|
Открывая дискуссию, Константин Косяченко, начальник управления методологического и организационного обеспечения Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отметил, что роль регуляторных органов в решении этого вопроса консолидирующая, большое значение для принятия и последующего выполнения кодекса имеет добрая воля всех операторов фармацевтического рынка. Ведь еще в средние века аптекари давали клятву, которая обязывала их придерживаться в своей работе правил не только изготовления лекарств, но и профессиональной этики.
Сейчас же агрессивная реклама, желание получить максимальную прибыль в кратчайшие сроки часто противоречат профессиональным этическим нормам, что доказывает актуальность вопроса о соблюдении профессиональной этики фармацевтическими работниками. Для решения этих проблем практически одновременно были предложены на рассмотрение фармацевтического сообщества проект Кодекса этики фармацевтического работника, разработанный специалистами НФаУ (см. «Еженедельник АПТЕКА»
Приказом Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения от 28.03.2007 г. № 153 был утвержден план мероприятий по проработке нормативных актов по вопросам этики в сфере обращения лекарственных средств. Сейчас Государственная служба и проводит анализ поступивших предложений от заинтересованных структур, и разрабатывает рекомендации по усовершенствованию Этического кодекса фармацевта, подготовлены также рекомендации о внесении изменений к Законам Украины «О защите прав потребителей», «О рекламе», в нормативные акты МЗ Украины для более эффективной реализации этических принципов в сфере обращения лекарственных средств.
Евгений Заика, глава рабочей группы по разработке Этического кодекса комитета ЕВА по вопросам здравоохранения, глава представительства компании «Никомед» в Украине, напомнил собравшимся, что еще в 2003 г. рядом компаний, входящих в состав Комитета ЕВА, был подписан Кодекс надлежащей промоционной практики. В основу его легли положения ряда европейских кодексов промоционной практики (подробнее о кодексах — см. «Еженедельник АПТЕКА»
Среди положений проекта Кодекса надлежащей промоции лекарственных средств содержатся требования к информации, ее носителям и действиям, производящимся с этой информацией, материальное стимулирование профессионалов здравоохранения, этические правила проведения консультаций, семинаров, круглых столов, правила поведения медицинских представителей.
Алла Немченко, доктор фармацевтических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, заведующая кафедрой организации и экономики фармации НФаУ отметила важность общественного мнения в формировании среди фармацевтических работников этичного отношения к своим обязанностям и пациентам, приходящим в аптеку за помощью.
По ее мнению, если случаи неэтичного поведения представителей тех или иных компаний будут выноситься на суд широкой фармацевтической общественности, в частности и через специализированные СМИ, это, наряду с применением санкций со стороны регуляторных органов, будет иметь важное значение для формирования ментальности работников отрасли.
Дискуссия остается открытой, и мы приглашаем все заинтересованные стороны высказывать свои предложения и замечания по этому вопросу на страницах «Еженедельника АПТЕКА». n
Основные положения проекта кодекса надлежащей промоции, вынесенные на общественное обсуждение
Профессионал здравоохранения — лицо, которое работает в сфере здравоохранения или связано с ним таким образом, что в силу своих служебных обязанностей или полномочий может тем или иным образом влиять на решение о регистрации, допуске на рынок, назначении, приобретении (на всех уровнях, начиная с государственного) лекарственных средств, а также утверждение программ, проектов и мероприятий, которые могут способствовать принятию таких решений.
Промоционный материал — любой носитель информации, созданный для рекламы, промотирования лекарственного средства среди профессионалов здравоохранения.
Медико-фармацевтическая информация, которая предоставляется профессионалам здравоохранения, не должна содержать неправильные или специально извращенные факты, а также реальных данных и/или фактов оторванных от контекста, если это может ввести получателей информации в заблуждение. Нельзя искусственно преувеличивать данные о прямых и непрямых положительных эффектах лекарственного средства, вводить утверждение о полном отсутствии у препарата нежелательных эффектов, а также утверждений, которые непосредственно или опосредовано указывают на 100% клиническую эффективность и/или безопасность лекарственного средства. Такая информация не должна содержать указаний на то, что эффективность и/или безопасность являются результатом природного происхождения препарата, а также содержать определения «безопасный» без детального обоснования его применения.
Информация не может содержать термин «новый», если после регистрации препарата в Украине прошло более 2 лет.
Кроме того, информация не должна наносить вред имиджу препаратов и/или компании, конкурирующих с этим препаратом и/или компанией, содержать предположения относительно того, что без приема препарата состояние здоровья пациентов может ухудшится, а также данные, которые производят впечатление того, что врачебную консультацию или оперативное вмешательство может заменить прием промотируемого препарата.
Любой носитель информации, рекламирующий лекарственное средство, обязательно должен содержать номер свидетельства о регистрации, дату регистрации и срок окончания регистрации, название фирмы-производителя и ее юридический адрес в Украине, ссылки на источники информации при цитировании, данные об исследованиях и применении, указание на рецептурный статус, точную дату выпуска носителя информации.
Если печатные материалы содержат данные о цене препарата и/или ценовые сравнения с конкурентными продуктами, обязательно должна быть указана дата сравнения и источник информации.
Вся информация должна основываться на современных научных доказательствах и фактах, доступных для анализа широкой врачебной аудитории. Не допускаются ссылки на неопубликованные работы и исследования, а также на данные фармацевтических компаний (в виде «data on file»), недоступных для ознакомления и анализа. При ссылке на проведенные исследования необходимо точно обозначить дату его проведения, источник и автора.
Если приводимые данные были получены in vitro или в результате исследований на животных — необходимо четко указать это во избежание неверной интерпретации фактов.
Содержание рекламной продукции должно полностью соответствовать официальной документации (инструкции по медицинскому применению, листку-вкладышу для пациента), зарегистрированной государственными органами.
Этичным, по мнению составителей кодекса, является:
- предоставление фармацевтическими компаниями профессионалам здравоохранения научно-практической информации в виде медицинской литературы, журналов, компакт-дисков и т.д.;
- предоставление сувениров незначительной стоимости с логотипом компании-производителя, названием препаратов;
- оказание профессионалам здравоохранения спонсорской помощи для участия в профессиональных научно-практических мероприятиях (симпозиумах, конференциях, семинарах) в форме оплаты регистрационного взноса, проезда, проживания, питания;
- оплата подписки на медицинские издания;
- предоставление образцов новых лекарственных препаратов, которые выводятся на рынок, с целью приобретения опыта их практического применения. При этом каждый образец должен быть промаркирован наклейкой или штампом, который не удаляется, с надписью «НЕ ДЛЯ ПРОДАЖИ».
Категорически неприемлемыми являются:
- формирование прямой связи между предоставлением профессионалам здравоохранения каких-либо материальных стимулов и фактом назначения ими пациентам определенного фармацевтического продукта;
- предварительная и/или последующая оплата (в любой форме) за назначение фармацевтических продуктов пациентам;
- организация конкурсов, акций, лотерейных розыгрышей, направленных на профессионалов здравоохранения и имеющих целью образование прямой связи между назначением или рекомендацией определенных фармацевтических продуктов и получением немедленной или отсроченной во времени материальной выгоды;
- предоставление самокопирующихся рецептурных бланков, которые могут служить для контроля частоты назначения определенных препаратов конкретным врачом;
- организация для профессионалов здравоохранения массовых мероприятий, туристических поездок, приемов и т.д., которые не преследуют основной научно-практической или профессиональной цели.
Компании не могут организовывать или спонсировать мероприятия для профессионалов здравоохранения, которые происходят за пределами Украины, если это не является обоснованным с точки зрения логистики или безопасности. Международные научные конгрессы и симпозиумы, которые посещают участники из многих стран, допустимы.
Запрещается установление связи между частотой назначения или рекомендации профессионалом здравоохранения определенных лекарственных средств и получением им образцов этих продуктов, в том числе предоставление образцов в качестве награды за назначение того или иного препарата.
Профессионалы здравоохранения могут в качестве консультантов предоставлять за вознаграждение фармацевтическим компаниям такие услуги:
- проведение тематических исследований, связанных с препаратом, производимым компанией;
- проведение презентаций на информационно-обучающих мероприятиях (семинарах, конференциях, круглых столах), спонсором которых является компания.
Профессионал здравоохранения может рассматриваться в качестве консультанта в случае если:
- существует письменное трудовое соглашение, подписанное обеими сторонами, в котором содержится четкий перечень консультативных услуг, которые будут предоставляться;
- четко обоснована потребность фармацевтической компании в таких консультативных услугах;
- отбор консультантов из числа профессионалов здравоохранения проводится фармацевтической компанией на конкурсной основе;
- критерием отбора должны быть уровень профессионализма кандидата и его способность достигать образовательных или научных целей, ставящихся компанией, а не согласие и/или возможность назначать пациентам лекарственные средства, производимые компанией;
- место и обстоятельства встреч с консультантом с целью получения его услуг должны соответствовать назначению консультации (лечебно-профилактическое учреждение, учебное медицинское учреждение, конференц-центр и т.д.);
- размер вознаграждения, которое консультант получает за свои услуги, должен находится в пределах рыночной стоимости данного вида услуг;
- в случае, если фармацевтическая компания нанимает консультанта для проведения исследований, связанных с производимым ею лекарственным средством, должен присутствовать письменный протокол исследования.
Медицинские представители фармацевтических компаний, подписавших эти правила, во время визитов к профессионалам здравоохранения собирают и предоставляют в представительства своей компании сведения о случаях побочного действия рекламируемых препаратов для дальнейшей передачи этой информации в штаб-квартиру компании или на завод-производитель.
Кроме того, в компании назначается лицо, ответственное за рекламную информацию, в обязанности которого входит предоставление такой информации государственным контролирующим органам, обучение персонала, чья деятельность связана с промоцией продукции, отслеживанием соответствия рекламной информации требованиям действующего законодательства.
Александр Устинов,
фото автора
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим