«Новартис Фарма Сервисез АГ»: интеграция в СНГ — консолидация в Украине

Узнав о грядущих структурно-организационных модификациях работы в Украине одного из лидеров мировой фарминдустрии — компании «Новартис Фарма» (Швейцария), — мы решили получить информацию из первых уст и побывали в гостях в ее киевском представительстве.

Ирина Каракай,  глава  представительства  «Новартис Фарма» в Украине

Ирина Каракай (И.К.), глава представительства «Новартис Фарма» в Украине:

— Представительство швейцарского транснационального фармацевтического концерна «Новартис Фарма», оперирующего в 140 странах мира, успешно функционирует в Украине с 1993 г. А начиналось наше сотрудничество годом ранее, 15 лет назад, когда компания «Сандоз» приняла решение о начале деятельности в  Украине. Замечу, что с тех пор дух в коллективе мало чем изменился, поскольку команда, с  которой мы начинали в представительстве «Сандоз», составила ядро украинской команды «Новартис Фарма».

С 2001 г. в зону ответственности нашего представительства вошли все страны СНГ. Разумеется, кроме России: это огромная страна, рынок который требует отдельного вектора развития, более того, согласно региональному принципу, принятому в компании, наши страны разнесены в разные региональные структуры (кластеры). С  тех пор подразделение стало называться Региональный офис Киев, и фактически команда менеджеров — сотрудников киевского офиса, параллельно с работой в Украине отвечала за поддержание активности и развитие компании в  других странах, где «Новартис Фарма» имеет регулярный бизнес: Беларуси, Молдове, Азербайджане, Армении, Грузии, Узбекистане, Казахстане. Отмечу, что «контрольный пакет» усилий — условно 51% — фокусировался на Украине (это подтверждается и тем, что половина совокупного объема продаж регионального офиса приходится именно на рынок Украины).

Рынки стран СНГ — очень разные, каждый по-своему интересен. У них совершенно разные потенциал и структура: где-то регулярны и стабильны тендерные закупки, а где-то — исключительно розничная реализация, где-то существует система возмещения государством стоимости лекарственных средств, а в большинстве стран — нет. Например, в Молдове налажена стройная система реимбурсации, близкая к  европейскому уровню (с той лишь оговоркой, что обеспечение осуществляется главным образом за счет самых низкостоимостных препаратов): для меня до сих пор остается загадкой, как «коммунистическая» Молдова, единственная из стран СНГ, смогла построить такую систему и поддерживать ее удачное функционирование! В то же время, допустим, Грузия демонстрирует уверенные приросты объема фармацевтического рынка, в которых безоговорочно доминирует розничный сегмент, а госзакупки носят скорее эпизодический характер; то же применимо к  такому сугубо розничному рынку, как Узбекистан. Еще одна отягчающая особенность рынков некоторых стран — серьезные, порой невероятные трудности с ввозом и сертификацией препаратов, с доступом коммерческих структур к твердой валюте и т.д. Скажем, процесс покупки валюты у местных компаний в  Узбекистане может занимать 1–3 мес: сумма для приобретения необходимого количества валюты перечисляется через банк, а доллары приходят на счет месяца через два, за это время происходит инфляция и т.д. — в таких условиях о стабильности бизнес-среды говорить сложно.

Территориально наш регион — один из самых больших в структуре компании, его население в  общей сложности превышает 160 млн человек. С  точки зрения расстояний, наиболее проблематичен Казахстан: от Алматы, где расположен наш офис, до Актобе, где находится самый дальний медпредставитель — 2 суток поездом (представьте двойной визит). Между тем, это страна с  необычайным потенциалом, с  очень интересно развивающейся экономикой. В последнее время правительство предприняло дополнительные шаги: была поставлена задача, чтобы Казахстан в течение нескольких лет вошел в число 50 наиболее инвестиционно привлекательных стран. В  стране создан ряд инвестиционных фондов, активно изучается международный опыт, огромное количество специалистов отправляют на обучение, приглашают ведущих зарубежных экспертов к себе, предлагают новые проекты межгосударственного партнерства. Такая стратегия приносит несомненные плоды, развивается экономика, активно растет и фармацевтический рынок. И наряду с  этим — мощная социальная поддержка со стороны государства.

Среди стран СНГ в Казахстане одна из наибольших долей государства на фармацевтическом рынке. Тендеры проводятся регулярно уже с января, хорошо организованы, государственные закупки достаточно четко определены по времени. Главный специалист несет ответственность за те продукты, которые в конечном итоге куплены и распределены (если они недораспределены, либо истек срок годности, либо где-то нашлись какие-то товарные остатки — его призывают к ответу, поскольку он тратит государственные деньги). Еще одна ремарка: привлечь уверенно работающего практикующего доктора для работы медпредставителем — задача не из легких: он вполне материально обеспечен.

В целом необходимо отметить великолепный профессиональный уровень местных сотрудников «Новартис Фарма», работающих в странах СНГ на базе как локальных офисов, так и агентских компаний. В 8 странах компания работает при поддержке местного персонала: в 3 из них действуют представительства (Украина, Казахстан, Грузия), в остальных 5 — агентские соглашения с местными фирмами о промоции препаратов компании. В наш регион входят еще 4 страны — Туркменистан, Таджикистан, Киргизия, а также Монголия. Там «Новартис Фарма» только начинает вести свой бизнес, который пока что базируется в основном на инициативе дистрибьюторов, на их желании купить известные товары и  помочь нам с их регистрацией. Возможно, в силу скромных размеров «бизнес-поля», определенной нестабильности, слабой экономической поддержки эти рынки пока не представляют столь большого интереса для крупной компании (хотя конкуренция на них присутствует).

Возможно, в 2001 г., когда создавался Региональный офис Киев, с точки зрения глобальной компании рынки СНГ представляли собой еще слишком мало развитый регион с недостаточно ясными перспективами. На протяжении 5 лет работы представительства в режиме такого «широкого покрытия», очевидно, и Украине уделялось недостаточно внимания, и потенциал упомянутых стран был реализован неполностью. Действительно, в такой ситуации достичь синергизма в использовании имеющихся ресурсов очень сложно. Поскольку пришло реальное понимание, что должной поддержки не получает ни один из рынков, в прошлом году было принято решение расставить приоритеты. С конца 2006 г., закончив формировать бюджет на нынешний год, мы начали работу над отдельным проектом, в  рамках которого из группы стран, курируемых нашим представительством, были выбраны наиболее приоритетные с точки зрения привлечения инвестиций. Немудрено, что перечень таких стран возглавили Украина и Казахстан. В конечном итоге, проект по расширению стартовал в  мае 2007 г. Значительно увеличились инвестиции в  развитие внешней службы, офиса поддержки. В связи с этим было решено выделить Украину и Казахстан как региональные структуры компании с отдельной подотчетностью.

С августа 2007 г. украинским подразделением «Новартис Фарма Сервисез АГ» руководит Александр Буйников. Мою же роль компания видит в  том, чтобы курировать работу во всех оставшихся странах СНГ, за исключением Украины и  Казахстана. Вполне возможно, что с начала следующего года мы начнем уже внутри этой группы стран фокусировать внимание на наиболее интересных и перспективных, приоритетных для дальнейшего развития — для формирования следующей волны инвестирования со стороны компании «Новартис Фарма». Вполне возможно (и скорее всего), что в  группу стран второй волны инвестирования войдут Азербайджан, Грузия и Беларусь, хотя пока что это еще требует очень детального анализа. Таким образом, регион моей ответственности уменьшился на две страны, а все остальные остались. Думается, это правильно, поскольку в таком режиме эффективно работать было уже почти нереально.

Следующее изменение, которое будет введено с октября, состоит в том, что в рамках компании выделен отдельный кластер СНГ. До сих пор мы были частью куда большего географического конгломерата, включавшего Африку, Израиль и Региональный офис Киев. Действительно, на первый взгляд геополитическая логика такого объединения трудноуловима, но мы прекрасно кооперировались, обменивались опытом, проводили совместные мероприятия, годовые цикловые собрания, в общем, всегда прекрасно находили общий язык и взаимодействовали с  пользой. Страны вновь созданного кластера СНГ, объединяют определенные общие черты, ментальность людей, немалые совместно отсчитанные отрезки истории. С другой стороны, очень важен фактор логистики: ведь «Новартис Фарма» осуществляет поставки и обеспечивает товаром все страны региона отсюда, из Киева, с таможенно-лицензионного склада компании «Биокон». Здесь же, в  логистическом центре региона СНГ, мы проводим локальную адаптацию товара: у нас работает переупаковочное подразделение, которое после длительных согласований наконец-то получило аккредитацию в виде лицензии компании «Биокон» на этот вид деятельности (переупаковка не относится к производству, и, по-моему, мы вообще были первыми, кто легализовал переупаковку в  Украине).

Эта работа регулярно тщательно контролируется отделами по качеству как головного офиса «Новартис АГ» (минимум раз в 2 года), так и  уполномоченными органами по контролю и  регулированию оборота лекарственных средств в  Украине. Это позволяет обеспечить наши страны препаратами, упаковка которых соответствует их локальным регуляторным требованиям. Скажем, в Молдове все лекарственные средства продаются обязательно с инструкцией-вкладышем на румынском языке, Казахстан с этого года принял требование обязательного наличия вторичной упаковки на казахском языке, — то есть в  большинстве стран принят трехъязычный дизайн. Все эти материалы мы готовим здесь и снабжаем ими поставляемый товар (конечно, это дополнительная нагрузка, но у нас есть такая техническая возможность, и мы это делаем). Нам удалось синхронизировать дизайн для большинства позиций, таким образом из Киева препараты «Новартис Фарма» поставляются в  единой упаковке, соответствующей требованиям большинства стран. Мы обязаны обеспечить пациентов этих стран доступом к высококачественным инновационным жизнеспасающим препаратам нашей компании — и информацией о препаратах, изложенной на языках, понятных для самого широкого круга потребителей.

Несмотря на недостаточный синергизм и  ту минимальную поддержку, которую мы могли оказывать странам, в ряде регионов были достигнуты очень хорошие результаты: особенно на тех рынках, где мы поддерживаем бизнес-образующие продукты компании, в частности — ВОЛЬТАРЕН® и ВОЛЬТАРЕН РАПИД® (диклофенак), ГЛИВЕК® (иматиниб), САНДИММУН НЕОРАЛ® (циклоспорин), АДЕЛЬФАН®-ЭЗИДРЕКС® («вечно живой» антигипертензивный комбинированный препарат компании «Новартис АГ», который, невзирая на обилие альтернативных сосудистых препаратов, остается одним из немногих, во-первых, всегда доступных для пациентов с любым уровнем доходов, во-вторых, оказывающим быстрое действие, что необходимо в целом ряде клинических ситуаций, в-третьих, нашедшим свое место в современных международных рекомендациях по комбинированной терапии артериальной гипертензии).

Отдельно хочу отметить продукт номер один для компании «Новартис Фарма» в мировом масштабе — это антигипертензивный препарат ДИОВАН® (вальсартан), годовые продажи которого в  мире, по прогнозам, превысят 4 млрд дол. США. Об этом лекарственном средстве можно говорить как об одном из самых изученных в  своем классе, располагающем обширнейшей доказательной базой.

Мы готовимся к новым лончам, которые стоят на повестке дня всей компании. За последние полгода компания «Новартис Фарма» получила одобрения высшими регуляторными органами США и Европы ряда новых препаратов. Это Эксфорж (комбинация вальсартана с амлодипином), Расилез (алискирен) — первый классообразующий препарат группы прямых ингибиторов ренина: в мире к нему проявляют большой интерес, активно ведутся исследования, выходят многообещающие научные публикации, Акласта (золедроновая кислота) – для лечения болезни Педжета и остеопороза, с уникальным способом применения раз в год, Себиво (телбивудин) – для лечения гепатита В, Люцентис (ранибизумаб) — для лечения нарушений зрения в связи с возрастной дегенерацией желтого пятна, Эксилон Патч (ривастигмин) в виде новой лекарственной формы и т.д.

Создание отдельного кластера СНГ — свидетельство большого прицельного внимания компании к рынкам этих стран, их растущего потенциала. Руководителем кластера СНГ с 1 октября 2007 г. назначен Александр Ефремов, ранее занимавший должность коммерческого директора «Новартис Фарма» в России.

Важно отметить, что «Новартис Фарма» демонстрирует очень серьезные успехи на рынке Российской Федерации — как в рамках Программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), государственных заказов и тендерных поставок, так и в коммерческом сегменте.

Руководство вновь созданным кластером будет осуществляться из Киева. Собственно, на практике так происходило и раньше, но теперь представительство обретет куда больший вес, ведь мы оказались в большем фокусе у компании в целом. Ряд функций — маркетинг, финансы, кадровые ресурсы — будут находится в ведении руководства кластера, в то время как в моей зоне ответственности останутся все вопросы доступа продуктов на рынок — регистрация, логистика, дистрибьюция, работа медицинского отдела, проведение клинических испытаний и т.д.

Свою главную задачу вижу в том, чтобы достичь еще большей синхронизации этих процессов, в конечном итоге добиться максимального соответствия особенностям и требованиям такого необычного и пестрого региона, как наш. Мы считаем, сегодня наступил момент, когда фармацевтические рынки населяющих его стран уже дозрели до того, чтобы иметь не размытые, а четко очерченные границы секторов своего долевого участия в общем, большом и пышном пироге международного бизнеса компании «Новартис Фарма».

Александр Буйников, руководитель бизнеса компании  «Новартис Фарма Сервисез  АГ»  в Украине

Александр Буйников (А.Б.), руководитель бизнеса компании «Новартис Фарма Сервисез АГ» в Украине:

— Мне трудно что-то добавить к словам Ирины. Я считаю, что происходящие изменения — в  лучшую сторону. Они свидетельствуют о том, что сегодня компания «Новартис Фарма» обратила серьезное внимание на Восточную Европу, — поэтому создается такая сложная разновекторная схема региональных офисов. Изменения, предусмотренные в Украине, кажутся мне логичными. В последние годы в компанию пришло немало новых сотрудников, а достижение определенной «критической массы» персонала любого офиса требует появления новых менеджеров. Соответственно, когда украинский штат «Новартис Фарма» достиг такого размаха, а планы продаж в  стране вышли на другой уровень, возникла необходимость назначить человека, который будет заниматься только Украиной и — никакого внимания другим странам. Это и есть то направление, которым мне поручено заниматься.

Признаться, я все еще чувствую себя наполовину приезжим. Мое знакомство с современным украинским фармацевтическим рынком только началось (в свое время, более 7 лет назад, я работал на нем в ОТС-сегменте, а затем 6 лет в Канаде в сегменте FMSG). Когда в  штаб-квартире компании в Базеле я узнал о своем назначении в  Украину, то немедленно открыл давно знакомый сайт www.apteka.ua и  начал вычитывать все, что только мог, об украинском фармацевтическом рынке, — так что мое ознакомление с нынешним состоянием дел в украинской фармации началось именно с «Еженедельника АПТЕКА».

На мой взгляд, в Украине есть значительный потенциал для развития технологий персональных продаж силами филд-форсов, для увеличения объемов продаж благодаря эффективным личным контактам медицинских представителей с врачами (именно на работе торговых/медицинских представителей основывается весь маркетинг фармацевтических компаний на наиболее развитых рынках мира). Структура внешней службы «Новартис Фарма» прекрасно сформирована, все ее сотрудники — толковые, знающие, молодые и энергичные специалисты. В  русле происходящих изменений внешняя служба будет усилена еще больше, и сегодня я вижу свою задачу в том, чтобы эту существующую систему несколько переналадить, дополнительно сфокусировать и консолидировать усилия команды, — в конечном итоге повысить продуктивность ее работы. Надеюсь, мой опыт четкого контроля и взаимоотношений непосредственно с каждым торговым представителем поможет мне с ней справиться.

Что касается офисных сотрудников, то в связи с реструктуризацией их поиск активно продолжается. Согласно нашему новому организационному чарту, продакт-менеджеры работают, как и  ранее, для всего кластера и находятся в  прямом подчинении у маркетинг-менеджера, который в  свою очередь подотчетен напрямую руководителю кластера СНГ. В то же время, продакт-менеджеры находятся в моем непрямом подчинении: обо всем, что происходит в Украине, рапортуют мне. А поскольку практически все они находятся в киевском офисе (кстати, как уже упоминала Ирина, 50-60% объема продаж всего кластера СНГ приходится на Украину), уверен, что мы будем очень тесно сотрудничать. Надеюсь, мне удастся использовать их ресурс в  большей степени, процентов на 70, для Украины. Впрочем, если в связи с какими-либо акциями или ответственными программами на украинском рынке, самом крупном и приоритетном в кластере, или в связи с другой обоснованной производственной необходимостью нам понадобится большее участие продакт-менеджеров (скажем, 90% их внимания, брейн-сторминг и т.д.), рассчитываю, что руководство кластера не откажет мне в таком ресурсе. При этом, повторюсь, внешняя служба «Новартис Фарма» в Украине будет функционировать совершенно обособленно, однако в фокусе пристального внимания и тщательного контроля.

Чтобы было понятнее, давайте возьмем территориально-административную карту Украины и представим себе, что это — СНГ. Ведь продакт-менеджеры работают в центральном офисе для всех регионов страны, независимо о того, на каком языке говорит большая часть их населения — украинском или русском. У нас похожая структура: продакт-менеджеры готовят лефлеты о продукте и для Молдовы, и для Грузии, и  для Украины.

И.К.: Удачное сравнение. Хотя это не значит, что мы будем делить свое время в каком-то процентном соотношении, потому что вырабатывается общая стратегия, и предполагается, что она будет внедряться во всех странах. В то же время у каждой страны есть своя специфика, соответственно, для каждого рынка необходима локальная адаптация.

А.Б.: Несомненно. Говоря о продуктовой линейке «Новартис Фарма», хотелось бы заострить внимание на группе препаратов компании, которые должны продаваться активнее, нежели это происходит сейчас. Прежде всего, это касается препаратов ДИОВАН® и КО-ДИОВАН®
мы видим большие перспективы у этих продуктов. Кроме того, к нашим приоритетам будут отнесены новые лекарственные средства, которые в настоящее время проходят процесс регистрации в Украине и о которых уже упомянула Ирина. В пухлом портфеле «Новартис Фарма» (133 рецептурных лекарственных средства, без учета форм выпуска, а также вакцин и диагностических средств) есть неумирающие брэнды. Конечно, «волшебный» продукт, имеющий удивительное свойство «продаваться сам», «жить своей жизнью», «плодоносить без полива» — это мечта любого маркетолога (да и  конечная его цель — развить такой «идеальный» продукт. Но одновременно это и соблазн немного «закрыть на него глаза», уделять больше внимания новым позициям, которые могут взорвать (в хорошем смысле) рынок. Мы не собираемся прекращать маркетинговую поддержку тех препаратов, которые давно знакомы украинским пациентам и медицинским работникам, а в  их профессиональном самосознании «железобетонно» ассоциируется с компанией «Новартис АГ», — наоборот, планируем сфокусировать и  усилить такую поддержку.

И.К.: Если вернуться к ВОЛЬТАРЕНУ — очень известному брэнду, который до сих пор не превзойден в своем классе нестероидных противовоспалительных препаратов, — то, конечно, не прекращается его промоционная поддержка, а объемы продаж в Украине увеличиваются.

Как известно, на украинском рынке работает не одно, а целых три подразделения концерна «Новартис АГ» — «Новартис Фарма» (мы занимаемся исключительно рецептурными препаратами), «Новартис Консьюмер Хелс Сервисез С.А.» (безрецептурное) и «Сандоз» (генерическое подразделение). И хотя сегодня широкого сотрудничества между нами пока нет, мы выявили, что у всех трех компаний в синергизме есть очевидный интерес.

А.Б.: Как мы это сделаем, на каком уровне, в каком виде активности это отразится? — будем обсуждать. Не знаю, насколько быстро нам удастся реализовать эти планы, но проигнорировать такую возможность было бы ошибкой. Пока не знаю, что можно сделать, но воспользоваться возможностью для консолидации усилий кажется очень логичным шагом. Мы слабее в аптеках, они, наверняка, слабее в больницах — если можно это эффективно взаимодополнить — будет просто идеально! Позволю себе предположить, что известность торговой марки может генерироваться в большей степени потребителем, то есть благодаря безрецептурной форме препарата. Здесь аналогия неминуема, так что, наверное, мы ужe сотрудничаем — даже сами не зная об этом!

Мое собственное наблюдение, которым никого в отечественном бизнесе не хочу обидеть и  никому не хочу навязывать, состоит в том, что многие компании подходят к людям по принципу «выжать сколько можно». И я был приятно удивлен, что у компании «Новартис Фарма» совсем другой подход к бизнесу: здесь настрой вкладывать в людей и удержать их. Так что, надеюсь, через пару лет это будет желанная компания для многих специалистов.

Юлия Сидорова

Уже на протяжении нескольких лет особым подразделением в структуре компании является отдел онкологических препаратов. О специфике его работы и о стратегических задачах компании в этой области рассказывает региональный директор отдела онкологических препаратов, кандидат медицинских наук Юлия Сидорова:

— Представлять на рынке онкологические препараты очень непростая задача. Особенно когда речь идет об инновационных брэндах с высокой стоимостью. Мы продаем наукоемкие продукты. Сегодняшний онкологический препарат – это своеобразная микросхема в виде таблетки. Тот, кто каким-либо образом касался вопросов организации лечения онкологических заболеваний, знает, какая это деликатная и психологически сложная проблема. В нашем случае мы имеем дело не только с необходимостью помогать врачам решать сложные клинические ситуации, нам приходится находить пути для обеспечения людей жизненно важным лечением. Поэтому наши промоционные подходы имеют свои особенности и подчинены очень строгим требованиям, включая этические и юридические аспекты. Представьте, как тяжело понимать пациенту, обреченному на скорую смерть, что в мире существует лечение, которое может спасти ему жизнь. Но у него нет на это денег. Поэтому сегодня в зоне нашего особого внимания проблема хронического миелолейкоза (ХМЛ). Речь идет о препарате Гливек. Сегодня совместно с ведущими специалистами страны и Министерством здравоохранения (МЗ) Украины мы пытаемся найти пути решения этой проблемы.

В 2005 г. был сделан очень важный шаг, когда было подписано соглашение с МЗ о Программе поддержки пациентов. В рамках этой Программы мы обеспечиваем пациентов с ХМЛ ежегодной гуманитарной помощью на 4 млн дол. США. Но этого недостаточно. Нужно решать вопрос на уровне государства. Социальная задача сегодня стоит чрезвычайно остро: в мире остались считанные страны, где она не решена окончательно, и мы вынуждены с прискорбием констатировать, что Украина входит в число тех немногих государств, в которых нет системы доступа пациентов к препарату Гливек.

А ведь нужно совсем немного: просто открыть глаза и осознать, что та самая «таблетка от рака», о которой все мечтают – вот она, уже изобретена. Конечно, не для всех злокачественных новообразований, а только для некоторых видов лейкозов и  ряда солидных опухолей. И, тем не менее, Гливек – это прорыв, который если с чем-то и  можно сравнить, так это с использованием инсулина для лечения пациентов с сахарным диабетом 1-го типа. И необходимо обеспечить доступ к этому. Существует три основных способа достижения такого обеспечения: первый, когда государство обеспечивает 100% потребности пациентов, характерен для развитых стран (постепенно к этой когорте присоединяется и Россия). Второй — то, что пытаемся сделать мы в Украине, — так называемая программа поддержки пациентов. Она применяется, главным образом, для государств, в которых нет общей системы медицинского страхования и ряд дорогостоящих медикаментов становится «не по карману» пациенту. В этой ситуации «Новартис» предлагает взять на себя обязательства по обеспечению бесплатным препаратом и/или диагностикой определенную часть больных и разделить таким образом с государством финансовое бремя по лечению этих людей и возвращению их к нормальной полноценной жизни в обществе.

И третий путь — это только гуманитарная помощь. В нашем регионе это такие страны, как Туркмения, Таджикистан. В мире – это ряд стран Африки.

Наш отдел сегодня — это дружный коллектив. Мы единомышленники. Наши представители работают в разных странах, но мы постоянно контактируем друг с другом. Это очень помогает. Мы шутим, что наш рабочий день начинается по алма-атинскому времени и заканчивается после окончания рабочего дня в Базеле. В этом году наши представители стали инициаторами международных семинаров. Нам удалось собрать вместе на рабочее совещание в центре Украины, на острове Хортица, врачей-практиков из многих стран СНГ. И это был очень полезный день обмена опытом.

«Новартис Фарма Сервисез АГ»: интеграция в СНГ — консолидация в Украине

Онкологическое направление в «Новартисе» — одно из перспективных. Мы ждем регистрации новых препаратов, и очень скоро будем готовы представить уникальные решения для терапии опухолей.

А.Б.: На самом деле, я вижу один путь, который может все изменить к лучшему. Мало того, это единственный путь, и мне порой то удивительно, что я не слышу этого со всех сторон, то смешно — неужели я в самом деле один это понимаю ! Ведь самая важная часть общества, самая главная власть — это вы, журналисты! Потому что там, на Западе, журналистов боятся больше, чем кого-либо другого! И когда вы здесь, в  Украине, станете так же процветать, как медиамагнаты там — тогда и будет в стране надежный рычаг против коррупции, разнообразных фальсификаций, спекуляций, в том числе и в первую очередь — в области здравоохранения! На Западе любая компания, любой практикующий медицинский работник пуще страха боятся любого негативного паблисити, потому что репутация, достоверность, в конечном итоге истина — ценятся превыше всего! Там, в  условиях цивилизованного рынка, после одной соответствующей публикации «компания № 3» может немедленно превратиться в «компанию № –33», посыплются все ее индексы!!.. На самом деле, не надо усиливать налоговую полицию, создавать специальные отделы милиции: коррупция лечится только журналистами — и больше никем.

И.К.: Вслед недавнему Дню фармацевтического работника Украины мне хотелось бы поприветствовать всех своих коллег и пожелать им, чтобы работа совпадала с хобби. Чтобы они относились к своим служебным часам не по принципу «отбыл — пошел домой», «дайте мне мой участок работы — и до свидания» (мне кажется, такое сегодня, к сожалению, не редкость — и от этого теряют все: компании, бизнес, коллектив), — а получали от них удовольствие, вкладывали частичку своей души. Иной скажет: сантименты, к бизнесу не имеющие отношения. Но эти часы составляют то, что, среди прочего, наполняет нашу жизнь смыслом: ведь работе мы посвящаем — ни много ни мало — бoльшую половину своего времени бодрствования! Если работа совпадает с собственным видением, с желанием что-то улучшить (начиная с себя, со своего рабочего места, с посильной помощи коллегам, своего вклада в коллективный процесс творчества), — тогда это приносит удовлетворение и не угнетает, несмотря на большой объем работы. А объем очень большой: если говорить о фармацевтическом бизнесе, в котором мы все «живем и работаем», — он просто нереальный!.. И всегда помнить, что несколько изменив свое отношение к происходящему, несколько «дофокусировав» его в позитив — можно еще и получить удовольствие. Как минимум — радость! o

Филипп Снегирёв,
фото: портреты — автора,
панорамные — www.novartis.com

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті