Почему женщины болеют астмой чаще, чем мужчины?

06 Грудня 2017 12:06 Поділитися

По статистике Центров контроля и профилактики заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), США, у женщин приступы бронхиальной астмы отмечают в 2 раза чаще, чем у мужчин. Однако в этой статистике есть несколько нюансов.  Если посмотреть на детей, то мальчиков с этой патологией окажется в 1,5 раза больше, и только после начала периода полового созревания число женщин-астматиков начинает резко возрастать. Наконец, с наступлением менопаузы впервые бронхиальную астму у женщин практически не выявляют. Очевидно, что тут все дело в гормональном фоне: повышение уровня некоторых гормонов может повышать восприимчивость организма к аллергенам.

Бронхиальная астма возникает из-за гипертрофированной реакции иммунных клеток (так называемых врожденных лимфоидных клеток 2-го типа), которые находятся в легочной ткани. В легких мышей их очень мало: всего 10 тыс. на 10 млн других клеток. Функция этих лимфоидных клеток чрезвычайно важна: они должны защищать организм от патогенов, которые животные и люди вдыхают вместе с воздухом.

Однако порой так случается, что лимфоидные клетки 2-го типа запускают сильную защитную реакцию в ответ на совершенно безобидные частицы. Иногда эти клетки попадают в кровяное русло, так что их количество можно примерно подсчитать, проведя обычный анализ крови. Исследователи из Университета Вандербильта (Vanderbilt University), США, сравнили их число в крови у мужчин и женщин с бронхиальной астмой и оказалось, что у женщин этих иммунных клеток действительно намного больше. Результаты исследования ученых опубликованы в журнале «Journal of Allergy and Clinical Immunology».

Затем ученые перешли к экспериментам с мышиными иммунными клетками, чтобы сравнить, как они размножаются в зависимости от возраста индивидуума. Выяснилось, что легочные иммунные клетки, которые запускают астматические приступы, у самок делятся активнее, и столь же активно они делятся у неполовозрелых мышей вне зависимости от их пола.

У ученых возникло предположение, что все дело в активности половых гормонов. Действительно, 5α-дигидростерон, который образуется в тканях мужского организма из тестостерона, уменьшает количество астматических иммунных клеток. Иными словами, тестостерон и его производное в прямом смысле не дают иммунитету развивать полноценную бронхиальную астму, и именно поэтому у половозрелых мужчин реже ее отмечают.

И наоборот, преимущественно женские гормоны эстроген и прогестерон делают иммунные клетки более чувствительными к молекулярным сигналам, которые появляются при возникновении астматического приступа.

С наступлением менопаузы гормональный фон в женском организме меняется, в частности, прекращается синтез эстрогенных гормонов, и, возможно, поэтому у женщин с возрастом вероятность развития бронхиальной астмы снижается.

По материалам medicalxpress.com