Государственные закупки: мнения экспертов

Как уже сообщалось на страницах нашего издания, в законодательстве Украины, регулирующем процедуры государственных закупок, произошли серьезные изменения (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 16 (587) от 23.04.2007 г.). Однако граждан Украины, операторов рынка, практикующих врачей и пациентов в первую очередь, вероятно, интересует, какие качественные изменения произойдут в сфере медицинского обслуживания, насколько цивилизованной будет конкуренция на рынке госзакупок. Редакция «Еженедельника АПТЕКА» продолжает информировать читателей о текущих изменениях в законодательстве, а также начинает публикацию мнений экспертов, операторов рынка и других заинтересованных лиц о ситуации, сложившейся в сфере государственных закупок.

ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

После принятия новой редакции Закона Украины «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства» различными органами исполнительной власти был принят ряд подзаконных актов. Среди них следует отметить такие:

– постановление КМУ от 4.04.2007 г. № 601 «Об утверждении Порядка использования в 2007 году средств, предусмотренных в Государственном бюджете для выполнения программ и осуществления централизованных мероприятий в области здравоохранения» (Постанова Кабінету міністрів України від 4 квітня 2007 р. № 601);

– постановление КМУ от 23.04.2007 г. № 652 «О создании веб-портала по вопросам государственных закупок», которым создание и обеспечение функционирования этого портала поручается Антимонопольному комитету Украины;

– приказ МЗ Украины от 6.03.2007 г. № 110 «Об утверждении Положения о Постоянном тендерном комитете МЗ Украины» (Постанова Кабінету міністрів України від 4 квітня 2007 р. № 601), в  котором подробно описан порядок создания тендерного комитета и организация его деятельности, а также его функции, права и обязанности.

Утвержден состав руководства Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок. По данным портала www.ua-tenders.com, ее председателем избран первый заместитель министра финансов Украины Вадим Копылов. Первым заместителем председателя был избран народный депутат Украины Александр Ткаченко (фракция КПУ), заместителем председателя — народный депутат, первый секретарь политсовета СПУ Михаил Мельничук. Секретарем комиссии избран глава Антимонопольного комитета Украины Алексей Костусев.

Решением Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок от 23.03.2007 г. № 01/3 рш был утвержден Порядок рассмотрения жалоб по вопросам государственных закупок.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Геннадий Олейниченко

Охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в сфере государственных закупок лекарственных средств, согласился главный онколог Главного управления здравоохранения и медицинского обеспечения г. Киева, главный врач Киевской городской онкологической больницы, кандидат медицинских наук Геннадий Олейниченко.

— Удовлетворяет ли Вас качество и  ассортимент лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые поступают в  вашу больницу после государственных закупок?

— Качеством мы довольны, ассортиментом — нет, потому что тот объем финансирования, который нам выделяется, не позволяет закупить необходимые лекарственные средства в  полном ассортименте. Потребность Киевской городской онкологической больницы в препаратах для химиотерапии и препаратах сопровождения составляет в финансовом эквиваленте 42 млн 400 тыс. грн. в год. И это без препаратов общей группы. В 2006 г. мы получили лекарственные средства на 9 млн грн. за счет Государственного бюджета и на 1,4 млн — за счет городского. А на 2007 г. запланировано 5,5 млн, причем это и местный, и Государственный бюджет. В среднем мы получаем 8–9% потребности, соответственно, весь необходимый ассортимент закупить не можем, и пациенты вынуждены докупать препараты за свои деньги.

— Всегда ли вовремя вы получаете лекарственные средства и изделия медицинского назначения после проведения закупок и  заключения договоров с поставщиками?

— Если мы сами проводим тендер, то получаем все вовремя и регулярно. Если тендер проводит Главное управление здравоохранения и медицинского обеспечения г. Киева, то тоже не возникает никаких проблем, препараты поступают регулярно и вовремя. А вот что касается централизованных закупок МЗ Украины — в 2006 г. мы начали получать препараты для химиотерапии только в конце августа: полгода наши пациенты были без необходимых лекарственных средств. В  этом году ситуация ничуть не лучше. До настоящего времени тендер в МЗ Украины, насколько мне известно, еще не проведен, и препаратов нет. В результате таких временных коллизий львиную долю химиопрепаратов мы получаем в ноябре–декабре. Соответственно, все израсходовать не успеваем, и остаток переходит на следующий финансовый год, а у фискальных органов возникает вопрос: «Почему у вас в январе осталось на 2,5 млн препаратов? Значит, у вас их переизбыток! Значит, на следующий год мы вам на 2,5 млн урезаем финансирование!» Добиться от наших уважаемых чиновников какого-либо понимания на сегодня, к сожалению, невозможно.

— Какие факторы — цена, качество, эффективность, срок годности и т.д. — учитываются при закупке лекарственных средств?

— В первую очередь должно учитываться соотношение цена/качество. Срок годности препаратов должен быть не менее 80% максимально возможного. Однако и тут есть свои особенности. Например, проводятся закупки дорогого химиотерапевтического препарата, стоимость одного введения — 10,5 тыс. грн. На торги выставляется оригинальный препарат, разработанный одной из известных фармацевтических компаний, и генерик производства какой-нибудь малоизвестной азиатской фирмы, при этом цена на генерический препарат будет ниже на 1 грн. Закупается почему-то малоизвестный генерик!

— Учитываются ли пожелания специалистов различных отраслей медицины, в  частности ведущих онкологов, при составлении заявки на государственные закупки препаратов и  изделий медицинского назначения?

— В 2006 г. такие пожелания стали учитываться, в предыдущие годы — не всегда. Объясню почему. Сейчас, как вы знаете, в МЗ Украины новый главный онколог — Игорь Борисович Щепотин, который и формировал эту заявку. До этого формированием занимался НИИ онкологии, и ассортимент, который нам поставлялся, не совпадал с заявленным нами примерно на 40%, то есть вместо жизненно необходимых больным лекарственных средств мы получали препараты, которых вообще не заказывали.

— Всегда ли закупаемые лекарственные средства соответствуют интересам пациентов?

— Да, безусловно. Мы стараемся закупать наиболее необходимые препараты.

— Как, по Вашему мнению, повлияют изменения в законодательстве о государственных закупках на качество, объем и стоимость оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях государственной формы собственности?

— На мой взгляд, вступление в силу новой редакции Закона Украины «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства» будет иметь катастрофические последствия для нашей медицины! Во-первых, появилось очень много маленьких фирм, которые своей деятельностью просто срывают проведение торгов, направляя жалобы в Межведомственную комиссию по вопросам государственных закупок.

Если торги признают недействительными, то их организаторы должны утвердить новый состав тендерного комитета, направить всех его членов на специальные курсы, заплатив за них бюджетные деньги. Кроме того, согласно требованиям закона главой тендерного комитета может быть лицо, имеющее право подписи. Зачастую в больнице физически невозможно найти соответствующие кандидатуры, и тогда торги просто отменяются, а больные остаются без жизненно необходимых препаратов.

В случае отмены торгов участники, купившие тендерную документацию, должны покупать ее снова, а это 5–7 тыс. грн. Кроме того, участники торгов должны ежемесячно платить по 700 грн. за размещение информации о них в  соответствующем каталоге.

Минимальная сумма, с которой должны организовываться торги, снизилась до 20 тыс. грн., и это в то время, когда повышаются цены практически на все группы товаров и услуг. Теперь нам будет еще сложнее решать каждодневные задачи, связанные с оказанием медицинской помощи нашим пациентам.

В целом ситуацию можно охарактеризовать следующим образом: работать сегодня стало невозможно. Мы не можем купить многих совершенно необходимых нам вещей, и это касается не только медикаментов. Не можем произвести текущий ремонт, не можем починить сломавшееся диагностическое оборудование, потому что на все необходимо объявлять тендер. Теряется время на его проведение, и это время, в первую очередь, наших пациентов, которые нуждаются в раннем выявлении и лечении онкологических заболеваний. В связи с тем, что любой участник торгов может парализовать процесс закупок на неопределенный срок, ставится под сомнение реальность доведения их до логического завершения.

— Какие, на Ваш взгляд, возможны пути выхода из сложившейся ситуации?

— Я думаю, что КМУ должно быть принято волевое решение, которое, наконец, навело бы порядок в государственных закупках. То, что сейчас творится в медицине, можно расценивать как целенаправленный саботаж закупок лекарственных средств, направленный в первую очередь против народа Украины. Необходимо, во-первых, пересмотреть минимальные суммы закупок, а во-вторых — полностью пересмотреть этот закон, который, на мой взгляд, сейчас создает все условия для обогащения некоторых фирм за счет налогоплательщиков Украины.

— Получаете ли вы после проведения государственных закупок препараты для химиотерапии отечественного производства? Что вы можете сказать об их качестве и эффективности?

— Да, мы получаем и отечественные препараты, в частности производства фармацевтических компаний «Здоровье» и «Дарница». Работаем мы с ними только полгода, поэтому об эффективности говорить не могу, нужен еще минимум год. Однако нет и никаких нареканий. Если при применении других генериков иногда развивались серьезные побочные реакции на введение препарата, то при использовании отечественных химиопрепаратов таких побочных эффектов не отмечали.

Я считаю, что государственные деньги должны оставаться внутри государства! Первая причина для этого — финансовая, вторая — всегда есть с кого спросить за качество.

Владимир Лоба

На вопросы корреспондента «Еженедельника АПТЕКА» ответил глава правления Тендерной палаты Украины Владимир Лоба.

— С какими жалобами чаще всего обращаются участники торгов при проведении государственных закупок лекарственных средств и  изделий медицинского назначения?

— Участники торгов чаще всего жалуются на то, что государственные закупки осуществляют административные органы высшего уровня, а не непосредственно медицинские учреждения, в которых лучше знают соответствующие потребности. Кроме того, часто не конкретизируется предмет закупки, а дается название торговой марки вместо названия действующего вещества, что приводит к созданию неконкурентных условий. Например, заказчик указывает предмет закупки — Но-Шпа, а это название торговой марки. Необходимо указывать международное непатентованное наименование, чтобы его могли предложить разные производители и поставщики.

— Какие нарушения чаще всего встречаются при проверке процедур государственных закупок лекарственных средств и  изделий медицинского назначения?

— К таким нарушениям можно отнести отсутствие в тендерной документации исчерпывающей информации о медико-технических требованиях и характеристиках предмета закупок и  его свойствах, отсутствие лицензии МЗ Украины, дающей право на реализацию лекарственных средств, отсутствие сертификатов анализа на каждую серию. Кроме того, встречаются нарушения при формировании цены тендерного предложения, ведь в соответствии с действующим законодательством лекарственные средства, зарегистрированные в установленном порядке в Украине, не облагаются НДС, а цены на некоторые препараты, внесенные в специальный перечень, подлежат государственному регулированию.

— Какие, на Ваш взгляд, возможны положительные или отрицательные последствия принятия изменений к Закону Украины «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства» для пациентов, врачей, операторов фармацевтического рынка и отечественных производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения?

— Рынок поставщиков лекарственных средств и изделий медицинского назначения очень широкий, однако он имел много недостатков, был несистематизированным. Соответственно, возникла необходимость ввести единые правила игры для всех участников данного процесса. Поэтому с целью повышения стабильности рынка государственных закупок и активизации участия в них был введен реестр участников процедур закупок, который публикуется на официальном сайте Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок и в соответствующем тематическом каталоге.

В этот реестр включаются участники на основании их обращения в соответствии с проведенной рейтинговой оценкой, в зависимости от количества процедур закупок, в которых данный участник принимал участие, количества побед, своевременно выполненных договоров и т.д. Таким образом, это дает возможность минимизировать участие в процедурах закупок недобросовестных участников.

Положительными также являются изменения, которые направлены на предупреждение злоупотреблений, — это создание Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок, в состав которой вошли представители разных министерств и ведомств. К ее функциям относятся согласование процедур торгов (с ограниченным участием, у одного участника) и рассмотрение жалоб. Решения комиссии прозрачные, открытые, принимаются большинством голосов.

Введены торги на снижение цены, что позволяет сэкономить государственные средства. Также для предупреждения сговора в процессе государственных закупок введены нормы, в соответствии с которыми с торгов снимаются участники, связанные между собой совместным учредительством, родством и т.д.

— Планирует ли Тендерная палата Украины выступать в ближайшее время с  законодательными инициативами, касающимися очередных изменений в процедурах государственных закупок?

— Закон только недавно вступил в силу, поэтому, я считаю, еще рано говорить о каких-то изменениях. Необходимо дать ему хотя бы немного поработать.

— Известны ли случаи, когда нарушения участниками и/или заказчиками торгов требований действующего законодательства в  сфере государственных закупок приводили к  несвоевременному обеспечению лечебно-профилактических учреждений жизненно необходимыми препаратами и изделиями медицинского назначения? Какие меры в отношении виновников предусмотрены законодательством в  таких случаях?

— Нет, такие случаи неизвестны. Кроме того, принимая во внимание нарекания по поводу несвоевременного финансирования или составления сметы, законом предусмотрено, что заказчик имеет право без проведения торгов приобрести лекарственные средства и изделия медицинского назначения, необходимые для текущих потребностей, на сумму, которая не превышает 10% ожидаемой стоимости предмета закупок. Это делает невозможными случаи несвоевременного обеспечения лечебно-профилактических учреждений необходимыми препаратами и изделиями медицинского назначения.

«Еженедельник АПТЕКА» планирует и дальше знакомить своих читателей с изменениями в законодательстве и комментариями специалистов в сфере государственных закупок. n

Александр Устинов
фото Елены Старостенко
и предоставленное
Тендерной палатой Украины

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті