Доначисление налоговых обязательств импортерам лекарственных средств

С мая 2010 г. при импорте некоторых лекарственных средств, содержащих витамины, минералы и т.д., Государственная таможенная служба, ссылаясь на письмо от 06.05.2010 г. № 11/2-10.16/4217-ЕП, изменяет их товарную позицию согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (далее — УКТВЭД) витаминных и витаминно-минеральных препаратов. Недавним своим письмом Министерство здравоохранения Украины определило, что требования вышеуказанного письма противоречат требованиям законодательства Украины относительно обращения лекарственных средств и поэтому оно должно быть отозвано.

Игорь СичеславскийВ продолжение темы предлагаем вниманию наших читателей комментарий Игоря Сичеславского, начальника юридического отдела ООО «БаДМ».

В последнее время очень многие дистрибьюторы лекарственных средств столкнулись с проблемой взаимоотношений с таможенными органами по поводу определения кода товаров по УКТВЭД. Как известно, классификация товаров по УКТВЭД — это отнесение товаров к определенному классу с цифровым обозначением (кодом), от которого зависит налогообложение товара, перемещаемого через таможенную территорию Украины, а также предоставление льгот: определенные товары (по кодам) подлежат льготному налогообложению — освобождаются от уплаты НДС и/или ввозной таможенной пошлины.

Товары, которые имеют льготное налого­обложение, определяются Кабинетом Министров Украины по кодам УКТВЭД. В соответствии с Таможенным кодексом Украины указанную классификацию ведет Таможенная служба Украины. Она же и правомочна относить те или иные товары к определенным классификационным группам (присваивать коды). В соответствии со ст. 313 Таможенного кодекса Украины решения таможенных органов по определению кода товаров являются обязательными для предприятий и граждан.

Казалось бы, все должно быть ясным и понятным — Таможенная служба определяет код товара, субъект хозяйствования, который осуществляет импорт товара, декларирует товар по коду, определенному таможенным органом. Тем не менее простая схема дала сбой, вызванный стремлением Таможенной службы пополнить Государственный бюджет весьма сомнительным способом. 6 мая текущего года Таможенная служба опубликовала свое письмо № 11/2-10.16/4217-ЕП, в котором рекомендует местным таможенным органам провести камеральные проверки импортеров лекарственных средств, ввозивших в Украину витаминные и витаминно-минеральные комплексы. Такая мера объяснялась необходимостью пересмотреть ранее согласованное таможенными органами декларирование товаров по категории «лекарственные средства», изменив классификацию на «пищевые добавки». После опубликования указанного письма органы Таможенной службы стали проводить камеральные проверки импортеров лекарственных средств и менять коды товаров по УКТВЭД, естественно, определяя товары, которые ранее имели льготы по налогообложению, к классификационным группам, которые таких льгот не имеют. Внешне все выглядит вполне законно: как уже указали, именно Таможенная служба право­мочна относить товары к классификационным группам (присваивать коды). В то же время следует отметить, что позиция Таможенной службы незаконна, исходя как из фактически неправильной классификации товара по УКТВЭД, так и норм налогового законодательства. По поводу неправомерных действий таможни по определению кода товаров следует отметить следующее.

Ст. 2 Закона Украины от 04.04.1996 г. № 123 «О лекарственных средствах» определяет, что лекарственные средства — это вещества или смеси естественного, синтетического или биохимического происхождения, которые используются для предотвращения беременности, профилактики, диагностики и лечения заболеваний людей или изменения состояния и функций организма. К лекарственным средствам относятся:

  • действующие вещества;
  • готовые лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты) — определенные как дозированные лекарственные средства в том виде и состоянии, в котором их применяют;
  • гомеопатические средства;
  • средства, которые используются для выявления возбудителей болезней, а также для борьбы с ними;
  • лекарственные косметические средства и лекарственные добавки к пищевым продуктам.

В соответствии со ст. 9 Закона Украины «О лекарственных средствах» единственным органом, который регистрирует лекарственные средства в Украине, является Министерство здравоохранения. Оно, соответственно, определяет, является ли препарат собственно лекарственным средством. После регистрации лекарственное средство вносится в Государственный реестр лекарственных средств.

В соответствии с п. 1 постановления Кабинета Министров Украины от 17.12.2003 г. № 1949 «О перечне лекарственных средств и изделий медицинского назначения, операции по продаже которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость», лекарственные средства, внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, освобождаются от уплаты НДС. В соответствии со ст. 19 Закона Украины от 05.02.1992 г. № 2097 «О едином таможенном тарифе» от уплаты таможенной пошлины освобождается фармацевтическая продукция, вещества, использующиеся для ее изготовления, которые не производятся в Украине и классифицируются по группам 28, 29, 30 УКТВЭД.

Таким образом, Таможенная служба, определяя витаминные и витаминно-минеральные комплексы к категории «пищевые добавки», фактически проигнорировала понятие лекарственных средств, определенных ст. 2 Закона Украины «О лекарственных средствах», Закон Украины «О едином таможенном тарифе», а также данные Государственного реестра лекарственных средств. Более того, никаких согласований с Министерством здравоохранения при подготовке указанного письма Таможенной службой не проводилось.

От уплаты таможенной пошлины освобождается фармацевтическая продукция, вещества, использующиеся для ее изготовления, которые не производятся в Украине и классифицируются по группам 28, 29, 30 УКТВЭД

Кроме того, это письмо, а также действия таможенных органов по проведению камеральных проверок и доначислению импортерам налоговых обязательств прямо противоречат нормам налогового законодательства.

По результатам проверок Таможенная служба издает налоговые уведомления и начисляет импортерам НДС и таможенную пошлину за весь период, когда импортер ввозил витамины. При этом Таможенная служба ссылается на п. «в» п. 4.2.2 ст. 4 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181 «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181). Указанный пункт Закона № 2181 гласит, что контролирующий орган самостоятельно определяет плательщику налогов налоговое обязательство, если контролирующий орган вследствие проведения камеральной проверки выявляет арифметические или методологические ошибки в поданной плательщиком налогов налоговой декларации, которые привели к снижению налоговых обязательств. Как известно, закон о налоговой службе определяет камеральную проверку как проверку, которая проводится налоговым органом без участия плательщика налога только на основании поданных им налоговых деклараций.

Казалось бы, у Таможенной службы есть право проводить такие проверки, более того, таможня ссылается на ст. 69 Таможенного кодекса Украины, которая определяет, что независимо от окончания операций таможенного контроля он может осуществляться, если есть достаточные основания полагать, что имеют место нарушения законодательства Украины, контроль за которым возложен на таможенные органы. Тем не менее правовая позиция Таможенной службы может быть опровергнута исходя из следующих аргументов.

Обязанность импортера — представить все необходимые документы, свидетельствующие о том, что товар, который перемещается через таможенную территорию Украины, имеет соответствующие льготы в налогообложении

Предприятие, в отношении которого был составлен Акт камеральной проверки и выдано Налоговое уведомление с доначислением обязательств по уплате НДС/ввозной таможенной пошлины и штрафных санкций, имеет право предъявить административный иск к Таможенной службе в Окружной административный суд. При этом такое предприятие вовсе не обязано доказывать в суде правильность декларирования товара под определенным кодом. В соответствии со ст. 313 Таможенного кодекса определение кода товара — прямая обязанность таможенного органа. Именно таможенный орган обязан проверить правильность определения кода товара в грузовой таможенной декларации и определить, подлежит ли товар льготному налогообложению. Такая обязанность таможенного органа предусмотрена базовым законом — Законом Украины от 03.04.1997 г. № 168 «О налоге на добавленную стоимость». В п. 10.4 ст. 10 этого закона прямо указано, что контроль за правильностью начисления налога на добавленную стоимость в бюджет осуществляется соответствующим налоговым органом, а при импорте товаров и его таможенном оформлении — соответствующим таможенным органом по правилам, определенным совместным решением таможенных и налоговых органов. То есть указанная норма свидетельствует о том, что законодательство Украины определяет Таможенную службу как орган, который является ответственным за правильность начисления НДС.

Обязанностью импортера является представить все необходимые документы, которые свидетельствуют о том, что товар, который перемещается через таможенную территорию Украины, имеет соответствующие льготы в налогообложении. Такие нормы содержатся в приказе Государственной таможенной службы от 22.06.2006 г. № 514, которым утвержден Порядок предоставления документов, которые подтверждают право субъекта предпринимательской деятельности на пользование льготами по налогообложению (далее — Порядок). Данным Порядком (п. 2.2) установлено, что документы, необходимые для осуществления таможенного оформления товаров с применением льгот в налого­обложении, подаются таможенному органу лицом, которое декларирует товар. В соответствии с п. 2.3 Порядка проверка и рассмотрение поданных декларантом документов осуществляются должностным лицом соответствующего подразделения таможенного органа, в обязанности которого входят функции контроля за начислением налогов и сборов с привлечением при необходимости сотрудников иных подразделений. В соответствии с п. 2.4 Порядка решение об осуществлении таможенного оформления товаров с применением льгот в налогообложении принимается должностным лицом отдела таможенных платежей, к функциональным обязанностям которого относятся функции контроля за начислением и оплатой налогов и сборов.

Наконец, п. 10.4 ст. 10 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» установлено, что плательщики налогов, которые импортируют товары (сопутствующие услуги) на таможенную территорию Украины для их дальнейшего использования и потребления, в вопросах уплаты НДС отвечают лишь за соблюдение правил предоставления таможенному органу информации для расчета базы налого­обложения (суммы налога, подлежащего уплате). П. 4.2.1 п. 4.2 ст. 4 Закона № 2181 установлено, что если в соответствии с нормами этого пункта сумма налогового обязательства рассчитывается контролирующим органом, плательщик налогов не несет ответственности за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы.

Исходя из положений законодательства именно Таможенная служба является контролирующим органом в вопросе начисления импортеру налогов и сборов и именно на ней лежит обязанность осуществлять начисление налогов, а импортер ответственности за правильность начисления налогов контролирующим органом не несет. Поэтому по большому счету любые претензии по неправильности начисления налогов Таможенная служба может предъявлять только себе.

Представляется, что указанная правовая позиция вполне обоснованна, более того, импортеры вполне могут в данном случае ссылаться на сложившуюся уже судебную практику. В частности, показательным является постановление Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Украины от 09.06.2009 г. по иску ООО «Юник-Фарма» к Житомирской таможне, где суд прямо указал, что ссылка таможенного органа на п. «в» п. 4.2.2 п. 4.2 ст. 4 Закона № 2181 противоречит закону и данная норма не распространяется на указанную ситуацию в связи с тем, что налоговое уведомление не является следствием ошибок импортера в таможенной декларации. Кроме того, Верховный Суд Украины в начале 2010 г. опуб­ликовал обобщение судебной практики рассмотрения судами административных дел в отношении споров, связанных с начислением налогов и сборов таможенными органами. В п. 2 указанных обобщений Верховный Суд прямо указал, что если таможенные органы, принимая таможенную декларацию и пропуская товар на таможенную территорию Украины, соглашались со сведениями относительно освобождения импортера от НДС или кодом товарной номенклатуры, определенным импортером, то в соответствии с п. 10.3 ст. 10 Закона «О налоге на добавленную стоимость» и п. 4.2.1 п. 4.2 ст. 4 Закона № 2181 таможня не имеет правовых оснований для принятия уведомлений-решений о начислении налоговых обязательств в связи с ошибочным определением кода товарной номенклатуры, в частности со ссылкой на результаты камеральной проверки и на положения п. «в» п. 4.2.2 Закона № 2181, действие которого не распространяется на таможенные органы.

Таким образом, подводя итоги, следует указать на следующее.

Витаминные и витаминно-минеральные препараты, которые зарегистрированы в Украине в качестве лекарственных средств и внесены в Государственный реестр лекарственных средств, являются товарами, которые в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины № 1949 освобождаются от уплаты НДС, в соответствии со ст. 19 Закона «О едином таможенном тарифе» — от ввозной пошлины. Таким образом, Государственная таможенная служба не имеет права классифицировать такие препараты как «пищевые добавки».

Если сумма налогового обязательства рассчитывается контролирующим органом, плательщик налогов не несет ответственности за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы

Субъект предпринимательской деятельности — импортер лекарственных средств в соответствии с нормами налогового законодательства не несет ответственности за правильность начисления налоговых обязательств при осуществлении импорта, а несет ответственность только за уплату уже начисленных контролирующим органом налоговых обязательств.

После пропуска на таможенную территорию Украины и принятия грузовой таможенной декларации от импортера с кодом товара «лекарственные средства» органы Таможенной службы не имеют права проводить камеральные проверки субъектов предпринимательской деятельности — импортеров, так как действие п. «в» п. 4.2.2 Закона № 2181 на органы Таможенной службы не распространяется.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті