eHealth на практике: IT-решения для медицины

09 Лютого 2018 2:46 Поділитися
В 2018 г. на национальном уровне развернется внедрение системы электронного здравоохранения eHealth. Предполагается, что в Украине eHealth будет состоять из центрального компонента, отвечающего за центральные реестры, а также медицинских информационных систем, которые больницы и поликлиники смогут выбирать самостоятельно. Таковых на рынке великое множество. Как подойти к выбору информационной системы, на что следует обращать внимание — экспертным мнением, рекомендациями и опытом поделились специалисты по вопросам информатизации учреждений здравоохранения с практическим опытом внедрения медицинских информационных систем Aндрей Заяц, руководитель компании «IT4Medicine», пресс-секретарь общественной организации «Ассоциация еHealth», член координационного совета МЗ Украины по вопросам электронного здравоохранения, и Артур Верба, руководитель проекта «Поликлиника без очередей», руководитель проекта по телемедицине «ConnectExpert».

— Андрей, расскажите, пожалуйста, о перспективах развития eHealth. Каких изменений следует ожидать в 2018 г.?

— Перспективы развития eHealth следует рассматривать в разрезе трех аспектов.

Первый аспект — нормативная база. В 2018 г. должны быть улажены нормативные и организационные вопросы, связанные с внедрением электронной системы здравоохранения на национальном уровне. В частности, это запуск работы Национальной службы здоровья и государственного предприятия — оператора центрального компонента, которое будет заниматься обслуживанием 3 базовых реестров (врачей, медучреждений и пациентов). Эти организационные структуры необходимо наполнить кадрами, обеспечить нормативно-организационную базу с понятными механизмами, как деньги будут поступать врачам. В этом аспекте следует отметить изменения, которые непосредственно связаны с реформированием системы финансирования медицинских учреждений. А именно, в 2018 г. врачи первичного звена впервые получат доход по-новому. И здесь пока кроется самый большой риск. Если ожидания не оправдаются, то кредит доверия будет утерян.

Второй аспект — внедрение медицинских информационных систем на уровне учреждений здравоохранения первичного звена (поликлиники, амбулатории семейной медицины). К счастью, на рынке существует огромное количество IT-решений. Более того многие IT-компании готовы предоставлять такие решения бесплатно, чтобы поддержать реформу и получить этот рынок для себя на перспективу.

Третий аспект — дополнительные комплексные сервисы на местном уровне. IT-решения, которые сейчас будут активно внедряться в учреждениях здравоохранения первичного звена, прежде всего направлены на то, чтобы врачи могли заключать те самые пресловутые декларации «врач-пациент». Но сверх того могут применяться различные дополнительные сервисы. Например, подключить возможность записи на прием к врачу онлайн (такая инициатива уже реализуется в ряде медучреждений). Я думаю, в 2018 г. получат распространение системы онлайн-консультаций. Также, поскольку в целом в Украине взят курс на децентрализацию, я прогнозирую внедрение решений комплексных, но регио­нальных. То есть в ряде регионов, возможно, появится региональный хаб, который будет предоставлять доступ к сервису или совокупности сервисов во всех медучреждениях региона. Возможно, войдут в широкий обиход электронные медицинские карточки пациентов. Но в ближайшей перспективе я это вижу не на национальном, а на региональном уровне.

Любую сложную систему необходимо строить «сверху вниз». Верно и обратное: любую сложную систему необходимо строить «снизу вверх». Поэтому я считаю, что целесообразно внедрять eHealth одновременно и «сверху вниз», и «снизу вверх». Ведь если ориентироваться только на вектор «сверху вниз», можно столкнуться с такими проблемами, как отставание на местах, саботаж, неготовность переходить на новую систему и т.п. А если выстраивать систему только «снизу вверх», возможны несогласованность и раскоординированность. Далеко не самый простой сценарий — работать одновременно в обоих направлениях, и «сверху вниз», и «снизу вверх», но, по моему глубочайшему убеждению, он самый эффективный с точки зрения динамики.

Есть еще один важный аспект, который стоит упомянуть. Он связан с повышением среднего уровня владения компьютером среди медиков. Количество компьютерно грамотных врачей стремительно увеличивается. Этому способствуют различные инициативы по обучению компьютерной грамотности. Плюс наша работа как IT-бизнеса тоже дает результат. Это очень важно, поскольку умение работать с компьютером, так же как и базовые реестры, является необходимой основой для работы в eHealth. В перспективе, научившись работать с базовыми информационными системами, врачи будут генерировать запросы на что-то большее: внедрение электронных медицинских карт, электронного ведения журнала приема и т.п. В этом плане очень важно, чтобы IT-бизнес оперативно реагировал на эти запросы, чтобы удовлетворять спрос, который однозначно будет возрастать.

— Для чего нужны инновации медучреждениям, особенно государственным?

— Любой организации, которая работает в рыночной среде, необходимы инновации, чтобы быть лучшими на рынке. Учитывая, что сейчас МЗ Украины планирует реализовать реформу таким образом, чтобы врачи конкурировали за пациента, очевидно, государственным мед­учреждениям инновации нужны для того, чтобы в этой конкурентной борьбе быть лучше — за счет предоставления сервиса для пациентов и оптимизации внутренних процессов.

После введения закона, который предусматривает автономизацию медучреждений, по большому счету им придется самим себя содержать. А для этого необходимо достаточное количество пациентов, которые получают там медицинские услуги, и умение эффективно использовать имеющиеся ресурсы. IT-решения как раз помогают выявить прорехи, повысить эффективность работы организации и, что тоже немаловажно, — сформировать позитивный имидж.

— Почему сейчас самое активное время для главных врачей?

— Сейчас на главных врачей ложится большая нагрузка. Как лидерам медучреждений им необходимо проводить разъяснительную работу в коллективе, заниматься выбором медицинской информационной системы, участвовать в процессах настройки и адаптации IT-решений, проявлять напористость и выбивать технику и интернет (если этого нет), поддерживать и вести за собой коллектив на пути к инновациям. Важно понимать, что зачастую такого рода изменения сопряжены с корректировкой базовых процессов в медучреждении, их систематизацией и упорядочиванием.

— Почему главврачам необходимо самостоятельно выбирать медицинскую информационную систему?

— С одной стороны, необходимость это делать, плюс к тому заниматься всеми процессам, связанными с внедрением и адаптацией IT-решений, — это, как уже было сказано, дополнительная нагрузка, совершенно новая и непрофильная для главврачей. Но, с другой стороны, — у них есть возможность выбрать информационную систему именно под свое учреждение, с которой будет комфортнее всего работать. Это нагрузка, которую необходимо принять для того, чтобы двигаться в ногу со временем. Выбор правильной информационной системы поможет сформировать более глубокое понимание всех процессов, а также повысить эффективность работы организации, мотивацию персонала и т.п. Занимаясь этим вопросом лично, руководитель медучреждения может правильно оценить то, как внедренные решения влияют на эффективность работы организации. А как главврач это может сделать, если он не принимал участия в выборе, настройке и оптимизации информационной системы?

— Понадобится ли обучение для врачей по работе с медицинской информационной системой?

— Очень желательно. Есть курсы общего характера от МЗ Украины и Проектного офиса. Однако многое зависит от того, какую систему выберет медучреждение. Поэтому в любом случае необходимо дополнительное обучение. Эта роль, как правило, ложится на IT-компании.

— Какие виды медицинских информационных систем сейчас доступны?

— Медицинские информационные системы  призваны обслуживать те или иные процессы в медучреждении. Зачастую компании продают IT-решения модулями. Существуют различные типы таких решений. В том числе модули, предназначенные для работы в лаборатории, регистратуре (учет пациентов), стационаре (управление койкофондом) и пр. Подсистем великое множество — целый богатый мир.

Условно я бы разделил медицинские информационные системы на несколько групп.

Группа 1. Информационные решения, которые обеспечивают минимально необходимый функционал для работы с центральным компонентом (реестром медучреждений, врачей, пациентов и деклараций). Для того чтобы включиться в реформу, врачу первичного звена необходимо быть зарегистрированным в реестре врачей, его медучреждению — соответственно, в реест­ре медучреждений. Когда пациент подписывает декларацию с врачом, он попадает в реестр пациентов. В IT-системе регистрируется договор «врач-пациент» и именно на основании количества деклараций, зарегистрированных в системе, будет осуществляться оплата работы врачей первичного звена.

Для работы в системе электронного здравоохранения достаточно иметь программное решение, которое может осуществлять коммуникацию данных с центральным компонентом.

Группа 2. Информационные системы, которые обеспечивают различные сервисы. Например, электронная регистратура, система записи онлайн к врачу, система управления пациентопотоком, сервис учета лекарственных средств и т.п. То есть это отдельные сервисы, которые можно внедрять и применять дополнительно и по отдельности.

Группа 3. Большие комплексные медицинские информационные системы для автоматизации работы всего медучреждения. Это медицинские информационные системы, которые учитывают все процессы в медучреждении: обес­печивают учет кадров, медицинских электронных карт, электронных выписок, отчетной документации, койкофонда и т.п. Система может даже учитывать работу лабораторного и диагностического оборудования. Таким образом, результаты обследования могут сразу подшиваться к электронной медицинской карте.

Рекомендую медучреждениям начинать с первой группы, освоить работу с базовым программным продуктом. Далее можно постепенно добавлять сервисы из второй группы, которые решают определенные задачи. Внед­рить, настроить. И далее постепенно двигаться к комплексным медицинским информационным системам (третья группа). Чтобы внедрить и настроить большую комплексную информационную систему, необходимо потратить от полугода до года. Следует понимать, что внедрение IT-решений напрямую сопряжено с изменением процессов и их оптимизацией в медучреждениях, поэтому внедрение такого продукта осуществляется поэтапно и поступательно.

— Как принять правильное решение при выборе технологии, чтобы улучшить работу в медучреждении?

— Здесь лучше применять принцип «отрежь, сколько съешь».

С одной стороны, когда речь заходит об автоматизации, в идеале хочется охватить сразу все. Но следует понимать, что это потребует много усилий и времени. Поэтому рекомендую начать с вопроса, какой процесс медучреждение готово автоматизировать прямо сейчас. Целесообразно выбирать посильные решения, которые соответствуют определенным целям. Все зависит от постановки задачи. Например, разгрузить регистратуру, упорядочить график врачей, предоставить пациентам возможность проконсультироваться с врачом по телефону. То есть целесообразно действовать по принципу «конкретная задача — конкретное решение».

Разработчики медицинских информационных систем, как правило, предоставляют рекомендованный порядок внедрения и применения тех или иных решений. Настоятельно рекомендую медучреждениям к ним прислушиваться.

— Где искать IT-решения?

— Насколько мне известно, сейчас разработчики IT-решений сами активно предлагают региональным департаментам здравоохранения и лечебно-профилактическим учреждениям свои услуги. На сегодня этот вопрос настолько подогрет, что я уверен, даже если написать пост в социальных сетях с просьбой помочь подобрать информационную систему, сразу же найдется несколько решений.

Также можно зайти на веб-портал Проектного офиса, сайты компаний — разработчиков медицинских информационных систем, и поинтересоваться, какие есть решения. Таковых существует великое множество, на любой вкус и цвет.

— На что следует обращать внимание при выборе системы для внедрения?

— Как я уже говорил, следует выбирать медицинскую информационную систему, соответствующую задачам, которые необходимо решить, и являющуюся наиболее понятной.

Не обязательно первая информационная система остается в работе. Иногда оказывается, что данная система не подходит, и ее необходимо заменить. Но уже имея за плечами определенный опыт, становится более понятно, какую информационную систему следует подобрать на замену.

— Яркий пример IT-решения для повышения эффективности работы медучреждений и предоставления удобного сервиса для пациентов — это проект «Поликлиника без очередей», который позволяет записываться на прием к врачу в удобное время. Артур, расскажите, пожалуйста, об опыте внедрения этого проекта, как проходила адаптация системы, каковы результаты работы.

— На сегодня накоплен довольно обширный опыт, поскольку работа над этим проектом ведется уже 2 года.

Следует отметить, что система «Поликлиника без очередей» учитывает всех пациентов, которые приходят в медучреждение, подключенное к этому сервису. То есть даже если пациент не знает о возможности записи онлайн, в медучреждениях установлены терминалы, работает регистратура. Его обязательно проконсультируют и расскажут, что есть возможность записываться на прием, в том числе через мобильные устройства, а также через терминал и, конечно, через регистратуру или врача (например если требуется повторный прием). Радует то, что пациенты, которые разобрались с терминалом, помогают другим, объясняют, подсказывают. И этот социальный аспект распространения информации играет очень важную роль.

Начиная делать первые шаги в реализации проекта, мы сталкивались с различными проб­лемами, в том числе связанными с недостаточной мотивированностью персонала медучреждений переходить на новую систему. Но в итоге удалось выработать грамотную стратегию работы с персоналом, найти подходы к обучению. Со временем коллектив понимает, насколько удобно и легко использовать эту систему.

Поликлиники без очередей — собственно, это и есть идеология продукта. Эта система проста для внедрения и при этом позволяет решить ряд задач, предоставляя удобный сервис для пациентов и врачей.

В некоторых клиниках благодаря внедрению этой системы удалось снизить нагрузку на регистратуру до 90%. А удельный вес записи через интернет, мобильные телефоны, планшеты постоян­но увеличивается.

В настоящее время в систему «Поликлиника без очередей» интегрированы вместе с амбулаториями около 70 объектов, расположенных в 11 областях Украины.

Работа над проектом не прекращается, мы продолжаем менять и улучшать систему. Много пожеланий поступает как со стороны пациентов, так и врачей. Мы также продолжаем расширять масштаб проекта. Довольно много приходит запросов из различных регионов Украины.

Сейчас, учитывая наработанный за эти 2 года опыт, мы полностью переделываем систему «Поликлиники без очередей». Это будет совершенно другой сервис, на качественно новом уровне, предоставляющий улучшенный сервис и навигацию для пациентов.

Екатерина Дмитрик,
фото автора
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті