Do not disturb/не беспокоить! Рыночное развитие средств контрацепции. Part I

Желание контролировать рождаемость привело к созданию разнообразных методов и способов контрацепции, практика использования которых насчитывает века. Эволюция в этих вопросах обеспечила появление новых разнообразных средств и способов контрацепции, а также усовершенствование существующих. Средства контрацепции выполняют несколько функций — защищают от нежелательной беременности и заболеваний, передающихся половым путем. Каждый из контрацептивов имеет определенные преимущества и недостатки в применении. В данной публикации будет проанализирован отечественный рынок средств контрацепции. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research», а также Государственного комитета статистики.

МЕТОДОЛОГИЯ

В данном анализе рынок контрацепции был разделен по 2?признакам: средства, зависимые от полового акта и независимые (таблица).

Таблица Методы и действие средств контрацепции, зависимых и независимых от полового акта
Метод Действие
Зависимые от полового акта Презерватив Применяется мужчиной
Вагинальные таблетки, суппозитории, крем, спрей Не содержат гормонов, применяются местно по мере необходимости
Независимые от полового акта Таблетки Гормональный контрацептив, ежедневный прием в течение 21 дня, перерыв 6–7 дней
Гормональная внутриматочная система (левоноргестрел) Гормональный контрацептив, действует 5 лет
Контрацептив внутриматочный Действует от 5 до 10 лет
Гормональное кольцо Действует в течение 4 нед
Гормональный пластырь Гормональный контрацептив, действует в течение 7 дней
Гормональные инъекции Вводится запас прогестина, повторяется каждые 3 мес
Экстренная контрацепция Таблетки Экстренное предупреждение нежелательной беременности

Средства, зависимые от полового акта, представлены продукцией из сегмента изделий медицинского назначения (ИМН) — презервативами, а также негормональными средствами из группы G02B В «Контрацептивы для местного применения». Из этой группы кольцо вагинальное гормональное (НОВАРИНГ), напротив, было отнесено к средствам, независимым от полового акта, в силу того что этот гормональный препарат обладает продолжительным механизмом действия (1?введение рассчитано на 4?нед).

Средства, независимые от полового акта, представлены в основном гормональными лекарственными средствами (ЛС) группы G03A «Гормональные контрацептивы для системного применения» (эстрогены и гестагены в фиксированных комбинациях; препараты, содержащие гестагены и эстрогены для последовательного применения), G02B B01 (Новаринг), G02B А03 (Мирена). В объем реализации группы гормональных контрацептивов были включены продажи препаратов ДИАНЕ-35 и КЛАЙРА, которые предназначены для контрацепции, но входят в другие группы АТС- классификации.

Также в группу средств, независимых от полового акта, была включена продукция из категории ИМН, а именно медные внутриматочные контрацептивы.

В рамках группы средств, независимых от полового акта, отдельно был выделен такой способ контрацепции, как «Гормональная внутриматочная система МИРЕНА».

Из группы G03A были исключены продажи средств экстренной контрацепции и проанализированы как отдельный сегмент. Его формируют средства на основе производных гормонов (левонор­гестрел 0,75 мг и 1,5 мг) и синтетических стероидов (мифепристон 10 мг).

Следует подчеркнуть, что в данной публикации мы будем говорить об объемах продаж исключительно в аптечных учреждениях. Для этого анализа использованы данные за I полугодие 2008–2010?гг.

ДЕТЕЙ ПРИНОСИТ НЕ АИСТ…

Необходимость в применении контрацептивов возникает не всегда. Так, например, такой необходимости нет, когда речь идет о планировании семьи, в частности беременности. Годом бейби-бума в Украине можно считать 2008. Тогда количество новорожденных увеличилось относительно 2007?г. на 8,0% — до 510?тыс. (рис. 1). В 2009?г. ситуация осталась стабильной, и эта цифра практически не изменилась. Уже в текущем году по результатам января–мая количество новорожденных сократилось на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом 2009?г.

Рис. 1
Количество новорожденных по итогам 2007–2009?гг., а также за январь–май 2007–2010?гг. с указанием темпов прироста/убыли относительно аналогичного периода предыдущих лет
Количество новорожденных по итогам 2007–2009?гг., а также за январь–май 2007–2010?гг. с указанием темпов прироста/убыли относительно аналогичного периода предыдущих лет

Тем не менее рождение ребенка предполагает большую степень ответственности, которая ложится на плечи как женщины, так и мужчины. Отказ от нее по каким-либо причинам заканчивается искусственным прерыванием беременности (на сроке до 22?нед) или мини-абортом (вакуум-аспирация). В среднем в год число абортов составляет до 200?тыс.

Для того чтобы избежать таких крайностей, можно воспользоваться средством контрацепции (или использовать одновременно несколько средств). Сегодня Фарма предлагает широкий спектр разнообразной продукции для предохранения от беременности. А вот наиболее надежным защитником от болезней, передающихся половым путем, является традиционное средство — презерватив.

Среди всей продукции на рынке контрацептивов можно выделить средства, зависимые от полового акта и независимые (см. таблицу).

ВЫБЕРИ МЕНЯ!

Для того чтобы читатель мог наглядно представить рынок контрацептивов, экспертным способом мы разделили средства на несколько категорий (рис. 2).

На рынке аптечных продаж в сегменте средств контрацепции максимальный вклад в I полугодии 2010?г. обеспечили гормональные средства, независимые от полового акта (такие как таблетки, пластыри, инъекции, вагинальное кольцо и внутриматочная система). Суммарно их доля аккумулирует более 50% общего объема аптечных продаж в денежном выражении на рынке средств контрацепции. Максимальное количество реализованных упаковок и, соответственно, львиная доля в натуральном объеме аптечных продаж средств контрацепции принадлежит барьерным средствам (презервативы+местные негормональные вагинальные контрацептивы) — более 75%. Такое долевое распределение было создано для наглядности и является условным, поскольку сравнивать, например, долю реализованных упаковок презервативов и внутриматочной гормональной системы было бы некорректно. Они используются в неравных условиях и не могут быть конкурентом друг другу. ССледует сказать, что рынок гормональной контрацепции в таблетированной форме мы будем анализировать, оперируя данными о количестве реализованных таблеток, рассчитанных на 13?менструальных циклов в год (более детально об этом пойдет речь в одном из ближайших номеров «Еженедельника АПТЕКА» и на сайте www.apteka.ua).

Рис. 2
Удельный вес всех средств контрацепции в денежном и натуральном выражении в общем объеме аптечных продаж таковых по итогам I полугодия 2008–2010?гг.
Удельный вес всех средств контрацепции в денежном и натуральном выражении в общем объеме аптечных продаж таковых по итогам I полугодия 2008–2010?гг.

В абсолютном значении объем аптечных продаж всех средств контрацепции в денежном выражении по итогам I полугодия 2010?г. увеличился на 7% и составил 147,6?млн грн. (рис. 3). Количество реализованных упаковок этого вида продукции практически осталось на уровне I полугодия 2009?г. — 4,7?млн упаковок (–1,0%). Следует сказать, что уменьшение количества реализованных упаковок в I полугодии 2010 г. отмечено для барьерных средств контрацепции (презервативы+местные негормональные вагинальные средства контрацепции), медных внутриматочных контрацептивов и экстренных средств контрацепции. Увеличение этого показателя продемонстрировали гормональные контрацептивы (таблетки, пластырь, инъекции, вагинальное кольцо и внутриматочная система).

Рис. 3
Общий объем аптечных продаж всех средств контрацепции в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2008–2010?гг. с указанием темпов прироста/убыли относительно аналогичного периода предыдущих лет
Общий объем аптечных продаж всех средств контрацепции в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2008–2010?гг. с указанием темпов прироста/убыли относительно аналогичного периода предыдущих лет

В 2008?г. (год бейби-бума) было реализовано наибольшее количество средств контрацепции — 12,9?млн упаковок. В 2009?г. количество новорожденных осталось практически на уровне 2008?г., а продажи различных средств контрацепции сократились на 21% (до 10?млн упаковок).

Сегодня, оперируя актуальными данными за I полугодие 2010?г., можно говорить о том, что гормональные средства контрацепции, независимые от полового акта, увеличивают долевое присутствие на рынке. Детально об этом пойдет речь в одной из следующих публикаций. Сейчас мы более подробно поговорим о тех средствах, которые зависят от полового акта.

У БАРЬЕРА ЛЮБВИ

Пожалуй, термин «барьерные средства контрацепции» встречал каждый. Под ним понимают временные средства и изделия, которые препятствуют проникновению спермы во влагалище и матку. Барьерными средствами контрацепции считаются: презерватив, колпачок, надеваемый на шейку матки, диафрагма, защищающая матку, губка и др.

Следует сказать, что влагалищные диафрагмы, колпачки и губки без спермицидов — несколько устаревший метод контрацепции и его редко можно встретить на аптечных полках. К тому же эти средства не предупреждают заражения болезнями, передающимися половым путем.

В последние годы Фарма воплотила в жизнь возможность использовать презервативы для женщин. Такие презервативы называются фемидон. Фемидон длиннее и шире мужского, его изготавливают из эластичного полиуретанового пластика. Это цилиндр длиной 15 и диаметром 7?см, один из концов которого закрыт и содержит фиксирующее кольцо. Тем не менее, женский презерватив не дает 100% гарантию защиты от заболеваний, передающихся половым способом. В нашей стране фемидоны пока не получили широкого распространения.

Поэтому в сегменте барьерной контрацепции мы будем говорить о динамике продаж традиционных средств — презервативов.

Несколько интересных фактов из истории. История презервативов насчитывает около 400?лет. Самый старый презерватив, дошедший до наших дней, найден в Лунде, Швеция, и датируется 1640?г. По некоторым данным, презервативы использовались еще в Древнем Египте и Древнем Риме.

Мужские презервативы — достаточно популярный и надежный способ контрацепции. При правильном использовании они обеспечивают защиту от беременности и заболеваний, передающихся половым путем. Но к сожалению, иногда они рвутся, в большинстве случаев при неправильном использовании. Что делать в таком случае, мы расскажем немного позже.

Сегодня это средство барьерной контрацепции реализовывается в супермаркетах, практически в любой точке продаж, и очень часто презервативы представлены возле кассы. Столь удобное напоминание/уловка, придуманная, очевидно, маркетологами имеет место и в аптечных учреждениях.

Следует сказать, что для динамики аптечных продаж товаров этого сегмента характерна слабовыраженная сезонность — увеличение объема реализации в летние месяцы, что объясняется вполне понятными причинами — период отпусков с характерными курортными развлечениями.

Финансовая нестабильность в конце 2008?г. пошатнула покупательную способность, что, к сожалению, отразилось на продажах презервативов. Количество реализованных упаковок этого вида продукции в конце 2008?г. начало сокращаться. Так продолжалось до второй половины 2009?г. Уже по итогам I полугодия 2009?г. падение количества реализованных упаковок этого вида продукции составило 25% (рис. 4). При этом в денежном выражении аптечная реализация презервативов возросла чуть более чем на 40% относительно I полугодия 2008?г. Такое увеличение обусловлено значительным повышением средневзвешенной стоимости 1?упаковки презервативов относительно I полугодия 2008?г. — около 90% — до 14,5?грн.

Рис. 4
Динамика объема аптечных продаж презервативов в денежном и натуральном выражении, а также средневзвешенной стоимости 1?упаковки таковых по итогам I полугодия 2008–2010?гг. с указанием темпов прироста/убыли относительно аналогичного периода предыдущих лет
Динамика объема аптечных продаж презервативов в денежном и натуральном выражении, а также средневзвешенной стоимости 1?упаковки таковых по итогам I полугодия 2008–2010?гг. с указанием темпов прироста/убыли относительно аналогичного периода предыдущих лет

Лидером на рынке аптечных продаж в сегменте презервативов в денежном и натуральном выражении являются ПРЕЗЕРВАТИВЫ CONTEX. 2-е место по этим показателям занимают ПРЕЗЕРВАТИВЫ DUREX. На рынке аптечных продаж фигурирует всего 8?брэндов этого вида продукции.

В недавнем прошлом — по итогам I полу­годия 2010?г., реализация презервативов в аптечных учреждениях сократилась примерно на 5% в денежном и на 4% в натуральном выражении относительно аналогичного периода 2009?г. и составила 47,5 млн грн. за 3,3 млн упаковок.

Таким образом, сегодня можно говорить о некоторой стабилизации сокращения количества реализованных упаковок презервативов в аптечных учреждениях. Значительная убыль количества упаковок презервативов, которая происходила в течение 2009?г., в текущем году замедлилась. Средневзвешенная стоимость 1?упаковки презервативов остается на уровне I полугодия 2009?г.

ЧАЙ, КОФЕ, ПОТАНЦУЕМ?

Барьерные методы контрацепцииБарьерные методы контрацепции в виде презерватива невольно ассоции­руются со случайным, разовым половым актом. Или же с использованием в течение определенного периода, пока партнеры завоевывают доверие друг друга, до момента наступления не только физической близости между ними.

Когда наступает уверенность в безопасности полового акта (отсутствие различных заболеваний, передающихся половым путем), партнеры в качестве предупреждения нежелательной беременности могут использовать местные негормональные вагинальные контрацептивы, которые на отечественном рынке представлены в виде таблеток, капсул, крема, суппозиториев, тампонов и аэрозоля (см. таблицу).

Еще лет 20 назад тяжело было представить, что такие средства будут возможны. К счастью, с годами рынок контрацепции эволюционировал, и уже сегодня Фарма предлагает различные варианты этой продукции.

Негормональные вагинальные контрацептивы — это спермициды, которые относятся к классу химических контрацептивов и являются одним из видов барьерных методов контрацепции. Механизм действия спермицидов основан на способности активного ингредиента, входящего в их состав, разрушать сперматозоиды в течение нескольких секунд. Однако в отличие от презервативов вагинальные средства не дают 100% гарантии защиты от различных заболеваний, передающихся половым путем.

Как выяснилось, в некоторых случаях вагинальную негормональную контрацепцию используют для профилактики венерических заболеваний, поскольку они снижают риск заражения, но при этом не устраняет его полностью. Максимальная защита обеспечивается совместным использованием негормональных вагинальных средств и презерватива.

Кроме того, одним из преимуществ местных вагинальных негормональных контрацептивов является их использование не только как средства для предупреждения беременности, но и как антибактериального средства для местного применения при некоторых заболеваниях (которые диагностирует врач).

Таким образом, вагинальные негормональные местные средства контрацепции подходят постоянным партнерам, уверенным друг в друге. Или же используются в комбинации с презервативом.

Зависимые от полового акта местные вагинальные негормональные контрацептивны представлены в группе G02B B «Контрацептивы для местного применения». На отечественном розничном рынке эта ниша контрацепции далека от насыщения. В основном максимальный вклад в ней обеспечивают продажи нескольких брэндов ЭРОТЕКС и ФАРМАТЕКС. Суммарно их доля составляет около 98% в деньгах и упаковках. Также эту группу дополняют брэнды ДЕКАЗОЛЬ (аэрозоль) и КОНТРАЦЕПТИН (суппозитории). Максимальное количество реализованных упаковок в аптечных учреждениях в сегменте негормональных вагинальных контрацептивов обеспечивают такие формы выпуска, как суппозитории и таблетки.

Насколько предпочитают потребители этот вид контрацепции, можно судить исходя из количества реализованных упаковок. Однако следует сделать поправку на кризисные проявления, начавшиеся в конце 2008?г., которые внесли ложку дегтя в развитие аптечных продаж, и в частности — всех средств контрацепции. Вагинальные местные негормональные средства не стали в этом случае исключением.

По итогам I полугодия 2010?г. объем аптечных продаж негормональных вагинальных контрацептивов из группы G02B B сократился как в денежном, так и в натуральном выражении относительно аналогичного периода 2009?г. на 2 и 7% соответственно и составил 11,8?млн грн. за 337,1?тыс. упаковок.

Уменьшение количества реализованных упаковок в 2009?г. в этом сегменте контрацепции составило около 20%. Уже в текущем году убыль продаж в упаковках начала замедляться.

В динамике продаж временных местных негормональных средств контрацепции из группы G02B B отмечается сезонность. В 2008 и 2009?г. в летние месяцы объем аптечных продаж таковых возрастает (рис. 5). В текущем году отмечен положительный тренд развития этой продукции.

Рис. 5
Динамика объема аптечных продаж в денежном и натуральном выражении негормональных вагинальных средств контрацепции из группы G02B B (ЭРОТЕКС, ФАРМАТЕКС, ДЕКАЗОЛЬ и КОНТРАЦЕПТИН) в январе 2008?– июне 2010?г. с указанием средневзвешенной стоимости ЛС этой группы
Динамика объема аптечных продаж в денежном и натуральном выражении негормональных вагинальных средств контрацепции из группы G02B B (ЭРОТЕКС, ФАРМАТЕКС, ДЕКАЗОЛЬ и КОНТРАЦЕПТИН) в январе 2008?– июне 2010?г. с указанием средневзвешенной стоимости ЛС этой группы

Средневзвешенная стоимость средств местной негормональной вагинальной контрацепции из группы G02B B следовала общерыночной тенденции и повышалась. По итогам 2009?г. она возросла на 44% относительно 2008?г. и составила 32?грн. в среднем за упаковку. Уже в I полугодии 2010?г. темпы роста этого показателя замедлились и составили +6% относительно I полугодия 2009?г. В абсолютном значении показатель составил 33,5?грн.

В сегменте контрацепции, зависимой от полового акта, львиную долю в общем объеме аптечных продаж в денежном и натуральном выражении занимают презервативы (рис. 6). Очевидно, это обусловлено тем, что средневзвешенная стоимость этой продукции дешевле, чем средств местной негормональной вагинальной контрацепции из группы G02B В. Тем не менее указанные средства, зависимые от полового акта, в определенном смысле выполняют разные функции и используются в неравных условиях. А в некоторых случаях их рекомендуют использовать в комбинации друг с другом.

Рис. 6
Долевое распределение объема аптечных продаж негормональных средств контрацепции, зависимых от полового акта, в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2008–2010?гг.
Долевое распределение объема аптечных продаж негормональных средств контрацепции, зависимых от полового акта, в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2008–2010?гг.

СВОИМИ СИЛАМИ

Кроме средств контрацепции, зависимых от полового акта и независимых, существует ряд старинных методов контрацепции — биологических. К ним относят температурный, календарный, цервикальный и симптотермальный методы, а также прерванный половой акт. Эти методы исключают применение каких-либо средств барьерной, местной негормональной и гормональной или внутриматочной контрацепции и основываются исключительно на естественных методах. Суть таких методов в том, что женщина определяет период, когда следует воздерживаться от половых контактов. Или же напротив, биологические методы используются, когда зачатие наиболее вероятно. Используя биологические методы контрацепции, необходимо быть уверенным в отсутствии заболеваний, передающихся половым путем, у обоих партнеров.

КТО НЕ УСПЕЛ, ТОТ НЕ ОПОЗДАЛ!

Не исключены случаи, когда презервативы не способны обеспечить стопроцентной гарантии, так как могут порваться или сползти во время полового акта. Существуют и другие обстоятельства, когда близость незащищена (неудача прерванного полового акта; сексуальное насилие). Подобная ситуация может произойти также и относительно гормональных средств контрацепции, независимых от полового акта. Например, когда женщина забыла принять гормональную таблетку, как это положено делать ежедневно. В этом случае главное — сохранить спокойствие и немедленно решить, какой метод посткоитальной контрацепции может быть использован. К счастью, Фарма в этом случае предлагает решение в виде препаратов экстренной контрацепции.

Экстренная контрацепция — это, образно говоря, ЛС-выручалочка после незащищенного полового акта с целью предупреждения нежелательной беременности или же в случае, когда по какой-либо причине регулярно применяемое средство контрацепции не подействовало или не было принято.

В целом препараты экстренной контрацепции при правильном их использовании являются безопасными и хорошо переносятся.

На отечественном фармрынке экстренные контрацептивы представлены на основе производных гормонов (левоноргестрел 0,75 мг и 1,5 мг) и синтетических стероидов (мифепристон 10 мг). Препараты левоноргестрела относятся к группе «Гормональные контрацептивы для системного применения» (G03A) и представлены двумя брэндами ЛС — ПОСТИНОР И ЭСКАПЕЛ.

ЛС на основе мифепристона представлены в группе «Половые гормоны и средства, влияющие на половую сферу» (G03X) брэндом ГИНЕПРИСТОН. МИФЕПРИСТОН также входит в группу G03X, но он относится к препаратам медикаментозного аборта. Следует сказать, что в других странах МИФЕПРИСТОН представлен в форме с действующим веществом 100?мг и относится к экстренной контрацепции.

Изначально на отечественном фармрынке экстренная контрацепция была представлена только группой левоноргестрелов и единственным брэндом ЛС — ПОСТИНОРОМ. Несмотря на кризисные проявления, в конце 2008?г. на рынок был выведен еще один препарат — ЭСКАПЕЛ. Он более удобен в применении — если ПОСТИНОР необходимо принимать в режиме 2 таблетки с определенным перерывом, то ЭСКАПЕЛ — всего одну таблетку. ЭСКАПЕЛ демонстрирует уверенный рост продаж — с августа 2009?г. практически ежемесячно в аптечных учреждениях реализуется более 1?тыс. упаковок этого ЛС.

Группа средств экстренной контрацепции на основе мифепристона появилась на отечественном рынке в апреле 2008?г. и ее представлял брэнд МИФЕПРИСТОН. Это ЛС должно применяться в лечебных учреждениях. Спустя чуть больше года — в июле 2009?г., на отечественном фармрынке в группу ЛС на основе мифепристона вошел брэнд ГИНЕПРИСТОН.

Лидерство в сегменте экстренной контрацепции принадлежит препаратам левоноргестрела (ПОСТИНОРУ и ЭСКАПЕЛУ). По итогам I полу­годия 2010?г. их доля в этом сегменте составляла более 96% в деньгах и упаковках.

В целом суммарная аптечная реализация средств экстренной контрацепции (препараты на основе левоноргестрела и мифепристона) по итогам I полугодия 2010?г. составила 181,6?тыс. упаковок на сумму 8,7?млн грн. Эти объемы были меньше, чем в аналогичный период 2009?г., на 3?и 21% соответственно.

Следует сказать, что для динамики продаж экстренных средств контрацепции характерна слабовыраженная сезонность (рис. 7).

Рис. 7
Динамика объема аптечных продаж средств экстренной контрацепции (на основе левоноргестрела и синтетических стероидов) в январе 2008 – июне 2010?г. в денежном и натуральном выражении
Динамика объема аптечных продаж средств экстренной контрацепции (на основе левоноргестрела и синтетических стероидов) в январе 2008 – июне 2010?г. в денежном и натуральном выражении

Важно отметить, что средневзвешенная стоимость средств экстренной контрацепции на основе производных гормонов в I полугодии 2010?г. снизилась на 17,6% для ПОСТИНОРА и на 34,2% для ЭСКАПЕЛА (около 48?и 40?грн. в среднем за упаковку).

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ГИНЕПРИСТОНА (на основе мифепристона) в I полугодии 2010 г. составляла около 42?грн.

Предпочтение в потреблении этого вида контрацепции на отечественном фармрынке отдают ПОСТИНОРУ и ЭСКАПЕЛУ.

ЛЮБВИ ВСЕ МЕТОДЫ ПОКОРНЫ!

Рынок контрацептивов, зависимых от полового акта, слабо насыщен и сформирован небольшим количеством брэндов ЛС. Вполне очевидно, что потенциал некоторых сегментов на этом рынке не раскрыт в полной мере по причине недостаточной информированности среди женщин. Хотя и осведомленность мужчин в этих вопросах лишней не была бы.

Динамика продаж средств, зависимых от полового акта, была подвержена кризисным проявлениям в 2009?г. В этот период аптечная реализация представителей барьерных методов контрацепции — презервативов и местных негормональных средств — сократилась в упаковках более чем на 20% в обоих случаях относительно 2008?г. В текущем году ситуация несколько стабилизировалась — сокращение объема аптечных продаж в деньгах и упаковках этой продукции замедлилось.

Сравнивать вклад некоторых видов контрацептивов между собой невозможно. В данном случае речь идет не только о гормональных, но и о негормональных средствах.

Например, только презервативы предоставляют наиболее надежную защиту от заболеваний, передающихся половым путем, и беременности. А благодаря мощному разрушительному действию на бактерии, наиболее часто вызывающие венерические заболевания, негормональные вагинальные средства контрацепции, зависимые от полового акта, участвуют в их профилактике. К тому же для максимальной защиты возможна комбинация обоих методов контрацепции.

В непредвиденных случаях, когда один из методов контрацепции «не сработал», на помощь приходит экстренная контрацепция, которую можно считать альтернативой абортам и их осложнениям. Этот сегмент на рынке контрацепции также был подвержен влиянию кризисных проявлений в 2009?г.

Примечательно, что для барьерных и местных негормональных средств контрацепции, а также экстренных контрацептивов отмечают сезонность продаж — увеличение аптечной реализации в период отпусков. В дальнейшем сотрудникам аптечных учреждений следует учитывать этот факт при формировании товарных запасов данной категории продукции.

Плановая контрацепция — это залог сохранения репродуктивного здоровья мужчины и женщины. Она обеспечивает «здоровую», запланированную, желанную беременность. В одном из ближайших выпусков «Еженедельника АПТЕКА» внимание будет уделено анализу рынка гормональной контрацепции, независимой от полового акта.

Продолжение следует…

Оксана Сергиенко
Автор выражает искреннюю признательность
специалистам компаний-производителей
в исследуемом сегменте за оказанную помощь
при подготовке и написании публикации
(©) 3desc/Dreamstime/Dreamstock
(©) Tobkatrina/Dreamstime/Dreamstock
По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт»/ «PharmXplorer» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: +38 (044) 585-97-10 или e-mail: [email protected]
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

андрей 31.07.2010 7:03
интересная публикация, впервые проведен полный анализ

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті