Выявлен основной принцип наследования психических заболеваний

14 Лютого 2018 12:43 Поділитися

Давно известно, что многие психические заболевания передаются по наследству. Исследователи давно ищут точные генетические данные (определенные гены), связанные с тем или иным психическим заболеванием. Однако одной лишь информации о разных вариантах генов, о мутациях в них часто бывает недостаточно, нужно еще точно знать, как именно проявляют себя гены.

Исследователи из Калифорнийского университета (University of California), США, сравнили активность генов в 700 образцах коры головного мозга, взятых у людей, у которых при жизни отмечали различные психические нарушения: аутизм, биполярное расстройство, шизофрению, депрессию и алкоголизм, а также около 300 образцов от здоровых людей. Результаты их работы опубликованы в журнале «Science».

Активность генов оценивали по РНК, у вышеперечисленных заболеваний с молекулярной точки зрения неожиданно оказалось много общего. Чаще всего сходства у психических болезней выявлялись в участках генов, управляющих возбуждением нейронов, способностью клеток генерировать и проводить через себя электрохимический импульс, что объясняет наличие резких изменений настроения, появления галлюцинаций, паранойи и т.д.

Ученым также удалось заметить, что некоторые блоки генов, активность которых повышается при депрессии, биполярном расстройстве и аутизме, регулируют процессы воспаления. Больше всего их активность имела  отношение к вспомогательным клеткам нервной ткани: клеткам микроглии, обеспечивающим нейроны достаточным количеством питательных ресурсов, и астроцитам, выполняющим роль иммунной защиты.

Следует отметить, что алкоголизм оказался в стороне: активность ДНК у алкоголиков была иной, чем активность генов у лиц с истинными психическими заболеваниями, не связанными с приемом алкоголя или других веществ. Однако алкогольное расстройство личности все же имеет большую долю генетической схожести с депрессивными состояниями.

Подводя итоги, ученые пришли к выводу, что, с одной стороны, на основании полученных данных, возможно, удастся создать новые универсальные методы лечения, которые будут эффективны сразу против нескольких заболеваний. С другой стороны, остается вопрос, почему же эти заболевания по симптоматике и клинической картине все-таки разные. Некоторые специалисты полагают, что нужно идти еще глубже и проанализировать активность генов не вообще в коре, а в отдельных группах нейронов и даже в отдельных нейронах. Не исключено, что на уровне отдельных нервных кластеров есть важные молекулярные различия, непосредственно влияющие на клинические проявления у разных пациентов.