Конкурентная среда статинов на отечественном рынке аптечных продаж в 2006 г.

В 2005–2006 гг. отмечалось стремительное развитие отечественного фармрынка. Сегодня он уже находится во власти тенденций 2007 г. И, судя по всему, в ближайшей перспективе ему суждено не менее успешное развитие. Естественно, что не все группы препаратов развиваются в ногу с рынком. Некоторые отстают, некоторые, напротив, опережают его темпы роста. Каждая из них наделена неповторимыми чертами характера и в то же время подвластна интересам компаний-производителей и потребителей. В этой публикации речь пойдет о том, как представлена группа статинов на украинском фармрынке, основных тенденциях и, конечно же, перспективах развития этого сегмента. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».


Согласно анатомо-терапевтической и химической классификации лекарственных средств — классификационной системе АТС (Anatomical Therapeutic Chemical classification system) — статины относятся к группе С10А А — Ингибиторы ГМГ-КоА (3-гидрокси-3-метилглутарил коэнзим А)-редуктазы (С — «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему»; С10 — «Гиполипидемические средства»; С10А — «Препараты, снижающие уровень холестерина и триглицеридов в сыворотке крови») (Компендиум 2006 — лекарственные препараты, 2006).

Основные классификационные характеристики статинов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные классификационные характеристики статинов

INN Код АТС DDD1
(мг)
Способ
применения
Симвастатин C10A A01 15 O2
Ловастатин C10A A02 30 O
Правастатин C10A A03 20 O
Флувастатин C10A A04 40 O
Аторвастатин C10A A05 10 O
Церивастатин C10A A06 0,2 O
Розувастатин C10A A07 10 O
Питавастатин C10A A08 2 O

1DDD (defined daily dose/DDD) — установленная суточная доза — средняя поддерживающая доза лекарственного средства, применяемого по его основному показанию у взрослых (Всемирная организация здравоохранения, 2004). Сведения о величинах DDD были получены на сайте Сотрудничающего центра ВОЗ по методологии статистики лекарственных средств (WHO Collaborating Centre for Drug Statistics Methodology, http://www.whocc.no/atcddd).

2О (oral) — способ применения лекарственного средства — внутрь.

На розничном фармрынке Украины в 2006 г. были представлены препараты 4 статинов: симвастатин [simvastatin, simvastatinum], ловастатин [lovastatin, lovastatinum], аторвастатин [atorvastatin, atorvastatinum] и розувастатин [rosuvastatin, rosuvastatinum].

Отсутствуют на рынке Украины: правастатин [pravastatin, pravastatinum], флувастатин [fluvastatin, fluvastatinum], церивастатин [cerivastatin, cerivastatinum], питавастатин [pitavastatin, pitavastatinum].

Отметим, что при проведении исследования были использованы данные о продажах лекарственных средств (ЛС) из аптек в ценах конечного потребителя (пациента).

Итак, объем аптечных продаж препаратов группы С10А А (далее — исследуемая группа) по итогам 2006 г. составил 33,3 млн грн. в денежном и  628,8 тыс. упаковок в натуральном выражении, превысив показатели за 2005 г. в первом случае на 55,2%, а во втором — по количеству приобретенных упаковок, практически не изменившись (сократившись на 0,1%, рис. 1).

Объем аптечных продаж                                     препаратов группы С10А А в денежном и                                     натуральном выражении за 12 мес 2004–2006 гг. с                                     указанием процента прироста/убыли относительно                                     предыдущего года


Рис. 1. Объем аптечных продаж препаратов группы С10А А в денежном и натуральном выражении за 12 мес 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли относительно предыдущего года

По темпам прироста объемов аптечных продаж — повышения потребительского спроса — в  денежном выражении исследуемая группа препаратов относится к числу наиболее быстро развивающихся. Напомним, что общий объем продаж ЛС в Украине в  это же время в денежном выражении увеличился на 22,4%. При этом в натуральном выражении динамика объемов продаж препаратов исследуемой группы подобна общерыночной (в  натуральном выражении продажи ЛС в целом по рынку в 2006 г. увеличились всего на 3,6% относительно 2005 г.).

По своим ценовым характеристикам практически все препараты исследуемой группы относятся к высокостоимостной нише (средневзвешенная стоимость — более 26,0 грн.). То есть для отечественного потребителя препараты статинов достаточно дорогостоящие.

Средневзвешенная розничная стоимость 1 упаковки ЛС исследуемой группы по итогам 2006 г. составила 53,0 грн. (рис. 2). Причем относительно 2005 г. этот показатель повысился более чем в  полтора раза.

*В статье приведены международные непатентованные названия препаратов (INN — International Nonproprietary Names), рекомендованные Всемирной организацией здраво­охранения (ВОЗ) (World Health Organization, 2002). При первом упоминании препарата в квадратных скобках приведено английское и латинское название.

Средневзвешенная розничная                                     стоимость 1 упаковки препаратов группы С10А А                                     за 12 мес 2004–2006 гг. с указанием процента                                     прироста/убыли относительно предыдущего года


Рис. 2. Средневзвешенная розничная стоимость 1 упаковки препаратов группы С10А А за 12 мес 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли относительно предыдущего года

В значительной степени огромное повышение средневзвешенной розничной стоимости 1 упаковки препаратов исследуемой группы и, как следствие, объемов аптечных продаж таковых в денежном выражении обусловили появление здесь большого количества новых и увеличение объемов реализации уже существующих дорогостоящих препаратов. Причем спрос на более дорогостоящие препараты статинов оказался вполне обеспеченным.

Примечательно, что предложение препаратов в  рамках исследуемой группы от производителей стремительно увеличивается. В 2004 г. количество брэндов ЛС группы С10А А в ассортименте аптечных учреждений составляло 14 в 28 лекарственных формах, в 2005 г. оно увеличилось до 19 (40 лекарственных форм), а в 2006 г. — до 28 (64 лекарственные формы).

Количество наименований статинов в портфеле отечественных производителей в 2004 г. составляло всего 2. Уже по итогам 2006 г. на отечественном розничном фармрынке количество брэндов статинов, производимых украинскими компаниями, составило 5 (в 9 лекарственных формах). Доля отечественных препаратов исследуемой группы в общем объеме продаж таковых по итогам 2006 г. составила 13,3% в денежном (4,4 млн грн.) и 41,4% в натуральном выражении (260,4 тыс. упаковок, рис. 3), и  по сравнению с 2005 г. она уменьшилась на 10,5 и  29,4% соответственно.

Удельный вес зарубежных и                                     отечественных ЛС в общем объеме аптечных продаж                                     препаратов группы С10А А в денежном и                                     натуральном выражении за 12 мес 2004–2006 гг.


Рис. 3. Удельный вес зарубежных и отечественных ЛС в общем объеме аптечных продаж препаратов группы С10А А в денежном и натуральном выражении за 12 мес 2004–2006 гг.

В общем объеме продаж исследуемой группы в  денежном выражении лидерами по итогам 2006 г. стали препараты симвастатина (группа C10A A01, табл. 2). Доля таких ЛС в общем объеме аптечных продаж статинов составила 49,9% в денежном и 34,6% в натуральном выражении. Второе место по объемам продаж в этом сегменте препаратов в денежном выражении занимают препараты аторвастатина (группа C10A A05), третье — ловастатина (группа C10A A02). И, наконец, препараты розувастатина (группа C10A A07), которые были выведены на отечественный фармрынок в 2006 г., составили 2,0% общего объема розничной реализации препаратов исследуемой группы в денежном выражении и 0,6% — в натуральном.

Таблица 2

Объем аптечных продаж препаратов группы С10А А по группам АТС-классификации пятого уровня за 12 мес 2004–2006 гг. с указанием удельного веса и процента прироста/убыли относительно предыдущего года

Год Объем продаж,
млн грн.
Доля в общем объеме продаж группы, % D, % Объем продаж,
тыс. упаковок
Доля в общем объеме продаж группы, % D, %
Симвастатин (группа C10A A01)
2004 8,1 59,2 128,5 27,0
2005 11,5 53,7 41,9 150,9 24,0 17,5
2006 16,6 49,9 44,1 217,5 34,6 44,1
Аторвастатин (группа C10A A05)
2004 2,1 15,3 15,2 3,2
2005 5,6 26,3 169,4 61,7 9,8 304,4
2006 12,4 37,2 119,1 165,6 26,3 168,6
Ловастатин (группа C10A A02)
2004 3,5 25,6 331,4 69,8
2005 4,3 19,9 21,8 416,8 66,2 25,8
2006 3,6 10,9 -14,8 241,8 38,5 -42,0
Розувастатин (группа C10A A07)
2004 0,0 0,0
2005 0,0 0,0
2006 0,7 2,0 3,9 0,6
Всего
2004 13,7 475,1
2005 21,5 56,2 629,4 32,5
2006 33,3 55,2 628,8 -0,1

Максимальные темпы прироста объемов реализации как в денежном, так и в натуральном выражении в  2005 и 2006 г. относительно предыдущих лет отмечали по препаратам аторвастатина. В результате доля этой группы препаратов в общем объеме реализованных конечному потребителю статинов в 2006 г. увеличилась на 10,8% в денежном выражении и на 16,5% в  натуральном, потеснив препараты симвастатина и ловастатина (рис. 4). Примечательно, что объемы продаж практически всех препаратов, относящихся к группе C10A A05, в 2006 г. существенно увеличились по сравнению с 2005 г. Так, уже существующие в этой группе в 2005 г. препараты аторвастатина обеспечили ей прирост объемов продаж на 83,5%. Доля выведенных на рынок в  2006 г. препаратов аторвастатина по итогам исследуемого периода составила 16,3% общего объема продаж ЛС группы C10A A05.

Удельный вес групп                                     АТС-классификации пятого уровня в общем объеме                                     аптечных продаж препаратов группы С10А А                                     в денежном и натуральном выражении за 12 мес                                     2004–2006 гг.


Рис. 4. Удельный вес групп АТС-классификации пятого уровня в общем объеме аптечных продаж препаратов группы С10А А в денежном и натуральном выражении за 12 мес 2004–2006 гг.

Обращает на себя внимание тот факт, что средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов аторвастатина ежегодно снижается — акцент потребителя смещается в сторону более дешевых препаратов группы С10А А05 (рис. 5). По итогам 2006 г. относительно 2005 г. она снизилась на 18,4% и составила 74,7 грн. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки симвастатина не изменилась по сравнению с 2005 г., составив в обоих случаях 76,4 грн., а ловастатина — повысилась на 46,8%. Максимальная средневзвешенная стоимость 1 упаковки в 2006 г. отмечена по препаратам розувастатина (171,0 грн.), а минимальная — по препаратам ловастатина (15,1 грн.).

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки                                     ЛС по группам АТС-классификации пятого уровня в                                     общем объеме аптечных продаж препаратов группы                                     С10А А за 12 мес 2004–2006 гг.


Рис. 5. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС по группам АТС-классификации пятого уровня в общем объеме аптечных продаж препаратов группы С10А А за 12 мес 2004–2006 гг.

Отметим также, что в общем объеме продаж статинов по итогам 2006 г. доля генерических генериков составила 12,3% в денежном выражении, сократившись относительно 2005 г. на 8,1%. Причем уменьшение доли генерических генериков в продажах статинов отмечали и в 2005 г. относительно 2004 г. Очевидно, что успех этой группе обеспечивают брэндированные препараты.

Для ориентации в пространстве статинов интересно также рассмотреть экономическую составляющую лечения такими препаратами. Основываясь на данных о средневзвешенной розничной стоимости 1 упаковки таких препаратов по итогам 2006 г. с  учетом их форм выпуска и DDD различных статинов, мы рассчитали стоимость 1 DDD и, следовательно, стоимость годичного курса лечения (табл. 3).

Таблица 3

Перечень препаратов исследуемой группы с указанием формы выпуска, средневзвешенной стоимости, годичного курса лечения, рассчитанного исходя из стоимости 1 DDD в 2006 г. Доля препаратов в общем объеме продаж INN в денежном выражении в 2006 г.

Брэнд-нэйм Компания-производитель Форма выпуска Номер в упаковке Средневзвешенная розничная стоимость 1 упаковки, грн. Стоимость 1 DDD, грн. Стоимость годичного курса лечения, грн. Доля брэнда в общем объеме продаж INN, %
Симвастатин (группа C10A A01)
ЗОКОР Merck&Co (США) табл. п/о 80 мг** 15,1
табл. п/о 10 мг 28 95,4 0,34 1865,5
табл. п/о 20 мг 28 122,3 0,22 1195,6
ВАЗИЛИП KRKA (Словения) табл. п/плен. оболочкой 10 мг 14 36,5 0,26 1427,4 56,6
табл. п/плен. оболочкой 20 мг 14 53,4 0,19 1043,4
табл. п/плен. оболочкой 10 мг 28 66,0 0,24 1291
табл. п/плен. оболочкой 20 мг 28 96,3 0,17 941,5
табл. п/о 40 мг 14 93,6 0,17 915,0
табл. п/о 40 мг 28 139,8 0,12 683,4
СИМГАЛ Teva (Израиль) табл. п/о 10 мг 28 40,3 0,14 787,9 9,1
табл. п/о 20 мг 28 69,0 0,12 674,4
табл. п/о 40 мг 28 103,9 0,09 508,0
ЗОСТА USV Limited (Индия) табл. п/о 10 мг 20 22,0 0,11 602,4 8,3
табл. п/о 20 мг 20 35,2 0,09 481,4
табл. п/о 10 мг 50 54,7 0,11 598,7
табл. п/о 20 мг 50 94,6 0,09 518,0
СИМВАТИН Pharma International (Иордания) табл. п/о 10 мг 30 39,9 0,13 727,5 5,6
табл. п/о 20 мг 30 51,1 0,09 465,9
СИМВАСТАТИН Витамины (Украина) табл. п/о 10 мг 30 43,0 0,14 785,1 2,7
Витамины (Украина) табл. п/о 20 мг 30 80,5 0,13 734,5
СИМВАКОР Дарница (Украина) табл. п/о 10 мг 20 33,6 0,17 919,5 1,5
ВАЗОСТАТ Здоровье (Украина) табл. п/о 10 мг 30 24,3 0,08 444,1 0,5
Здоровье (Украина) табл. п/о 20 мг 30 41,7 0,07 380,1
ЗОВАТИН Eczacibasi (Турция) табл. п/о 10 мг 30 32,3 0,11 589,0 0,3
Eczacibasi (Турция) табл. п/о 20 мг 30 42,2 0,07 385,4
СИМВАГЕКСАЛ Sandoz (Швейцария) табл. п/плен. оболочкой 10 мг 30 45,3 0,15 826,6 0,1
Sandoz (Швейцария) табл. п/плен. оболочкой 20 мг 30 64,9 0,11 591,8
СИМВАХОЛ Gedeon Richter (Венгрия) табл. 10 мг 28 54,1 0,19 1058,2 0,1
Gedeon Richter (Венгрия) табл. 20 мг 28 88,4 0,16 864,5
ВАСТАТИН Vocate (Греция) табл. п/плен. оболочкой 20 мг 30 67,0 0,11 611,0 0,04
Vocate (Греция) табл. п/плен. оболочкой 40 мг 30 98,2 0,08 448,2
СИМВА ТАД Tad Pharma (Германия) табл. п/плен. оболочкой 20 мг 30 45,0 0,08 410,6 0,003
Аторвастатин (группа C10A A05)
ЛИПРИМАР Pfizer Inc. (США) табл. п/о 80 мг** 30,6
табл. п/о 10 мг 30 187,3 0,62 2278,4
табл. п/о 20 мг 30 227,7 0,38 1385,1
табл. п/о 40 мг 30 254,3 0,21 773,6
СТОРВАС Ranbaxy (Индия) табл. п/о 10 мг 30 44,4 0,15 540,8 19,4
табл. п/о 20 мг 30 73,0 0,12 443,9
ТОРВАКАРД Zentiva (Чешская Республика) табл. п/о 10 мг 30 46,7 0,16 568,4 13,3
табл. п/о 20 мг 30 61,5 0,10 373,9
табл. п/о 40 мг 30 99,7 0,08 303,2
АТОРИС KRKA (Словения) табл. п/плен. оболочкой 10 мг 30 112,5 0,38 1369,0 12,3
табл. п/плен. оболочкой 20 мг 30 188,7 0,31 1147,8
ЛИПИТИН Flamingo (Индия) табл. п/плен. оболочкой 10 мг 30 56,9 0,19 692,7 9,5
табл. п/плен. оболочкой 20 мг 30 96,6 0,16 587,5
АТОКОР Dr. Reddy’s (Индия) табл. п/о 10 мг 10 27,8 0,28 1014,5 5,6
табл. п/о 20 мг 10 37,7 0,19 687,4
ТОРВАДАК Cadila (Индия) табл. п/плен. оболочкой 10 мг 35 42,2 0,12 440,0 3,8
табл. п/плен. оболочкой 20 мг 35 72,2 0,10 376,7
табл. п/плен. оболочкой 10 мг 7 8,8 0,13 458,8
табл. п/плен. оболочкой 20 мг 7 15,0 0,11 391,1
ТУЛИП Sandoz (Швейцария) табл. п/плен. оболочкой 10 мг 10 33,1 0,33 1208,1 2,7
табл. п/плен. оболочкой 10 мг 30 89,7 0,30 1090,9
табл. п/плен. оболочкой 20 мг 30 142,5 0,24 867,1
АСТИН Micro Labs (Индия) табл. п/о 10 мг 30 44,7 0,15 544,4 2,6
табл. п/о 20 мг 30 72,2 0,12 439,3
АТОРВАСТАТИН Львовтехнофарм (Украина) табл. п/плен. оболочкой 10 мг 10 14,6 0,15 532,9 0,2
ЛИПИДЕКС Pharmacare (Палестина) табл. п/плен. оболочкой 10 мг 30 106,5 0,36 1296,3 0,03
табл. п/плен. оболочкой 20 мг 30 146,1 0,24 888,9
ЛИПИКОР Accord Healthcare (Великобритания) табл. п/о 10 мг 30 50,1 0,17 609,6 0,02
табл. п/о 20 мг 30 72,0 0,12 438,1
Ловастатин (группа C10A A02)
МЕВАКОР** Merck&Co (США) табл. 40 мг
ЛОВАСТАТИН Артериум Корпорация (Украина) табл. 20 мг 10 10,0 0,05 550,2 99,3
табл. 20 мг 30 30,7 0,05 560,2
ЛИПРОКС Biofarm (Польша) табл. 20 мг 28 36,9 0,07 721,1 0,7
Розувастатин (группа C10A A07)
КРЕСТОР AstraZeneca (Великобритания) табл. п/о 40 мг** 100
табл. п/о 10 мг 28 167,3 0,60 2180,7
табл. п/о 20 мг 28 243,3 0,43 1585,9

**Референтные препараты FDA (Orange Book, 26-е издание, 2006 г.).

Следует обратить внимание на тот факт, что экономичность лечения одним и тем же препаратом, но в различных формах выпуска, разнится. Естественно, использовать полученные данные как константу невозможно. Тем не менее, они могут стать неплохим ориентиром в конкретных ситуациях выбора оптимального курса лечения. Кроме этого, в таблице приведены доли брэндов ЛС в общем объеме продаж INN в денежном выражении, свидетельствующие о том, что успех препаратов на рынке не очень часто зависит от их ценовых характеристик.

Лидерами статинов по объемам аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2006 г. стали ВАЗИЛИП, ЛИПРИМАР и ЛОВАСТАТИН, доля которых составила 50,5% по этому показателю (табл. 4). В топ-листе по объемам аптечных продаж в натуральном выражении в этот же период первые 3 места заняли ЛОВАСТАТИН, ВАЗИЛИП и СТОРВАС. Удельный вес этих брэндов в общем объеме продаж препаратов исследуемой группы в натуральном выражении составил 63,1%. Важно отметить, что доля первой тройки брэндов в общем объеме приобретенных потребителями препаратов исследуемой группы постепенно уменьшается. В целом же удельный вес топ-10 брэндов по объемам продаж в денежном выражении по итогам 2006 г. составил чуть менее 90%.

Таблица 4

Топ-10 брэндов ЛС исследуемой группы по объемам аптечных продаж в  денежном выражении за 2006 г. с указанием позиции в  рейтинге за 2005 г.

Брэнд-нэйм № п/п, год
2005 2006
ВАЗИЛИП 1 1
ЛИПРИМАР 3 2
ЛОВАСТАТИН 2 3
ЗОКОР 4 4
СТОРВАС 7 5
ТОРВАКАРД 6
АТОРИС 10 7
СИМГАЛ 6 8
ЗОСТА 9 9
ЛИПИТИН 5 10

В рейтингах маркетирующих организаций по объемам продаж препаратов исследуемой группы в денежном выражении лидирует компания «KRKA», а в натуральном — Корпорация «Артериум» (табл. 5). Доля топ-10 маркетирующих организаций в рейтинге по объемам аптечных продаж препаратов исследуемой группы по денежному показателю составила около 85%.

Таблица 5

Топ-10 маркетирующих организаций по объемам аптечных продаж препаратов исследуемой группы в денежном выражении за 2006 г. с  указанием позиции в рейтинге за 2005 г.

Маркетирующая организация № п/п, год
2005 2006
KRKA (Словения) 1 1
Pfizer Inc. (США) 3 2
Артериум Корпорация (Украина) 2 3
Merck&Co (США) 4 4
Ranbaxy (Индия) 7 5
Zentiva (Чешская Республика) 6
Teva (Израиль) 6 7
USV Limited (Индия) 9 8
Flamingo (Индия) 5 9
Pharma International (Иордания) 10 10

Необходимо учитывать, что объем проданных аптеками упаковок статинов — это кумулятивный показатель. В результате более углубленного анализа объемов продаж различных лекарственных форм того или иного брэнда было выявлено, что в натуральном выражении увеличение объемов потребления статинов сопровождается высокими темпами прироста объемов реализации препаратов с большим содержанием действующего вещества. Очевидно, что относительная стабильность количества проданных из аптек упаковок статинов в 2005 и 2006 г. выражается иной динамикой в пересчете на DDD.

Так, по итогам 2006 г. потребление статинов в  натуральном выражении в пересчете на DDD увеличилось на 70,9% по сравнению с 2005 г. и составило 15,7 млн (табл. 6). Следовательно, 43 тыс. пациентов в 2006 г. в течение всего года могли принимать какой-либо из статинов в рекомендованной суточной дозе. Отметим, что в пересчете на DDD больше всего увеличилось потребление аторвастатина (на 191,7%).

Таблица 6

Потребление статинов в Украине в 2005–2006 гг., выраженное в  DDD, с указанием процента прироста/убыли по сравнению с  предыдущим годом

Группы статинов 2005 г. 2006 г. D по  сравнению с  2005 г., %
Симвастатин (группа C10A A01) 4 268 407 6 959 811 63,1
Аторвастатин (группа C10A A05) 2 133 904 6 224 912 191,7
Ловастатин (группа C10A A02) 2 778 763 2 392 674 –13,9
Розувастатин (группа C10A A07) 114 215
Всего 9 181 074 15 691 612 70,9

Очевидно, что в ближайшей перспективе объемы продаж статинов в Украине будут увеличиваться. Причем успех этой группе обеспечат главным образом дорогостоящие брэндированные препараты. Высокие темпы пополнения группы новыми брэндами также, судя по всему, в ближайшее время сохранятся. Логично, что со временем конкуренция в этом сегменте будет еще более высокой, все более востребованными будут статины фармкомпаний, которые готовы обеспечить высокий уровень промоционной поддержки своим препаратам. n

Подготовлено на основе публикации
«Потребление статинов в Украине (анализ аптечных продаж в 2006 г.)»
в журнале «Український медичний часопис» № 1 (57), 2007 г.
Материалы по клиническому применению статинов можно найти в этом же номере журнала.

Екатерина Кармалита

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail: [email protected]


Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті