Оптимисты! Аптечные продажи в регионах Украины: I полугодие 2007 г.

Анализ розничного фармрынка + экономической и демографической ситуации в регионах Украины — базис успешной работы его операторов. Причем значимость для них оценки потенциала каждой области или города, своих собственных возможностей и перспектив там возрастает по мере расширения деятельности компаний. И судя по активному освоению рынка аптечных продаж в некоторых регионах, их оценки оптимистичны. В данной публикации мы подведем итоги регионального развития фармрынка Украины в I полугодии 2007 г., которые, собственно говоря, являются индикатором деятельности оптовых и розничных компаний. При подготовке материала использовались данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН», а также показатели численности населения Украины по данным Государственного комитета статистики Украины (www.ukrstat.gov.ua).

Напомним, что по итогам I полугодия 2007 г. общий объем розничного фармрынка составил 5,6 млрд грн. и  947,0 млн упаковок, увеличившись относительно аналогичного периода 2006 г. на 21,0% в денежном и сократившись на 1,4% в  натуральном выражении (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 32 (603) от 20 августа 2007 г.).

Ключевым событием на фармрынке первой половины 2007 г. стал выход на 1-е место по объему продаж во II кв. высокостоимостных препаратов. Причем связано это в большей степени с  увеличением объемов реализации рецептурных препаратов высокостоимостной ценовой ниши. Кроме того, стремительное развитие в I полугодии 2007 г. демонстрировал сегмент косметики, объемы аптечных продаж которой увеличились по сравнению с I полугодием 2006 г. на 88,7% в  денежном и  45,7% в натуральном выражении.

Итак, в I полугодии 2007 г. регионами — лидерами по объему аптечных продаж традиционно были Киев и крупные промышленные регионы — Донецкая и Днепропетровская области (рис. 1). В  общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» в исследуемый период по сравнению с I полугодием 2006 г. их удельный вес увеличился на 0,1; 0,4 и 0,4% соответственно и составил 14,3; 10,2 и 8,7%. Таким образом, на долю трех крупнейших по объемам аптечных продаж регионов по итогам I полугодия 2007 г. приходится треть розничного фармрынка Украины.

Удельный вес (%)                                     регионов в общем объеме аптечных продаж в                                     денежном выражении в I полугодии 2007 г.

Рис. 1. Удельный вес (%) регионов в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении в I полугодии 2007 г.


На долю Киева, Донецкой и  Днепропетровской областей сегодня приходится 23% населения и треть общего объема розничного фармрынка Украины


В целом по итогам I полугодия 2007 г. доля 10 из 26 исследуемых регионов в общем объеме розничного фармрынка Украины увеличилась, в  5 областях этот показатель остался неизменным, а по 11 регионам — снизился.

Неоспоримыми лидерами по объемам продаж среди всех категорий товаров «аптечной корзины» являются ЛС. В целом по рынку доля ЛС в денежном выражении составила 83,7% общего объема аптечных продаж. В разрезе регионов Украины по итогам I полугодия 2007 г. удельный вес этой категории товаров в структуре аптечных продаж в денежном выражении варьировал от 77,5% в Киеве до 91,0% в Хмельницкой обл., что свидетельствует о значительных отличиях вклада сопутствующих категорий товаров в общий объем фармрынка в различных регионах (табл. 1). Так, доля ИМН в общем объеме аптечных продаж варьировала от 5,0% в Хмельницкой до 12,5% в Волынской областях. Доля наиболее динамично развивающейся на нашем рынке категории товаров — косметики — в  зависимости от региона составила от 1,7 (в Кировоградской обл.) до 10,1% (в Киеве). Максимальный удельный вес БАД в общем объеме аптечных продаж также был отмечен в  столице — 4,2%, а минимальный — в  Тернопольской обл. — 1,5%.

Таблица 1

Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в I полугодии 2007 г.

Регион ЛС ИМН Косметика БАД
Млн грн. Удельный вес категорий, % Млн грн. Удельный вес категорий, % Млн грн. Удельный вес категорий, % Млн грн. Удельный вес категорий, %
г. Киев 624,2 77,5 65,7 8,2 81,1 10,1 34,1 4,2
Донецкая обл. 464,9 81,1 59,4 10,4 34,2 6,0 14,8 2,6
Днепропетровская обл. 412,2 84,3 37,7 7,7 23,9 4,9 14,9 3,0
АР Крым 325,9 86,9 26,0 6,9 13,0 3,5 10,4 2,8
Харьковская обл. 315,1 78,3 46,3 11,5 27,3 6,8 13,9 3,5
Львовская обл. 265,6 85,7 25,1 8,1 12,4 4,0 6,7 2,2
Запорожская обл. 221,9 83,7 24,2 9,1 10,1 3,8 8,8 3,3
Луганская обл. 213,5 87,8 18,7 7,7 4,7 1,9 6,3 2,6
Одесская обл. 210,0 82,4 24,7 9,7 11,4 4,5 8,6 3,4
Полтавская обл. 142,5 88,0 9,0 5,6 5,5 3,4 4,9 3,0
Киевская обл. 132,6 84,5 13,9 8,9 5,7 3,6 4,7 3,0
Винницкая обл. 125,5 84,6 11,3 7,6 8,2 5,5 3,3 2,2
Ивано-Франковская обл. 121,3 90,4 7,9 5,9 2,7 2,0 2,2 1,6
Хмельницкая обл. 118,4 91,0 6,6 5,0 2,6 2,0 2,6 2,0
Черниговская обл. 114,3 87,7 9,2 7,1 4,3 3,3 2,5 1,9
Черкасская обл. 112,4 88,3 10,1 8,0 2,3 1,8 2,5 1,9
Херсонская обл. 95,3 85,1 10,0 8,9 3,9 3,5 2,8 2,5
Николаевская обл. 91,0 89,0 6,9 6,7 2,3 2,2 2,1 2,0
Тернопольская обл. 79,5 89,7 5,8 6,6 2,0 2,2 1,3 1,5
Черновицкая обл. 79,1 85,7 7,5 8,1 3,1 3,4 2,6 2,8
Ровенская обл. 78,9 85,0 8,9 9,6 3,1 3,4 1,9 2,1
Сумская обл. 78,8 84,2 7,8 8,3 4,1 4,3 2,9 3,1
Житомирская обл. 77,1 88,2 6,8 7,8 1,6 1,8 1,9 2,2
Кировоградская обл. 72,2 87,2 7,3 8,8 1,4 1,7 1,9 2,3
Закарпатская обл. 70,3 84,8 7,2 8,7 3,2 3,9 2,2 2,7
Волынская обл. 67,0 79,4 10,7 12,5 3,9 4,8 2,9 3,3
Всего 4709,5 83,7 474,7 8,4 278,0 4,9 163,7 2,9

Такое неравномерное распределение объемов продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» свидетельствует о специфических особенностях развития фармрынка в отдельных регионах. Так, например, в столице и  крупных промышленных областях спрос на сопутствующие категории товаров «аптечной корзины» достаточно высок. Тогда как в других регионах интерес к ним только начинает повышаться. В целом же по итогам исследуемого периода доля сопутствующих категорий товаров «аптечной корзины» увеличилась по сравнению с I полугодием 2006 г. в 20 регионах (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 35 (556) от 11.09.2006 г.).

В абсолютных значениях в I полугодии 2007 г. объем продаж ЛС в денежном выражении увеличился во всех регионах, за исключением Сумской обл., где была отмечена убыль объема реализации таковых на 10,4% по сравнению с  аналогичным периодом 2006 г. (рис. 2). Хотя уменьшение объемов продаж ЛС в  этой области отмечено на фоне прошлогоднего прироста в 1,5 раза (!). В  13 регионах Украины прирост объема продаж ЛС был выше, чем в целом по рынку. А максимальным он стал в Киевской обл. — 37,0%.

Объем аптечных                                     продаж ЛС в денежном выражении по регионам                                     Украины в I полугодии 2005–2007 гг. с указанием                                     процента прироста/убыли относительно                                     аналогичного периода предыдущего года

Рис. 2. Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины в I полугодии 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли относительно аналогичного периода предыдущего года

Общерыночная тенденция убыли объема продаж ЛС в натуральном выражении прослеживается и на примере большинства регионов (рис. 3). По  итогам I полугодия 2007 г. всего в 4 областях — Николаевской, Закарпатской, Хмельницкой и  Харьковской, было зафиксировано увеличение объемов реализации ЛС в натуральном выражении — на 16,3; 5,6; 3,6 и 1,8% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. В  остальных регионах объем продаж ЛС в натуральном выражении уменьшился (максимально — в  Сумской обл. — на 25,6%).

Объем аптечных                                     продаж ЛС в натуральном выражении по регионам                                     Украины в I полугодии 2005–2007 гг. с указанием                                     процента прироста/убыли относительно                                     аналогичного периода предыдущего года

Рис. 3. Объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении по регионам Украины в I полугодии 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли относительно аналогичного периода предыдущего года

Анализируя особенности регионального развития розничного фармрынка, необходимо также учитывать долю областного центра в общем объеме продаж области, которая в различных регионах может значительно отличаться. Так, в  I полугодии 2007 г. в общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» доля столицы в Киевской обл. составила 80,5% (рис. 4). Еще в  6 регионах удельный вес областного центра варьировал в пределах 50,0–65,0%: в  Харьковской, Запорожской, Одесской, Винницкой, Николаевской и  Черновицкой областях. Следует отметить, что минимальная доля административного центра в общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» по региону была зафиксирована в Закарпатской обл. и АР Крым — 11,8 и 19,6% соответственно. Очевидно, что на такое распределение объемов аптечных продаж могут оказывать влияние количество представленных аптечных учреждений в  области и областном центре, демографическая составляющая, доходы проживающего населения и другие факторы.

Доля областного                                     центра в структуре рынка аптечных продаж по                                     области в денежном выражении в I полугодии 2007 г.

Рис. 4. Доля областного центра в структуре рынка аптечных продаж по области в денежном выражении в I полугодии 2007 г.

Среди городов с населением свыше 300 тыс. человек вторым после Киева по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в исследуемый период был Харьков (рис. 5). По итогам I полугодия 2007 г. выручка аптечных учреждений от реализации ЛС в этом городе составила 195,0 млн грн. за 21,5 млн. упаковок. За ним следует Донецк, где объем продаж ЛС достиг отметки 161,0 млн грн., причем количество реализованных упаковок ЛС было в  1,7 раза меньше, чем в Харькове, — 12,3 млн. По итогам I полугодия 2007 г. среди городов Украины с населением более 300 тыс. человек максимальная средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС была отмечена в Донецке — 13,1 грн. Причем этот показатель оказался значительно выше, чем в целом по рынку (в целом по рынку — 7,9 грн.).

Объем аптечных                                     продаж ЛС в городах с населением свыше 300 тыс. чел.                                     в I полугодии 2007 г. с указанием                                     средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в                                     таковых (за исключением г. Киева)

Рис. 5. Объем аптечных продаж ЛС в городах с населением свыше 300 тыс. чел. в I полугодии 2007 г. с указанием средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в таковых (за исключением г. Киева)

В Киеве средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС составила 11,1 грн. (рис. 6). Здесь по итогам I полугодия 2007 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного и отечественного производства была максимальной среди исследуемых регионов — 21,7 и 3,6 грн. соответственно. А минимальными эти показатели были в  Волынской и Ровенской областях: 12,1 и 11,8 грн. для зарубежных препаратов и соответственно 2,6 и  2,5 грн. — для отечественных.

Средневзвешенная                                     стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного,                                     отечественного производства и в целом по рынку в                                     регионах Украины в I полугодии 2007 г.

Рис. 6. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного, отечественного производства и в целом по рынку в регионах Украины в I полугодии 2007 г.

В исследуемый период средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС отечественного и зарубежного производства повысилась абсолютно во всех регионах Украины (рис. 7). Причем по отечественным ЛС прирост этого показателя был выше, чем по зарубежным, во всех областях, за исключением Хмельницкой, Кировоградской и Закарпатской областей. По итогам I полугодия 2007 г. максимальный прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС зарубежного и отечественного производства по сравнению с  аналогичным периодом 2006 г. был зафиксирован в  Киевской и  Волынской обл. — на  35,8 и  36,6% соответственно, а минимальный — в  Николаевской обл.: на 2,0% для зарубежных ЛС и на 7,0% — отечественных.

Прирост                                     средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС                                     зарубежного и отечественного производства по                                     регионам Украины в I полугодии 2007 г. по сравнению                                     с аналогичным периодом 2006 г.

Рис. 7. Прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС зарубежного и отечественного производства по регионам Украины в I полугодии 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.

Разумеется, по итогам I полугодия 2007 г. региональная структура объемов розничной реализации ЛС в разрезе препаратов зарубежного и отечественного производства значительно отличается. Наибольшая доля зарубежных ЛС в общем объеме продаж этой категории товаров в денежном выражении была отмечена в Киеве — 80,7%, чуть меньше — в  Ивано-Франковской обл. — 80,3% (табл. 2). Минимальным удельный вес ЛС зарубежного производства был в Кировоградской (65,0%) и Волынской (65,4%) областях. В  общем объеме продаж ЛС в натуральном выражении во всех без исключения регионах Украины лидерами являются отечественные препараты. При этом их доля колебалась от 54,1% в  Ивано-Франковской обл. до 72,3% в Кировоградской.

Таблица 2

Объем аптечных продаж ЛС зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении по регионам Украины в I полугодии 2007 г.

Регион Объем продаж ЛС
зарубежного производства отечественного производства зарубежного производства отечественного производства
Млн грн. Удельный вес, % Млн грн. Удельный вес, % Млн упаковок Удельный вес, % Млн упаковок Удельный вес, %
г. Киев 503,7 80,7 120,4 19,3 23,3 41,3 33,1 58,7
Донецкая обл. 368,3 79,2 96,6 20,8 21,8 39,5 33,4 60,5
Днепропетровская обл. 313,7 76,1 98,5 23,9 17,7 36,1 31,2 63,9
АР Крым 241,6 74,1 84,3 25,9 16,1 35,2 29,7 64,8
Харьковская обл. 237,4 75,3 77,7 24,7 14,4 35,3 26,4 64,7
Львовская обл. 201,0 75,7 64,5 24,3 13,0 35,7 23,3 64,3
Запорожская обл. 168,3 75,9 53,6 24,1 8,7 35,3 15,9 64,7
Луганская обл. 141,8 66,4 71,7 33,6 8,1 28,6 20,2 71,4
Одесская обл. 155,1 73,8 55,0 26,2 9,2 34,7 17,3 65,3
Полтавская обл. 104,7 73,5 37,7 26,5 6,4 34,9 12,0 65,1
Киевская обл. 95,5 72,0 37,1 28,0 5,6 32,6 11,7 67,4
Винницкая обл. 94,7 75,4 30,8 24,6 5,2 35,7 9,4 64,3
Ивано-Франковская обл. 97,4 80,3 23,8 19,7 6,1 45,9 7,2 54,1
Хмельницкая обл. 85,6 72,3 32,8 27,7 6,3 35,1 11,7 64,9
Черниговская обл. 85,1 74,5 29,1 25,5 4,9 36,4 8,6 63,6
Черкасская обл. 78,1 69,4 34,4 30,6 5,4 30,5 12,2 69,5
Херсонская обл. 67,3 70,7 28,0 29,3 4,1 31,7 8,7 68,3
Николаевская обл. 65,4 71,9 25,5 28,1 4,4 33,3 8,8 66,7
Тернопольская обл. 58,0 73,0 21,5 27,0 4,2 34,0 8,2 66,0
Черновицкая обл. 59,6 75,3 19,6 24,7 3,6 37,3 6,0 62,7
Ровенская обл. 54,3 68,8 24,6 31,2 4,6 32,0 9,8 68,0
Сумская обл. 56,3 71,5 22,5 28,5 3,4 31,9 7,3 68,1
Житомирская обл. 51,1 66,3 26,0 33,7 3,9 28,0 10,0 72,0
Кировоградская обл. 47,0 65,0 25,3 35,0 3,4 27,7 8,8 72,3
Закарпатская обл. 49,5 70,4 20,8 29,6 3,9 33,9 7,6 66,1
Волынская обл. 44,0 65,4 23,2 34,6 3,6 29,0 9,0 71,0
Всего 3524,5 74,8 1185,0 25,2 211,3 35,3 387,5 64,7

В  целом по рынку в I полугодии 2007 г. прирост объема продаж зарубежных ЛС в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года был выше такового отечественных (20,7% против 8,4%). Практически во всех регионах произошли аналогичные изменения (рис. 8). Исключением стали Харьковская и  Полтавская области, где отечественные производители по темпам наращивания объемов продаж ЛС опередили зарубежных. Максимально увеличился объем продаж зарубежных ЛС в  Киевской обл. — на 51,7%, а отечественных — в  Запорожской — на 21,0%.

Прирост/убыль                                     объемов аптечных продаж ЛС отечественного и                                     зарубежного производства в денежном выражении                                     по регионам Украины в I полугодии 2007 г.

Рис. 8. Прирост/убыль объемов аптечных продаж ЛС отечественного и зарубежного производства в денежном выражении по регионам Украины в I полугодии 2007 г.

В исследуемый период в 9 регионах Украины объем продаж как зарубежных, так и отечественных ЛС в натуральном выражении уменьшился (рис. 9). Очевидно, что развитие фармрынка этих регионов происходило в основном за счет увеличения объемов реализации более дорогостоящих ЛС. В целом по итогам I полугодия 2007 г. показатели прироста/убыли объема продаж ЛС зарубежного и  отечественного производства в натуральном выражении в разрезе 26 регионов распределились неравномерно. Если в целом по рынку объемы продаж зарубежных ЛС в натуральном выражении по сравнению с I полугодием 2006 г. увеличились на 2,9%, то в  9 областях — уменьшились. В 4 регионах за исследуемый период было зафиксировано увеличение объемов продаж отечественных ЛС в  натуральном выражении, максимально — в Николаевской обл. — на 9,8%. Тогда как в целом по рынку они уменьшились на 11,6%.

Прирост/убыль                                     объемов аптечных продаж ЛС отечественного и                                     зарубежного производства в натуральном                                     выражении по регионам Украины в I полугодии 2007 г.

Рис. 9. Прирост/убыль объемов аптечных продаж ЛС отечественного и зарубежного производства в натуральном выражении по регионам Украины в I полугодии 2007 г.

По итогам I полугодия 2007 г. в  общем объеме продаж ЛС ключевую роль сыграли рецептурные препараты. В  17 регионах их доля составила более 50% общего объема продаж ЛС (рис. 10). Причем это касается не только крупных промышленных регионов. В исследуемый период максимальная доля рецептурных препаратов была зафиксирована в Луганской обл. — почти 60%. Прирост объема продаж рецептурных препаратов в исследуемый период был выше, чем безрецептурных, в  14 регионах.

Удельный вес (%)                                     безрецептурных и рецептурных препаратов в общем                                     объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении                                     по регионам Украины в I полугодии 2007 г.

Рис. 10. Удельный вес (%) безрецептурных и рецептурных препаратов в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины в I полугодии 2007 г.

Ценовая структура рынка аптечных продаж ЛС в различных регионах Украины в исследуемый период оставалась дифференцированной (рис. 11). В I полугодии 2007 г. в общем объеме розничного рынка ЛС в денежном выражении уже в 9 регионах доминировали высокостоимостные препараты: Донецкой (47,5%), Днепропетровской (44,5%), Харьковской (44,8%), Запорожской (48,6%), Луганской (42,3%), Винницкой (48,0%), Черниговской (46,8) и Черновицкой (45,0%) областях. Причем в общем объеме реализации ЛС в денежном выражении в Киеве доля высокостоимостных ЛС была максимальной и  составила 51,1%.

Удельный вес (%)                                     ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж ЛС в                                     денежном выражении по регионам Украины в                                     I полугодии 2007 г.

Рис. 11. Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины в I полугодии 2007 г.

Удельный вес среднестоимостных ЛС превысил отметку 50% в Тернопольской, Ивано-Франковской и Закарпатской областях. А наибольшая доля низкостоимостных препаратов отмечена в  Житомирской (19,5%), Кировоградской (19,4%) и Волынской (19,4%) областях.

Отдельного внимания заслуживает фармакотерапевтическая структура аптечных продаж ЛС в регионах. В целом по рынку по итогам I полугодия 2007 г. наибольший объем реализации ЛС в денежном выражении отмечен по группе АТС-классификации первого уровня А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» (рис. 12). Удельный вес этой группы препаратов составил около 20–25% общего объема реализации ЛС во всех регионах Украины. Максимальная доля препаратов группы А в  общем объеме продаж в исследуемый период отмечена в Закарпатской обл. — 24,8%.

Удельный вес (%) топ-5                                     групп АТС-классификации первого уровня в общем                                     объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении                                     по регионам Украины в I полугодии 2007 г.

Рис. 12. Удельный вес (%) топ-5 групп АТС-классификации первого уровня в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины в I полугодии 2007 г.

Доля второй по объемам продаж ЛС группы C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», варьировала от 10 до 15%, а в Черниговской обл. превысила отметку 15%. В целом по рынку в I полугодии 2007 г. увеличился объем реализации препаратов группы R «Средства, действующие на респираторную систему», а ее доля в  разрезе регионов Украины варьировала в  пределах 10–16%. В этом же диапазоне колебался и удельный вес препаратов группы N «Средства, действующие на нервную систему», наибольшая доля которых отмечена в Луганской обл. — 15,9%. В свою очередь препараты из группы J «Прочие средства для системного применения» в различных регионах Украины обеспечили 8–14% общего объема продаж ЛС в денежном выражении.

В разрезе групп АТС-классификации третьего уровня наибольшая доля в общем объеме продаж в денежном выражении группы М01А «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» отмечена по Хмельницкой и  Тернопольской областям (17,9 и 17,6% соответственно). Почти 17% в общем объеме реализации ЛС составил удельный вес группы N02B «Прочие анальгетики и антипиретики» в Одесской и Черкасской областях. По итогам I полугодия 2007 г. наибольшая доля препаратов группы C01E «Прочие кардиологические препараты» зафиксирована в Черниговской обл. (12,9%), A05B «Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества» — в Ивано-Франковской обл. (10,9%), А16А «Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы» — в Луганской обл. (12,2%).

Рейтинг пятерки брэндов ЛС — лидеров по объемам аптечных продаж в денежном выражении в разрезе каждого региона несколько отличается. Так, по итогам I полугодия 2007 г. общеукраинский рейтинг возглавил препарат ЭССЕНЦИАЛЕ (табл. 3). Однако при этом он занял 1-ю позицию в  топ-5 брэндов ЛС всего в  8 регионах, а в 2 областях даже не вошел в состав топ-5. В 9 регионах Украины в исследуемый период этот топ-лист возглавил ЦЕФТРИАКСОН, в 5 — АКТОВЕГИН. В столице топ-5 брэндов ЛС возглавил АРБИДОЛ. Причем здесь же на 4-м месте оказалась ВИАГРА.

Таблица 3

Топ-5 брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении
по регионам Украины в I полугодии 2007 г.

Регион 1 2 3 4 5
г. Киев АРБИДОЛ ЭССЕНЦИАЛЕ ВИТРУМ ВИАГРА ЭНТЕРОСГЕЛЬ
Донецкая обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ЛАЗОЛВАН ПРЕДУКТАЛ
Днепропетровская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ ЭНАП
АР Крым ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ ВИТРУМ ПРЕДУКТАЛ
Харьковская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ПРЕДУКТАЛ АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЦЕФТРИАКСОН
Львовская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ ЛАЗОЛВАН МИЛДРОНАТ ЭНАП
Запорожская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ ЦЕФТРИАКСОН
Луганская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЦЕФТРИАКСОН ХУМОДАР МИЛДРОНАТ
Одесская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН НАТРИЯ ХЛОРИД НО-ШПА
Полтавская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН ПРЕДУКТАЛ
Киевская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ ЛАЗОЛВАН НАТРИЯ ХЛОРИД НО-ШПА
Винницкая обл. ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ
Ивано-Франковская обл. ЛАЗОЛВАН МЕЗИМ ЭССЕНЦИАЛЕ ЭНАП АКТОВЕГИН
Хмельницкая обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ЦЕРЕБРОЛИЗИН КЕТАНОВ
Черниговская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН ПРЕДУКТАЛ МИЛДРОНАТ
Черкасская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ ПРОСТАМОЛ УНО НАТРИЯ ХЛОРИД ПРЕДУКТАЛ
Херсонская обл. ЦЕФТРИАКСОН НАТРИЯ ХЛОРИД ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ
Николаевская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ НАТРИЯ ХЛОРИД
Тернопольская обл. МЕЗИМ ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ФЕЗАМ ДИКЛОБЕРЛ
Черновицкая обл. ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД
Ровенская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН НАТРИЯ ХЛОРИД ЦЕФАЗОЛИН
Сумская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ПРЕДУКТАЛ НАТРИЯ ХЛОРИД
Житомирская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД ЛАЗОЛВАН ПРЕДУКТАЛ
Кировоградская обл. ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД БЕРЛИПРИЛ
Закарпатская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ ПРЕДУКТАЛ МИЛДРОНАТ МЕЗИМ
Волынская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ ЦЕФОТАКСИМ ЦЕФАЗОЛИН
Украина ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ


По  итогам I полугодия 2007 г. продажи ЛС на душу населения в  Украине составили 101 грн.


Сопоставляя данные о среднем количестве наличного населения в различных регионах Украины и объемах аптечных продаж ЛС, можно получить общую картину розничного фармрынка в региональном разрезе с показателями объемов продаж ЛС на душу населения по итогам I полугодия 2007 г. По данным Госкомстата, средняя численность наличного населения Украины за январь–июнь 2007 г. составила 46,6 млн чел. В целом по рынку объем продаж ЛС на душу населения в исследуемый период составил 101 грн. (I полугодие 2006 г. — 86 грн.).

В I полугодии 2007 г. максимальное количество средств, затраченных на приобретение ЛС, зафиксировано в Киеве (рис. 13). В среднем объем продаж ЛС на одного жителя столицы по итогам I полугодия 2007 г. составил около 230 грн. (45,5 дол. США), а это на 12,5% больше, чем в I полугодии 2006 г. При этом максимальный прирост объемов продаж ЛС на душу населения в денежном выражении отмечен в Киевской обл. — на 38,0% (до 76 грн.), что, по всей видимости, связано с увеличением объемов продаж зарубежных препаратов.

Объем аптечных                                     продаж ЛС на душу населения в денежном выражении                                     в I полугодии 2006–2007 гг. с представлением процента                                     прироста/убыли относительно 2006 г.

Рис. 13. Объем аптечных продаж ЛС на душу населения в денежном выражении в I полугодии 2006–2007 гг. с представлением процента прироста/убыли относительно 2006 г.

В других крупных регионах — АР Крым, Днепропетровской и Запорожской областях продажи ЛС на душу населения оказались несколько ниже и составили 138; 120; 120 грн. соответственно на одного жителя региона. При этом в  одном регионе — в  Сумской обл. — объем продаж ЛС на душу населения уменьшился по сравнению с I полугодием 2006 г. на 9,3% и составил 65 грн. Причем это не самый минимальный показатель. Наименьший объем продаж ЛС на  душу населения был зафиксирован в Закарпатской обл. — 57 грн.

ИТОГИ

Результаты I полугодия 2007 г. свидетельствуют, что, несмотря на специфические особенности, тенденции развития фармрынка в каждом регионе Украины перекликаются с общерыночными. Есть лидеры, которые идут на шаг впереди и  задают темп рынку. И другим приходится не отставать. Так, по итогам I полугодия 2007 г. практически во всех регионах Украины зафиксировано весомое увеличение объемов аптечных продаж. Во  всех регионах отмечено увеличение объемов продаж более дорогостоящих препаратов. Количество регионов, где интерес к сопутствующим категориям товаров «аптечной корзины» увеличился, в исследуемый период возросло. Позволим себе предположить, что такие изменения обусловлены не только макроэкономическими факторами (в первую очередь — уровнем доходов населения), но и усилением позиций ведущих оптовых операторов, развитием и укрупнением аптечных сетей, которые как никто заинтересованы в увеличении объемов аптечных продаж и доли рынка. Вместе с тем существуют регионы с недооцененным потенциалом. Тем не менее, очевидно, что эта ситуация некритична. Многое зависит от оптимизма операторов рынка, с которым они принимаются за развитие того или иного региона. Ну и, конечно же, не стоит забывать о структуре предложения товаров «аптечной корзины», которая должна соответствовать возможностям и потребностям каждого, пусть даже самого отдаленного, уголка нашей страны. n

Оксана Сергиенко

При проведении исследования использованы данные об объемах аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Подробнее о методологии отображения сведений о розничном фармрынке Украины читайте в «Еженедельнике АПТЕКА» № 13 (584) от 2 апреля 2007 г.


Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті