IT-системы для оптимизации работы медучреждений: преимущества для врача и пациента

В современном мире информационные технологии применяются повсеместно. И конечно же, здравоохранение — не исключение. Необходимость учета и оптимизации, планирования и контроля различных аспектов деятельности медицинских учреждений — это то, с чем сегодня сталкиваются организации не только частные, но и государственные. Кроме того, современный пациент стремится оптимизировать и свое время. И в этом ему может помочь возможность записаться на прием к врачу в удобное время как можно проще, в том числе удаленно — онлайн. Все эти возможности реально воплотить при помощи IT-систем. Ответить на распространенные вопросы в сфере информатизации учреждений здравоохранения помог Артур Верба, руководитель проекта «Поликлиника без очередей», руководитель проекта по телемедицине «ConnectExpert».

— Какие сегодня существуют способы записаться на прием к врачу?

— Сегодня доступен целый ряд сервисов записи на прием к врачу. Такое решение предлагает большое количество компаний. Как правило, провайдеры предоставляют несколько вариантов записи на прием к врачу — через интернет, при обращении в регистратуру (по телефону или лично) и т.п. В «Поликлинике без очередей», например, помимо перечисленных способов, есть еще возможность записаться через терминал самообслуживания. Что касается записи через интернет, пациент может воспользоваться этой услугой с компьютера или мобильного устройства (мобильная версия сайта). Мы сейчас работаем над интеграцией проекта с мобильным приложением, что позволит не только записываться на прием онлайн, но и будет предоставлять дополнительные полезные сервисы для пациента, например, напоминания, поиск лекарств, виртуальная «встреча» с врачом». Сегодня это достаточно актуально ввиду развития направления «patient engagement», то есть вовлечения пациентов в процесс профилактики и лечения при помощи онлайн-инструментов.

— Как пациенту записаться на прием к врачу онлайн?

— Сервис записи позволяет осуществлять поиск среди медицинских учреждений, подключенных к системе. Например, на сайте сервиса «Поликлиника без очередей» пользователь может осуществлять поиск по алгоритму: город, район, медицинское учреждение, специализация, врач, время.

Сложность заключается в том, что разные медицинские учреждения работают с разными программами. Как известно, сейчас идет процесс перестройки медицинской системы в связи с реформой и внедрением системы электронного здравоохранения eHealth. Соответственно, медицинские учреждения должны выбрать медицинскую информационную систему (МИС), с которой будут работать. Это приводит к тому, что разные медицинские учреждения (и это нормально) работают с разными системами. Данную проблему можно решить при помощи интероперабельности — это способность систем взаимодействовать с другими системами и обмениваться информацией.

— Могут ли пациенты, которые заключили декларацию с врачом первичного звена в рамках реформы «деньги идут за пациентом» записаться на прием онлайн?

— Это зависит от типа МИС, с которой работает медицинское учреждение. Это могут быть МИС, предназначенные для работы в лаборатории, регистратуре (учет пациентов), с электронными картами и пр. Если МИС учитывает такую опцию, как возможность электронной записи, пациент может записаться на прием к врачу онлайн в этой больнице.

— Какие существуют ограничения относительно возможности записи к врачу?

— В рамках реформы «деньги идут за пациентом» медицинские учреждения первичного звена должны не только начать заключать декларации с пациентами, но и изменить юридический статус — на коммунальное неприбыльное предприятие (КНП). В медицинских учреждениях, которые уже начали кампанию по подписанию договоров с пациентом и перешли в статус КНП, записаться на прием к врачу можно только после заключения декларации.

Что касается услуг вторичной и третичной помощи, к врачам узкой специализации можно попасть по направлению бесплатно, или же обратившись напрямую (если это предусмотрено) по официально утвержденной тарификации.

— Если в районе пациента еще нет элект­ронной записи к врачу, может ли он записаться в другом районе?

— В Украине отменен территориальный принцип, когда каждый пациент прикрепляется к врачу по месту регистрации. Сейчас в рамках медицинской реформы пациент может выбрать семейного врача в любой точке страны, заключив с ним декларацию. Если речь идет о враче вторичного или третичного звена, пациент может записаться к любому специалисту в любом районе.

— Как IT-решения позволяют управлять пациентопотоком в медицинском учреждении?

— Ранее нечастные медицинские учреждения (государственные и коммунальные) работали по сценарию субвенций, утверждаемых на централизованном уровне и были, грубо говоря, далеки от рыночных отношений и от таких понятий, как оптимизация, автоматизация, учет и т.п. Из-за этого существуют такие проб­лемы, как отсутствие реальной картины о нагрузке врачей, обращениях пациентов, эпидемиологической ситуации. Если эти аспекты не учитываются, ими нельзя управлять.

IT-решения позволяют полностью учитывать пациентопоток, увидеть, как он распределяется, фактическую нагрузку каждого врача, частоту обращений по специальностям.

Важно отметить, что в медицинском учреждении обязательно должно быть лицо, ответственное за управлением IT-системой: настройку программы, заполнение и внесение изменений в график работы врачей. На местах этим могут заниматься главный врач, старшая медсестра, начальник по медицинской части, лица, занимающие административные должности. В некоторых клиниках есть IT-департаменты, которые занимаются этими вопросами.

Медицинское учреждение — это довольно сложный организм, который работает по своим правилам. Например, один врач может работать сегодня по одному расписанию, а завтра — по другому. Кроме того, на разных пациентов необходимо разное количество времени. Также пациент может повторно прийти на прием к врачу в тот же день, например, после анализов/процедур. Все это необходимо учитывать.

Однако, фиксируя пациентопоток в реальном времени, понимая фактическую загруженность врачей, можно распределять поток пациентов; резервировать время в определенный период дня для определенных категорий пациентов; рассчитывать время, которое требуется для той или иной медицинской услуги; перенаправлять пациентов от одного врача к другому. Например, если врач находится в отпуске, можно осуществить замену. Или, если это невозможно, например, когда речь идет о враче узкой, редкой специальности, то запись пациентов приостанавливается. Это несложно, поскольку отпуск — это, как правило, запланированное мероприятие. Совсем другое, когда случается непредвиденная ситуация, форс-мажор. Если невозможно найти замену, прием необходимо отменять. И конечно же, уведомить заранее пациента (об отмене или о том, что прием состоится у другого врача).

Таким образом, IT-системы позволяют решать целый ряд вопросов. При этом лица, принимающие решения, могут видеть «чистые» данные.

Екатерина Дмитрик,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Александр 30.05.2018 5:30
Главное: заплатит ли государство за пациентов?

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті