|
Напомним, что по итогам I полугодия 2007 г. общий объем розничного фармрынка составил 5,6 млрд грн. и 947,0 млн упаковок, увеличившись относительно аналогичного периода 2006 г. на 21,0% в денежном и сократившись на 1,4% в натуральном выражении (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 32 (603) от 20 августа 2007 г.).
Ключевым событием на фармрынке первой половины 2007 г. стал выход на 1-е место по объему продаж во II кв. высокостоимостных препаратов. Причем связано это в большей степени с увеличением объемов реализации рецептурных препаратов высокостоимостной ценовой ниши. Кроме того, стремительное развитие в I полугодии 2007 г. демонстрировал сегмент косметики, объемы аптечных продаж которой увеличились по сравнению с I полугодием 2006 г. на 88,7% в денежном и 45,7% в натуральном выражении.
Итак, в I полугодии 2007 г. регионами — лидерами по объему аптечных продаж традиционно были Киев и крупные промышленные регионы — Донецкая и Днепропетровская области (рис. 1). В общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» в исследуемый период по сравнению с I полугодием 2006 г. их удельный вес увеличился на 0,1; 0,4 и 0,4% соответственно и составил 14,3; 10,2 и 8,7%. Таким образом, на долю трех крупнейших по объемам аптечных продаж регионов по итогам I полугодия 2007 г. приходится треть розничного фармрынка Украины.
|
На долю Киева, Донецкой и Днепропетровской областей сегодня приходится 23% населения и треть общего объема розничного фармрынка Украины
В целом по итогам I полугодия 2007 г. доля 10 из 26 исследуемых регионов в общем объеме розничного фармрынка Украины увеличилась, в 5 областях этот показатель остался неизменным, а по 11 регионам — снизился.
Неоспоримыми лидерами по объемам продаж среди всех категорий товаров «аптечной корзины» являются ЛС. В целом по рынку доля ЛС в денежном выражении составила 83,7% общего объема аптечных продаж. В разрезе регионов Украины по итогам I полугодия 2007 г. удельный вес этой категории товаров в структуре аптечных продаж в денежном выражении варьировал от 77,5% в Киеве до 91,0% в Хмельницкой обл., что свидетельствует о значительных отличиях вклада сопутствующих категорий товаров в общий объем фармрынка в различных регионах (табл. 1). Так, доля ИМН в общем объеме аптечных продаж варьировала от 5,0% в Хмельницкой до 12,5% в Волынской областях. Доля наиболее динамично развивающейся на нашем рынке категории товаров — косметики — в зависимости от региона составила от 1,7 (в Кировоградской обл.) до 10,1% (в Киеве). Максимальный удельный вес БАД в общем объеме аптечных продаж также был отмечен в столице — 4,2%, а минимальный — в Тернопольской обл. — 1,5%.
Таблица 1
Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в I полугодии 2007 г.
Регион | ЛС | ИМН | Косметика | БАД | ||||
Млн грн. | Удельный вес категорий, % | Млн грн. | Удельный вес категорий, % | Млн грн. | Удельный вес категорий, % | Млн грн. | Удельный вес категорий, % | |
г. Киев | 624,2 | 77,5 | 65,7 | 8,2 | 81,1 | 10,1 | 34,1 | 4,2 |
Донецкая обл. | 464,9 | 81,1 | 59,4 | 10,4 | 34,2 | 6,0 | 14,8 | 2,6 |
Днепропетровская обл. | 412,2 | 84,3 | 37,7 | 7,7 | 23,9 | 4,9 | 14,9 | 3,0 |
АР Крым | 325,9 | 86,9 | 26,0 | 6,9 | 13,0 | 3,5 | 10,4 | 2,8 |
Харьковская обл. | 315,1 | 78,3 | 46,3 | 11,5 | 27,3 | 6,8 | 13,9 | 3,5 |
Львовская обл. | 265,6 | 85,7 | 25,1 | 8,1 | 12,4 | 4,0 | 6,7 | 2,2 |
Запорожская обл. | 221,9 | 83,7 | 24,2 | 9,1 | 10,1 | 3,8 | 8,8 | 3,3 |
Луганская обл. | 213,5 | 87,8 | 18,7 | 7,7 | 4,7 | 1,9 | 6,3 | 2,6 |
Одесская обл. | 210,0 | 82,4 | 24,7 | 9,7 | 11,4 | 4,5 | 8,6 | 3,4 |
Полтавская обл. | 142,5 | 88,0 | 9,0 | 5,6 | 5,5 | 3,4 | 4,9 | 3,0 |
Киевская обл. | 132,6 | 84,5 | 13,9 | 8,9 | 5,7 | 3,6 | 4,7 | 3,0 |
Винницкая обл. | 125,5 | 84,6 | 11,3 | 7,6 | 8,2 | 5,5 | 3,3 | 2,2 |
Ивано-Франковская обл. | 121,3 | 90,4 | 7,9 | 5,9 | 2,7 | 2,0 | 2,2 | 1,6 |
Хмельницкая обл. | 118,4 | 91,0 | 6,6 | 5,0 | 2,6 | 2,0 | 2,6 | 2,0 |
Черниговская обл. | 114,3 | 87,7 | 9,2 | 7,1 | 4,3 | 3,3 | 2,5 | 1,9 |
Черкасская обл. | 112,4 | 88,3 | 10,1 | 8,0 | 2,3 | 1,8 | 2,5 | 1,9 |
Херсонская обл. | 95,3 | 85,1 | 10,0 | 8,9 | 3,9 | 3,5 | 2,8 | 2,5 |
Николаевская обл. | 91,0 | 89,0 | 6,9 | 6,7 | 2,3 | 2,2 | 2,1 | 2,0 |
Тернопольская обл. | 79,5 | 89,7 | 5,8 | 6,6 | 2,0 | 2,2 | 1,3 | 1,5 |
Черновицкая обл. | 79,1 | 85,7 | 7,5 | 8,1 | 3,1 | 3,4 | 2,6 | 2,8 |
Ровенская обл. | 78,9 | 85,0 | 8,9 | 9,6 | 3,1 | 3,4 | 1,9 | 2,1 |
Сумская обл. | 78,8 | 84,2 | 7,8 | 8,3 | 4,1 | 4,3 | 2,9 | 3,1 |
Житомирская обл. | 77,1 | 88,2 | 6,8 | 7,8 | 1,6 | 1,8 | 1,9 | 2,2 |
Кировоградская обл. | 72,2 | 87,2 | 7,3 | 8,8 | 1,4 | 1,7 | 1,9 | 2,3 |
Закарпатская обл. | 70,3 | 84,8 | 7,2 | 8,7 | 3,2 | 3,9 | 2,2 | 2,7 |
Волынская обл. | 67,0 | 79,4 | 10,7 | 12,5 | 3,9 | 4,8 | 2,9 | 3,3 |
Всего | 4709,5 | 83,7 | 474,7 | 8,4 | 278,0 | 4,9 | 163,7 | 2,9 |
Такое неравномерное распределение объемов продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» свидетельствует о специфических особенностях развития фармрынка в отдельных регионах. Так, например, в столице и крупных промышленных областях спрос на сопутствующие категории товаров «аптечной корзины» достаточно высок. Тогда как в других регионах интерес к ним только начинает повышаться. В целом же по итогам исследуемого периода доля сопутствующих категорий товаров «аптечной корзины» увеличилась по сравнению с I полугодием 2006 г. в 20 регионах (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 35 (556) от 11.09.2006 г.).
В абсолютных значениях в I полугодии 2007 г. объем продаж ЛС в денежном выражении увеличился во всех регионах, за исключением Сумской обл., где была отмечена убыль объема реализации таковых на 10,4% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. (рис. 2). Хотя уменьшение объемов продаж ЛС в этой области отмечено на фоне прошлогоднего прироста в 1,5 раза (!). В 13 регионах Украины прирост объема продаж ЛС был выше, чем в целом по рынку. А максимальным он стал в Киевской обл. — 37,0%.
|
Общерыночная тенденция убыли объема продаж ЛС в натуральном выражении прослеживается и на примере большинства регионов (рис. 3). По итогам I полугодия 2007 г. всего в 4 областях — Николаевской, Закарпатской, Хмельницкой и Харьковской, было зафиксировано увеличение объемов реализации ЛС в натуральном выражении — на 16,3; 5,6; 3,6 и 1,8% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. В остальных регионах объем продаж ЛС в натуральном выражении уменьшился (максимально — в Сумской обл. — на 25,6%).
|
Анализируя особенности регионального развития розничного фармрынка, необходимо также учитывать долю областного центра в общем объеме продаж области, которая в различных регионах может значительно отличаться. Так, в I полугодии 2007 г. в общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» доля столицы в Киевской обл. составила 80,5% (рис. 4). Еще в 6 регионах удельный вес областного центра варьировал в пределах 50,0–65,0%: в Харьковской, Запорожской, Одесской, Винницкой, Николаевской и Черновицкой областях. Следует отметить, что минимальная доля административного центра в общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» по региону была зафиксирована в Закарпатской обл. и АР Крым — 11,8 и 19,6% соответственно. Очевидно, что на такое распределение объемов аптечных продаж могут оказывать влияние количество представленных аптечных учреждений в области и областном центре, демографическая составляющая, доходы проживающего населения и другие факторы.
|
Среди городов с населением свыше 300 тыс. человек вторым после Киева по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в исследуемый период был Харьков (рис. 5). По итогам I полугодия 2007 г. выручка аптечных учреждений от реализации ЛС в этом городе составила 195,0 млн грн. за 21,5 млн. упаковок. За ним следует Донецк, где объем продаж ЛС достиг отметки 161,0 млн грн., причем количество реализованных упаковок ЛС было в 1,7 раза меньше, чем в Харькове, — 12,3 млн. По итогам I полугодия 2007 г. среди городов Украины с населением более 300 тыс. человек максимальная средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС была отмечена в Донецке — 13,1 грн. Причем этот показатель оказался значительно выше, чем в целом по рынку (в целом по рынку — 7,9 грн.).
|
В Киеве средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС составила 11,1 грн. (рис. 6). Здесь по итогам I полугодия 2007 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного и отечественного производства была максимальной среди исследуемых регионов — 21,7 и 3,6 грн. соответственно. А минимальными эти показатели были в Волынской и Ровенской областях: 12,1 и 11,8 грн. для зарубежных препаратов и соответственно 2,6 и 2,5 грн. — для отечественных.
|
В исследуемый период средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС отечественного и зарубежного производства повысилась абсолютно во всех регионах Украины (рис. 7). Причем по отечественным ЛС прирост этого показателя был выше, чем по зарубежным, во всех областях, за исключением Хмельницкой, Кировоградской и Закарпатской областей. По итогам I полугодия 2007 г. максимальный прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС зарубежного и отечественного производства по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. был зафиксирован в Киевской и Волынской обл. — на 35,8 и 36,6% соответственно, а минимальный — в Николаевской обл.: на 2,0% для зарубежных ЛС и на 7,0% — отечественных.
|
Разумеется, по итогам I полугодия 2007 г. региональная структура объемов розничной реализации ЛС в разрезе препаратов зарубежного и отечественного производства значительно отличается. Наибольшая доля зарубежных ЛС в общем объеме продаж этой категории товаров в денежном выражении была отмечена в Киеве — 80,7%, чуть меньше — в Ивано-Франковской обл. — 80,3% (табл. 2). Минимальным удельный вес ЛС зарубежного производства был в Кировоградской (65,0%) и Волынской (65,4%) областях. В общем объеме продаж ЛС в натуральном выражении во всех без исключения регионах Украины лидерами являются отечественные препараты. При этом их доля колебалась от 54,1% в Ивано-Франковской обл. до 72,3% в Кировоградской.
Таблица 2
Объем аптечных продаж ЛС зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении по регионам Украины в I полугодии 2007 г.
Регион | Объем продаж ЛС | |||||||
зарубежного производства | отечественного производства | зарубежного производства | отечественного производства | |||||
Млн грн. | Удельный вес, % | Млн грн. | Удельный вес, % | Млн упаковок | Удельный вес, % | Млн упаковок | Удельный вес, % | |
г. Киев | 503,7 | 80,7 | 120,4 | 19,3 | 23,3 | 41,3 | 33,1 | 58,7 |
Донецкая обл. | 368,3 | 79,2 | 96,6 | 20,8 | 21,8 | 39,5 | 33,4 | 60,5 |
Днепропетровская обл. | 313,7 | 76,1 | 98,5 | 23,9 | 17,7 | 36,1 | 31,2 | 63,9 |
АР Крым | 241,6 | 74,1 | 84,3 | 25,9 | 16,1 | 35,2 | 29,7 | 64,8 |
Харьковская обл. | 237,4 | 75,3 | 77,7 | 24,7 | 14,4 | 35,3 | 26,4 | 64,7 |
Львовская обл. | 201,0 | 75,7 | 64,5 | 24,3 | 13,0 | 35,7 | 23,3 | 64,3 |
Запорожская обл. | 168,3 | 75,9 | 53,6 | 24,1 | 8,7 | 35,3 | 15,9 | 64,7 |
Луганская обл. | 141,8 | 66,4 | 71,7 | 33,6 | 8,1 | 28,6 | 20,2 | 71,4 |
Одесская обл. | 155,1 | 73,8 | 55,0 | 26,2 | 9,2 | 34,7 | 17,3 | 65,3 |
Полтавская обл. | 104,7 | 73,5 | 37,7 | 26,5 | 6,4 | 34,9 | 12,0 | 65,1 |
Киевская обл. | 95,5 | 72,0 | 37,1 | 28,0 | 5,6 | 32,6 | 11,7 | 67,4 |
Винницкая обл. | 94,7 | 75,4 | 30,8 | 24,6 | 5,2 | 35,7 | 9,4 | 64,3 |
Ивано-Франковская обл. | 97,4 | 80,3 | 23,8 | 19,7 | 6,1 | 45,9 | 7,2 | 54,1 |
Хмельницкая обл. | 85,6 | 72,3 | 32,8 | 27,7 | 6,3 | 35,1 | 11,7 | 64,9 |
Черниговская обл. | 85,1 | 74,5 | 29,1 | 25,5 | 4,9 | 36,4 | 8,6 | 63,6 |
Черкасская обл. | 78,1 | 69,4 | 34,4 | 30,6 | 5,4 | 30,5 | 12,2 | 69,5 |
Херсонская обл. | 67,3 | 70,7 | 28,0 | 29,3 | 4,1 | 31,7 | 8,7 | 68,3 |
Николаевская обл. | 65,4 | 71,9 | 25,5 | 28,1 | 4,4 | 33,3 | 8,8 | 66,7 |
Тернопольская обл. | 58,0 | 73,0 | 21,5 | 27,0 | 4,2 | 34,0 | 8,2 | 66,0 |
Черновицкая обл. | 59,6 | 75,3 | 19,6 | 24,7 | 3,6 | 37,3 | 6,0 | 62,7 |
Ровенская обл. | 54,3 | 68,8 | 24,6 | 31,2 | 4,6 | 32,0 | 9,8 | 68,0 |
Сумская обл. | 56,3 | 71,5 | 22,5 | 28,5 | 3,4 | 31,9 | 7,3 | 68,1 |
Житомирская обл. | 51,1 | 66,3 | 26,0 | 33,7 | 3,9 | 28,0 | 10,0 | 72,0 |
Кировоградская обл. | 47,0 | 65,0 | 25,3 | 35,0 | 3,4 | 27,7 | 8,8 | 72,3 |
Закарпатская обл. | 49,5 | 70,4 | 20,8 | 29,6 | 3,9 | 33,9 | 7,6 | 66,1 |
Волынская обл. | 44,0 | 65,4 | 23,2 | 34,6 | 3,6 | 29,0 | 9,0 | 71,0 |
Всего | 3524,5 | 74,8 | 1185,0 | 25,2 | 211,3 | 35,3 | 387,5 | 64,7 |
В целом по рынку в I полугодии 2007 г. прирост объема продаж зарубежных ЛС в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года был выше такового отечественных (20,7% против 8,4%). Практически во всех регионах произошли аналогичные изменения (рис. 8). Исключением стали Харьковская и Полтавская области, где отечественные производители по темпам наращивания объемов продаж ЛС опередили зарубежных. Максимально увеличился объем продаж зарубежных ЛС в Киевской обл. — на 51,7%, а отечественных — в Запорожской — на 21,0%.
|
В исследуемый период в 9 регионах Украины объем продаж как зарубежных, так и отечественных ЛС в натуральном выражении уменьшился (рис. 9). Очевидно, что развитие фармрынка этих регионов происходило в основном за счет увеличения объемов реализации более дорогостоящих ЛС. В целом по итогам I полугодия 2007 г. показатели прироста/убыли объема продаж ЛС зарубежного и отечественного производства в натуральном выражении в разрезе 26 регионов распределились неравномерно. Если в целом по рынку объемы продаж зарубежных ЛС в натуральном выражении по сравнению с I полугодием 2006 г. увеличились на 2,9%, то в 9 областях — уменьшились. В 4 регионах за исследуемый период было зафиксировано увеличение объемов продаж отечественных ЛС в натуральном выражении, максимально — в Николаевской обл. — на 9,8%. Тогда как в целом по рынку они уменьшились на 11,6%.
|
По итогам I полугодия 2007 г. в общем объеме продаж ЛС ключевую роль сыграли рецептурные препараты. В 17 регионах их доля составила более 50% общего объема продаж ЛС (рис. 10). Причем это касается не только крупных промышленных регионов. В исследуемый период максимальная доля рецептурных препаратов была зафиксирована в Луганской обл. — почти 60%. Прирост объема продаж рецептурных препаратов в исследуемый период был выше, чем безрецептурных, в 14 регионах.
|
Ценовая структура рынка аптечных продаж ЛС в различных регионах Украины в исследуемый период оставалась дифференцированной (рис. 11). В I полугодии 2007 г. в общем объеме розничного рынка ЛС в денежном выражении уже в 9 регионах доминировали высокостоимостные препараты: Донецкой (47,5%), Днепропетровской (44,5%), Харьковской (44,8%), Запорожской (48,6%), Луганской (42,3%), Винницкой (48,0%), Черниговской (46,8) и Черновицкой (45,0%) областях. Причем в общем объеме реализации ЛС в денежном выражении в Киеве доля высокостоимостных ЛС была максимальной и составила 51,1%.
|
Удельный вес среднестоимостных ЛС превысил отметку 50% в Тернопольской, Ивано-Франковской и Закарпатской областях. А наибольшая доля низкостоимостных препаратов отмечена в Житомирской (19,5%), Кировоградской (19,4%) и Волынской (19,4%) областях.
Отдельного внимания заслуживает фармакотерапевтическая структура аптечных продаж ЛС в регионах. В целом по рынку по итогам I полугодия 2007 г. наибольший объем реализации ЛС в денежном выражении отмечен по группе АТС-классификации первого уровня А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» (рис. 12). Удельный вес этой группы препаратов составил около 20–25% общего объема реализации ЛС во всех регионах Украины. Максимальная доля препаратов группы А в общем объеме продаж в исследуемый период отмечена в Закарпатской обл. — 24,8%.
|
Доля второй по объемам продаж ЛС группы C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», варьировала от 10 до 15%, а в Черниговской обл. превысила отметку 15%. В целом по рынку в I полугодии 2007 г. увеличился объем реализации препаратов группы R «Средства, действующие на респираторную систему», а ее доля в разрезе регионов Украины варьировала в пределах 10–16%. В этом же диапазоне колебался и удельный вес препаратов группы N «Средства, действующие на нервную систему», наибольшая доля которых отмечена в Луганской обл. — 15,9%. В свою очередь препараты из группы J «Прочие средства для системного применения» в различных регионах Украины обеспечили 8–14% общего объема продаж ЛС в денежном выражении.
В разрезе групп АТС-классификации третьего уровня наибольшая доля в общем объеме продаж в денежном выражении группы М01А «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» отмечена по Хмельницкой и Тернопольской областям (17,9 и 17,6% соответственно). Почти 17% в общем объеме реализации ЛС составил удельный вес группы N02B «Прочие анальгетики и антипиретики» в Одесской и Черкасской областях. По итогам I полугодия 2007 г. наибольшая доля препаратов группы C01E «Прочие кардиологические препараты» зафиксирована в Черниговской обл. (12,9%), A05B «Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества» — в Ивано-Франковской обл. (10,9%), А16А «Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы» — в Луганской обл. (12,2%).
Рейтинг пятерки брэндов ЛС — лидеров по объемам аптечных продаж в денежном выражении в разрезе каждого региона несколько отличается. Так, по итогам I полугодия 2007 г. общеукраинский рейтинг возглавил препарат ЭССЕНЦИАЛЕ (табл. 3). Однако при этом он занял 1-ю позицию в топ-5 брэндов ЛС всего в 8 регионах, а в 2 областях даже не вошел в состав топ-5. В 9 регионах Украины в исследуемый период этот топ-лист возглавил ЦЕФТРИАКСОН, в 5 — АКТОВЕГИН. В столице топ-5 брэндов ЛС возглавил АРБИДОЛ. Причем здесь же на 4-м месте оказалась ВИАГРА.
Таблица 3
Топ-5 брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении
по регионам Украины в I полугодии 2007 г.
Регион | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
г. Киев | АРБИДОЛ | ЭССЕНЦИАЛЕ | ВИТРУМ | ВИАГРА | ЭНТЕРОСГЕЛЬ |
Донецкая обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | ЛАЗОЛВАН | ПРЕДУКТАЛ |
Днепропетровская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | ЦЕФТРИАКСОН | МИЛДРОНАТ | ЭНАП |
АР Крым | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦЕФТРИАКСОН | МИЛДРОНАТ | ВИТРУМ | ПРЕДУКТАЛ |
Харьковская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | ПРЕДУКТАЛ | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ЦЕФТРИАКСОН |
Львовская обл. | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЛАЗОЛВАН | МИЛДРОНАТ | ЭНАП |
Запорожская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | ПРЕДУКТАЛ | ЦЕФТРИАКСОН |
Луганская обл. | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЦЕФТРИАКСОН | ХУМОДАР | МИЛДРОНАТ |
Одесская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦЕФТРИАКСОН | НАТРИЯ ХЛОРИД | НО-ШПА |
Полтавская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | АКТОВЕГИН | ЦЕФТРИАКСОН | ПРЕДУКТАЛ |
Киевская обл. | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЛАЗОЛВАН | НАТРИЯ ХЛОРИД | НО-ШПА |
Винницкая обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | МЕЗИМ | ЦЕФТРИАКСОН | МИЛДРОНАТ | ПРЕДУКТАЛ |
Ивано-Франковская обл. | ЛАЗОЛВАН | МЕЗИМ | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЭНАП | АКТОВЕГИН |
Хмельницкая обл. | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | ЦЕРЕБРОЛИЗИН | КЕТАНОВ |
Черниговская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦЕФТРИАКСОН | ПРЕДУКТАЛ | МИЛДРОНАТ |
Черкасская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | МЕЗИМ | ПРОСТАМОЛ УНО | НАТРИЯ ХЛОРИД | ПРЕДУКТАЛ |
Херсонская обл. | ЦЕФТРИАКСОН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ |
Николаевская обл. | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | ПРЕДУКТАЛ | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Тернопольская обл. | МЕЗИМ | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | ФЕЗАМ | ДИКЛОБЕРЛ |
Черновицкая обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | ЦЕФТРИАКСОН | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Ровенская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | ЦЕФТРИАКСОН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЦЕФАЗОЛИН |
Сумская обл. | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | ПРЕДУКТАЛ | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Житомирская обл. | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЛАЗОЛВАН | ПРЕДУКТАЛ |
Кировоградская обл. | ЦЕФТРИАКСОН | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | НАТРИЯ ХЛОРИД | БЕРЛИПРИЛ |
Закарпатская обл. | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ПРЕДУКТАЛ | МИЛДРОНАТ | МЕЗИМ |
Волынская обл. | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЦЕФТРИАКСОН | МИЛДРОНАТ | ЦЕФОТАКСИМ | ЦЕФАЗОЛИН |
Украина | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | ЦЕФТРИАКСОН | МИЛДРОНАТ | ПРЕДУКТАЛ |
По итогам I полугодия 2007 г. продажи ЛС на душу населения в Украине составили 101 грн.
Сопоставляя данные о среднем количестве наличного населения в различных регионах Украины и объемах аптечных продаж ЛС, можно получить общую картину розничного фармрынка в региональном разрезе с показателями объемов продаж ЛС на душу населения по итогам I полугодия 2007 г. По данным Госкомстата, средняя численность наличного населения Украины за январь–июнь 2007 г. составила 46,6 млн чел. В целом по рынку объем продаж ЛС на душу населения в исследуемый период составил 101 грн. (I полугодие 2006 г. — 86 грн.).
В I полугодии 2007 г. максимальное количество средств, затраченных на приобретение ЛС, зафиксировано в Киеве (рис. 13). В среднем объем продаж ЛС на одного жителя столицы по итогам I полугодия 2007 г. составил около 230 грн. (45,5 дол. США), а это на 12,5% больше, чем в I полугодии 2006 г. При этом максимальный прирост объемов продаж ЛС на душу населения в денежном выражении отмечен в Киевской обл. — на 38,0% (до 76 грн.), что, по всей видимости, связано с увеличением объемов продаж зарубежных препаратов.
|
В других крупных регионах — АР Крым, Днепропетровской и Запорожской областях продажи ЛС на душу населения оказались несколько ниже и составили 138; 120; 120 грн. соответственно на одного жителя региона. При этом в одном регионе — в Сумской обл. — объем продаж ЛС на душу населения уменьшился по сравнению с I полугодием 2006 г. на 9,3% и составил 65 грн. Причем это не самый минимальный показатель. Наименьший объем продаж ЛС на душу населения был зафиксирован в Закарпатской обл. — 57 грн.
ИТОГИ
Результаты I полугодия 2007 г. свидетельствуют, что, несмотря на специфические особенности, тенденции развития фармрынка в каждом регионе Украины перекликаются с общерыночными. Есть лидеры, которые идут на шаг впереди и задают темп рынку. И другим приходится не отставать. Так, по итогам I полугодия 2007 г. практически во всех регионах Украины зафиксировано весомое увеличение объемов аптечных продаж. Во всех регионах отмечено увеличение объемов продаж более дорогостоящих препаратов. Количество регионов, где интерес к сопутствующим категориям товаров «аптечной корзины» увеличился, в исследуемый период возросло. Позволим себе предположить, что такие изменения обусловлены не только макроэкономическими факторами (в первую очередь — уровнем доходов населения), но и усилением позиций ведущих оптовых операторов, развитием и укрупнением аптечных сетей, которые как никто заинтересованы в увеличении объемов аптечных продаж и доли рынка. Вместе с тем существуют регионы с недооцененным потенциалом. Тем не менее, очевидно, что эта ситуация некритична. Многое зависит от оптимизма операторов рынка, с которым они принимаются за развитие того или иного региона. Ну и, конечно же, не стоит забывать о структуре предложения товаров «аптечной корзины», которая должна соответствовать возможностям и потребностям каждого, пусть даже самого отдаленного, уголка нашей страны. n
Оксана Сергиенко
При проведении исследования использованы данные об объемах аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Подробнее о методологии отображения сведений о розничном фармрынке Украины читайте в «Еженедельнике АПТЕКА» № 13 (584) от 2 апреля 2007 г.
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим