Конференция «marcus evans»: факторы роста рынков СНГ глазами производителей, дистрибьюторов, розничных операторов и экспертов

Восхищение городом, удовлетворение от того, что наконец-то можно сформулировать и обсудить вопросы, выходящие за рамки повседневного делового интереса, — именно таковы впечатления многих участников конференции «Фармацевтические рынки СНГ», проходившей в конце марта 2007 г. в Барселоне (Испания). Ее организатором выступила одна из ведущих мировых компаний по предоставлению бизнес-информации — «marcus evans». Сбалансированный состав докладчиков — представители компаний, занимающихся оптовой и розничной реализацией лекарственных средств, предприятий — производителей фармацевтической продукции, аналитических компаний и инвестиционных фондов, — позволил компетентно и взвешенно оценить рынки СНГ в трех временных разрезах — прошлом, настоящем и будущем. Кроме того, невозможно было не поддаться очарованию сказочного города, в котором жил и творил великий архитектор Антонио Гауди (Antonio Gaudi), поэтому многие участники конференции говорили о намерениях возвращаться сюда еще и еще.

Дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО) еще долго будет определять развитие российского фармацевтического рынка. С упоминания о нем началась конференция, и докладчики не раз возвращались к обсуждению последствий ДЛО. Россия — удивительная страна с непредсказуемым прошлым, отметил председатель конференции Вениамин Мунблит, директор департамента аналитики и консультирования компании «Комкон-Фарма», подчеркивая важность определения того, как развитие ситуации повлияет на участников рынка.

Неизвестно, какое финансовое возмещение получат участники программы, кредитовавшие поставку лекарственных средств по программе ДЛО. Дефицит бюджетного финансирования программы сегодня оценивается более чем в 20 млрд руб. Предполагают, отметил В. Мунблит, что последствия этой ситуации будет предложено разделить производителям и дистрибьюторам. Вероятно, какую-то часть финансового груза возьмет на себя государство, но точный прогноз результатов деятельности операторов рынка за 2006 г. не решится делать никто.

Вениамин Мунблит
Вениамин Мунблит
Давид Паникашвили
Давид Паникашвили

ДЛО — это не только дополнительные убытки и прибыль, отметил Давид Паникашвили, президент «РОСТА Групп». Благодаря программе пациенты получили дополнительный доступ к лекарственным средствам, а государство узнало, сколько стоит лечение, попытавшись лечить десятую часть населения. Но часть людей, имеющих право на бесплатные препараты, отказались от участия в программе и предпочли денежные компенсации. Половина остались — и что же? На их лечение были потрачены средства, предназначенные для всех ранее запланированных 15 млн человек. При этом многие больные получили такое лечение, о котором раньше не могло быть и речи. Дети с гемофилией стали посещать школу, взрослые вышли на работу, а сколько врачей узнали, что есть лекарственные средства, которые лечат! В результате ДЛО в стране повысился уровень жизни, снизилась смертность вследствие некоторых заболеваний — то есть некоторые выиграли.

Говоря о проигравших, Д. Паникашвили представил ситуацию с ДЛО в виде замкнутого круга: старый механизм определения потребности в лекарственных средствах (расчет в форме заявки), сложная география страны и инфраструктура системы здравоохранения, нарушенный страховой принцип, отсутствие ограничений выписки по лимиту. Поскольку в ограничении потребления не заинтересованы ни пациент, ни врач, ни аптека, ни дистрибьютор, ни региональные власти, оно растет. Что при этом предпринимают производители? Колоссально, в разы, увеличивают штаты сотрудников для осуществления промоционной активности, отметил докладчик. По его мнению, однозначно выиграли производители, осуществляющие адекватное финансовое планирование и управление рисками. В силу отсутствия реальных прозрачных медицинских стандартов практически не существует факторов, сдерживающих активность врача при назначении препаратов, аптеки же, в свою очередь, осуществляют отпуск всех правильно выписанных лекарственных средств. О дистрибьюторах и говорить нечего. Кто из них не мечтал о средней стоимости упаковки в 12 дол. США, как сегодня в программе ДЛО !

В чем проблема в 2007 г.? В появлении финансовых лимитов. Наконец-то определены объемы финансирования по каждому из регионов, что в итоге составило сумму в 2 раза меньшую, чем в 2006 г. По мнению Д. Паникашвили, организация ДЛО «сверху», из Москвы, без согласования с местными властями, была одной из основных организационных ошибок программы. В 2007 г. из средств федерального бюджета на программу ДЛО для льготных категорий граждан было выделено 34,9 млрд руб. Для увеличения объемов финансирования были привлечены средства из местных бюджетов, что было негативно воспринято местными властями, которые стали административными методами уменьшать объемы выписки. Но, по словам Д. Паникашвили, было уже поздно, потому что население, однажды получившее доступ к лекарственным средствам, не хочет отказываться от этого блага. Будущее программы для пациентов непонятно, и они из нее выходят.

Из сложившейся ситуации, по мнению докладчика, есть два выхода: рыночный и нерыночный. Согласно рыночному в программу будут вовлекаться дополнительные льготные категории граждан без возможности выхода и состоится переход от снабжения по потребности к снабжению по заявке. Дистрибьюция, в случае реализации рыночной модели, останется многоканальной, сохранится конкуренция. При реализации нерыночного варианта дистрибьюция в программе ДЛО станет одноканальной, как это произошло, например, в Финляндии и Швеции. Главное, подчеркнул Д. Паникашвили, благодаря ДЛО будет расти объем российского фармацевтического рынка.

То, что пациенты не хотят умирать, оказалось для государства большим сюрпризом, — такое саркастическое замечание сделал В. Мунблит. Итак, дистрибьюторы обеспечили инфраструктуру системы, производители поставили продукцию. А как же третий участник рынка — аптеки?

Алексей Душкин
Алексей Душкин

Основную тяжесть ДЛО несут производители и аптечные учреждения, считает Алексей Душкин, генеральный директор компании «Нижегородская аптечная сеть», сопредседатель Российской ассоциации аптечных сетей (РААС). По его оценкам, примерно 60% общей суммы долга взял на себя производитель, примерно 30% — розничный сектор и лишь 10% — уполномоченные фармацевтические организации (УФО), то есть дистрибьюторы. Так происходит потому, что сегодня договоры составлены таким образом, что УФО платят и производителю, и розничному оператору только тогда, когда получат деньги от Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). По мнению А. Душкина, ДЛО — это вовсе не дополнительное, а обычное лекарственное обеспечение, точно такое же, как в рамках реализующихся на протяжении многих лет целевых программ, направленных на удовлетворение потребностей детей, инвалидов, ветеранов, пациентов с сахарным диабетом, гипофизарным нанизмом и т.п.

При всей схожести моделей обычной аптечной сети и сети ДЛО, в последней ФОМС и Росздравнадзор, являющиеся аналогом управляющей компании (УК) обычной сети, не имеют контактов со складом, сетью и, практически, с фармрынком, передав эти функции УФО (в том, что касается ДЛО). Точно также, как весь рынок ориентирован на дистрибьютора, в программе ДЛО весь упор сделан на УФО. По консолидированному мнению многих членов РААС УФО в роли УК не заинтересованы в развитии и финансово-экономическом благополучии всех звеньев цепочки, так как это не его собственные подразделения, — отметил докладчик.

Большинство аптечных сетей вышло из программы ДЛО или находятся в процессе выхода. Причины: несоответствие стандартов работы развитых аптечных сетей тем параметрам, которые подходят для участия в ДЛО (размещение, площадь, направленность промоции и т.п.), неудовлетворенность финансовыми результатами деятельности ДЛО (процент вознаграждения от 5 до 12%), снижение темпов роста розничных продаж в аптеках, участвующих в ДЛО, отвлечение собственных средств и некоторые другие моменты. При должном отношении аптечные сети более охотно брались бы за программу ДЛО, чем за проекты по препаратам для ветеринарии или медицинские услуги.

Окончательно укрепившись в роли УК, УФО создадут собственную логистическую цепочку, построят склады во всех регионах (что делается уже сейчас) и превратятся в розничную сеть ДЛО. Осталось 2–3 мес, отметил выступавший, до появления в Москве центрального склада со своей логистикой и аптечными пунктами в лечебно-профилактических учреждениях. По прогнозу А. Душкина, при усилении контроля за отпуском рецептурных препаратов аптечная сеть ДЛО трансформируется в аптечную сеть лекарственных средств с долей до 40% рынка, взяв на себя не только отпуск препаратов по программе, но и просто рецептурный отпуск. Таким образом, обычные аптечные сети будут расширять ассортимент и повышать долю нелекарственной его части, при этом лекарственный сегмент может перейти в сеть ДЛО.

По мнению В. Мунблита, страховой принцип (здоровый платит за больного) изначально не был заложен в условия программы ДЛО, участниками которой могли становиться только некоторые категории граждан, такие как инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий. Нужны способы планирования программы, созданные по медицинским соображениям, возможно, с декларированием определенной доли отечественным производителям. Вариант софинансирования (co-payments) со стороны пациентов также может рассматриваться, но для него пока не готова инфраструктура.

Геннадий Годовальников
Геннадий Годовальников

Геннадий Годовальников, директор Республиканского унитарного предприятия (РУП) «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» министерства здравоохранения Республики Беларусь, остановился на факторах, которые определяют развитие фармацевтического рынка этой страны. В Беларуси он в основном является государственным, и 85% субъектов хозяйствования — государственные, закупка и реализация проводятся на тендерной основе согласно Перечню основных лекарственных средств, при этом приоритет отдается белорусским производителям.

Минздрав Республики Беларусь утвердил также Перечень лекарственных средств отечественного производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм собственности, и если в аптеке будут отсутствовать такие препараты, то это будет расценено как нарушение, отметил Г. Годовальников.

Проводя параллели с российской ситуацией, докладчик отметил, что еще 5 лет назад отсрочка платежа фармацевтическим компаниям достигала 1 года – 2 лет, а сегодня эта проблема ликвидирована, государство вернуло долги. По желанию компании закупки производятся по предоплате или в виде авансового платежа.

Другой важный вопрос — так называемая парафармацевтика. В Беларуси такой термин не используют, отметил докладчик, вместо него существует понятие альтернативной медицины. В стране принят закон о продуктах питания, в котором четко прописано, что такое продукты питания и БАД. «Мы даем заключение относительно того, является ли продукт лекарственным средством (если есть показания к применению, обоснованность которых необходимо доказать) или БАД, употребляемые для придания рациону оздоравливающих свойств. Кроме того, для всех БАД введена идентификационная голографическая марка, наклеиваемая производителем. Сегодня в Беларуси зарегистрировано 1300 наименований БАД, которые находятся под жестким контролем государства», — подчеркнул директор РУП.

Закупка через тендер производится напрямую у производителя лекарственных средств, в противном случае у посредника должен быть договор с компанией об эксклюзивной дистрибьюции. Ввоз на территорию Беларуси возможен только при наличии контракта с производителем или по официальному списку дистрибьюторов, который уточняется каждые полгода. Согласно законодательству вся реклама подлежит предварительному согласованию с министерством здравоохранения относительно права распространения через любые средства массовой информации. Это же касается конференций, «горячих линий», работы медицинских представителей.

Республика Беларусь также имеет особые требования к регистрационным материалам. В отличие от многих других стран СНГ обязательным условием является наличие результатов исследования биоэквивалентности генериков, обязательное проведение инспекций всех производств, которые поставляют продукцию в Беларусь. С 1 января 2007 г. в республике вступила в силу Государственная Фармакопея, практически полностью повторяющая Европейскую, с некоторыми нюансами, которые следует учитывать, пока белорусская промышленность не вышла на новый уровень развития. Стоимость регистрации препаратов — самая низкая в странах СНГ: за регистрацию 1 наименования платят 70 дол. США. За экспертизу 1 лекарственной формы — 500–600 дол., стоимость исследований биоэквивалентости колеблется от 9 до 20 тыс. дол. При наличии же готовых достоверных данных их не нужно получать повторно. Обязательным требованием является прохождение валидации методик контроля качества в контрольно-испытательных лабораториях исследовательского центра. Строгие меры принимаются для борьбы с фальсификатами — посредством сотрудничества со структурами МВД, КГБ и др. Программа сотрудничества в этой и других сферах, таких как надзор за побочными реакциями и согласование требований к качеству лекарственных средств, включена в проект отраслевого Соглашения о сотрудничестве министерств здравоохранения в ходе XVIII заседания Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, который 20 марта 2007 г. завершил свою работу в Минске. Эти меры также будут определять развитие рынка, отметил Г. Годовальников.

Сергей Ищенко
Сергей Ищенко

О факторах роста украинского фармацевтического рынка рассказал Сергей Ищенко, директор компании «Софтинформ». На основании данных системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН» докладчик охарактеризовал динамику аптечных продаж четырех категорий продуктов: лекарственных средств, косметики, БАД и изделий медицинского назначения. 2005 г. ознаменовался стремительными темпами роста рынка, тогда как со второй половины 2006 г. темпы прироста стали снижаться. Если по итогам первого полугодия 2006 г., по сравнению с аналогичным периодом предыдущего, объем рынка в денежном выражении увеличивался более чем на 40%, то по итогам всего года — на 24%. В конце 2006 г. подверглось изменениям традиционное соотношение долей объемов продаж отечественных и зарубежных производителей (30 и 70% соответственно) в общем объеме фармацевтического рынка. В денежном выражении в конце 2006 – начале 2007 г. доля импортной продукции увеличилась до 74%. Примечательно, что в натуральном выражении наблюдается обратная тенденция: более 60% реализованных упаковок препаратов — отечественного производства.

В объеме «аптечной корзины» около 85% обусловлено лекарственными средствами; 8–9% объема корзины обеспечивается изделиями медицинского назначения. Активно прирастают доли таких категорий, как косметика и БАД (примерно 5 и 2,5% соответственно к концу 2006 г.), что связано с распространением такой формы торговли, как аптечные маркеты, где значимую роль играют спонтанные покупки. Судя по отзывам, отметил С. Ищенко, объемы продаж в учреждениях, перешедших к этой новой форме торговли, увеличивались практически вдвое.

В 2005 г. объемы аптечных продаж лекарственных средств быстрее увеличивались в денежном выражении, чем в натуральном (37,2 и 19,9%, соответственно). В 2006 г. тенденция углубилась, увеличение объемов продаж в натуральном выражении составило всего 3,6%, тогда как в денежном — 22,4%.

Докладчик предложил свое видение влияния различных факторов на этот прирост. Прирост физического объема (отображает вклад изменения потребления упаковок и перераспределения потребления с низкостоимостных на более дорогостоящие или наоборот), инфляционный индекс (вклад изменения объемов розничной реализации за счет изменения стоимости), структурный индекс (вклад эластичности спроса), инновационный индекс (вклад изменения объемов розничной реализации рынка лекарственных средств за счет поступления на рынок препаратов новых лекарственных форм и вывода с рынка существующих).

Львиную долю прироста, естественно, обеспечивает индекс физического объема. В 2006 г. он составил 21,2%, тогда как остальные — -0,1; -0,9 и 2,2%, соответственно. С. Ищенко обратил внимание слушателей на инфляционную составляющую прироста: в 2005 г. она составила 5,6%, в 2006 — -0,1%, что можно определить как дефляцию. Причем для отечественных компаний индекс инфляции в 2006 г. составил 6,1%, для зарубежных — -2,5%. Почему так происходит? В первом случае инфляция заложена в структуру производства, поскольку дорожают газ, электричество и т.д., чего нельзя сказать о зарубежном. В группе низкостоимостных препаратов в 2006 г. весь прирост объема продаж был обусловлен увеличением стоимости. Высокостоимостная группа приросла максимально (на 32%), индекс инфляции в ней отрицательный, и инновационный индекс достаточно высок. На примере лидеров продаж отечественного и импортного производства докладчик рассмотрел индексы прироста, показатели которых оказались разнонаправлены. Так, у отечественных производителей-лидеров индекс инфляции около 3,5%, у зарубежных — до -10%. Возникает вопрос: за счет чего снижается стоимость зарубежных препаратов для конечного потребителя? Это может происходить за счет маржи производителя, дистрибьютора или за счет розничной наценки. Снижения розничной наценки в 2006 г. не произошло, напротив, отмечено ее незначительное повышение до уровня 27%. То есть, дефляция происходила не за счет уменьшения розничной наценки, а снижение стоимости для конечного потребителя обусловливали производители и дистрибьюторы. Дистрибьюторский сегмент сейчас находится в стадии жесткой конкурентной борьбы. В погоне за долей рынка происходит консолидация дистрибьюторского сегмента, т.е. рост объемов поставок у лидирующих компаний. Таким образом, объемы закупок компаниями-лидерами у производителей увеличиваются, соответственно, может увеличиваться и размер бонусов или скидок, которые дает производитель. Это один из факторов, благодаря которому аптека получает товар по более низкой стоимости, соответственно ниже отпускная цена. Таким образом, за счет производителей и дистрибьюторов на украинском фармацевтическом рынке не наблюдается инфляции.

В 2007 г., отметил С. Ищенко, компанией «Софтинформ» начат интересный проект — мониторинг рынка с недельной дискретностью. На примере препаратов Алка-Зельтцер и Алька-Прим была показана характерная тенденция: резкий рост объема продаж во время новогодних праздников. Забавно следующее: на 10-ю неделю года приходится Международный женский день. Вопреки ожиданиям и к чести украинских мужчин, резких изменений в группе препаратов для лечения эректильной дисфункции не произошло; они наблюдались только в группе препаратов для лечения абстинентного синдрома. Так что при пополнении своих аптечек накануне 8 Марта украинцы не оригинальны. Благодаря недельной дискретности четко отслеживается увеличение объемов продаж противопростудных препаратов во время февральской эпидемии гриппа (в течение трех недель был продан трехмесячный запас), а также во время рекламных кампаний. Таким образом, основной вклад в формирование рынка делает производитель, подчеркнул С. Ищенко, хотя роль других факторов также нельзя сбрасывать со счетов.

Юрий Крестинский
Юрий Крестинский

Среди фармацевтических рынков СНГ российский выделяется не только объемами, благодаря которым в 2005 г. он стал 12-м среди рынков мира, но и темпами роста (16–40% в год), отметил Юрий Крестинский, председатель совета директоров центра маркетинговых исследований «Фармэксперт». Такие темпы в значительной степени обусловлены программой ДЛО, хотя цифры еще будут уточняться. Динамично развиваются рынки Закавказья и Грузии. У России — самое высокое соотношение между объемами госпитального и розничного секторов рынка. Это обусловлено участием государства, однако его доля не исчерпывающая, и розничный коммерческий рынок также растет высокими темпами. Очень интересный показатель, к которому редко обращаются, это доля объема фармацевтического рынка в ВВП. На протяжении нескольких лет этот показатель остается неизменным. Это значит, что экономика России в целом активно развивается, и значительную долю составляет импортная продукция, которая учитывается в ВВП только по добавленной стоимости. Вместе с тем, признал Ю. Крестинский, показатель в 1,2% — низок, и даже в странах Восточной Европы он достигает 3–4%, то есть потенциал российского рынка имеет ресурс для развития. 2006 г. характеризуется увеличением количества лечебно-профилактических учреждений, аптек, аптечных киосков и производителей. Что касается дистрибьюторов, то их количество постепенно уменьшается и составляет около 1000, причем первая десятка контролирует 80% объемов оптовых продаж.

В 2006 г. объем фармацевтического рынка России вырос на 27,4%, составив 10,7 млрд дол. США. В натуральном выражении за последние 4 года объем рынка немного уменьшился. Однако Ю. Крестинский не усматривает в этом угрозы для рынка. Просто меняется структура потребления, растет средняя стоимость упаковки, в том числе по инфляционным причинам. Потребление лекарственных средств будет расти. Уже сейчас оно в целом по стране составляет 75 дол. на душу населения, а в Москве — около 209 дол. Средняя стоимость 1 упаковки препарата также растет, и в целом по рынку в 2006 г. она составила 2,5 дол., в ДЛО — 10,3 дол., увеличившись более чем в 2 раза.

Тем не менее население несет львиную долю расходов на приобретение лекарственных средств — почти 60%, тогда как 29% обеспечиваются за счет государственного, 11% — местного бюджетов. Вместе с тем, одна из целей ДЛО — рост отечественного производителя — не достигается, и его доля в объемах продаж остается низкой. Доля инновационных препаратов (находящихся под патентной защитой) в сегменте госпитальных закупок и аптечных продаж также остается низкой (17 и 8%, соответственно). В ДЛО таких препаратов — 40%!

По предположениям Ю. Крестинского, если финансирование ДЛО останется на прежнем уровне, объем рынка увеличится на 15%. В любом случае рост аптечных продаж будет очень значительным. Продолжится концентрация игроков, будет отмечаться рост потенциала аптечных сетей, появятся новые маркетинговые возможности. На рост рынка повлияют и внешние факторы. Это — выборы в Государственную Думу и местные советы, ожидание вступления в ВТО, общий рост благосостояния в стране.

Два основных фактора роста рынка — это программа ДЛО и товары нелекарственного ассортимента (парафармацевтика), считает Александр Кузин, генеральный директор «DSM Group», занимающейся аудитом аптечного рынка. Объемы продаж парафармацевтики в 2006 г. росли на 40% быстрее, чем лекарственных средств. В дальнейшем их доля будет увеличиваться, и будущее рынка — за товарами для красоты и здоровья, считает А. Кузин.

В завершающей публикации о конференции «marcus evans» мы расскажем о других факторах роста рынка — развитии аптечных сетей, инновациях производителей и привлечении инвестиционных капиталов. n

Дарья Полякова, фото автора

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті