Структура аптечных сетей. Часть II — Восток vs Запад

Вопрос о специфике отдельных регионов Украины, бесспорно, волнует каждого, кому небезразлична судьба Национального Аптечного Оператора. Последние три слова напечатаны с заглавной буквы не случайно, ведь пока эта вакансия открыта. Однако свято место пусто не бывает, тем более, что налицо весьма достойные претенденты. Есть они и в  восточно-западной плоскости. В этой публикации мы расскажем о локальных особенностях Восточного и Западного регионов Украины и  основных тенденциях их развития. При подготовке публикации использованы данные системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Методология

В предыдущем номере «Еженедельника АПТЕКА» приведено подробное описание методологии данного исследования, где наш читатель сможет ознакомиться с принципом разделения аптечных сетей на кластеры и  населенных пунктов на категории. В рамках настоящей публикации освежим в памяти лишь основные моменты.

Проведенный анализ основывается на сведениях о выданных лицензиях на розничную торговлю медикаментами по  состоянию на 01.01.2007 г. Для сравнения приводятся данные по состоянию на 01.01.2005 г. В целях этого исследования аптечной сетью следует считать каждый субъект хозяйствования (СХ), имеющий соответствующую лицензию. При отображении структуры аптечных сетей отдельных регионов и  областей учитываются только те торговые точки (ТТ), которые находятся непосредственно на их территории.

К Восточному региону традиционно были отнесены Донецкая, Луганская, Харьковская и Днепропетровская области, а к  Западному – Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая и Черновицкая.

Для отображения некоторых макростатистических показателей, а также долевого распределения розничного товарооборота в разрезе типов аптечных сетей использовались данные Государственного комитета статистики Украины и компании «Статинформконсалтинг». Отметим, что в  официальной отчетности торговых сетей (7-торг) отсутствует информация о физических лицах. Тем не менее, это практически не отразится на  объективности приводимых показателей, поскольку по экспертной оценке доля ТТ, принадлежащих физическим лицам, составляет 5–10% общего объема товарооборота розничного рынка в денежном выражении.

Все аптечные предприятия, информация о которых была обработана в целях данного исследования, условно можно разделить на  государственные (общегосударственная и  коммунальная формы собственности) и  коммерческие (частная и коллективная формы собственности, а также физические лица — субъекты предпринимательской деятельности (далее СПД)). Поскольку между частной и  коллективной формами собственности единственным принципиальным отличием является количество владельцев, в публикации эти две формы поданы в виде суммарного показателя.

На макроуровне

Внутри любой страны имеют право на существование разного рода отличия между уровнем экономического и социального развития отдельных территорий. Подобная неоднородность наблюдается и в отношении инфраструктуры отечественного аптечного рынка. Локальные особенности регионов страны, и даже относящихся к ним областей, были, есть и  наверняка сохранятся в будущем. Принципиальным же моментом остается вопрос о том, усиливаются ли эти отличия или все-таки происходит таксис в  одном направлении, разумеется, в каждом отдельном случае с той скоростью, с которой позволяют обстоятельства. В несколько перефразированном варианте этот вопрос звучит так: «Достаточно ли много общего на региональных рынках, созданы ли предпосылки для выхода на  сцену национального аптечного оператора ». Именно поэтому анализ инфраструктуры Восточного и Западного регионов Украины, этих двух ярко выраженных индивидуалистов, представляется особенно актуальным.

Таблица 1

Количество аптек, аптечных пунктов и киосков в Восточном и Западном регионе Украины по состоянию на 01.01.2007 г. с указанием прироста по сравнению с 01.01.2005 г.

Область Аптека Аптечный пункт Аптечный киоск Всего
Количество D к 2005 г., % Количество D к 2005 г., % Количество D к 2005 г., % Количество D к 2005 г., %
Восточный регион
Днепропетровская 891 23,8 372 2,5 456 -25,2 1719 1,5
Донецкая 816 21,2 523 -0,9 525 -23,9 1864 -1,4
Луганская 569 13,1 344 -0,9 238 -25,9 1151 -1,7
Харьковская 663 13,5 270 6,7 433 -10,5 1366 3,4
Всего 2939 18,5 1509 1,2 1652 -21,5 6100 0,4
Западный регион
Волынская 169 15,0 143 2,9 97 -21,1 409 0,0
Закарпатская 341 14,8 138 4,5 129 -2,3 608 8,4
Ивано-Франковская 298 22,6 197 13,9 164 5,1 659 15,2
Львовская 589 14,8 245 3,8 258 -19,1 1 092 2,2
Ровенская 222 16,8 114 14,0 86 -31,2 422 1,7
Тернопольская 237 12,3 122 -9,6 99 7,6 458 4,6
Хмельницкая 255 20,3 141 -25,8 140 -2,8 536 -1,8
Черновицкая 193 11,6 127 -1,6 21 -12,5 341 4,6
Всего 2304 16,0 1227 -0,6 994 -10,9 4525 4,4

Начнем с того, что плотность его величества потребителя в этих регионах и  соответствующих областях ощутимо отличается (рис. 1). Лидируют по этому показателю промышленно-развитые области Восточного региона — Донецкая и Днепропетровская, а на 3-м месте расположилась Львовская область. В целом плотность населения по состоянию на 01.01.2007 г. составила 113,3 человек на кв. км в Восточном регионе и 82,0 — в Западном.

Рис. 1. Количество населения и его плотность в разрезе областей Восточного и Западного регионов по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 1. Количество населения и его плотность в разрезе областей Восточного и Западного регионов по состоянию на  01.01.2007 г.

Соответствующие отличия демонстрируют и  уровни потребления аптечных товаров в этих регионах (рис. 2). Однако по  количеству ТТ области Восточного региона — однозначные лидеры. Вместе с тем, в среднем выторг на одну ТТ Восточного региона превышает таковой Западного приблизительно на 1/4.

Рис. 2. Объем аптечных продаж в денежном выражении в разрезе областей Восточного и Западного регионов по итогам I полугодия 2007 г. с указанием количества ТТ по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 2. Объем аптечных продаж в денежном выражении в разрезе областей Восточного и Западного регионов по итогам I полугодия 2007 г. с указанием количества ТТ по  состоянию на 01.01.2007 г.

Аптеки, Пункты, Киоски

По состоянию на начало 2007 г. в  Восточном регионе лицензию на розничную торговлю медикаментами имели 1316 предприятий, а в  Западном — 1407, что больше аналогичных показателей 2005 г. на 3,2 и 13,6% соответственно. Напомним, что в предыдущей публикации подробно рассказывалось об общеукраинском оживлении среди СПД, которому структура аптечного рынка 2007 г. обязана стремительным увеличением количества мелких лицензиатов. По  сравнению с началом 2005 г. прирост количества лицензий, выданных СПД, составил более 50% в обоих регионах. Очевидно, что активность частных предпринимателей наложила отпечаток и  на общий показатель прироста СХ в этих регионах.

Общее количество ТТ Восточного региона составило 6100, из которых 2939 аптек, 1509 аптечных пунктов и 1652 аптечных киосков (табл. 1). В Западном регионе в начале 2007 г. насчитывалось 4525 ТТ, из которых 2304 аптек, 1227 аптечных пунктов и 994 аптечных киоска. Следуя общеукраинской тенденции за прошедшие 2 года в  обоих регионах значительно увеличилось количество аптек и уменьшилось — киосков. В  результате удельный вес аптек Восточного региона достиг 48,2% общего количества ТТ, Западного – 50,9% (рис. 3). Напомним, что в целом по  стране этот показатель в начале 2007 г. составил 47,7%, а в столице — 54,4%. Заслуживает внимания вдвое меньшая убыль количества аптечных киосков в  Западном регионе, чем в Восточном, однако это вполне естественно, поскольку именно в Западном регионе удельный вес этого типа ТТ был и остается наименьшим в Украине (22% по  состоянию на 01.01.2007 г.).

Рис. 3. Удельный вес типов торговых точек в Восточном и Западном регионах по состоянию на 01.01.2005 г. и 01.01.2007 г.

Рис. 3. Удельный вес типов торговых точек в Восточном и Западном регионах по состоянию на 01.01.2005 г. и 01.01.2007 г.

Изменение количества различных типов ТТ в областях Восточного региона оказалось достаточно однородным. На  западе страны этот процесс идет немного вразнобой. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев это связано с  «подтягиванием» структуры областей к  флагманской – развитие этих двух регионов и Киева характеризуется схожими тенденциями.

Размеры сетей

Важнейшим отличием между Востоком и Западом является присутствие в  Восточном регионе гораздо большего количества крупных аптечных операторов, о чем красноречиво свидетельствует распределение ТТ и СХ в  зависимости от размера аптечной сети (рис. 4, 5). В  Восточном регионе свою деятельность осуществляют 8 мегасетей, головная организация которых расположена в пределах данного региона. На Западе таких сетей 4. Кроме того, в обоих регионах представлены ТТ одной киевской мультирегиональной мегасети. В Восточном регионе находятся ТТ 12 больших сетей, 8 из которых — местные. На Западе представлено 6 больших сетей, в том числе 3 местных. На одного лицензиата в среднем приходится 4,6 ТТ в Восточном регионе, и  3,2 – в Западном. На востоке страны розничные точки 4 местных лицензиатов представлены в 3 и  более регионах Украины. Торговые точки некоторых западных предприятий также выходят за пределы региона. Кроме того, благодаря усилиям мультирегиональных операторов (в основном с  киевской пропиской) Восточный и Западный регионы уже сегодня достаточно успешно подпитываются централизованными продуктовыми потоками.

Рис. 4. Количество торговых точек и субъектов хозяйствования в зависимости от размеров аптечной сети Восточного региона по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 4. Количество торговых точек и субъектов хозяйствования в зависимости от размеров аптечной сети Восточного региона по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 5. Количество торговых точек и СХ в зависимости от размеров аптечной сети Западного региона по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 5. Количество торговых точек и СХ в зависимости от размеров аптечной сети Западного региона по состоянию на  01.01.2007 г.

Доля мегасетей Восточного региона в начале 2007 г. составляла 0,6% общего количества СХ, объединяя при этом 21,4% всех ТТ региона (рис. 6, 7). В Западном регионе аналогичные показатели составили 0,3% СХ и 6,1% ТТ. Отметим, что доля ТТ, входящих в мегасети, увеличилась по сравнению с началом 2005 г. как на  востоке, так и на западе. Причем, в обоих случаях возрос и удельный вес кластера сетей, состоящих из 1–5 ТТ. Налицо поляризация структуры рынка. Причем увеличение доли небольших сетей вызвано как дрейфом лицензиатов из более крупных кластеров после исключения из лицензии аптечных киосков, так и появлением новых игроков (в первую очередь СПД). Этими же факторами в значительной степени объясняется увеличение удельного веса аптек в целом.

Рис. 7. Удельный вес СХ в разрезе типов сетей Восточного и Западного регионов по состоянию на 01.01.2005 г. и 01.01.2007 г.

Рис. 7. Удельный вес СХ в разрезе типов сетей Восточного и Западного регионов по состоянию на 01.01.2005 г. и 01.01.2007 г.

Рис. 7. Удельный вес СХ в разрезе типов сетей Восточного и Западного регионов по состоянию на 01.01.2005 г. и 01.01.2007 г.

Рис. 7. Удельный вес СХ в разрезе типов сетей Восточного и Западного регионов по состоянию на 01.01.2005 г. и 01.01.2007 г.

Напомним, что в этой публикации, основанной на лицензионных данных, структуры холдингового типа не рассматриваются как отдельные субъекты хозяйствования, поскольку каждое предприятие, входящее в  холдинг, имеет собственную лицензию. И даже при этом более 20% розничного товарооборота Восточного региона в денежном выражении сосредоточено в руках владельцев мегасетей, которые, напомним, составляют всего 0,6% общего количества СХ. В этом регионе суммарная доля в  товарообороте аптечных сетей, состоящих из 6 ТТ и более (17,6% СХ), находится на уровне 70% (рис. 8). На западе ситуация существенно отличается — кластер мегасетей здесь консолидирует всего 8% общего объема розничного товарооборота.

Рис. 8. Удельный вес различных типов сетей Восточного и Западного регионов в общем объеме их розничного товарооборота по итогам IV кв. 2006 г. (без учета доли физических лиц)

Рис. 8. Удельный вес различных типов сетей Восточного и Западного регионов в общем объеме их розничного товарооборота по итогам IV кв. 2006 г. (без учета доли физических лиц)

Итак, очевидны достаточно серьезные отличия в региональной структуре аптечных сетей исследуемых регионов. Вместе с  тем, внутри самого региона зачастую может присутствовать выраженная неоднородность. Причем вполне ожидаемо это связано с деятельностью крупнейших операторов. Например, в Харьковской области мегасети отсутствуют как класс, в Луганской – на долю одной-единственной мегасети приходится 52,2% всех ТТ области и около 60% розничного товарооборота (рис. 9, 10)! В половине областей Западного региона отсутствуют большие и мегасети (Ивано-Франковская, Тернопольская, Хмельницкая и  Черновицкая; рис. 11). Распределение удельного веса ТТ и СХ в разрезе типов аптечных сетей этих областей весьма похоже, равно как не сильно отличается и долевое распределение товарооборота в них (рис. 12). При этом удельный вес 2 мегасетей Ровенской области составляет около 50% ее общего товарооборота, который аккумулируется с 38% ТТ области. Во Львовской области приблизительно 1/4 общего товарооборота проходит через 2 большие сети.

Рис. 9. Удельный вес ТТ в разрезе типов сетей областей Восточного региона по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 9. Удельный вес ТТ в разрезе типов сетей областей Восточного региона по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 10. Удельный вес различных типов сетей в разрезе областей Восточного региона в общем объеме их розничного товарооборота по итогам IV кв. 2006 г. (без учета доли физических лиц)

Рис. 10. Удельный вес различных типов сетей в разрезе областей Восточного региона в общем объеме их розничного товарооборота по итогам IV кв. 2006 г. (без учета доли физических лиц)

Рис. 11. Удельный вес ТТ в разрезе типов сетей областей Западного региона по состоянию на 01.01.2007 г

Рис. 11. Удельный вес ТТ в разрезе типов сетей областей Западного региона по состоянию на 01.01.2007 г

Рис. 12. Удельный вес различных типов сетей в разрезе областей Западного региона в общем объеме их розничного товарооборота по итогам IV кв. 2006 г. (без учета доли физических лиц)

Рис. 12. Удельный вес различных типов сетей в разрезе областей Западного региона в общем объеме их розничного товарооборота по итогам IV кв. 2006 г. (без учета доли физических лиц)

Категории населенных пунктов

Отличается структура сетей этих двух регионов и в разрезе категорий населенных пунктов, сохраняясь, тем не менее, относительно стабильной в течение последних 2 лет (рис. 13). Удельный вес ТТ, разместившихся в  малых населенных пунктах Западного региона, традиционно несколько больше суммарной доли ТТ малых населенных пунктов и средних городов Восточного региона. Соответственно доля ТТ больших городов восточных областей в среднем гораздо выше, чем западных (рис. 14). Причем наиболее весомый вклад в подобное распределение внесла Харьковская область, в которой доля областного центра составила 58% общего количества ТТ.

Рис. 13. Удельный вес ТТ в разрезе категорий населенных пунктов Восточного и Западного регионов по состоянию на 01.01.2005 г. и 01.01.2007 г.

Рис. 13. Удельный вес ТТ в разрезе категорий населенных пунктов Восточного и Западного регионов по состоянию на  01.01.2005 г. и 01.01.2007 г.

Рис. 14. Удельный вес ТТ в разрезе категорий населенных пунктов областей Восточного и Западного регионов по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 14. Удельный вес ТТ в разрезе категорий населенных пунктов областей Восточного и Западного регионов по состоянию на 01.01.2007 г.

Формы собственности

Основная часть аптечных сетей Восточного региона — коммерческие структуры — 94%, в том числе около 30% СПД, количество которых возросло на 55,5% по сравнению с началом 2005 г. (рис. 15). На западе доля СПД еще выше – 39,1% СХ, их количественный прирост составил 57,2%. Вместе с  тем, удельный вес ТТ, принадлежащих СПД, составил всего 13,8% в Восточном регионе и 21,1% – в Западном. И это не удивительно, учитывая, что подавляющая часть СПД — это одиночные ТТ и малые сети (рис. 16). Большие сети и мегасети в значительной степени представлены коммунальной формой собственности.

Напомним, что в рамках описания общеукраинской структуры аптечных сетей была найдена довольно однозначная зависимость между стремительным приростом количества СПД на  аптечном рынке, а также возрастающей популярностью их использования в качестве средства оптимизации налогообложения, с одной стороны, и увеличением удельного веса аптек (в том числе виртуальных) и поляризацией рынка – с другой (см. предыдущий номер «Еженедельника АПТЕКА»). Очевидно, восточная и  западная региональные тенденции вполне согласуются с общерыночной. Коммунальная собственность и СПД представлены преимущественно в небольших населенных пунктах, тогда как предприятия частной и коллективной форм собственности урбанизированы гораздо сильнее (рис. 17). Эти закономерности также имеют общеукраинский характер.

Рис. 15. Удельный вес ТТ и СХ Восточного и Западного регионов в разрезе форм собственности по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 15. Удельный вес ТТ и СХ Восточного и Западного регионов в разрезе форм собственности по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 16. Удельный вес ТТ различных форм собственности в разрезе типов сетей в Восточном и Западном регионах по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 16. Удельный вес ТТ различных форм собственности в разрезе типов сетей в Восточном и Западном регионах по  состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 17. Удельный вес ТТ в различных категориях населенных пунктов Восточного и Западного регионов в разрезе форм собственности по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 17. Удельный вес ТТ в различных категориях населенных пунктов Восточного и Западного регионов в разрезе форм собственности по состоянию на 01.01.2007 г.

Итоги

Итак, в ходе сравнения Восточного и Западного регионов выкристаллизовалась специфика их аптечной инфраструктуры. Распределение количества аптечных сетей, их ТТ и товарооборота сильно зависит от уровня экономической эволюции отдельных территорий, что в конечном итоге отражается на степени активности крупных аптечных операторов. Поэтому пока наиболее продвинутые среди них трудятся над организацией национального бизнеса, дистрибьютору или производителю для обеспечения своего присутствия в ТТ Восточного региона, через которые проходит около 70% товарооборота, следует наладить сотрудничество как минимум с  230 крупнейшими операторами (17% предприятий региона). В Западном регионе, где погоду делают менее крупные аптечные сети, минимальное количество охваченых операторов должно быть значительно больше — 300 (21% ).

Вместе с тем, мы убедились и в  том, что восток и запад — две части единого целого, которые подчиняются общим закономерностям и движутся в одном направлении с лидером. Стремление к единому стандарту, разумеется, катализирует организацию национального бизнеса. В этом непростом деле на  руку крупнейшим операторам играет целое множество факторов. Быстро возрастающая роль национальных дистрибьюторов решает логистическую задачу, а укрупнение аптечных сетей красноречиво говорит само за себя. Увеличение доли аптек и уменьшение киосков упрощает разработку стандартов. Смеем предположить, что национальные аптечные сети основную ставку будут делать на маркеты и  крупные аптеки, киоскам же наверняка будет отведена второстепенная роль. Конечно же, с повестки дня не снимаются вопросы о функционировании национального бизнеса в  условиях неоднородной покупательной способности и уровня потребления фармпродукции, разной плотности населения и урбанизированности отдельных территорий. Однако мультирегиональные операторы одним своим существованием убедительно доказывают, что с этой проблемой можно и нужно бороться. Наводнение рынка мелкими аптечными лицензиатами, обусловленное в первую очередь повысившейся активностью СПД, вряд ли является препятствием в этом большом деле. На  примере Восточного и Западного регионов мы лишний раз удостоверились в том, что СПД предпочитают избегать пересечения собственного ареала обитания с крупнейшими операторами.

Совсем скоро нашего читателя ожидает описание особенностей Центрального и Южного регионов, которое наконец-то расставит последние точки над  «i».

Евгений Кунда

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті