Аптечная сфера: трансформация процесса закупок

Современный рынок — динамичный и быстроразвивающийся, и аптечная сфера — не исключение. На сегодня скорость реакции и готовность к изменениям — ключевые конкурентные преимущества компаний. Цифровые инструменты помогают не только улучшить клиентский опыт и упростить ряд внутренних процессов. Электронные закупки — один из важных элементов такой трансформации, благодаря которому компания может сэкономить время и ресурсы.

Многие аптечные сети уже автоматизировали свой закупочный процесс. Они используют для этого внешние электронные площадки, на которых объявляют тендеры на необходимые товары или услуги. По нашим данным, чаще всего эти компании закупают компьютерную и бытовую технику (27,3%), рекламные и маркетинговые услуги (20,3%), полиграфию и печатную продукцию (15,4%), программное обеспечение (6,9%), деловые, в том числе юридические и консультационные услуги (4,6%), мебель (2,3%), форменную одежду (2,3%). Это очень конкурентные рынки, где много участников, и закупщик может выбрать наиболее выгодное предложение для себя, а также найти новых поставщиков.

Не менее важная составляющая электронных закупок — экономия. По популярным категориям товаров она может составлять до 30% от первоначальной цены. Если же закупщик не установил цену, то участники все равно будут соревноваться между собой по стоимости в аукционе.

Так, в ходе тендера, проводимого ЧП «Соломия-сервис» (сеть аптек «Подорожник»), которое закупало мебель, в том числе открытый шкаф, стеллаж для трав, стеллаж островной и т.д. для своих аптек, свои товары предложили два участника, один из которых заявил сумму почти на 13 тыс. меньше ожидаемой стоимости тендера.

Также компания на электронной площадке может провести процедуру запроса ценовых предложений (RFP — research for proposal). Как это и сделало ООО «Фармастор» (сеть аптек («Аптека Доброго Дня» и «Первая социальная аптека»). Компания провела RFP, чтобы узнать рыночную стоимость изготовления картонных упаковок для лекарств, таких как перекись водорода и др. Это дало понимание ситуации на рынке без объявления классического тендера. Однако после проведения RFP при необходимости компания может провести ценовой тендер.

Несмотря на очевидные преимущества, часть компаний все еще опасается перехода на элект­ронные закупки. У них есть определенные предубеждения, которые мешают цифровой трансформации и не дают развиваться.

Во-первых, зачастую они не знают, с чего начать и как объявить тендер, чтобы он прошел успешно. Но современные электронные площадки — это огромная база данных, в которой сотни тысяч закупок. Поэтому заказчик-новичок всегда может посмотреть тендеры, подобные тому, который планирует провести он, взять из них техническое задание и адаптировать под свои потребности.

Во-вторых, компании опасаются, что придется иметь дело со слишком сложными и дорогими технологиями. Но на самом деле аналоговые и коробочные решения, которые нужно долго интегрировать, уже в прошлом. Сегодня для того, чтобы провести тендер, не нужно ничего устанавливать, современные решения облачные, бесплатные и простые в использовании.

В-третьих, в компаниях боятся, что людей заменят «машины». Диджитализация операционных процессов происходит не быстро и требует определенных усилий. Но главное, что пугает людей в компаниях, что они окажутся не нужны. Естественно, такие опасения не добавляют желания учиться новому. Однако автоматизация — это не замена людей, а помощь им. Ведь она дает возможность заниматься более серьезными задачами, а не тратить время на рутинные вещи.

Наталья Ковалева,
руководитель проекта коммерческих торгов площадки Zakupki.Prom.ua
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті