На пути к евроинтеграции:
Директива 2001/83/ЕС

Евроинтеграция — одно из стратегических направлений внешнеполитической деятельности Украины. Политика в сфере регулирования национального фармацевтического сектора также осуществляется с учетом евроинтеграционных процессов. Уже сейчас регуляторные органы Украины при разработке законодательных документов, регламентирующих обращение лекарственных средств (ЛС), должны учитывать положения нормативно-правовых актов Европейского Союза (ЕС). Одним из таких документов является Директива 2001/83/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 06.11.2001 г. «О своде законов Сообщества в отношении лекарственных средств для человека» с изменениями (далее — Директива).* В Директиве объединены и систематизированы положения ряда законодательных документов ЕС, регламентирующих создание, производство, регистрацию, контроль качества ЛС (в том числе иммунологических, радиофармацевтических, гомеопатических, препаратов из человеческой крови и ее компонентов), а также их клинические исследования, оптовую торговлю, маркировку, рекламу. Также в Директиве приведены стандартные требования к досье, которое сопровождает заявку на получение разрешения на продажу ЛС. «Еженедельник АПТЕКА» уже знакомил читателей с положениями Директивы, в том числе относительно доклинических исследований ЛС (№ 9 (730) от 08.03.2010 г.), регуляторной политики оборота гомеопатических препаратов (№ 7 (678) от 16.02.2009 г.), фармакологического надзора (№ 40 (461) от 18.10.2004 г.) и др. Мы решили снова обратиться к данному документу, не утратившему своей актуальности, и провести общий анализ положений Директивы, которые структурированы в соответствии с разделами (14) и статьями (130).

В разделе I Директивы приведены определения терминов, среди которых:

  • ЛС — любая субстанция или комбинация субстанций, обладающая определенными свойствами, которую применяют для лечения или профилактики заболеваний, для восстановления, коррекции или изменения физиологических функций благодаря фармакологическому, иммунологическому или метаболическому действию или для установления диагноза;
  • субстанция — вещество человеческого, животного, растительного или химического происхождения, полученное путем химических изменений или в результате синтеза;
  • побочная реакция — непреднамеренная вредная для организма реакция на ЛС, наблюдаемая у человека при использовании его в обычных дозах в целях профилактики, диагностики или лечения заболевания;
  • серьезная побочная реакция — побочная реакция, которая приводит к смерти, представляет угрозу для жизни, требует госпитализации или продления срока госпитализации, вызывает стойкую или значительную нетрудоспособность или инвалидность, или врожденную аномалию/порок развития;
  • злоупотребление ЛС — постоянное или единичное преднамеренное избыточное использование ЛС, сопровождающееся­ негативными физическими или психологическими последствиями;
  • название ЛС — название, которое может быть придуманным производителем, общепринятым или научным, наряду с названием торговой марки или фирмы-производителя; название, придуманное производителем, не должно быть похожим на общепринятое название; общепринятое название — международное непатентованное название, рекомендованное ВОЗ;
  • первичная упаковка — контейнер или другая форма упаковки, непосредственно контактирующая с ЛС; вторичная упаковка — упаковка, в которую помещают первичную;
  • соотношение риск/польза — оценка положительных терапевтических эффектов ЛС в отношении рисков (любых рисков, связанных с качеством, безопасностью и эффективностью ЛС относительно здоровья пациента и общества).

В разделе II Директивы указана сфера ее деятельности. Положения Директивы применяют к ЛС, находящимся на рынке стран ЕС.

В разделе III Директивы приведены положения, регламентирующие размещение ЛС на рынке. В частности, указано, что ни одно ЛС не может быть размещено на рынке государства ЕС, если на него не выдана торговая лицензия (компетентными уполномоченными органами этого государства) в соответствии с Директивой или не предоставлена лицензия в соответствии с Постановлениями ЕС № 726/2004, № 1394/2007.

Торговая лицензия может быть выдана только заявителю, зарегистрированному на территории ЕС. Заявка на получение торговой лицензии должна содержать:

  • название компании, которая подает заявку, при необходимости — производителя;
  • название ЛС;
  • состав ЛС (с указанием международного непатентованного и/или химического названия всех компонентов ЛС и их количества);
  • оценку рисков для окружающей среды, которые могут возникнуть при производстве, утилизации ЛС, и меры для их предупреждения;
  • описание технологических этапов производства ЛС;
  • сведения о показаниях и противопоказаниях к назначению, побочных эффектах, форме выпуска, способе введения и схеме применения, сроке и условиях хранения, особых указаниях приема ЛС;
  • результаты фармацевтических (физико-химических, биологических или микробиологических), доклинических (токсикологических и фармакологических) и клинических исследований;
  • подтверждение того, что клинические исследования, проводимые за пределами ЕС, отвечают этическим требованиям Директивы 2001/20/EC;
  • макеты первичной и вторичной упаковок;
  • документ, подтверждающий, что производитель имеет лицензию на производство ЛС; копии торговых лицензий, полученных ранее как в странах ЕС, так и в других государствах;
  • подтверждение того, что у заявителя в штате компании есть сотрудник — уполномоченное лицо — ответственный за создание и поддержание эффективной системы фармаконадзора на предприятии.

В Директиве указано, что страна ЕС должна обеспечить выдачу торговой лицензии на ЛС в  течение 210 дней с момента подачи заявки. Через 5 лет срок действия торговой лицензии может быть продлен на основании пересмотра соотношения риск/польза.

В данном разделе приведены специальные положения в отношении гомеопатических и традиционных растительных ЛС.

Также Директивой предусмотрена процедура взаимного признания торговых лицензий. В случае разногласий между странами ЕС относительно качества, безопасности и/или эффективности ЛС проводится научная экспертиза препарата в соответствии с нормами, принятыми в ЕС. В результате экспертизы страны-участницы должны принять единое решение по предмету разногласий. Данное решение обязательно для выполнения всеми странами ЕС.

Для предотвращения дублирования контроля качества ЛС в странах ЕС установлены требования к производству и импорту ЛС, экспортируемых не из стран ЕС.

Раздел IV Директивы регулирует производство и импорт ЛС. На территории стран ЕС производство ЛС является объектом лицензирования. Лицензия требуется как для полного, так и для неполного цикла производства. Однако она не требуется для экстемпорального изготовления ЛС.

Для получения лицензии на производство заявитель должен выполнить такие минимальные требования:

  • указать ЛС и их формы, которые будут производиться или импортироваться, а также место их производства и/или проведения контроля;
  • иметь в своем распоряжении пригодные и достаточные для указанного производства или импорта помещения, техническое оборудование и средства для проведения контроля качества ЛС;
  • иметь в штате сотрудника, который прошел обучение (не менее 4 лет) по одной из дисциплин: фармация, медицина, ветеринарная медицина, химия, фармацевтическая химия и технология, биология.

В разделе V (Маркировка и аннотация-вкладыш) указаны сведения о ЛС, которые следует размещать на вторичной упаковке, а при ее отсутствии — на первичной:

  • название ЛС, за которым следуют дозировка и лекарственная форма, и, если требуется, указание на то, какой группе пациентов оно предназначено; если средство содержит до 3 действующих веществ, необходимо включить международное непатентованное название или, если его не существует, — общепринятое;
  • активные субстанции в качественном и количественном выражении, их количество на единицу дозирования или, в зависимости от способа введения, на единицу объема или массы тела, используя их общепринятые названия;
  • лекарственная форма с указанием содержимого в единицах массы, объема или количества доз ЛС;
  • вспомогательные вещества, о которых известно, что они оказывают определенное действие или эффект;
  • способ применения и, в случае необходимости, путь введения.

Раздел VI Директивы посвящен классификации и категориям отпуска ЛС. В частности, в нем указано, что при выдаче торговой лицензии компетентные уполномоченные органы должны точно определить принадлежность ЛС к одной из следующих категорий отпуска:

  • ЛС, отпускаемые по рецепту;
  • ЛС, отпускаемые без рецепта.

С целью определения принадлежности устанавливают:

  • может ли ЛС представлять прямую или косвенную опасность даже при правильном применении без медицинского наблюдения;
  • часто ли ЛС используют неправильно, в результате чего может возникнуть прямая или непрямая угроза здоровью человека;
  • требуется ли дальнейшее изучение субстанции или ЛС на их основе в отношении активности и/или побочных реакций;
  • путь введения (парентеральный).

Положения VII раздела Директивы определяют требования к оптовой реализации ЛС. В целом они отражены в Надлежащей дистрибьюторской практике (Good Distribution Practice). Более подробно об указанных стандартах см. «Еженедельник АПТЕКА» № 26 (747) от 05.07.2010 г.

Оптовая торговля — лицензированный вид деятельности. В государствах ЕС действует принцип взаимного признания лицензий.

Вместе с тем в Директиве указано, что субъекты, осуществляющие реализацию ЛС населению (розничная продажа), освобождаются от получения лицензии. Они обязаны вести учет всех торговых операций, связанных с данной реализацией.

Разделы VIII и VIIIa Директивы посвящены рекламе (информации) ЛС. В документе предусмотрена необходимость гармонизации законодательства (в рамках ЕС) в сфере рекламы ЛС. Это положение Директивы, в первую очередь, относится к телевизионной рекламе ЛС. Директивой запрещено рекламирование рецептурных ЛС в неспециализированных средствах массовой информации.

Реклама ЛС для населения не должна содержать информации, которая:

  • создает впечатление, что медицинская консультация или хирургическая операция являются необязательными;
  • позволяет предположить, что эффективность лечения рекламируемыми ЛС является гарантированной и их прием не сопровождается развитием побочных эффектов;
  • содержит указания на улучшение/ухудшение состояния здоровья человека при приеме ЛС;
  • направлена на детскую аудиторию;
  • ссылается на рекомендации ученых, медицинских работников или известных лиц;
  • позволяет предположить, что лекарственный препарат является пищевым, косметическим или другим потребительским товаром;
  • указывает, что безопасность или эффективность ЛС обусловлена его природным происхождением;
  • может привести к ошибочному установлению диагноза самим пациентом;
  • сопровождается неправильными, вводящими в заблуждение терминами и/или изображением изменений в организме человека, вызванных заболеванием, травмой или действием ЛС; ссылкой на отзывы о выздоровлении,
  • содержит неправильные, вызывающие тревогу или вводящие в заблуждение термины.

Мероприятия по стимулированию сбыта ЛС должны быть ориентированы только на врачей, фармацевтов, провизоров и дистрибьюторов. Данной категории лиц запрещено вручать или предлагать подарки, обещать прибыль или вознаграждение в денежном или натуральном выражении, если их стоимость не минимальна и они не имеют отношения к практической медицинской или фармацевтической деятельности.

Бесплатные образцы ЛС можно предоставлять при соблюдении следующих условий:

  • количество ежегодно предоставляемых образцов рецептурного ЛС ограничено;
  • образцы должны предоставляться только после письменного запроса лица, назначающего препарат;
  • обеспечена система контроля и учета образцов;
  • каждый образец должен быть не больше, чем наименьшая упаковка и дозировка, представленная на рынке, иметь соответствующую маркировку (бесплатный образец ЛС, не предназначенный для продажи) и сопровождаться инструкцией по применению.

Запрещается предоставление образцов ЛС, содержащих психотропные или наркотические вещества.

В разделе IX Директивы приведены положения относительно фармаконадзора. Согласно этому разделу страны ЕС принимают меры по обеспечению сбора информации о побочных реакциях ЛС врачами, провизорами и другими медицинскими работниками и последующему ее предоставлению компетентным уполномоченным органам. Страны ЕС должны гарантировать, что информация о таких реакциях будет сообщена другим государствам ЕС.

В фармкомпании назначается сотрудник — уполномоченное лицо — ответственный за:

  • создание и поддержание эффективной системы фармаконадзора на предприятии;
  • подготовку отчетов для компетентных уполномоченных органов;
  • безотлагательное предоставление всей информации по запросу компетентных уполномоченных органов, в том числе — об объе­ме продаж или количестве выписываемых рецептов на соответствующее ЛС, об исследованиях безопасности после выдачи лицензии.

Европейским агентством по оценке ЛС при сотрудничестве с государствами ЕС создана сеть обработки данных для облегчения обмена информацией по фармаконадзору относительно ЛС, маркетируемых на рынке ЕС, для того чтобы уполномоченные органы могли пользоваться актуальной информацией одновременно.

Страны ЕС должны гарантировать, что информация о случаях серьезных побочных реакций, зарегистрированных на их территории, будет предоставлена владельцу торговой лицензии в течение 15 дней.

В Х разделе изложены требования к ЛС, полученным из человеческой крови и ее компонентов. Кроме Директивы, стандарты качества и безопасности при заборе, тестировании, обработке, хранении и распространении указанных ЛС приведены в Директиве 2002/98/ЕС. Страны ЕС должны создать условия для само­обеспечения, развития производства препаратов из крови и ее компонентов, соблюдения этических норм при их торговле, а также добровольного и бесплатного донорства.

ХІ раздел Директивы посвящен надзору и санкциям, применяемым к фармкомпаниям. Уполномоченные органы при проверке имеют право:

  • проверять предприятия, лаборатории, производственные помещения производителей ЛС и субстанций;
  • брать образцы ЛС для проведения их дополнительного независимого тестирования в лицензированных в странах ЕС лабораториях по контролю качества ЛС;
  • изучать документы, касающиеся объекта проверки (в странах ЕС действует ограничение в отношении документов, в которых указано производство ЛС).

Уполномоченный орган по результатам проверки может аннулировать или приостановить действие торговой лицензии в случае, если не выполнены минимальные требования к производству ЛС, регламентированные  в  разделе ІV.

В продолжении темы, поднятой в этой публикации редакция «Еженедельник АПТЕКА» рассмотрит ряд действующих и разрабатываемых в Украине нормативно-правовых актов в сфере обращения ЛС.

Дарья Чудутова
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті