Тренинги: развитие навыков и поиск смысла труда

На протяжении последних 6 месяцев в «Еженедельнике АПТЕКА» опубликован цикл статей, посвященных тренингам, в которых были представлены мнения авторитетных специалистов относительно различных методик и приемов обучения и развития персонала, а также целесообразности и эффективности их использования для решения тех или иных задач компании. В продолжение данной темы корреспондент издания выяснил, какую стратегию развития персонала исповедуют в украинском представительстве одной из наиболее успешных международных фармацевтических корпораций — компании «Pfizer», рассчитывая, что этот опыт будет полезен и для других участников рынка.

Виталий Усенко

Виталий Усенко

Виталий Усенко, медицинский директор представительства компании «Pfizer» в  Украине:

— В условиях современного фармацевтического бизнеса сложно рассчитывать на успех, если не прилагать усилий к созданию сплоченной команды высококвалифицированных специалистов, поэтому в украинском представительстве компании «Pfizer» задача развития персонала и  мотивации к результативной работе имеет высокий приоритет. Для ее решения наряду с  прочими инструментами мы широко используем различные тренинговые технологии. Внутрикорпоративное обучение затрагивает преимущественно профессиональные аспекты работы в соответствии со спецификой деятельности персонала тех или иных подразделений представительства и обычно осуществляется силами собственных специалистов, имеющих соответствующий опыт. При этом в компании разработаны программы развития сотрудников с разным уровнем подготовки.

Однако обеспечить обучение всех специалистов разного профиля необходимым навыкам только лишь за счет внутренних ресурсов компании, пожалуй, нереально, поэтому мы активно пользуемся услугами приглашенных тренеров. Одним из удачных примеров такого сотрудничества могут служить регулярные тренинги для команды представительства «Pfizer» в Украине, проводимые известным российским тренером-консультантом Владимиром Козловым, опытным специалистом в области переговорных процессов, организованные компанией «Core Business School». Изучение технологий ведения переговоров и различных моделей межличностного взаимодействия дает возможность нашим сотрудникам эффективно противостоять давлению со стороны внешней среды, с которым неизбежно приходится сталкиваться практически ежедневно.

В то же время, как показывает опыт, даже самый способный и одаренный специалист, в совершенстве освоивший все современные технологии в своей области деятельности, далеко не всегда способен эффективно справиться с поставленной задачей. Чтобы человек мог день ото дня демонстрировать исключительные результаты, ему необходимо четко и правильно понимать смысл того, чем он занимается. Сотрудник может быть хорошим исполнителем, однако в случае отсутствия целостного восприятия окружающей действительности, позитивного мировоззрения и идеологии он превращается в машину для выполнения заданий руководства, что рано или поздно приводит к синдрому выгорания, а порой даже к психологическим проблемам. Существует множество примеров, когда у работников вполне успешных компаний отсутствует положительная мотивация, значительно снижается производительность труда, у них выявляют депрессию. Нередко руководители, так и не разобравшись (или не стремясь разобраться) в истинных причинах подобной ситуации, пытаются стимулировать сотрудников путем повышения заработной платы, однако в большинстве случаев такая мера приносит лишь кратковременный эффект, а порой может даже усугубить положение. Так, например, синдром выгорания типичен для специалистов многих компаний, специализирующихся на организации проведения клинических исследований: несмотря на достаточно неплохие условия работы и конкурентоспособный компенсационный пакет, текучесть кадров в них достаточно велика. Многие сотрудники не выдерживают напряженного темпа и возвращаются к врачебной практике, соглашаясь получать гораздо меньшие деньги за труд, в котором они могут найти смысл.

Во время тренинга «Введение в инновационный коучинг» 19–21 апреля 2007 г.

Во время тренинга «Введение в инновационный коучинг» 19–21 апреля 2007 г.

Чтобы исключить возникновение подобных проблем, наряду с технологическими тренингами сотрудники представительства компании «Pfizer» в Украине регулярно посещают семинары, направленные на организацию правильного мышления. Так, в апреле 2007 г. состоялся тренинг, посвященный введению в дианалитический лайф-коучинг. Это относительно новое направление в  консультировании и психотерапии, развиваемое российской Академией лайф-коучинга в сотрудничестве с разработчиком метода дианализа Владимиром Завьяловым (Новосибирск, Россия). Профессиональный коучинг — это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в профессиональной и личной жизни. Посредством коучинга возможно углубить свои знания в различных областях, повысить эффективность работы и качество жизни. Суть метода дианализа, основанного на работах «последнего русского философа» А.Ф. Лосева, состоит в организации правильного мышления, нахождении смысла в деятельности, устранении психологических расстройств, вызванных неправильным определением цели в жизни. Объединение этих двух разработок в единую систему позволило создать эффективную методику, помогающую человеку сформировать позитивное мировоззрение, находить скрытые мотивы и сделать осмысленным свой труд.

Для выявления у персонала скрытых психологических проблем достаточно эффективна методика психосоматического тестирования, разработанная в конце 70-х годов минувшего столетия под руководством академика И.В. Смирнова специалистами НИИ радиоэлектроники АН СССР, НИИ ядерной физики МГУ и Первого московского медицинского института им. И.М. Сеченова. Она основана на неявном тестировании в  игровой форме, то есть человек явно не осознает детали процедуры тестирования. При этом семантически значимые символы вызывают изменение реакции, которые сравнивают с нейтральными стимулами и регистрируют с помощью специальной аппаратуры. Результаты психосоматического тестирования дают возможность установить скрытые склонности и вероятные проблемы человека, совместимость различных людей, работающих в одном коллективе, и позволяют определить необходимые методы психологической коррекции для построения успешной работы команды и предотвращения возможного развития психологических проблем.

Активное использование тренинговых программ для персонала медицинского отдела представительства благоприятно сказывается на результатах его работы — за 1,5 года представительство компании «Pfizer» стало одним из самых крупных инвесторов по объемам проведения клинических исследований в Украине, занимая достойное место среди лидеров внутри корпорации в регионе Центральная и Восточная Европа.

Разговор о тренингах корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» продолжил со специалистами в области наставничества и консультирования, сотрудничающими с  представительством компании «Pfizer» в Украине.

Владимир Завьялов, профессор, доктор медицинских наук, врач-психотерапевт высшей категории, заведующий кафедрой психотерапии и психологического консультирования Новосибирской государственной медицинской академии, психотерапевт европейского реестра, главный психотерапевт Новосибирской области:

— Индивидуальным консультированием бизнесменов я занимаюсь еще с советских времен, несколько лет назад в числе моих клиентов появились компании различного профиля деятельности, в том числе и фармацевтические. Бизнес образца середины 80-х годов прошлого века существенно отличается от современного: люди научились эффективно работать и могут на высоком уровне организовать деятельность компании. Однако зачастую, помимо зарабатывания денег, многие руководители затрудняются найти иной смысл в работе для себя и своей команды. Метод дианализа дает возможность определить смысл деятельности, ведь видящий его человек способен на очень многое.

Дианализ — это практическая диалектика, вынесенная из философских размышлений о смысле жизни и Боге. Это один из наиболее универсальных методов управления собственным разумом. Формальная логика управляет частью сознания, анализируя очевидные явления и процессы. И если искать смысл труда, основываясь исключительно на формально логических основах, то он просто обесценится и станет нечеловеческим. Человек всегда привносит много своего — эмоционального, ассоциативного и т.д. Дианализ относится к аналитическим методам психотерапии и консультирования, как это и следует из его названия. В нем всякое явление в жизни человека рассматривается в неразрывной связи с сознанием и мышлением: без человека и его взгляда на реальность человеческой реальности нет! Так называемая объективная реальность, существующая независимо от наших ощущений, мышления, чувств и социальной практики, есть некая концепция, но не сама реальность.

В основе дианализа лежит пентадная диалектика. Это типично европейский тип мышления, признаки которого можно найти в трудах Платона, Плотина, Г. Сковороды, а также в мифологии, литературе, музыке. Пентада — это неявная структура ума, выявленная и описанная А.Ф. Лосевым и являющаяся оригинальным интегративным философским направлением, которое объединяет различные способы мышления в  одну компактную форму. Уже много лет в своей работе я пытаюсь привить эту систему в различных предметных областях. Как специалист в области психотерапии и консультирования с большим опытом работы я отмечаю, что эти знания распыляются: создано множество методов, направленных на решение различных специфических задач и  не учитывающих при этом единый универсальный механизм мышления человека.

У славянской системы мышления есть масса особенностей, и когда нам стремятся привить западные технологии психотерапии, они далеко не всегда работают адекватно, поскольку славянская ментальность в них совершенно не учтена. Людям это не нравится, они отвергают подобные методики развития, приносящие минимум положительных эффектов. Человек — не машина, его невозможно запрограммировать, он совершеннее любой программы.

Я не стремлюсь решать конкретные прикладные задачи, считая это уделом профессионалов. Моя цель — снять успокоенность, разволновать людей, чтобы они начали мыслить. Одна из главных проблем современного общества в том, что люди все меньше думают, выполняя действия автоматически. Миссия дианализа — вносить в деятельность специалистов элемент размышления, раздражитель, помогающий самостоятельно решать различные задачи, в том числе и поиск смысла труда.

Светлана Хамаганова, автор методики инновационного лайф-коучинга, директор Академии лайф-коучинга:

— Коучинг профессионализма и карьеры является одним из методов развития инновационного мышления. Он нацелен на подготовку инновационных кадров — людей, обладающих нестандартным типом мышления, позволяющим создавать новые услуги или продукты. Коучинг позволяет сделать процесс профессионального развития управляемым — посредством введения определенных стандартов, оценки навыков и умений, планирования индивидуального развития, описания профиля человека-новатора. Инновационный коучинг — это наставничество, передача знаний, обучение и развитие, раскрытие возможностей человека, который при этом сам становится профессиональным «обучателем» других людей.

Задача управленца состоит в развитии способностей и умений подчиненных, их мотивации к продуктивной деятельности. Для этого необходимо знать, как устроено мышление человека, но, к сожалению, у большинства менеджеров эти знания недалеки от обычного бытового уровня. Профессиональный управленец прежде всего коммуникатор, он должен уметь разговаривать с разными людьми на разных языках. Он также профессиональный мотиватор, а для этого ему необходимо знать закономерности развития мотивов, что движет человеком в данный момент, какие мотивы необходимо задействовать в  той или иной ситуации.

Профессиональная коммуникация является одним из основных навыков, развиваемых коучингом. При формировании коммуникации люди учатся понимать смысл сказанного, а не просто реагировать на слова. Для этого необходимо развитие наблюдательности и знаний, которые позволяют максимально эффективно интерпретировать наблюдения. Умение четко и ясно выражать свои мысли, использовать весь арсенал инструментов — речь, интонацию, язык жестов — также составляют набор навыков, которыми можно овладеть на коучинг-семинарах. Но коммуникация — всего лишь инструмент. Его ценность проявляется только тогда, когда поставлена мотивирующая цель, будь то карьерный рост, командная работа или развитие управленческих способностей.

Целью работы в инновационном коучинге является постановка системного мышления, которое и помогает, по выражению профессора В. Завьялова, справляться с неизбежно возникающими противоречиями жизни. Но это не только концепция, которая придает системность мыслительному процессу, но и технология, позволяющая человеку развивать такие важные качества, как воля и целеустремленность. Она подходит людям, мотивированным на достижения, и уже имевшим опыт творческих состояний, которые они ценят и хотят сделать образом своей жизни. Овладение системным мышлением — долгий и сложный путь, требующий от человека ресурсов, усилий и способности к большой концентрации.

Инновационный коучинг работает на стыке различных наук — психологии, экономики, менеджмента и других направлений. Проблема человека в том, что он не всегда видит смысл, заложенный в науке, для него многие дисциплины (например экономика) абстрактны по отношению к личности. Инновационный коучинг не учит человека решать прикладные задачи, его миссия — показать ту или иную методологию, которую следует использовать для разрешения этих проблем. Недостаток технологических тренингов в том, что с их помощью невозможно учесть все ситуации, которые могут возникнуть в жизни. Методология же изменяет сам подход к решению задачи, расширяя возможности специалиста и развивая его интеллектуальную составляющую. Мы стремимся расшатывать стереотипное мышление, предоставляя человеку возможность адекватно реагировать на нестандартные ситуации. n


Владимир Козлов Владимир Козлов, кандидат психологических наук, профессор Академии военных наук, профессор Академии проблем безопасности, преподаватель программ МВА в Академии народного хозяйства при правительстве РФ, доцент кафедры управления человеческими ресурсами Государственного университета «Высшая школа экономики», работает тренером-консультантом с 1991 г. (в Украине Владимира Козлова эксклюзивно представляет компания «Core Business School»):

—Я встречал около 40 различных определений понятия «тренинг», наиболее общее из них: тренинг — это какое-либо событие, развивающее навык по отношению к определенной цели. С тех пор как тренинг стал не только определенным бизнес-инструментом, но и товаром, появились и его продавцы. Так происходит, когда сам тренер или его представитель приходит к потенциальному заказчику и начинает убеждать в необходимости тренинга. Поэтому я склонен использовать понятие тренинга, полезного для компании, чтобы отличить его от продуктов, которые полезны в первую очередь для их производителей и распространителей.

На каждом этапе развития компании существует совокупность навыков, которая напрямую связана с ее бизнесом. Первая задача при организации тренинга — выявить тот навык, который соответствует стратегии развития компании и структуре бизнес-процессов, полезен для компании и ее сотрудников. Тренинг должен быть направлен на развитие навыка, который актуален для специалиста. Так, для людей, занимающихся торговлей уже несколько лет, будет совершенно бесполезно и неактуально обучение навыкам продаж — они уже давно сформированы.

Если теперь снова обратиться к определению тренинга, мы сможем выделить несколько его составляющих. Тренинг — это продукт, соответствующий бизнес-процессам компании, настроенный на оценку реальных навыков ее специалистов. Это событие, которое реально изменяет уровень развития и применения навыка. И только после этого тренинг следует рассматривать как процесс обучения.

Каждой компании, занимающейся бизнесом в определенной отрасли, необходима система внутренних тренингов, учитывающая особенности направления. Задача внешнего тренера — выяснить в рамках своей компетенции потребности заказчика, то есть определить задачи, решение которых будет полезно именно для этой организации. Например, торговые компании не просто продают товар или услугу, а строят систему взаимоотношений с клиентом, от качества которой не в последнюю очередь зависит перспектива сотрудничества и успех в бизнесе. Мне кажется, что качественный тренинговый продукт должен решать триединую задачу: повышать компетентность специалиста, расширять степень его внутренней свободы, используя при этом эффективную технологию построения реальных механизмов доверительного взаимодействия между партнерами. Комплексные корпоративные программы развития, построенные по данному принципу, решают задачу внутренней программы лояльности, поскольку отрабатывают навык в рамках собственной информационной системы предприятия. Кроме того, они реально работают не только на повышение профессионализма специалиста, но и  влияют на уровень масштаба его личности. Например, в  торговой компании человек растет от уровня рядового продавца до системного консультанта отношений. По моему мнению, такой подход в ближайшем будущем должен стать основой как бизнеса, связанного с  продажами, так и тренингового продукта.

Требования к тренингу должен предъявлять компетентный специалист со стороны заказчика, чаще всего эти задачи возложены на менеджеров по персоналу. Однако руководители компаний нередко жалуются, что HR-менеджеры находятся вне рамок стратегии компании, впрочем чаще всего они не в достаточной степени информированы об этой стратегии, что является существенной ошибкой. Бизнес-процесс должен быть первичен над тренингом, только тогда от него следует ждать положительных результатов. В то же время консультант тренинговой компании должен уметь эффективно помогать сформулировать критерии тренинга, которые необходимы заказчику. Сегодня правила игры в этой системе взаимодействия окончательно не установлены, чем нередко пользуются недобросовестные операторы на рынке тренингов.

Как показывает опыт, угасание навыка после разового тренинга, пусть даже проведенного на самом превосходном уровне, происходит на протяжении 3 нед, поэтому любое обучение теряет смысл, если оно не носит системного характера. Тренинг становится высокоэффективным продуктом для компании, если он дает инструмент для самоанализа и самомотивации персонала. Часто эффективность тренинга пытаются оценить путем анкетирования его участников, однако такие анкеты в лучшем случае могут служить оправданием усилий менеджера по персоналу перед руководством. Оценка качества обучения непосредственно после его проведения отражает не более чем эмоциональные ощущения участников. Хотя нередко руководитель компании хочет придать своим подчиненным именно эмоциональный толчок, направленный на сплочение командного духа. Это право заказчика, но в таком случае приобретение новых навыков не должно преподноситься как главная задача мероприятия.

Если рассуждать о перспективах развития рынка тренинговых услуг, то можно выделить несколько важных тенденций. С каждым днем формат открытых тренингов постепенно уступает место корпоративным событиям. Руководители стали понимать, что тренинг — это не развлечение, а один из инструментов повышения эффективности бизнеса. Заказчики начинают достаточно четко формулировать требования к бизнес-программам обучения, главные среди которых — соответствие стратегии компании, фокус на определенной группе персонала, повышение их компетенции и профессионализма. Такие программы являются продуктами высокого уровня, и, судя по количеству запросов, за ними будущее тренингового продукта. Другое направление развития рынка тренингов, которое уже начало формироваться, — это появление так называемых гуру, то есть высококомпетентных специалистов в узкой области, которые не только проводят программы обучения для сотрудников компаний, но нередко сами участвуют в разрешении конфликтных ситуаций в качестве консультантов. Однако стоимость их услуг часто оказывается довольно завышенной. И наконец, следует ожидать ухода так называемых тренеров-универсалов, которые «могут обучить всех и всему». Их места займут посреднические тренинговые компании, способные эффективно подобрать комплекс услуг, необходимых заказчику, и пригласить для обучения специалиста нужного профиля.

«Еженедельник АПТЕКА» выражает благодарность представительству компании «Pfizer» в Украине и компании «Core Business School» за помощь в подготовке материала.

Виталий Шевченко,
фото автора и предоставленные
компанией «Core Business School»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті