Как мы уже писали, программа международной компании «Wal-Mart», занимающейся розничной продажей лекарственных средств (ЛС), предусматривает отпуск генерических препаратов по сниженным ценам. Одно из критических замечаний, касающихся этой инициативы сети супермаркетов, состоит в том, что компания излишне скрупулезно отобрала препараты для данной программы — всего лишь 291 из тысяч генерических ЛС. Кроме того, многие из выбранных так называемых генерических генериков производятся несколькими компаниями, а это значит, что их цена и так уже невысока. Если же не учитывать различий в силе действия, то в списке останется лишь 124 ЛС в различных дозах, например, препараты амоксициллина. Список также не включает большое количество так называемых новых генериков.
Обычно розничная цена генерических ЛС в США составляет порядка 10–30 дол. за 30-дневный курс лечения. Естественно, что цена в 4 дол., выставленная «Wal-Mart», будет импонировать многим потребителям, которые привыкли платить значительно больше за такие же лекарства. Одно время считалось, что самые низкие цены на генерики установлены в другой розничной сети супермаркетов — «Costco». Самые высокие цены на генерики отмечают в аптечных сетях «CVS» или в независимых аптеках. Корреспонденты «Wall Street Journal» поинтересовались стоимостью лечения в трех аптечных сетях, например, для упаковки 30 таблеток. При этом были отмечены такие цены (таблица).
Сравнение цен на ЛС в супермаркетах (дол. США) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дело в том, что «Wal-Mart» и другие розничные и оптовые продавцы, не говоря уж об аптеках, для увеличения выгоды часто устанавливают большую маржу между закупочными и отпускными ценами на генерики. Сейчас «Wal-Mart» решил снизить прибыль от продажи ряда препаратов-генериков как часть более широкой стратегии своего бизнеса.
Вместе с тем, Национальная ассоциация фармацевтов сообществ (National Community Pharmacists Association — NCPA), представляющая интересы владельцев свыше 20 000 аптек, утверждает, что запуск данной программы может ввести в заблуждение многих потребителей. В Ассоциации опасаются, что привлеченные рекламой в сеть «Wal-Mart» покупатели услышат, в основном, что нужных им лекарств нет в списке, либо они будут стоить дороже. В целом NCPA рассматривает эту программу как «не удовлетворяющую потребностей большинства пациентов». Ассоциация NCPA также отмечает антиконкурентный характер действий компании «Wal-Mart», печально известной «изгнанием из бизнеса провинциальных фирм путем вводящих в заблуждение методов ценообразования». Кстати, вслед за началом испытания программы «Wal-Mart» в Тампа-Бэй, штат Флорида, его конкурент — компания «Таrget» объявила, что установит такую же цену в 4 $ на 150 своих старых генерических ЛС.
У многих наблюдателей закономерно возник вопрос: а что дальше? Ведь известно, что «Wal-Mart» владеет сетью из 4000 супермаркетов в США и, казалось бы, способен подавить всех своих конкурентов. Аналитики, однако, считают, что предпринимаемые «Wal-Mart» шаги вряд ли существенно усилят конкуренцию между производителями генериков, поскольку эти цены уже являются достаточно низкими. «Данные продукты обращаются на рынке много лет, и ценовая конкуренция все это время была крайне жесткой», — отметила Кэтлин Джегер (Kathleen Jaeger), президент Генерической фармацевтической ассоциации (Generic Pharmaceutical Association), в интервью Национальной общественной радиокомпании (National Public Radio). n
По материалам
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим