Ударим фармуслугой по диджитализации и обезличиванию

18 Грудня 2018 11:24 Поділитися
Обещание больших денег и вместе с тем большего комфорта в современном духе наделяет идею почтовой доставки лекарств конечному потребителю значительной внутренней силой. В свою очередь, крупный международный капитал не желает считаться ни с национальным регулированием, ни с ценовой политикой. А сам пациент, чего он хочет? Получить и консультацию, и лечение, не выходя из дома, и, желательно, в любое время?

Сбываются худшие предсказания: 19 октября 2016 г. стало роковой датой для немецких аптек. В этот день Европейский суд объявил, что требование Германии к иностранным поч­товым аптекам соблюдать внутренние правила ценового регулирования представляет собой неоправданное ограничение свободного перемещения товаров. Для онлайн-операторов фармацевтического розничного рынка, одним из крупнейших среди которых является голландская «DocMorris», это означает возможность предоставления бонусов (выкупа пациентом рецептурных препаратов за меньшую плату) на законных основаниях. До этого все аптеки подчинялись единым правилам установления розничных цен, а указанное послабление в отношении зарубежных операторов теперь действует подобно трещине в плотине, грозя разрушить создававшуюся десятилетия­ми единую ценовую систему. Ведь местные аптеки правдами и неправдами тоже добиваются возможности корректировать цены рецептурных препаратов. Некоторые особенно предприимчивые даже договорились с зарубежными интернет-аптеками делить выручку, полученную от перенаправленных клиентов.

Фиксированные цены в Германии действуют не только на лекарства, но и на книги, но в отношении последних Европейский суд объявил, что это соответствует европейскому законодательству. Согласно принятому в 2009 г. решению книги являются культурным достоянием, защита которого оправдывает вмешательство в свободную торговлю.

В 2016 г. фиксированные цены были распространены не только на обычные, но и на элект­ронные книги. «Но что хорошего в самой красивой и лучшей книге по унифицированной цене, если я болен и мне приходится искать самое дешевое лекарство в отдаленных аптеках?», — эмоционально вопрошает редактор «Deutsche Apotheker Zeitung».

Какова она, бизнес-модель настоящей аптеки?

Как быть, если раньше в благополучной Германии «погоду делали» стремление к свободе и здоровому образу жизни, а сейчас желание экономить — один из важных трендов? Представим себе нашего современника, у которого появилась возможность проконсультироваться с врачом, не выходя из дома. Навестив своего теледоктора и получив электронный рецепт, он уже через несколько минут или часов может ожидать доставки лекарств. В этом отношении «DocMorris» идет в ногу со временем. Этого не могут не признать ни Фридман Шмидт (Friedemann Schmidt), президент Федерального союза фармацевтических ассоциаций Германии (Bundesvereinigung Deutscher Apothekerverbände — ABDA), ни представляемые им традиционные фармацевты. Но где же тут привычная фармацевтическая помощь? Бизнес-модель настоящей аптеки не может ориентироваться на моду и прочие современные веяния, отмечает Ф. Шмидт. Только при личном контакте между фармацевтом и пациентом возникает ответственность за поставку лекарств. «Чат-боты, Siri* и Alexa** не могут обеспечить пациенту безопасность и ощущение, что его не оставляют наедине со своими заботами. Только люди, только мы можем сделать это», — подчеркнул президент ABDA.

Не только аптеки, магазины, небольшие частные практики, но и большинство подобных мелких предприятий переживают не лучшие времена. Количество общественных аптек в Германии неуклонно сокращается. В конце 2017 г. оно достигло самого низкого уровня с 1987 г. — 19 748, а в течение трех кварталов 2018 г. уменьшилось еще на 219 аптек.

Даже обещание немаленькой зарплаты не привлекает фармацевтов в отдаленные от крупных городов районы. «70 тыс. евро в год управляющему филиалом при 35-часовой рабочей неделе — интересный вариант для начинающих — казалось бы, прекрасные условия: обычно молодой специалист получает в аптеке около 40 тыс. в год, — пишет «Apotheke Adhoc». — Но не в случае с аптекой в 45 мин езды от города. Немолодой фармацевт, ранее отдававший работе в аптеке по 70 ч в неделю, нашел-таки коллегу в возрасте 28 лет, согласившегося занять вакантную должность, — но с большим трудом. «Молодые люди хотели бы работать там, где играет музыка, в больших городах, да и посвящать работе больше 30–35 ч в неделю для них — проблема», — пожаловался пожилой аптекарь».

Цифровизация — это стихия

Для облегчения контактов пациентов из сельских районов с аптеками, которых теперь становится все меньше, в стране появляются терминалы, сканирующие рецепты. После получения предписания фармацевт может даже доставить препарат на дом, хоть бы и на велосипеде, если это необходимо. Один такой неравнодушный молодой аптекарь обошелся и без цифровых устройств: просто установил ящик для рецептов в местном магазине, пишет «Deutsche Apotheker Zeitung». Однако вместе с «днем рождения» дорогостоящих терминалов можно сразу справлять и поминки по этим «динозаврам», — отмечают некоторые остряки, — зачем они в эпоху интернета?

Cмартфоны сейчас работают по тому же принципу, что и пункт сбора цифровых данных: сканируете или фотографируете рецепты, отправляете в аптеку и получаете лекарство у входной двери при предъявлении оригинального рецепта.

Конечно, новых решений требует не столько передача, сколько обработка данных. Так, раньше дата-центры обслуживали коммуникации между аптеками и страховыми компаниями. Они рассчитывали скидки производителей и оптовых компаний, формировали счета для оплаты рецептов по медицинским страховым полисам, переводили деньги от страховых компаний аптекам. Кроме того, они разрабатывали многочисленные статистические данные для аптек, предлагали различные приложения и инструменты для облегчения контроля и обработки рецептов в аптеках и для защиты их от подделок. Одной из ведущих компаний на этом направлении, заслужившей доверие ABDA, была «VSA®», и в январе 2016 г. она вместе с рядом других вошла в группу «NOVENTI GmbH», внедряющую бесплатное в Баварии, Баден-Вюртемберге, Саксонии приложение «CallMyApo». С его помощью рецепты отправляют в аптеку и получают лекарства курьерской службой. С большим или меньшим успехом инициатива ABDA приживается в других регионах, но неизвестно, станет она лидером предпочтений или нет.

Однако помимо собственно аптечных цент­ров обработки данных существуют и внешние, независимые от аптек. Они-то и образовали в марте 2018 г. Федеральное объединение немецких центров фармацевтических данных (Bundesverband Deutscher Apothekenrechenzentren — VDARZ). Врачи также хотят участвовать в разработке телематических и электронных платформ здравоохранения, особенно доминирующая в медицинском лагере «CompuGroup Medical». Руководитель последней одновременно является директором Немецкой ассоциации здравоохранения в области информационных технологий (Bundesverband Gesundheits-IT).

Таким образом, с появлением eRezept открывается новый сегмент рынка, в котором победители и проигравшие определятся через несколько месяцев.

Arbeiten!

Что остается фармацевтам? Косвенно министр говорит им: «Работайте!». Министерство постарается увеличить вознаграждение аптек за экстренную помощь, и они должны дежурить по ночам, потому что как бы хорошо не функционировали службы доставки, срочные потребности пациентов (сейчас-на сейчас) удовлетворять мало кто может.

Кроме того, договаривайтесь со страховыми компаниями, предлагайте им новые услуги. Ах, у вас не хватает персонала? А цифровые технологии на что, они же высвободят частично профессиональные ресурсы, или нет?

Индивидуальные фармакотерапевтические планы для нужд каждого пациента и мониторинг побочных реакций также невозможны без квалифицированного фармацевта. У ABDA совместно с Национальной ассоциацией врачей обязательного медицинского страхования (Kassenärztliche Bundesvereinigung — KBV) есть очень успешный проект обеспечения безопасности лекарственной терапии. Управление медикаментозным лечением направлено на хронически больных, которые постоянно принимают 5 или более препаратов системного действия, не считая безрецептурных. Врач и фармацевт будут сотрудничать в течение года, обеспечивая исчерпывающий план приема лекарств и способы минимизации рисков.

Модель ABDA-KBV состоит из трех модулей: рецепт, каталог лекарств и управление фармакотерапией. В лекарственном каталоге содержится информация о стандартных и резервных лекарственных средствах, рекомендуемых при тех или других показаниях. Врач назначает лекарство по международному непатентованному наименованию (МНН), а фармацевт выбирает препарат и дает его пациенту после консультации. Это — образец привлечения фармацевта согласно договору на обслуживания в рамках медицинской страховки.

Модель ABDA-KBV включена в закон о структуре поставок GKV (GKV-VStG), который вступил в силу 1 января 2012 г. Практическая реа­лизация происходит первоначально в Саксонии и Тюрингии под названием ARMIN (Arzneimittelinitiative Sachsen Thüringen). Правило относительно назначения по МНН и каталог лекарственных средств вступили в силу с 1 июля 2014 г. Управление лекарственными средствами началось в III кв. 2016 г. Далее планируют общенациональное внедрение проекта.

Партнёры — страховые компании

Естественно, работа по договору со страховыми компаниями требует финансирования. «Мы же не сможем сделать создание и обновление плана электронных рецептов бесплатным», — отмечает Ф. Шмидт. Адекватное вознаграждение за все услуги, связанные с планом приема лекарственных средств, может стать хорошим началом в реорганизации вознаграждения аптекаря.

В конце концов, для того чтобы снять с полки препарат и выдать его пациенту, а также озвучить стандартные рекомендации, сотрудник со специальным образованием не нужен: с этим справится и робот. Может ли фармацевт предложить что-либо пациенту дополнительно? Правильный ответ — да, люди очень нуждаются в консультативной помощи; недаром повсюду наблюдают очереди и к врачам общей практики, и в приемном покое больниц, и в службах неотложной помощи. Тот, кому просто нужен самый дешевый препарат, все равно добьется своего: в нашу эпоху продвинутых технологий обязательно найдется подходящий способ. Но рано или поздно пациент дойдет до предела своих компетенций и будет искать квалифицированный совет. Пусть в это время с ним будет профессионал, поскольку современная фармакотерапия — отрасль узко­специальных знаний. Если для этого нужно взять ноутбук и сидеть не в аптеке, а, возможно, у себя дома или в офисе, — почему бы нет? Почему бы не поддержать современный тренд быть не просто здоровым, но еще и хорошо выглядеть, объединяя урбанизированный быт с комфортной жизнью на природе?

Кому лакомый кусочек?

Один из главных вопросов при внедрении eRezept — кому принадлежат цифровые данные, которые неизбежно накапливаются где-то в элект­ронном хранилище? Сегодня аналитические компании собирают соответствующие сведения по крупицам. Если в будущем информацию о рецептах и данные управления лекарственными средствами можно будет объединить, используя электронные карты пациентов, это открывает совершенно новые маркетинговые перспективы не только для розничных, но и фармацевтических компаний. Законодателю будет непросто отделить значимые медицинские данные от коммерческих интересов. Зато с внедрением eRezept принципиальных проблем не должно возникать — настолько он выгоден участникам рынка, да и пациентам тоже.

Дарья Полякова
по материалам www.deutsche-apotheker-zeitung.de;

www.apotheke-adhoc.de; www.abda.de; www.moz.de

*Облачный помощник от компании Apple.
**Виртуальный помощник, разработанный Amazon.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті