополистом — практически нереально.

Галина Хасянова
Галина Хасянова

– Галина Петровна, как Вы считаете, возможно ли, чтобы один логистический оператор обеспечивал доминантную часть ассортимента аптеки? Это хорошо или плохо?

Г.Х.: Это замечательно, когда аптека имеет одного поставщика. Но ассортимент продукции постоянно меняется и на рынке пока нет единого оператора, способного удовлетворить все потребности аптеки. Хорошо ли это? Да, хорошо, потому что монополизм — это ухудшение сервиса и повышение цен. Розничные сети и точки всегда выигрывают, когда есть много желающих работать с ними, поскольку с каждым днем повышаются требования потребителя к качеству услуг, а розничные точки, в свою очередь, повышают требования к дистрибьютору.

Ассортимент, своевременность доставки, сервис должны быть на должном уровне. Покупатели предъявляют высокие требования к нам, розничным сетям, а мы, соответственно, предъявляем повышенные требования к дистрибьюторам. Этому уровню тоже надо соответствовать в полной мере — и пока на фармацевтическом рынке не много таких операторов.

Хотя, повторюсь, это замечательно, когда с аптекой работает один дистрибьютор. Но единый оператор на всю страну не нужен и вряд ли возможен. Пусть дистрибьюторы борются за розничный бизнес так же, как мы, его представители, боремся за каждого покупателя. И от этого, в первую очередь, выиграет именно потребитель.

— Так каковы же пути развития оптового и розничного секторов фармацевтического рынка Украины — в прошлом, настоящем и будущем?

О.К.: В разных странах особенности фармацевтического рынка предполагают разную роль производителей и дистрибьюторов в формировании рынка как такового. Не секрет, что, например, российский фармацевтический рынок развивается, прежде всего, под влиянием крупнейших дистрибьюторов, являющихся законодателями мод и определяющих правила игры на нем. В Украине эту функцию стали выполнять производители. Последствием такого исторического пути, по сравнению со многими западными странами и Российской Федерацией, является то, что сейчас производители несколько недооценивают дистрибьюторские и розничные компании и их возможности. Оговорюсь — это частное мнение.

Исходя из этого, мы поставили перед собой одну довольно амбициозную, но очень интересную и перспективную задачу. Речь идет о сотрудничестве с другими розничными сетями по созданию общих программ, проведению совместных акций, маркетинговых мероприятий, к которым могут быть привлечены те или иные производители по их желанию. Такое сотрудничество должно быть выгодным всем на украинском рынке: производителям, розничным сетям и потребителям.

Мы бы очень хотели, чтобы удельный вес и значимость розничных сетей на нашем рынке увеличивались, потому что именно это — места, в которых человек приобретает фармацевтическую продукцию, именно вокруг этого священнодействия и развивается все остальное — производитель производит, дистрибьютор поставляет, склад хранит.

Г.Х.: Все это делается для того, чтобы в аптеке встретились препараты, изделия медицинского назначения и т.п., и покупатель — человек, которому они нужны. Вся эта цепочка, все эти люди работают именно ради него.

Мы приглашаем к сотрудничеству, обмену опытом. Проводим семинары, встречи, вырабатываем общую политику, приемлемые для всех подходы.

Работа эта начата совсем недавно, но уже целый ряд розничных сетей заинтересован нашим предложением о консолидации действий в работе с производителем и потребителем. И тут совершенно не важны регионы, не нужно быть единым монополистом, общенациональным оператором — надо находить общий язык и двигаться в одном направлении с другими операторами рынка, которые работают в разных регионах.

— Каким вы видите 2007 г.?

Г.Х.: В этом году мы настроены много и упорно работать, в первую очередь совершенствуя маркетинг, проводя изучение потребностей наших клиентов, работая с лечебными учреждениями, внедряя новые препараты, расширяя розничную сеть и виды услуг, а также ассортимент продукции.

О.К.: Наш блиц-прогноз состояния фармацевтического рынка в 2007 г. таков:

  • Рост фармацевтического рынка замедлится по сравнению с предыдущими годами. Причина этого — высокие инфляционные ожидания населения и повышение затрат на другие сферы жизни (жилье, коммунальные услуги, обучение и т.д.). Мы наблюдаем четкую корреляцию между уровнем доходов населения и объемом фармацевтического рынка, поэтому, к сожалению, оптимистические прогнозы на 2007 г. не оправдаются.
  • На рынке будет происходить дальнейшая консолидация крупнейших игроков. Вокруг них будет концентрироваться весь объем и спектр услуг, который существует на рынке. Этот процесс, с одной стороны, закономерен и необходим, с другой — у него есть свои отрицательные характеристики: чем жестче конкуренция, тем выше уровень сервиса, который каждый из игроков стремится предложить своему клиенту и, в конечном счете, потребителю. Но чрезмерная консолидация может привести к диктату, монополизации и, как следствие, — к замедлению борьбы за высокий уровень сервиса, что можно рассматривать как негативную сторону процесса.
  • Мы прогнозируем дальнейшее увеличение ассортимента в розничном бизнесе не только за счет вновь регистрируемых лекарственных средств, но и в значительной степени за счет парафармацевтики, изделий медицинского назначения, предметов гигиены.
  • Вероятнее всего, не произойдет существенного изменения количества розничных точек, собственно, его и не было за последние годы, как такового. Однако перераспределение в сторону более продвинутых, хорошо организованных, профессиональных аптек будет продолжаться, поскольку потребитель предъявляет все более и более высокие требования, которые нужно удовлетворять.
  • Кроме того, возрастет роль профессиональных качеств работников розничного рынка, повысятся требования к ним. В первую очередь востребованными будут специалисты высокого уровня, готовые к постоянному самосовершенствованию и профессиональному росту. n

Анна Проскурина

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті