Середина года — горячая пора! Аптечные продажи в Украине: итоги I полугодия 2010 г.

Середина лета, середина года — горячая пора подведения промежуточных итогов. Это рубеж, преодолев который игроки рынка могут оглянуться и оценить плодотворность своих трудов, чтобы с уверенностью двигаться дальше. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

Общий объем аптечных продаж по всем категориям товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2010?г. составил 11?млрд грн. за 897?млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 19,3% в денежном и 9,1% натуральном выражении (табл. 1). В долларовом эквиваленте этот показатель увеличился на 15,2% и достиг 1,4?млрд дол. США.

Таблица 1 Объем аптечных продаж по категориям товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2008–2010?гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Январь–июнь Млн грн. Удельный вес категории, % ?,% Млн упаковок Удельный вес категории, % ?,%
ЛС
2008 6282,3 81,9 601,4 61,6
2009 7486,9 81,6 19,2 496,6 60,4 –17,4
2010 9065,0 82,8 21,1 557,7 62,2 12,3
ИМН*
2008 683,1 8,9 328,5 33,7
2009 892,5 9,7 30,6 284,0 34,5 –13,6
2010 946,3 8,6 6,0 291,6 32,5 2,7
Косметика
2008 445,2 5,8 29,5 3,0
2009 506,1 5,5 13,7 26,4 3,2 –10,7
2010 602,2 5,5 19,0 29,3 3,3 11,2
БАД
2008 257,9 3,4 16,7 1,7
2009 294,7 3,2 14,2 15,8 1,9 –5,3
2010 340,5 3,1 15,5 18,7 2,0 17,9
Всего
2008 7668,6 976,2
2009 9180,1 19,7 822,8 –15,7
2010 10953,9 19,3 897,3 9,1

*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.

Праздник середины лета, ныне известный как праздник летнего солнцестояния, пришел в современную Европу с незапамятных языческих времен. До сих пор этот день отмечают в европейских странах под различными названиями, а в славянской культуре он известен как праздник Ивана Купала. Традиционными для торжества являются купание, разведение костров и прыгание через них, а также гадания. Существует поверье, что в эту ночь расцветает папоротник…

Основным драйвером развития отечественного фармрынка в анализируемый период выступал сегмент лекарственных средств (ЛС), удельный вес которого в общем объеме аптечных продаж товаров «аптечной корзины» увеличился в денежном и натуральном выражении благодаря опережающим среднерыночные темпам прироста, и достиг 83?и 62% соответственно. В этот период несколько ослабили свои позиции изделия медицинского назначения (ИМН), в то время как косметика и биологически активные добавки (БАД) продемонстрировали довольно стабильное развитие и сохранили свою долю в общем объеме розничного рынка по итогам I полугодия 2009?г.

Средневзвешенная стоимость 1?упаковки ЛС в целом по фармрынку в анализируемый период составила 12?грн., превысив показатель за I полугодие предыдущего года на 9,4% (рис. 1). Однако в разрезе отдельных категорий товаров «аптечной корзины» темпы прирос­та по этому показателю не превышали 7,8% (в сегменте ЛС), а в сегменте БАД даже было отмечено снижение средневзвешенной стоимости на 2%.

Рис. 1
Средневзвешенная стоимость 1?упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2010?г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом 2008–2009?гг.
Средневзвешенная стоимость 1?упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2010?г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом 2008–2009?гг.

В разрезе помесячной динамики по всем категориям товаров «аптечной корзины» была отмечена схожая динамика — с начала года объем розничной реализации увеличивался и к марту достиг пикового значения в I полугодии 2010?г., в апреле и мае объем продаж в абсолютных величинах традиционно уменьшился, а в июне снова устремился ввысь.

По итогам I полугодия объем аптечных продаж по всем категориям товаров «аптечной корзины» достиг 11 млрд грн. за 897 млн упаковок

В структуре аптечных продаж по всем категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении превалирует продукция зарубежного производства, а в натуральных величинах, напротив, во всех сегментах (за исключением ИМН) доминируют товары отечественного производства (рис. 2). Начиная с прошлого года, продукция отечественного производства демонстрирует опережающие темпы прироста аптечных продаж на фоне импортных товаров по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в текущем году эта тенденция сохранилась в денежном выражении, за исключением сегмента ИМН (рис. 3, 4). В это же время в натуральных величинах в текущем году для аптечных продаж ЛС отечественного и зарубежного производства характерны эквивалентные темпы прироста, объе­мы продаж импортной продукции ИМН опережают таковые для отечественной, а в сегментах косметики и БАД по-прежнему лучшую динамику аптечных продаж демонстрируют украинские продукты.

Рис. 2
Долевое распределение товаров «аптечной корзины» отечественного и зарубежного производства в общем объеме их аптечных продаж в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2010?г.
Долевое распределение товаров «аптечной корзины» отечественного и зарубежного производства в общем объеме их аптечных продаж в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2010?г.
Рис. 3
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I полугодия 2009–2010?гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I полугодия 2009–2010?гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 4
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении по итогам I полугодия 2009–2010?гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении по итогам I полугодия 2009–2010?гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

РЫНОК ЛС

Объем аптечных продаж ЛС по итогам I полугодия 2010?г. составил 9,1? лрд грн. за 557,7 млн упаковок, увеличившись на 21,1% в денежном и 12,3% натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В долларовом эквиваленте этот показатель увеличился на 16,9% до 1,1?млрд дол. Средневзвешенная стоимость 1?упаковки ЛС в этот период составила 16,3 грн.

По итогам I полугодия 2010?г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. доля ЛС отечественного производства в общем объеме аптечных продаж увеличилась с 24?до 27% благодаря опережающим среднерыночные темпам прироста на уровне 33%. Соответственно, удельный вес импортных ЛС уменьшился с 76?до 73%, а темпы прироста составили +17%. Следует отметить, что темпы прироста импорта ЛС в Украину в I полугодии были и того меньше — +12%.

Накопительный итог полугодия не отражает в полной мере картину долгосрочных тенденций развития рынка ЛС, более четкое понимание которых обес­печивает рассмотрение в относительных величинах показателя МАТ (скользящая годовая сумма). По итогам июля 2009 — июня 2010?г. объем аптечных продаж ЛС составил 18,3?млрд грн. (2,3?млрд дол.) за 1,2?млрд упаковок. По сравнению с июлем 2008 — июнем 2009?г. темпы прироста по этому показателю составили 27,8% в гривне, 6,4% в упаковках и 3,5% в долларах (рис. 5). Тренд изменения объема аптечных продаж по показателю МАТ в национальной валюте демонстрирует на протяжении последних 2,5?лет относительно равномерное развитие. В натуральных величинах вплоть до апреля 2009 — марта 2010?г. наблюдалась отрицательная динамика развития розничного рынка ЛС. В долларовом эквиваленте переломным моментом в динамике развития рынка ЛС послужила девальвация национальной валюты в кризисный период, а последующий выход темпов прироста объема продаж «в плюс» был обусловлен изменением базиса для сравнения по прошествии года с момента девальвации национальной валюты и положительными темпами прироста в натуральном выражении.

Рис. 5
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте по показателю МАТ (январь 2008 — июнь 2010?г.) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте по показателю МАТ (январь 2008 — июнь 2010?г.) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Вопрос заключается в том, какие же сегменты рынка ЛС выступают основными драйверами его роста? Если проанализировать динамику аптечных продаж ЛС сегментов «импорт за гривню», «импорт за валюту» и «ЛС отечественного производства», украинские препараты демонстрируют опережающие темпы прироста, импульсом которому послужили кризисные явления, способствующие пересмотру потребительских предпочтений в пользу качественной и менее дорогостоящей относительно импортной продукции отечественного производства (рис. 6).

Рис. 6
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж ЛС оте­чественного производства, а также импортируемых за гривню и валюту в национальной валюте по показателю МАТ (январь 2008 — июнь 2010?г.) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж ЛС оте­чественного производства, а также импортируемых за гривню и валюту в национальной валюте по показателю МАТ (январь 2008 — июнь 2010?г.) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Также перманентное улучшение динамики отмечено для ЛС в сегменте «импорт за гривню». В это же время сегмент «импорт за валюту» ввиду повышенной подверженности курсовым рискам и отдаленности от конечного потребителя (как следствие — низкая доступность управления ценой) несколько замедлил свое развитие.

В разрезе помесячной динамики основной вклад в итоговый прирост объема аптечных продаж ЛС в анализируемый период был обес­печен в апреле–июне, когда были достигнуты максимальные в текущем году темпы прирос­та розничной реализации ЛС в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2009?г. (рис. 7, 8). Следует отметить, что в июне общий прирост объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении формировался с помощью традиционных составляющих при определяющем вкладе индекса замещения и значительно меньшем влиянии других индикаторов роста (рис. 9).

Рис. 7
Динамика объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–июне 2008–2010?гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–июне 2008–2010?гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 8
Динамика объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–июне 2008–2010?гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–июне 2008–2010?гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 9
Индикаторы прироста/убыли аптечных продаж ЛС в денежном выражении в июле 2009 — июне 2010?г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы прироста/убыли аптечных продаж ЛС в денежном выражении в июле 2009 — июне 2010?г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Как было отмечено в предыдущих публикациях, индекс замещения определяется ростом физического объе­ма рынка ЛС, а также смещением структуры продаж с дешевых в пользу более дорогостоящих препаратов, что подтверждается позитивной динамикой аптечных продаж ЛС в натуральном выражении и восстановлением на докризисный уровень ценовой структуры рынка с опережающими темпами прироста продаж препаратов высокостоимостной ниши (рис. 10, 11).

Рис. 10
Структура аптечных продаж ЛС в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2010?г.
Структура аптечных продаж ЛС в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2010?г.
Рис. 11
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж ЛС в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2009–2010?гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж ЛС в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2009–2010?гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Изменение ценовой структуры рынка ЛС можно также рассматривать с точки зрения рыночного статуса препаратов. В 2009?г. минимальные темпы прироста средневзвешенной стоимости демонстрировали генерические и традиционные ЛС, в структуре аптечных продаж которых превалируют препараты низко- и среднестоимостной ниш, для более дорогостоящих брэндированных генериков и оригинальных ЛС этот показатель был значительно выше (рис. 12, 13).

Рис. 12
Средневзвешенная стоимость 1?упаковки ЛС в разрезе их рыночного статуса по итогам I полугодия 2008–2010?гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Средневзвешенная стоимость 1?упаковки ЛС в разрезе их рыночного статуса по итогам I полугодия 2008–2010?гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 13
Структура аптечных продаж ЛС различного рыночного статуса в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2010?г.
Структура аптечных продаж ЛС различного рыночного статуса в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2010?г.

В текущем году было отмечено изменение вектора прироста средневзвешенной стоимости 1?упаковки ЛС в разрезе рыночного статуса. Так, средневзвешенная стоимость ЛС, продемонстрировавших максимальное подорожание в прошлом году, по итогам I полугодия 2010?г. практически не изменилась для брэндированных генериков и снизилась для оригинальных ЛС.

В анализируемый период соотношение рецептурных и безрецептурных ЛС составило соответственно 53:47?в денежном и 34:66?в натуральном выражении. Хотя следуе­т отметить, что по итогам I полугодия 2009–2010?гг. сегмент рецептурных препаратов развивается опережающими темпами относительно аналогичного периода предыдущих лет.

Драйверами развития рынка ЛС выступают препараты отечественного производства и «импорт за гривню»

Фармакотерапевтическая структура аптечных продаж ЛС в анализируемый период по сравнению с 2008–2009 гг. критических изменений не претерпела. Топ-5 по объему аптечных продаж в денежном выражении традиционно сформировали ЛС следующих групп АТС-классификации 1-го уровня: A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», R «Средства, действую­щие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противо­микробные средства для системного применения». Суммарный удельный вес первой пятерки по итогам I полугодия 2010 г. оставался стабильным относительно аналогичного периода предыдущего года и составил 71% общего объема аптечных продаж ЛС.

Топ-3 групп АТС-классификации 3-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении традиционно сформировали препараты таких групп: M01A «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства», N02B «Прочие анальгетики и антипиретики» и A05B «Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества».

Топ-лист брэндов ЛС по объему продаж в денежном выражении в анализируемый период возглавил АКТОВЕГИН (табл. 2). На 2-м мес­те оказался ЭССЕНЦИАЛЕ, а «бронзовым» призером стал препарат МИЛДРОНАТ.

Таблица 2 Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I полугодия 2010?г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2008–2009?гг.
Брэнд 2010? 2009? 2008?
АКТОВЕГИН 1 1 1
ЭССЕНЦИАЛЕ 2 2 2
МИЛДРОНАТ 3 4 3
НАТРИЯ ХЛОРИД 4 5 13
НО-ШПА 5 8 11
ПРЕДУКТАЛ 6 6 5
МЕЗИМ 7 3 4
ЛИНЕКС 8 16 17
АУГМЕНТИН 9 15 15
ЛАЗОЛВАН 10 11 8
ЦЕФТРИАКСОН 11 9 6
ЦЕРАКСОН 12 22 38
КАНЕФРОН 13 14 19
КАРСИЛ 14 21 30
ТИОТРИАЗОЛИН 15 17 20
ВИТРУМ 16 12 7
КАРДИОМАГНИЛ 17 35 88
КЕТАНОВ 18 10 16
ЭНАП 19 7 9
АМИЗОН 20 20 37

В рамках приведенной топ-20 брэндов ЛС по итогам I полугодия 2010 г. значительный прорыв отмечают для препарата КАРДИОМАГНИЛ, который переместился с 35-й на 17-ю позицию благодаря опережающим темпам прироста объема аптечных продаж (более 50%) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Доля топ-20 брэндов ЛС суммарно в анализируемый период составила 11% общего объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении.

Рейтинг маркетирующих организаций по объе­му аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам I полугодия 2010 г. возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 3). За ней на 2-м и 3-м местах расположились соответственно компании «Фармак» и «Sanofi-Aventis».

Таблица 3 Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам I полугодия 2010?г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2008–2009?гг.
Маркетирующая организация 2010 2009 2008
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 1 1 1
Фармак (Украина) 2 3 6
Sanofi-Aventis (Франция) 3 2 2
Nycomed (Норвегия) 4 5 9
Дарница (Украина) 5 4 3
Артериум Корпорация ?(Украина) 6 7 7
Servier (Франция) 7 9 8
KRKA (Словения) 8 6 5
Sandoz (Швейцария) 9 8 4
Gedeon Richter (Венгрия) 10 10 13
Здоровье (Украина) 11 14 15
Heel (Германия) 12 28 11
GlaxoSmithKline ?(Великобритания) 13 13 14
Борщаговский ХФЗ ?(Украина) 14 11 12
Actavis Group (Исландия) 15 15 17
Bayer Consumer Care (Швейцария) 16 12 10
Стада-Нижфарм ?(Германия–Россия) 17 22 24
Teva (Израиль) 18 16 19
Boehringer Ingelheim ?(Германия) 19 17 16
ratiopharm (Германия) 20 19 20
Киевский витаминный ?завод (Украина) 21 26 35
Bittner (Австрия) 22 21 21
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 23 18 18
Bayer Schering Pharma (Германия) 24 30 25
Bionorica (Германия) 25 24 27
Merck & Co (США) 26 25 28
Kusum Healthcare (Индия) 27 35 34
ИнтерХим (Украина) 28 34 45
Sopharma (Болгария) 29 36 42
Zentiva (Чешская Республика) 30 23 23
Mili Healthcare ?(Великобритания) 31 27 30
Ranbaxy (Индия) 32 20 22
Novartis Consumer Health (Швейцария) 33 32 32
Pfizer Inc. (США) 34 31 26
Юрия-Фарм (Украина) 35 40 51
Dr. Reddy’s (Индия) 36 37 40
GlaxoSmithKline Consumer Healthcare ?(Великобритания) 37 29 37
Grindeks (Латвия) 38 41 33
Astellas Pharma Europe ?(Нидерланды) 39 42 39
Egis (Венгрия) 40 38 36

В анализируемый период кардинальных перестановок в этом топ-листе не отмечено — все участники демонстрировали планомерное развитие, за исключением компании «Heel», которая благодаря двукратному увеличению объема розничных продаж ЛС в денежном выражении восстановила позиции, переместившись с 28-го на 12-е место данного рейтинга. На долю топ-40 маркетирующих организаций в этот период приходилось суммарно 65% общего объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении.

С целью более глубокого понимания успешности развития компаний в различные временные периоды интересным представляется проанализировать такой показатель, как Evolution Index по показателю МАТ с июля 2009?по июнь 2010 г. относительно аналогичного периода предыдущих лет, а также по накопительному итогу YTD за январь–июнь 2010 г. В рамках топ-40?маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам июля 2009 – июня 2010 г. представлены компании, которые продемонстрировали опережающее развитие Evolution Index по МАТ (табл. 4).

Таблица 4 Топ-10?маркетирующих организаций по Evolution Index, рассчитанному по показателю МАТ в июле 2009 — июне 2010?г. с указанием Evolution Index по показателю YTD в январе–июне 2010?г.
Маркетирующая организация Ei (MAT) Ei (YTD)
Фармак (Украина) 37,0 31,0
Киевский витаминный завод (Украина) 24,3 16,2
Sopharma (Болгария) 22,8 15,0
Юрия-Фарм (Украина) 22,4 12,9
ИнтерХим (Украина) 22,0 11,3
Стада-Нижфарм (Германия–Россия) 19,7 17,8
Kusum Healthcare (Индия) 15,1 16,5
Nycomed (Норвегия) 9,1 12,8
Артериум Корпорация (Украина) 7,8 9,6
Здоровье (Украина) 7,4 7,3

Примечательно, что в эту топ-10 вошли 6 отечественных компаний, что является очередным подтверждением стремительного развития сегмента аптечных продаж ЛС отечественного производства.

ИТОГИ

Как показывает время, отечественный фармрынок стабилизировался и вступил во II полугодие 2010 г. с 11 млрд грн. и позитивной динамикой по всем параметрам развития. Более того, можно констатировать постепенное восстановление физического объема потребления ЛС на докризисный уровень. В частности, в июне текущего года объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении превысил показатель аналогичного периода 2008 г. Инфляционная составляющая прироста рынка ЛС отступила, уступив место естественным драйверам роста — увеличению натурального объе­ма и переключению с дешевых на более дорогостоя­щие препараты.

С прошлого года сохранилась и, более того, укрепилась тенденция опережающего роста аптечных продаж ЛС украинского производства с соответствующим увеличением их доли в общем объеме рынка.

Кроме того, следует отметить, что в рамках сегмента ЛС зарубежного производства основным драйвером развития выступает «импорт за гривню», который в силу меньшей подверженности курсовым рискам и возможности проведения более гибкой ценовой политики, нежели импорт за валюту, не только легче перенес кризисный период, но и продолжает стабильно развиваться в текущем году.

В контексте последних событий, а именно привлечения дополнительных финансовых средств в Украину посредством получения кредита Международного валютного фонда (МВФ) экономическое будущее нашей страны получит новый виток развития. В общей сложности в рамках 3-летней программы МВФ обещает предоставить Украине 15 млрд дол., сообщается на сайте www.liga.net. Согласно договоренности кредитные средства будут выделяться в течение 29 мес. В 2010–2012 гг. ожидается улучшение финансового положения в стране ввиду дальнейших структурных реформ в сфере экономики. Кроме того, сотрудничество с МВФ будет способствовать притоку иностранных инвестиций, что, в свою очередь, будет способствовать укреплению гривни и росту экономики страны в целом, улучшению благосостояния населения и, как следствие, росту розничного рынка ЛС!

Анна Шибаева
Более подробная информация ждет читателя на сайте www.pharmstandart.com.ua. По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: 0 (44) 585-97-10 или e-mail: [email protected]
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті