Генерический сектор. Правила игры. Экспертный взгляд руководителей «Актавис»

«Будущее не ждет», — говорит Роберт Вессман (Robert Wessman), молодой энергичный президент и главный исполнительный директор группы компаний «Актавис», достигая одних целей и ставя перед собой и компанией новые. Там, где другие замирают в нерешительности, команда самой быстрорастущей фармацевтической компании берется за дело и выдает впечатляющие результаты. Так, в Украине увеличение объемов продаж «Актавис» за 2006 г. по сравнению с 2005 г. составило более 50%. И пусть украинский рынок еще не такой большой, как в других европейских странах, проведение совещания совета директоров группы компаний «Актавис» именно в Киеве можно расценить как хороший знак. По меньшей мере, наш потенциал привлекает внимание, а это уже чего-то стоит!

«Да за этими викингами не угнаться», — шутили журналисты, в  очередной раз теряя из виду стремительно перемещавшуюся по гостинице группу руководителей компании. Как оказалось потом, среди них были люди разных национальностей, но быстрота и  смелость в  принятии решений, наверное, отличает их всех. Прошло немного времени, и  когда совещание исполнительных директоров «Актавис», отвечающих за все направления бизнеса (финансы, разработку новых препаратов, производство, поставки), и  региональных директоров (по рынкам США, Западной Европы и  Африки, Восточной Европы и  Азии) закончилось, состоялась импровизированная пресс-конференция Роберта Вессмана (Р.В.), Йонаса Триггвасона (Й.Т.), вице-президента и  директора региона Центрально-Восточная Европа и  Азия, и  Владимира Митина (В.М.), директора представительства «Актавис» в  Украине. Мы публикуем выдержки из беседы:

— Работать в  генерическом секторе — означает располагать такими же продуктами, как у конкурентов. В  чем еще особенности этого бизнеса?

Роберт Вессман Р.В.: Фармацевтическая отрасль отличается не только интенсивной конкуренцией, но и  выраженной зависимостью от процесса принятия решений регуляторными органами сферы здравоохранения. Поэтому не только положение в  конкурентной среде и  ценовая политика, но прежде всего влияние решений государственных контролирующих органов определяют настоящее компаний. Ситуация с  ценообразованием здесь во многом уникальна. Я не знаю другой отрасли, где в  такой же степени довлеет регуляторная сфера.

— Что важнее для успешности генерических препаратов: цена или быстрота выведения на рынок?

Р.В.: На первое место по значимости мы ставим качество. Важнее всего именно оно, когда речь идет о лекарственных средствах, а не о торговле воздухом. Следом идут цена и  быстрота. Очевидно, что цена не может существовать в  отрыве от качества. Мы инвестировали 350 млн евро в  производственные мощности и  считаем, что наши заводы — одни из лучших в  мире. С  целью экономии мы размещаем их в  странах, где для этого требуются меньшие расходы. То есть мы сосредотачиваем усилия на создании первоклассного производства, и  это имеет первостепенное значение. Также очень важен профессионализм сотрудников, как говорят, кадры решают все. Таким образом, мы гарантируем неизменное и  одинаковое качество, выпуская продукцию в  таких странах, как Мальта, Болгария, Турция, Индия. Наконец, помимо перечисленных факторов, очень важным для успеха компании является состав продуктового портфеля. Поэтому только в  течение этого года мы инвестировали 160 млн евро в  новые продукты. В  разработке находятся 355 новых препаратов. Поэтому мы считаем, что у нас очень хорошие перспективы. Как в  мире, так и  в  Украине работает одно правило: чем больше препаратов вы выведете на рынок, тем более значительным будет ваш рост. Активность разработки — это то, что позволяет комфортно существовать нашему бизнесу. В  Украине расширение продуктового портфеля является приоритетной задачей, и  в  течение следующих 12 мес мы собираемся вывести на рынок 50 новых лекарственных средств.

— Что можно назвать главным конкурентным преимуществом для компании в генерическом секторе?

Йонас Триггвасон Й.Т.: Компания должна предлагать конкурентоспособные цены за свою продукцию. Для этого масштабы ее деятельности должны быть достаточно большими, тогда подобно «Актавис» можно экономить на операционных расходах, осваивать новые производственные мощности и  вести разработки. Для того чтобы получать прибыль в  результате такой деятельности, необходимо глобальное присутствие, а не просто продажи в  2–3 странах. Экономия на масштабах производства — преимущество большой компании, и  с  этим связаны процессы консолидации в  отрасли. «Актавис» занимает очень активную позицию в  этом отношении, что, я надеюсь, позволит компании продвинуться с  5–6-го места в  мировом генерическом секторе на первые позиции.

— Не в  том ли, что управление компанией «Актавис» жестко централизовано, секрет ее успеха? Труднее ли сохранять этот стиль управления с  присоединением все новых и  новых компаний?

Р.В.: Я не считаю это нашей характерной чертой. Преимущество «Актавис» не в  централизации управления, а в  динамичности. Мы очень быстро выросли, начиная в  качестве маленькой компании на локальном исландском рынке. Конечно, процессы объединения с  другими компаниями не могут быть простыми. От менеджеров требуется на быть бюрократами, быстро принимать решения и  имплементировать их. Центральный офис лишь разрабатывает глобальную стратегию, а локальные представительства берут на себя всю ответственность по ее адаптации и  реализации на своей территории. Хорошим примером такого подхода является украинское руководство: по результатам 2006 г. «Актавис» стал самой быстрорастущей компанией в  стране…

В.М.: …и  остается самой быстрорастущей.

Й.Т.: Да. Мы приняли решение уделять большое внимание этому рынку, регистрировать, выводить на рынок новые продукты, увеличивать команду медицинских представителей. Именно в этом заключается наше преимущество — мы динамичная, гибкая и  быстро реагирующая на требования рынка компания с  глобальной силой и  знанием особенностей местной медицины и  фармации.

— И все-таки, руководящее ядро компании сосредоточено в  Исландии?

Р.В.: Нет, только часть функций корпоративного управления. Среди членов совета директоров — один из США, двое из Ирландии, по одному из Великобритании и  Дании, несколько из Исландии. У нас нет цели подчинить все управление единому центру, потому что в  каждой стране определяются свои цели и  видение перспектив. При этом каждое представительство может рассчитывать на центральную поддержку в  виде высокого качества продукции и  большого потенциала портфеля разработок. Особенность «Актавис» состоит в  том, что наши сильные команды на местах могут использовать успешный опыт Группы по промотированию и  продажам продукции.

— Только ли в развивающихся странах находятся ваши производственные мощности?

Й.Т.: У нас 20 заводов, в  США работают 3 и  строится еще один. Управлением по контролю за пищевыми продуктами и  лекарственными средствами США (Food and Drug Administration — FDA) одобрены заводы в  Румынии и  Индии. Большинство остальных — проинспектированы европейскими уполномоченными организациями. Мы много инвестируем в  производственную инфраструктуру и  наш девиз — «Никаких компромиссов с  качеством!». С  этой целью мы вкладываем большие средства в  обеспечение качества и  развитие инфраструктуры заводов. Все должно быть лучшим — материалы, оборудование, здания. Также мы инвестируем в  персонал. Обучение и  подготовка сотрудников — важная составляющая политики «Актавис». Только в  системе обеспечения качества работают около 500 профессионалов.

— Недавно совет директоров «Актавис» одобрил предложение инвестиционного фонда «Novator», владеющего примерно 38,5% обыкновенных акций класса А, о добровольном приобретении всех остальных обыкновенных акций этого класса. Каких позитивных результатов следует ожидать после превращения «Актавис» из публичной в  частную компанию?

Р.В.: Для нашего бизнеса — это шаг вперед, облегчающий дальнейшее развитие. Конкуренция в  отрасли очень жесткая, процессы консолидации набирают темп. Мы хотим быть публичной компанией, выйти на зарубежные биржи, но сейчас для того чтобы вести более гибкую политику, лучше стать частной компанией. В  таком случае не нужно будет раскрывать корпоративные планы конкурентам.

— На российском рынке, в  отличие от многих других, компания сейчас находится вне топ-10 генерических компаний, занимая 11-е место. В  чем причина?

Й.Т.: В  России наш бизнес развивается быстрыми темпами, но до недавнего времени мы не участвовали в  государственных закупках. Приобретя контрольный пакет акций российской производственной фармацевтической компании «Зио-Здоровье», которая вовлечена в  эту систему, мы усилили свои позиции и быстро войдем в  десятку. Объем продаж компании в России в  2006 г. составил 70 млн евро. Суммарный с  «Зио-Здоровье» — почти 100 млн евро.

— Готовы ли вы встретить ускорение роста украинского рынка?

Владимир Митин В.М.: О да, у нас сильные позиции. Украинская команда прекрасно работает, и  мы хотим занимать в  стране место лидера. С  выведением на рынок новых продуктов и  дальнейшим усилением команды наши планы должны осуществиться.

Планы очень амбициозные, но и  результаты соответствующие. В  последние 3 года объемы продаж ежегодно увеличиваются более чем на 50%. У нас превосходные сотрудники, прекрасный сбалансированный портфель брэндированных генериков для применения в  различных областях медицины, причем это не только безрецептурные средства болгарского производства (Фезам®, Троксевазин®, Индовазин®, Спазмалгон®, Седлагин Нео®, Неуробекс®, Алмагель®). Нам уже удалось пополнить портфель современными препаратами производства разных стран — Алерон, Эфизол, Рапидол, Азотен, Азомекс, Фозикард, Вестибо. У нас очень большие амбиции насчет новых продуктов. В  этом году мы планируем увеличить их долю продаж в  общем портфеле до 15%, что будет способствовать достижению еще более амбициозной цели — увеличить долю присутствия «Актавис» на украинском рынке и  подняться на несколько ступеней в  рейтинге маркетирующих компаний. Компания «Actavis Group» заняла 14 позицию среди маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в  денежном выражении по итогам 1–25 недели 2007 г., а отдельно взятой 25 недели — утвердилась на 12 месте (данные системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН»). За первое полугодие мы даже перевыполнили план продаж на 25,5%. Такая тенденция нас радует, и  мы будем ее сохранять.

— Насколько важна для «Актавис» дальнейшая консолидация с  оптовыми и  розничными операторами рынка?

Й.Т.: Мы уделяем большое внимание построению взаимовыгодных отношений с  этими компаниями. Каждое звено в  нашем бизнесе очень важное. Причина приобретения в  Болгарии состоит в том, что наш главный конкурент в  этой стране уже контролировал оптовый бизнес и  значительную часть аптек. То есть нам как крупнейшему игроку этого рынка нужно было призывать в  союзники конкурента, чтобы продвигать нашу продукцию. Приобретение дистрибьюторской компании и  сети аптек «Higia AD» — это защитная тактика. Но в  остальной части Европы мы далеки от того, чтобы активно инвестировать в  оптовое звено. Мы строим хорошие отношения с  оптовыми компаниями, но не больше.

В.М.: Основное отличие позиций «Актавис» в  Украине и  Болгарии состоит в  том, чо на болгарском рынке «Актавис» — игрок № 1 с  тремя заводами. В  Украине мы, к  сожалению, только представительство зарубежной компании. По моему личному мнению, в  нашей стране прежде должно произойти становление производства путем приобретения соответствующих мощностей в  Украине или Белоруси, а уже потом можно думать о более серьезной интеграции. Это мое собственное мнение.

Р.В.: Совершенно верно.

— Как у компании обстоят дела с  биотехнологическими препаратами?

Р.В.: Сейчас мы не занимаемся их разработкой, но это приоритетное направление. Создание таких препаратов требует значительных средств и  времени, к  тому же регуляторные органы не определились с  позицией относительно процедуры регистрации — то ли это будет происходить аналогично генерикам, то ли — инновационным препаратам с  необходимостью проводить испытания по полной программе.

— Одной из составляющих рецепта успеха вашей компании являются, насколько мне известно, здоровые амбиции и конструктивная агрессия. Что именно Вы вкладываете в  эти понятия?

Р.В.: Для того чтобы преуспеть в  генерическом сегменте рынка, необходимо представлять продукцию по конкурентоспособным ценам. Очень важно также иметь широкий портфель продуктов и  большое количество препаратов в  разработке, что позволяет увеличить прибыльность деятельности. Наконец, необходимо иметь выход на ключевые рынки. Присутствие на мировых рыках должно быть сбалансированным в  такой степени, чтобы компания не оказалась зависимой ни от одного из них. Будучи международной компанией, одной из ведущих на рынках Центральной и  Восточной Европы, «Актавис» представляет свою продукцию в  Турции, Сербии, Болгарии, России, Польше, Чехии, Венгрии, Словакии. Возможность выведения продуктов сразу на многие рынки снижает риск, связанный с  отдельно взятыми странами.

— Такая сбалансированность присутствия «Актавис» касается не только препаратов, но и  производственных и  исследовательских центров…

Й.Т.: Совершенно верно. При этом препараты, разработанные компанией в  Индии, Исландии, США, на Мальте, — одинаково высокого качества. В  этом отношении между ними нет никакой разницы. Точно так же заводы, расположенные в  Болгарии, Индии, на Мальте, Исландии, США, — лучшие заводы в  мире, каждый из которых ни в  чем не уступает другим. Продукция должна быть только высшего класса. Повторюсь еще раз, что мы в  этом твердо уверены, для нас невозможны никакие компромиссы относительно качества, и  целесообразность значительных инвестиций в  разработку продуктов не подвергается сомнению.

— Какой тактикой Вы бы посоветовали руководствоваться украинским компаниям в  развитии, особенно принимая во внимание то, что они могут быть потенциальными партнерами для Вас?

— Действительно, очень многие компании являются партнерами «Актавис», как, впрочем, и  конкурентами. Препараты мы лицензируем большому количеству генерических компаний. Так, практически каждый представитель мировой топ-10 вел или ведет с  нами совместные дела. Думаю, обсуждение перспектив сотрудничества и  совместных проектов с  украинскими компаниями у нас еще впереди, а пока мы сосредоточены на построении собственного бизнеса.

— Иметь хорошие производственные мощности и  относительно слабые позиции в  исследованиях и  разработках, это нормальное состояние для генерической компании сегодня?

— Соответствовать современным европейским и  американским регуляторным требованиям, в  том числе стандартам GMP, необходимо. «Актавис» преуспевает в  этом отношении. Для того чтобы иметь будущее, каждой фармацевтической компании обязательно нужно инвестировать в  исследования и  разработки.

— Каковы Ваши пожелания в  адрес украинской команды представительства «Актавис»?

Р.В.: У них все очень хорошо получается, и  если быть кратким, то хочу пожелать не только сохранить, но и  преумножить свои достижения, основываясь на проактивной, опережающей тактике и  вере в  собственные силы. o

Дарья Полякова,
фото Елены Старостенко

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті