Предоставление качественных медицинских услуг — глобальное требование

К сожалению, проблема качества предоставляемых медицинских услуг знакома украинским пациентам не понаслышке. Так, по данным Рейтинга процветания (The Legatum Prosperity IndexTM), составленного аналитическим центром «The Legatum Institute» (Великобритания), по этому показателю в 2013 г. Украина была на 86-м месте, в 2014 г. — на 77-м, в 2015 г. — на 79-м, а в 2016 г. переместилась на 111-е место. Тенденция не обнадеживает, поскольку в 2017 г. Украина находится уже на 135-м месте по показателю уровня здравоохранения.

В десятку стран с самым низким уровнем здравоохранения входят Демократическая Республика Конго, Ангола, Уганда, Нигерия, Мозамбик, Сьерра-Леоне, Бенин, Либерия, Гвинея, Чад и Центральноафриканская Республика. Лидирующие места занимают: Сингапур, Люксембург, Швейцария, Норвегия, Гонконг, Япония, Австрия, Швеция и Нидерланды.

При оценке данного показателя учитывались следующие основные факторы: уровень физического и психического здоровья, инфраструктура здравоохранения и профилактический уход.

Уровень здравоохранения напрямую связан с политической и экономической ситуацией. При этом, если общий показатель уровня жизни населения страны низкий, то и доступ к качественному медицинскому обслуживанию для большинства пациентов затруднен.

По данным Рейтинга процветания, уровень жизни украинцев стремительно снижается. За последний год по этому показателю Украина заняла 112-е место из 149, оказавшись в списке после Бангладеш.

К 2030 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует достичь всеобщего охвата медико-санитарными услугами. Это означает, что для оптимального медицинского обслуживания недостаточно просто обеспечить наличие инфраструктуры, лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских работников. Улучшение показателей здравоохранения требует сосредоточения внимания на качестве медицинских услуг, что предполагает обеспечение эффективного, безопасного, ориентированного на пациента лечения, которое является своевременным и равноправным. Качество медицинской помощи — это уровень, при котором предоставление медицинских услуг для населения повышает вероятность достижения желаемых результатов и соответствует современным знаниям.

Данные отчета ВОЗ «Delivering quality health services: A global imperative for universal health coverage» свидетельствуют, что качество обслуживания, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода, в число которых входит Украина, находится ниже оптимального уровня.

Ближайшие цели ВОЗ направлены на то, чтобы все принципы оказания медицинской помощи базировались на основе качества и эффективности. Разработка национальной политики в сфере обеспечения качества является приоритетной задачей, поскольку страны стремятся планомерно улучшать работу системы здравоохранения. Обеспечение качественного медицинского обслуживания хоть и представляет сложность, но остается самой важной задачей, решение которой даст возможностью улучшить здоровье людей. Уделяя особое внимание качеству медицинских услуг, страны смогут добиться значительного прогресса в достижении Целей устойчивого развития (Sustainable Development Goals — SDGs).

Стремление к качеству

В соответствии с Целями устойчивого развития мировое здравоохранение направлено на всеобщий охват медико-санитарными услугами и доступ к основным медицинским услугам. Это позволяет перейти к более продуктивному и справедливому развитию общества и экономики. Медицинская помощь должна быть качественной и эффективной даже в самом бедном регионе. Иначе экономика государства несет колоссальные убытки на преодоление последствий некачественного лечения и тратит впустую ценные финансовые, технические и человеческие ресурсы. Это подрывает доверие населения к современной медицине. Таким образом, всеобщий охват медико-санитарными услугами без качественного, эффективного лечения — это работа по принципу «деньги на ветер».

В этом контексте следует обратить внимание на следующие факты:

  • большинство пациентов не получают лечения, основанного на доказательной клинической практике;
  • отмечается повышение уровня антибиотикорезистентности из-за нерационального и чрезмерного использования противомикробных препаратов в здравоохранении;
  • в глобальном масштабе сумма, связанная с ошибками в назначении лекарственных средств, оценивается в 42 млрд дол. США ежегодно.

Субстандартное качество медицинской помощи приводит к значительным финансовым потерям для систем здравоохранения. При этом большой объем ресурсов здравоохранения тратится неэффективно.

Данные, полученные в ходе 15 обзоров качества национальных систем здравоохранения, проведенных Организацией экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development —OECD) в период 2012–2016 гг., свидетельствуют о необходимости повышения прозрачности в отношении качества и эффективности предоставляемых услуг и результатов лечения. При этом информация должна быть доступна всем заинтересованным лицам, включая пациентов, специалистов здравоохранения, регуляторные органы.

В период 2000–2015 гг. благодаря целям развития, сформулированным в «Декларации тысячелетия» (Millennium Development Goals — MDGs) ООН, удалось достичь глобального прогресса в области здравоохранения для стран с низким и средним уровнем дохода — детская смертность снизилась на 53%, материнская — на 43%, а частота новых случаев ВИЧ — более чем на 38%. Однако прогресс крайне неоднозначен. В бедных, сельских и труднодоступных регионах предотвратимая смертность остается высокой.

В 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новую повестку дня: «Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development». SDGs включают широкий круг экономических, социальных и экологических целей и новую цель в области здравоохранения — обеспечить здоровый образ жизни и повысить благосостояние людей. Медицинское страхование считается основополагающим фактором для ее достижения.

Обеспечение качества медицинской помощи должно способствовать улучшению показателей здоровья населения, а не просто привести к увеличению затрат на обслуживание. Это касается как лечебных, так и профилактических услуг. Внедрение этого понимания особенно важно в странах, где увеличивается количество неинфекционных заболеваний, к ним относится и Украина.

Система здравоохранения должна обеспечивать доступность медицинских услуг на протяжении жизни пациента, включая снижение риска возникновения заболевания, скрининг, лечение, реабилитацию и паллиативную помощь. Доказательная база в отношении эффективности различных методов лечения и профилактики заболеваний постоянно увеличивается, поэтому для достижения качества медицинской помощи необходимо обеспечить систематическое включение новых данных в схемы лечения.

Поддержка принятия клинических решений (Clinical decision support — CDS) — это своевременное предоставление информации для повышения эффективности оказания помощи.

Грамотность населения в области здравоохранения — это способность получать и понимать медицинскую информацию, необходимую для принятия соответствующих решений со стороны пациентов, семей и сообществ.

Оценка медицинских технологий (Health technology assessment) проводится для выяснения того, как технологии здравоохранения помогают поддерживать и улучшать здоровье. Они применяются для принятия решений, связанных с внедрением новых технологий здравоохранения.

Оценка тенденций глобального состояния качества медицинской помощи требует определения и измерения показателей качества, сопоставимых между странами. Однако таких глобальных данных нет, и соглашение о минимальном наборе стандартных показателей качества медицинской помощи для мониторинга прогресса не достигнуто.

Характеристики качественного медицинского обслуживания

Эффективность. Врач обязан придерживаться принципов лечения, основанных на доказательствах.

Безопасность. Негативное воздействие назначенного лечения находится на 14-м месте среди источников глобального бремени заболеваний. В основном проблема безопасности касается стран с низким и средним уровнем доходов. Данные OECD свидетельствуют, что до 83% случаев возникновения негативных последствий лечения можно предотвратить.

Человек в центре внимания. Потребности и предпочтения пациентов должны учитываться системой здравоохранения. В странах с низким и средним уровнем дохода внимание, сострадательность и социальная помощь остаются на низком уровне.

Своевременность. Сокращение времени ожидания плановых и неотложных процедур способствует снижению частоты осложнений, побочных реакций и смертности.

Справедливость. В странах, в которых существует классовая иерархия, социальное расслоение и дискриминация по половой принадлежности, можно наблюдать отрицательную динамику по фактору справедливого оказания медицинской помощи.

Интегрированность. Существуют значительные пробелы в координации медицинской помощи, даже в странах с высокими доходами. Например, бывает так, что врачи не имеют доступа к назначениям других специалистов, данным о предоставлении специализированной медицинской помощи.

Продуктивность. Согласно данным доклада ВОЗ 2010 г., около 20–40% всех ресурсов здравоохранения расходуются впустую. Ведущими причинами непродуктивности предоставления услуг являются ненадлежащее применение лекарственных средств, субоптимальная комплектация персонала, чрезмерное или недостаточное применение медицинского оборудования, коррупция и недостаточное использование инфраструктуры.

Качество в основе системы здравоохранения

Предоставление некачественных услуг подрывает авторитет системы здравоохранения в обществе. Ресурсы для обеспечения, мониторинга и постоянного повышения качества должны быть встроены в основы систем здравоохранения. К ним можно отнести медицинских работников и учреждения; лекарственные средства, приборы и технологии; информационные сис­темы и финансирование.

В настоящее время наблюдается глобальный дефицит медицинских работников, особенно в бедных странах. Обеспечить систему здравоохранения квалифицированными медицинскими работниками можно путем разработки национальной стратегии, направленной на устранение пробелов в численности, распределении и сохранении медицинских кадров. Необходимо провести модернизацию учебных программ и обеспечить непрерывное профессиональное развитие.

Доступность и готовность медицинских служб к работе — необходимое условие для качественного лечения. Оно должно оцениваться по таким показателям, как чистая вода, надежная поставка электроэнергии, хорошая санитария и безопасная утилизация отходов. Но адекватная инфраструктура не обязательно приравнивается к качественной медицинской помощи. Необходимо внедрять систему мотивации медработников для заинтересованности в результативности лечения и внимания к пациентам. Аккредитация, проверки и другие формы внешнего контроля широко используются для оценки медицинских учреждений на предмет соответствия стандартам.

Национальная политика в отношении лекарственных средств и медицинских изделий помогает обеспечить систему здравоохранения эффективной продукцией гарантированного качества с высоким профилем безопасности в достаточном количестве и по доступным ценам.

Для надежного доступа к безопасным и эффективным лекарственным средствам, устройствам и технологиям необходима разработка национальной политики в отношении лекарственных средств и изделий. Ограничение применения небезопасных и неэффективных препаратов имеет решающее значение для безопасности пациентов. По оценкам ВОЗ, в 30% стран отсутствует эффективное регулирование рынка лекарственных средств, в том числе по причине отсутствия регуляторного органа, который функционирует должным образом.

Из-за низкого финансирования систем информационного обеспечения здравоохранения зачастую данные о качестве и результатах лечения не фиксируют вообще или сбор проводится таким образом, что информацию нельзя анализировать или сравнивать из-за отсутствия стандартизованной терминологии. Поэтому важно обеспечить эффективность этих систем путем создания надежной регистрации данных и нацио­нальной системы идентификаторов пациентов для поддержки контроля качества в ходе оказания медицинской помощи. Следует разработать и внедрить переход от бумажных записей, которые часто не предоставляют достоверных данных о качестве и результатах лечения, к электронному документообороту. Необходима разработка национального законодательства, которое защищает конфиденциальность, позволяя использовать личные данные о здоровье для исследований и улучшения качества оказания медицинской помощи. Внедрение информационных технологий поможет в проведении сбора и анализа информации для улучшения качества и эффективного информирования общественности о том, как эти данные используются.

ВОЗ обращает внимание на необходимость внедрения системы обязательного медицинского страхования, что позволит сократить «оплату из кармана пациента» и перейти на форму предварительной оплаты и объединения средств, при этом субсидируя тех, кто не в состоянии обеспечить свой вклад.

Опыт показывает, что обязательства «де-юре» часто не позволяют «де-факто» переходить на качественное лечение. Важным шагом является создание национального органа, ответственного за мониторинг и улучшение качества здравоохранения. В идеале он должен быть независимым от врачей и страховых компаний.

Основные идеи для повышения качества предоставления медицинских услуг

В каждой стране есть собственная культура, потребности населения и историческое наследие, формирующее систему здравоохранения. ВОЗ выделяет 6 основных идей в сфере здравоохранения, которые помогут повысить качество медицинских услуг:

  • убежденность в том, что качественное, безопасное, пациент-ориентированное здравоохранение является общественным благом, которое должно быть обеспечено для всех граждан;
  • признание того, что лучший доступ к медицинской помощи без внимания к ее качеству не приведет к желаемым результатам;
  • признание того, что стратегии повышения эффективности систем здравоохранения должны принимать во внимание ограниченные финансовые возможности;
  • необходимость обеспечения одинаково высокой эффективности предоставления государственных и частных услуг здравоохранения;
  • осознание того, что качество медицинских услуг имеет жизненно важное значение для устойчивости национальной безопасности;
  • осознание того, что необходимо удовлетворить общественный спрос на прозрачность выбора лечения, эффективности и его результатов.

Национальная политика в области повышения качества здравоохранения может предусмат­ривать разработку законодательной базы для создания новых государственных и административных институций или формирование новых механизмов регулирования (например проверка и аккредитация). Единого правильного способа не существует, но для обеспечения качества медицинского обслуживания, правительство, руководители систем здравоохранения, пациенты и врачи должны действовать сообща.

При этом важно принять определение понятия качества, провести ситуационный анализ текущего состояния. Для обеспечения клинической эффективности лечения важно сотрудничество между регуляторными органами, пациентскими и профессиональными организациями. Для внедрения принципа пациент-ориентированности необходимо расширить права и возможности пациентов. Для проведения контроля за внедрением национальной политики в области качества необходим мониторинг результатов лечения.

Вывод

Система обеспечения качества должна быть встроена в основу системы здравоохранения, независимо от состояния медицины. Система здравоохранения должна обеспечивать обмен информацией на всех уровнях иерархии с целью качественного сотрудничества и осведомленности. Эта трансформация отношений должна сочетаться с новыми механизмами, позволяющими правительству и лидерам системы здравоохранения учитывать и укреплять доверие граждан к медицинским услугам.

Екатерина Новохатняя
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті