|
|
— Каковы, на ваш взгляд, место, роль и задачи компании «Мегаком» на современном украинском рынке фармацевтической дистрибьюции?
Е.Б.: Сейчас «Мегаком» специализируется на нишевой дистрибьюции. В целом рыночную политику компании можно охарактеризовать так: мы ищем области медицины в Украине, в которых существует дефицит терапевтических методик или лекарственных препаратов, анализируем ситуацию на других рынках, а затем разрабатываем пути восполнения этого дефицита нашим предложением. Другими словами, мы находим потенциально востребованные на украинском рынке продукты, регистрируем их, ввозим и реализуем. Именно в этом и заключается наша роль как дистрибьютора.
— Поделитесь, пожалуйста, опытом работы, ведь определенное время у вас был обширный портфель препаратов.
В.М.: Компания «Мегаком» начала свою деятельность на фармацевтическом рынке в 1996 г. как эксклюзивный дистрибьютор компании «Хикма» (Иордания). В наши задачи входили выбор и регистрация препаратов, подбор и обучение медицинских представителей, формирование рынка этой продукции. Всего у нас было 10 продуктов, и для того, чтобы наладить их эффективную дистрибьюцию, мы расширили ассортимент компании за счет препаратов других производителей. На тот момент «Мегаком» добился определенных успехов как в регионе, так и в целом по Украине (входил в топ-30 национальных дистрибьюторов). Однако в начале 2005 г. мы провели реорганизацию бизнеса с учетом тенденций развития рынка и теперь занимаемся нашим любимым делом — представляем препараты четырех наших партнеров в Украине. Это позволило сфокусировать деятельность компании на продвижении продуктов.
— Насколько успешным для компании «Мегаком» был 2006 г.?
Е.Б.: Главным нашим достижением в минувшем году я считаю формирование успешной команды специалистов компании. Наш коллектив пополнился значительным количеством профессионалов в различных регионах Украины, компания открыла представительства в ряде городов, то есть постепенно мы расширяем географию деятельности. На протяжении прошлого года у нас появились два новых партнера — итальянская фирма «АВС» и немецкая компания «Цефак».
— Что способствует успешному развитию бизнеса компании «Мегаком» в условиях жесткой конкуренции на рынке?
|
Е.Б.: Мы, как и другие компании, работающие на рынке, стремимся, чтобы пациенты в Украине получали препараты высокого качества, затратив при этом на их приобретение меньше денег. То есть занимаемся общим делом. И не бывает такого, чтобы у двух компаний была совершенно одинаковая линейка препаратов, — пересекаемся мы, как правило, только по одному-двум продуктам.
Конкурентами для нас являются не компании и не люди, а продукты. И когда речь заходит об определенном препарате, то наши действия сродни шахматной партии — мы смотрим на стратегию конкурентов, анализируем ее сильные и слабые стороны, пытаемся, конечно же, выиграть, получить большую лояльность потребителя, чем они.
— Как Вы оцениваете перспективы интеграционных процессов на фармацевтическом рынке Украины?
Е.Б.: Для аптечного сегмента рынка характерна достаточно динамичная интеграция, что вызвано снижением рентабельности работы многих операторов. Компании, которые не увеличивают количество торговых точек, рано или поздно придут в тупик и будут вынуждены уйти с рынка. Но и период активного роста, когда сеть приобретает десятки аптек, также характеризуется общим снижением рентабельности. Уже сейчас невыгодно иметь одну аптеку, через год станет невыгодно иметь 5 аптек.
Для небольших операторов аптечного рынка остается только стратегия дифференциации, то есть они могут чем-то очень сильно отличаться от других операторов: либо сервисом, либо специализированным ассортиментом, либо географическим расположением, обеспечивающим уникальные конкурентные преимущества.
— Когда, на ваш взгляд, можно ожидать появления на фармрынке Украины розничного оператора национального масштаба? Имеется в виду узнаваемый брэнд, охватывающий развитой сетью большинство областей.
Е.Б.: В Украине для появления такого оператора сейчас созданы все предпосылки, также есть определенная информация, позволяющая предположить, что такой оператор скоро появится. И, скорее всего, не один. Через некоторое время в Украине будет уже несколько аптечных сетей национального масштаба. Наиболее перспективное направление развития аптечной розницы — это расширение географии, поскольку дальнейший рост ассортимента невозможен — у крупных аптек он уже и так достаточно велик.
В.М.: Я думаю, что у каждой крупной компании, занимающейся розничной реализацией медикаментов, есть подобные амбиции, и это было бы неплохо для украинского рынка, но, к сожалению, сейчас можно говорить только об операторах регионального уровня. Мне кажется, что в ближайшие несколько лет мы обязательно станем свидетелями появления национального оператора аптечных продаж.
— Каковы, по вашему мнению, перспективы интеграции в оптовом сегменте рынка?
Е.Б.: Процессы слияния украинских оптовиков прогнозировать довольно сложно. Скорее следует ожидать не слияния двух дистрибьюторов, а их продажи сторонней бизнес-структуре. В пользу этого предположения свидетельствуют заметные в последнее время усилия крупных оптовых компаний, направленные на повышение стоимости бизнеса и их предпродажную подготовку.
Однако покупателем будет скорее не другая оптовая компания, а новый игрок на рынке — либо иностранный инвестор, либо какая-то крупная украинская группа, возможно, имеющая уже в своем бизнесе фармацевтическое производство.
— Можно ли сказать, что сейчас существует потребность рынка в укрупнении его оптовых операторов?
Е.Б.: Точнее об этом могут судить аптеки, поскольку именно они в первую очередь могут выиграть или проиграть от этого процесса. Для нас в равной степени невыгодно сотрудничать как с малым, так и большим количеством оптовиков. Мы предпочитаем работать с относительно небольшим числом дистрибьюторов, так, чтобы с одной стороны минимизировать риски, связанные с ошибками одного из них, а с другой — иметь возможность влиять на цены, избегать внутренних демпингов и понимать логистику. Если конъюнктура рынка позволит, то среди наших партнеров будет около 15 дистрибьюторских компаний. Для нас их объединение не кажется целесообразным.
В.М.: Слияние оптовых операторов — общемировая тенденция. Но утверждать, что это необходимый процесс, однозначно нельзя. Мы, например, сейчас постоянно работаем с 16 дистрибьюторами — это первая пятерка национальных операторов и региональные дистрибьюторы, без которых невозможно достичь насыщенности в том или ином регионе.
— Возможно ли расширение географии деятельности украинских дистрибьюторов, работающих в определенном сегменте рынка?
В.М.: Да, возможно, и это достаточно перспективный путь развития. Например, компания «Хикма» оценила наши усилия и результаты нашей работы в Украине и уполномочила нас представлять ее интересы в России. Сейчас мы занимаемся регистрацией препаратов производства «Хикма» в Российской Федерации, а в дальнейшем будем предоставлять весь комплекс услуг, как это происходит сейчас в Украине.
— Каковы перспективы вертикальной интеграции?
|
Е.Б.: Скорее можно говорить о возможности покупки аптечной розницы оптовиками. Уже сейчас мы можем наблюдать этот процесс. Покупка дистрибьютора фармацевтическим заводом сегодня менее вероятна.
— А если говорить не о прямом слиянии, а о расширении функций дистрибьютора за счет тех или иных функций фармацевтического производителя или аптеки?
Е.Б.: Самым очевидным вариантом возможного расширения спектра услуг, оказываемых крупным дистрибьютором производителю, являются упаковка и маркировка препаратов. Однако в Украине препятствием для такого развития событий является законодательство, трактующее эту деятельность не как услуги, а как производство. Второй вариант для дистрибьютора — покупка розничных сетей, и этот вид интеграции вполне очевиден, так как он обеспечивает повышение суммарной рыночной стоимости.
Что касается «Мегакома», то тут можно говорить о расширении спектра услуг по терапевтическим нишам. То есть мы расширяем географию внутри терапевтического рынка, осваиваем новые специальности и накапливаем потенциал для того, чтобы эффективно сотрудничать с нашими партнерами в новых терапевтических нишах. Это ключевой момент, в котором они заинтересованы.
— Каковы долгосрочные перспективы нишевых дистрибьюторов на фармрынке Украины?
Е.Б.: Перспективу нишевых дистрибьюторов определяют профессионализм в отдельных терапевтических областях, умение лучше других понять врачей той или иной специальности, накопленные знания в определенном сегменте рынка, перечень препаратов для этого сегмента. Совокупность этих факторов приводит к превосходству или конкурентному преимуществу нишевых дистрибьюторов в определенном терапевтическом сегменте даже по сравнению с собственными представительствами фармацевтических компаний. Не могу исключить и то, что некоторые компании начнут готовить свой бизнес к продаже: заниматься защитой и созданием брэнда, комплексной юридической подготовкой. Заинтересованными в покупке таких нишевых дистрибьюторов могут быть, прежде всего, объединившиеся крупные фармацевтические компании, которым после слияния необходимо разрабатывать новую маркетинговую стратегию на всех своих рынках. Один из способов — покупка уже существующего оператора рынка, имеющего хороший опыт в данном сегменте. Второе однозначное направление развития — расширение географии на другие рынки, в первую очередь рынки стран СНГ.
— Какие процессы и тенденции будут превалировать на рынке фармацевтической дистрибьюции и сетевой розницы в 2007 г.? Ваш блиц-прогноз.
Е.Б.: Я считаю, что будет очень динамично укрупняться розница, постепенно региональные и национальные сети вытеснят с рынка единичных операторов. Не за горами первые масштабные покупки — в розничном сегменте дистрибьюторы могут приобрести крупные аптечные сети, а в оптовом можно ожидать выхода на украинский рынок новых компаний, заинтересованных в покупке крупных дистрибьюторов.
В.М.: По моему мнению, в нынешнем году фармацевтический рынок Украины ждет дальнейший стабильный рост. Динамика развития бюджетного сегмента рынка будет более ощутима в сравнении с предыдущими годами. Страховая медицина будет интенсивно развиваться и станет более доступна для рядового потребителя. Продолжится укрупнение как оптового, так и розничного сегментов фармрынка. Разграничение между рецептурными и безрецептурными препаратами станет более четким — этот процесс начался несколько лет назад и будет продолжаться. Я думаю, что в этом году Украина станет более привлекательной для инвесторов за счет роста фармацевтического рынка и оптимизации законодательной базы. В области государственного регулирования фармацевтический рынок Украины с каждым годом становится более цивилизованным. n
Елена Руднева, фото автора
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим