Per aspera ad astra. «Червона зірка»: новое качество знакомого брэнда

За последнее десятилетие в украинской фармацевтической промышленности произошла революция качества — отечественные производители приняли европейскую идеологию надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practic — GMP) и заложили принципы этого стандарта в основу производства. Путь фармацевтической компании к европейским стандартам тернист. Шаг за шагом, вершина за вершиной производитель должен реализовать все требования, предъявляемые к фармацевтической продукции на международном уровне. Фармацевтическое производство по стандарту GMP — это гарантия качества продукции. Журналисты «Еженедельника АПТЕКА» воочию убедились в справедливости этого утверждения, посетив обновленные производственные мощности известного украинского производителя лекарственных средств — публичного акционерного общества «Химфармзавод «Червона зірка».

«Желание создать новое — это взгляд в будущее, — говорит директор ПАО «ХФЗ «Червона зірка», доктор биологических наук Игорь Трутаев. — Жить надеждой сегодня — это видеть завтрашний день лучшим, ярким, насыщенным, полным эмоций и новых достижений. Только так можно получать удовольствие от своей работы и передавать это ощущение тем, кто будет пользоваться нашей продукцией. Тем более мы же все вместе здесь, на «Червоной зірке», основной нашей миссией видим не просто здоровье, а улучшение качества жизни наших соотечественников, увеличение продолжительности полноценной жизни нашей большой украинской семьи, которая выбрала европейский путь развития. И эти современные ценности имеют для нас первоочередное значение. Именно с этими мыслями мы делаем наше производство более современным и обновляем его в каждый момент времени, с каждым нашим шагом».

— Игорь Викторович, скажите, пожалуйста, модернизация производства — это интересно?

— Обновление производственных мощностей — это практически сделать все заново — воссоздать технологию, подготовить документацию, создать новый продукт. Это практичес­ки творчество. Но очень прикладное и важное. Это своего рода познание. И кроме того, сотрудников необходимо научить работать по-новому на новом оборудовании. Трансфер новых технологий — своеобразный вызов для руководства компании: а сможем ли? Обязательно сможем!

— Наверное, все инновации должны базироваться на крепком фундаменте. Интересно, какова история завода.

— Легендарный Стив Джобс изначально работал не в офисе небоскреба. Наверное, все прошли свой путь, потому что мечтали и верили в победу. В следующем году заводу исполнится 95 лет. Все начиналось в 1923 г. Изначально предприятие работало как фасовочная фабрика — сода и другие химические продукты поставлялись вагонами по железной дороге, расположенной на то время рядом. Позднее на базе предприятия был организован завод по производству субстанций.

1991 г. стал переломным этапом в истории завода — предприятие взяло курс на выпуск готовых лекарственных средств. Через 4 года предприятие было преобразовано в открытое акцио­нерное общество, что позволило по-новому взглянуть на его состояние и перспективы. Если до 1995 г. ежегодно осваивалось 2 препарата, то в 2000 г. — уже 10. На фармацевтический рынок вышли нестероидные противовоспалительные средства, анальгетик со спазмолитическими свойствами и даже оригинальный препарат — не имеющая аналогов Мазь тиотриазолина, рекомендованная при пролежнях, трудно заживающих ранах, катаральном гингивите.

Уже в 2013 г. ПАО «Химфармзавод «Червона зірка» подтвердило соответствие производства стандартам GMP, а в 2016 г. микробиологическая лаборатория отдела контроля качества получила свидетельство об аттестации Государственной службы Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками.

— «Червона зірка» — современный фармацевтический завод. А каков сегодняшний день завода?

— На сегодня ПАО «Химфармзавод «Червона зірка» — современный, соответствующий требованиям GMP фармацевтический завод, в структуре которого есть три основных участка по производству мягких (мази, гели, линименты), твердых (таб­летки, капсулы) и жидких лекарственных средств (растворы, настойки, сиропы). Кроме того, в отделе контроля качества предприятия недавно появилась собственная сертифицированная микробиологическая лаборатория. В соответствии со стандартом GMP на предприятии внедрена система обеспечения качества. ПАО «Химфармзавод «Червона зірка» производит более 90 наименований лекарственных препаратов, диетические добавки в форме капсул, таблеток, сиропов и лечебную косметику в форме спреев, кремов, гель-бальзамов, гелей косметических, масел.

— Есть ли торговые марки, вызывающие особую гордость?

— Конечно, мы развиваем продукты, имею­щие собственные brand-name. Есть среди них хорошо известные, а есть те, звездный час которых еще впереди. В нашем портфеле активно развиваются такие продукты:

  • таблетки — Сондокс®, Реональгон®, Амкесол, Евкафіліпт®;
  • капсулы — Грипомед®, Фітосед®, Равісол®, Корлекс, Клімапін®, Хеліскан®, Сорбімакс;
  • настойки — Евкафіліпт®, Фітосед®, Фітодент®, Угрин®, Клімапін®, Хеліскан®;
  • растворы — Аква Спрей;
  • мази — Метролавін;
  • гели — Альгозан®, Прожестін-КР®;
  • спреи — Евкафіліпт®плюс и Евкафіліпт®плюс с тимолом.

Как видите, особое внимание компания уделяет развитию ассортимента фитопрепаратов. Причем субстанции для их создания мы изготавливаем самостоятельно. Это большая редкость для Украины — иметь замкнутый цикл производства лекарственных и гигиенически-профилактических средств.

— Какие планы у компании на 2018 г.?

— Мы ожидаем запуска новой линии по производству таблеток. Это позволит нам существенно расширить объем и ассортимент выпускаемой продукции и создаст базу для будущего развития.

Кроме того, планируется выпуск современных лекарственных средств в форме саше и даже рассматривается возможность производства капсул с жидким содержимым. Такие инновационные формы позволят улучшить всасывание и быстродействие лекарственных препаратов. Безусловно, в активной разработке у нас и гели, и мази, ведь имеющиеся мощности уже позволяют нам браться за реализацию самых амбициозных задач.

— Химфармзавод «Червона зірка» участвует в программе реимбурсации. Как Вы можете оценить ее результаты?

— Государственная компенсация затрат на лекарственные препараты давно продемонстрировала свою прогрессивную составляющую в наиболее развитых экономиках мира. Мы всячески поддерживаем эту социальную инициативу. Программа важна как очередной шаг к европейской и международной модели компенсации затрат на лечение. Результат — это накопленный опыт. Это очередной шаг к высоко цивилизованному подходу к такому хрупкому и важному компоненту социальной зрелости — общественному здоровью и реальной качественной медицинской помощи для всех слоев населения. В портфеле компании уже есть препараты, участвующие в этом проекте, и в планах — увеличение доли жизненно необходимых лекарств. В этом контексте хотелось бы пожелать расширения программы за счет включения тех новых молекул, над которыми работают наши технологи.

— География интересов распространяется на территорию Украины или выходит за ее пределы?

— Химфармзавод «Червона зірка» имеет успешный опыт работы на внешних рынках. Компания экспортирует свою продукцию на протяжении многих лет. На данный момент предприятие поставляет продукцию в Азербайджан, Грузию, Молдову, Таджикистан, Узбекистан и другие страны СНГ. Высокое качество, широкий ассортимент и доступные цены — это ключевые компоненты стратегии и основа успеха предприятия.

— Сегодня в связи с мораторием на проверки на повестке дня стоит вопрос гарантии достоверности лекарственных средств. Как, по Вашему мнению, он будет решаться в Украине?

— Вопросы с фальсифицированными лекарствами актуальны не только для Украины, но и для других стран, в частности европейских. Как известно, в ЕС ее решают путем внедрения обязательного специализированного кодирования.

Мы — один из немногих украинский производителей, которые инициировали скорое внед­рение уникального кодирования в соответствии с европейскими требованиями и в Украине, несмотря на то, что это потребовало от нас дополнительных затрат. Упаковки препаратов ХФЗ «Червона зірка», в отличие от многих других, имеют современный QR-код, который дополнительно подтверждает достоверность и дает возможность получить детальную информацию о лекарстве при использовании современных сканирующих устройств. Подобная идентификация лекарственных средств, наверное, будет важна не только для нынешнего, но и для будущего поколения — поколения интернета, со смартфонами в руках, поколения, которое преобразит и аптеки, и больницы, и общество.

— Какие приоритеты у вас в области улучшения контроля качества продукции?

— На предприятии разработана система обес­печения качества, включающая надлежащую производственную практику и, соответственно, контроль качества. Система качества полностью документируется, а эффективность контролируется.

Мы постоянно совершенствуем эту систему. Делаем это и за счет повышения качества, и благодаря расширению ассортимента продукции. При этом важно сохранение конкурентоспособной стоимости продукции. Мы обращаем внимание на постоянное повышение уровня знаний персонала в области обеспечения качества. Безусловно, в приоритетах — приобретение высококачественного сырья и вспомогательных материалов, совершенствование технологий. Огромное значение имеет решение кадровых и социальных вопросов.

— Что вы цените в своих сотрудниках?

— Как известно, кадры решают все. В фармацевтической деятельности очень многое зависит от командной работы. На сегодня персонал ПАО «Химфармзавод «Червона зірка» насчитывает 334 сотрудника, 132 из них — это квалифицированные специалисты с фармацевтическим и другим высшим профильным образованием — провизоры, химики, инженеры-технологи, инженеры-экологи, инженеры-биотехнологи, инженеры-механики, экономисты, маркетологи, специалисты по управлению качеством.

Конечно, результативные люди — это изначальный потенциал и реализованные современные подходы. Кадровый вопрос, естественно, связан с уровнем образования и квалификацией сотрудников. Следует отметить, что украинские вузы стараются уследить за насущными потребностями и модернизацией технологий. Мы ждем тех выпускников фармацевтических вузов и факультетов, которые спешат освоить их, привнести свое стремление, желают развиваться и развивать актуальное производство.

У нас на заводе работают выпускники Национального фармацевтического университета (НФаУ), и мы с радостью готовы видеть в наших рядах новых специалистов. «Червона зірка» — это одна из производственных баз НФаУ. К нам на завод приходят не только выпускники этого прогрессивного фармацевтического вуза, но и выпускники колледжа. И нам бы хотелось, чтобы их было больше, чтобы наш коллектив становился моложе, и новые идеи вносили дополнительную ценность в то, что мы делаем.

А вот среди наших аналитиков — выходцы из Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. Все знают, какие интересные подходы могут демонстрировать «каразинцы». Кроме того, в отделах валидации, стандартизации работают выпускники НТУ «ХПИ». Я мечтаю, что из «политеха», НФаУ или другого университета к нам придет трудоустраиваться тот, кто станет в будущем украинским Николой Тесла.

— А что делается для большего раскрытия потенциала сотрудников?

— Развитие персонала — одно из важнейших условий работы ПАО «Химфармзавод «Червона зірка». В результате обучения и развития персонала предприятие видит для себя ряд преимуществ, а именно: повышение результативности работы в целом, повышение эффективности сотрудников предприятия, выход взаимодействия между сотрудниками на более высокий уровень, улучшение системы мотивации, развитие способности персонала удовлетворять текущие и будущие потребности предприятия, повышение лояльности персонала к предприятию.

Конечно, у нас существует внутреннее обучение сотрудников, которое завершается аттестацией. Но, кроме того, мы проводим внешнее обучение персонала, которое направлено на повышение квалификации в области производства и контроля качества лекарственных средств, а также на углубление теоретических основ профессиональных знаний.

Продолжим общение с сотрудниками ПАО «Химфармзавод «Червона зірка»

20 января 2016 г. Государственной службой Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками была аттестована микробиологическая лаборатория отдела контроля качества, являющаяся структурным подразделением ПАО «Химфармзавод «Червона зірка». Это по-своему уникальный исследовательский комплекс на Слобожанщине и в Украине. С ее работой нас ознакомили Анна Кропивка, директор по производству, и Ирина Джура, заведующая лабораторией.

Анна Кропивка:

— Я работаю на заводе очень давно, около 40 лет. До недавнего времени у нас не было своей микробиологической исследовательской базы. Тогда наше предприятие заключало договоры с другими предприятия­ми и лабораториями на проведение тщательного анализа продукции. Современная лаборатория аттестована в 2016 г., благодаря чему можем проводить исследования нашей продукции самостоятельно. Собственная лаборатория, оснащенная по последнему слову техники, существенно облегчила лабораторный контроль качества, хотя и потребовала больших инвестиций. Но теперь мы ни от кого не зависим. Это очень важно для полного цикла производства и соответствует всем современным тенденциям.

Ирина Джура:

— В лаборатории для сотрудников созданы все условия для результативной работы. И персональный шлюз, и датчики движения когда-то были в новинку. Теперь это повседневные реалии нашей деятельности. Да, к созданию лаборатории подошли серьезно. В ее оснащении и кабинет биологической безопасности, и оборудование для очистки воды, и система вентиляции, и регулируемый режим температуры и влажности, и, естественно, кондиционирование и прочее оборудование для современного исследовательского комплекса. Лаборатория с каждым днем проводит больше и больше исследований. Увеличиваются объемы производства, следовательно, возрастает необходимость в проведении анализа готовой продукции. Уверены, что с нашими высококвалифицированными сотрудниками и имеющимся современным оборудованием мы справимся с задачами по обеспечению надлежащего контроля качества.

Директор по производству Анна Кропивка, начальники цехов Светлана Курбатова и Сергей Дуда с гордостью рассказали о современных технологических особенностях предприятия, работающего по стандартам GMP.

— Производство организовано с учетом высокого соответствующего класса чистоты. В цеха можно попасть только через шлюзы, где происходят обработка и пере­одевание в стерильную одежду. Измельчение субстанции происходит до 90–100 микрон. Все это требования надлежащей производственной практики, и они соблюдаются в полной мере. Готовые образцы обязательно проходят анализ, и когда подтверждается соответствие высоким стандартам, продукт поступает на упаковывание. Каждая составляющая процесса производства мягких, жидких и твердых лекарственных форм согласно требованиям GMP расположена в отдельном помещении и максимально автоматизирована.

Вновь продолжим разговор о настоящем и будущем ПАО «Химфармзавод «Червона зірка» с директором предприятия

— Игорь Викторович, после экскурсии по заводу хочется отметить, что обновленные производственные мощности не оставили никаких сомнений в отношении качества продукции «Червона зірка». Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете свой успех?

— По объемам производственных мощностей «Червона зірка» сопоставима с известным украинскими и зарубежными производителями. Когда в Украине были введены требования стандартов GMP как обязательные, мы понимали, что нам потребуются время и значительные ресурсы для того, чтобы подтвердить лицензию на производство в новом, более высоком качестве. Мы понимали, что инвестируем в будущее, и работа всего коллектива была направленна именно на это. В 2013 г. завод «Червона зірка» был сертифицирован в соответствии со стандартом GMP. Мы успешно модернизировали мощности согласно надлежащей производственной практике и сегодня ставим себе более высокие цели по росту и развитию.

— Заметно, что обновленные производственные мощности имеют большой потенциал. Планируете ли Вы расширять номенклатуру выпускаемой продукции?

— Конечно планируем. Например, линейка продуктов с торговой маркой Евкафіліпт®. Родоначальником для всей линейки стал лекарственный препарат Евкафіліпт® в форме настойки. А теперь на ее основе созданы спреи для горла, таблетки для рассасывания, мазь, и мы планируем добавить спрей для носа. То есть речь идет о расширении портфеля за счет разных лекарственных форм зонтичного брэнда.

У нас отдельная линейка галеновых препаратов, которую мы также планируем развивать. Мы стандартизировали растительное сырье, запустив участок по его производству. Таким образом, галеновые препараты торговой марки «Червона зірка» производятся из стандартизированного сырья.

У нас большие планы, мы хотим производить лекарства в удобных упаковках, чтобы компактные упаковки можно было использовать в любых ситуациях — и дома, и на работе, и в дороге, и на отдыхе, и даже во время занятий спортом, если это будет необходимо. В настоящее время среди интересных «фишек» нашего портфеля — Заморозка™, спрей с охлаждающим эффектом, и Аква Спрей.

— Игорь Викторович, конечно, понятно, что основные усилия сконцентрированы на новом модернизированном производстве, но сейчас много говорится о социальной ответственности производителей, росте их гуманитарной роли.

— И это совершенно правильно! Мы не стремимся следовать моде или быть популистами. Мы давно развиваем направление расширения общественного сознания в понимании источников наших традиций. Рост невозможен без корней. Безусловно, у такого предприятия, как ХФЗ «Червона зірка», в приоритете популяризация здоровья.

В сентябре 2014 г. на перекрестке нынешней улицы Воскресенской и улицы Грековской вблизи исторического цента Харькова открылась аптека-музей. Идея создания такой аптеки давно витала в воздухе, ведь Харьков — это крупный фармацевтический центр с научными институтами и заводами по производству фармацевтических препаратов. Я всячески способствовал воплощению этой идеи в жизнь.

В здании, где мы открыли этот музей, аптека находится более 100 лет: она была открыта в 1877 г. и стала восьмой по счету вольной аптекой в городе. Фактически мы восстановили историческую связь с тем, что было на этом месте, и каким было содержание этого знакового места. Аптека-музей может продемонстрировать большое количество интересных и разно­образных экспонатов, рассказывающих о работе аптечных учреждений в дореволюционное и советское время. Здесь можно увидеть посуду для приготовления травяных смесей, разнообразные банки и склянки для лекарственных препаратов, старинные книги и рецепты, предметы быта, а также много других интересных предметов.

Много внимания уделено в аптеке-музее и парфюмерии, ведь фармация с ней неразрывно связана. Более того, часто аптеки изготавливали и продавали не только парфюмерию, но и фейерверки, химические препараты для фотографии, лабораторий, а в некоторых из аптек находились сами лаборатории для проведения анализов.

У нас проводятся регулярные экскурсии. Причем радует то, что группы студентов из НФаУ — постоянные наши посетители. Фактически это обучение, ведь с пониманием прошлого приходит осознание настоящего и видение будущего.

Мы неразрывно связаны с процессами, происходящими в нашей стране. Мы так же, как и все, хотим мира и согласия. Неоднократно ХФЗ «Червона зірка» оказывал гуманитарную помощь тем, кто в этом нуждался. Мы будем всячес­ки продолжать и в дальнейшем безвозмездное содействие нашим соотечественникам, для того чтобы как можно скорее баланс добра в нашем обществе восстановился.

— Игорь Викторович, скажите, пожалуйста, что нового в имидже компании?

— Обновленная «Червона зірка» получила свое второе рождение. Мы полностью проводим ребрендинг нашей сверхновой звезды. Посмотрите, у нас изменился логотип, а с ним и вся концепция нашей работы. Как известно, Астра, Astra (от греч. Αστερ) — это звезда. Мы хотим, чтобы наш брэнд ассоциировался со звездой — цветком. Это еще раз подчерк­нет нашу приверженность к созданию растительных безопасных препаратов. Наш цветок на логотипе с семью лепестками. Да, наши уникальные растительные комплексы содержат зачастую именно 7 растительных компонентов. И это не все. Часто цветок с 7 лепестками ассоциируют с исполнением желаний. Наши лепестки, появляясь на упаковках, также ведут к исполнению пожеланий — пожеланий здоровья тем, кому оно так необходимо, зачастую близким и родным людям.

— Что вы теперь можете предложить парт­нерам и потребителям?

— Имея в наличии большой производственный потенциал и применяя современные подходы к организации производственной и коммерческой деятельности, ПАО «Химфармзавод «Червона зірка» создает выгоды и возможности для потребителей и партнеров.

Выгоды и возможности для потребителей — это качественные и экономически доступные лекарственные препараты. Выгоды и возможности для партнеров — это обеспечение качественного сервиса и активная промоционная деятельность.

Что касается продвижения, то в компании создана и успешно развивается внешняя служба европейского формата. Работает программа подготовки и активной деятельности медицинских представителей, региональных менеджеров и менеджеров по работе с ключевыми клиентами в каждом уголке Украины без исключения. В компании разработана концепция стратегического управления продвижением торговых марок, в плотном взаимодействии с дист­рибьюторами, аптеками и учреждениями здравоохранения.

— Расскажите, пожалуйста, о фармацевтических разработках и том, какие ресурсы сконцентрированы в этом направлении.

— В прошлом году мы разработали 12 препаратов, а в этом году — 18. У нас собственный отдел по фармразработкам, его штат составляет 28 человек. В распоряжении отдела 2 лаборатории и современное оборудование. Сотрудники отдела — выпускники харьковских вузов, в первую очередь НФаУ. У нас работают грамотные специалисты, ведь необходимо не только подготовить соответствующую документацию, но и создать достойный действенный продукт. Поэтому мы постоянно проводим обучение, накапливаем опыт и повышаем квалификацию сотрудников.

— В канун Нового года что Вы можете пожелать партнерам, коллегам, участникам фармацевтического рынка?

— Коллегам желаю устойчивости на украинском рынке и надежности партнерских взаимоотношений. Самое главное, чтобы мы в новом 2018 г. научились понимать друг друга и старались находить согласие. Простота и комфорт отношений между людьми — большая ценность. И пусть конкуренция приводит к улучшению качества продукции и делает цену более оптимальной и привлекательной. Ведь наш самый главный ориентир — это люди, для которых мы работаем. Мир меняется, и вместе с ним наши соотечественники становятся лучше. Мы как часть большой европейской семьи тоже должны становиться лучше. Видеть новые перспективы, стремиться к новым горизонтам, решать новые задачи, ставить новые цели и радоваться новым достижениям.

И хотелось бы, чтобы было как можно больше поводов гордиться тем, чего мы достигли. Ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Мы поднимаем глаза к небу и смотрим на звезды. И достижение небесных светил с детства для многих становится мечтой. Важно верить в мечту. Нужно зажечь звезду в своем сердце и, осуществив свои стремления, подарить ее людям. Вот и мы заново зажгли свою «Червону зірку». И хотим, чтобы ее свет сделал здоровье и жизнь людей лучше.

Пресс-служба
«Еженедельника АПТЕКА»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті