Рынок аптечных продаж Польши. ВЧЕРА, СЕГОДНЯ… ЧТО ЖЕ БУДЕТ ЗАВТРА?

Польша является одной из крупнейших стран Центрально-Восточной Европы. Польская экономика — единственная из стран Европейского Союза, которая практически не была подвержена пагубным кризисным процессам, что было обусловлено слабой кредитной зависимостью, высоким уровнем потребительских расходов, а также значительной долей экспорта во внешней торговле — около 30% объема ВВП. Польша является крупнейшим бенефициаром — на ее долю приходится 20% общего объема финансовой поддержки для государств — членов ЕС. В стране проживает 38,1 млн человек, по численности населения Польша занимает 8-е место в Европе, что свидетельствует о высоком потенциале спроса на фармацевтическую продукцию, особенно на фоне прогрессирующих процессов старения нации. В рамках настоящей публикации рассмотрена текущая ситуация на фармацевтическом рынке Польши, а также перспективы его развития.

ПОЛЬСКИЙ ФАРМРЫНОК В ДИНАМИКЕ

В настоящее время в Польше активно обсуждается возможность реформирования системы здравоохранения, в частности планируется введение фиксированных торговых наценок и цен на реимбурсируемые препараты, также взимание дополнительного налога в размере 3% от объема аптечных продаж реимбурсируемых лекарственных средств с целью частичной компенсации государственных расходов на страховую медицину. В случае реализации этих нововведений можно ожидать изменения ситуации на польском фармрынке уже к концу текущего года.

Согласно данным польской исследовательской компании «PharmaExpert»*, общий объем польского рынка аптечных продаж накопительным итогом в январе–июле 2010 г. составил около 13,3 млрд злотых (3,4 млрд евро), превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 1,4%. Для сравнения по итогам января–июля 2009 г. темпы прироста составили 9,1% относительно аналогичного периода 2008 г. Умеренность темпов прироста аптечных продаж в текущем году преимущественно обусловлена высоким базисом для сравнения в 2009 г.

По итогам 7 мес 2010 г. общий объем польского рынка аптечных продаж увеличился на 1,4% относительно аналогичного периода 2009 г. до 13,3 млрд злотых (3,4 млрд евро)

О довольно высоком иммунитете польского фармрынка к кризисным явлениям минувшего года наглядно свидетельствует динамика его развития — сравнительно стабильные темпы прироста объема аптечных продаж по сравнению с аналогичными периодами 2008 г. (рисунок). При этом в начале текущего года последовало неожиданное уменьшение объе­ма розничной реализации на уровне 10,6% по сравнению с январем 2009 г. — до 2,1 млрд злотых, что, вероятно, было обусловлено низкой заболеваемостью гриппом. В феврале также была отмечена убыль объема аптечных продаж, улучшение динамики наметилось лишь с марта и продолжилось в последующие месяцы. В июле 2010 г. темпы прироста развития фармрынка вновь замедлились, что объясняется традиционно слабым развитием рынка аптечных продаж в середине лета — в разгар сезона отпусков. Остановимся более детально на особенностях развития польского фармрынка по итогам июля 2010 г.

Рисунок 1
Динамика объема польского рынка аптечных продаж в денежном выражении в январе 2009 — августе 2010 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года11
Динамика объема польского рынка аптечных продаж в денежном выражении в январе 2009 — августе 2010 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
*Данные исследовательской компании «PharmaExpert» об объеме аптечных продаж на польском фармрынке представлены в розничных ценах. Объем аптечных продаж безрецептурной фармпродукции учитывает все категории товаров «аптечной корзины», включая безрецептурные лекарственные средства, биологически активные добавки и лечебно-косметические средства для кожи.

Так, общий объем аптечных продаж в июле 2010 г. составил 2,17 млрд злотых (551 млн евро), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 3,5%. По сравнению с предыдущим месяцем 2010 г. темпы прироста по этому показателю несколько замедлились. Среди предпосылок к замедлению темпов прироста выделяют сокращение количества потребителей польского аптечного рынка на 11,6% относительно июля 2009 г., а по сравнению с июнем 2010 г. — на 10,4% (что не преминуло отразиться на замедлении темпов июльских аптечных продаж).

В июле текущего года динамика рынка аптечных продаж близко коррелировала с таковой для сегмента розничных продаж польского рынка в целом, темпы прироста объема которого в июле составили 3,9% относительно аналогичного периода 2009 г.

Прирост объема аптечных продаж в июле 2010 г. был отмечен во всех сегментах польского фармрынка, хотя темпы прироста были ниже относительно аналогичного периода предыдущего года. Объем аптечной реализации безрецептурных лекарственных средств в этот период увеличился на 7,3% по сравнению с июлем предыдущего года до 756 млн злотых (192 млн евро). Для сравнения — годом ранее темпы прироста в этом сегменте составили 18,8%.

Совокупный объем аптечных продаж рецептурных лекарственных средств составил 1,4 млрд злотых, увеличившись на 1,6% по сравнению с июлем 2009 г. Объем аптечных продаж лекарственных средств, подлежащих реимбурсации, увеличился по сравнению с июлем 2009 г. на 2% до 990 млн злотых (251 млн евро), в том числе объем розничной реализации препаратов, стоимость которых полностью возмещается, составил 409 млн злотых (104 млн евро), превысив показатель за аналогичный период предыду­щего года на 0,7%. Годом ранее темпы прироста в сегменте реимбурсируемых лекарственных средств составили 8,4% относительно июля 2008 г., а для препаратов, стоимость которых подлежит полной компенсации, — +10,2%.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в июле 2010 г. составила 15,55 злотых (3,95 евро), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 1,8%. В сегменте реимбурсируемых лекарственных средств средневзвешенная стоимость повысилась на 1,6% относительно июля 2009 г., в то время как для остальных препаратов средние темпы прироста по этому показателю составили 3,4%.

Так, темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств на польском рынке аптечных продаж были ниже уровня инфляции, отмеченного для польской экономики в целом в июле 2010 г., — 2% относительно аналогичного периода предыдущего года.

В июле 2010 г. средняя аптечная наценка возросла по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 0,96 пункта до 26,4%. Аптечная наценка на лекарственные средства в июле 2010 г. составила 20,3%, а в остальных сегментах рынка аптечных продаж ее среднее значение достигло 31,9%.

В августе 2010 г. наметились дальнейшие подвижки в развитии польского рынка аптечных продаж, объем которого увеличился на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года до 2,1 млрд злотых.

Прогнозы развития польского фармрынка во II полугодии 2010 г. (без учета влияния новых законодательных инициатив) предвещают более успешные результаты по сравнению с I полу­годием текущего года, тем не менее темпы прироста ожидаются на невысоком уровне — 3–4%. В основе прогноза заложены ожидания в отношении увеличения бюджета на систему реимбурсации. Объем польского рынка аптечных продаж по итогам 2010 г. в целом оценивается на уровне 26,7 млрд злотых. В это же время прогнозируемый объем аптечных продаж лекарственных средств, подлежащих реимбурсации, составляет 8,4 млрд злотых, что на 1–3% больше по сравнению с 2009 г.

Вынесенный на публичное обсуждение 9 сентября 2010 г. проект реформирования системы реимбурсации (информация также представлена сайте www.apteka.ua/article/54500) вряд ли будет введен в действие до конца нынешнего года, однако уже сейчас может побудить дистрибьюторов и производителей фармпродукции к активным действиям. Во-первых, данный проект предусматривает установление фиксированных наценок и цен на препараты, стоимость которых компенсируется государством, а также запрет на реализацию лекарственных средств стоимостью 1 грош (0,01 злотого), которые выступают одним из наиболее распространенных инструментов увеличения объема продаж реимбурсируемых медикаментов. Пока эта форма продаж еще не упразднена, дистрибьюторы и производители будут стремиться реализовать как можно больше лекарственных средств стоимостью 1 грош, дабы отхватить побольше «рыночного пирога» в сегменте реимбурсируемых препаратов. Во-вторых — введение 3-процентной ставки налога на доход от аптечной реализации реимбурсируемых лекарственных средств (такой механизм уже действует в таких странах Центрально-Восточной Европы, как Венгрия и Румыния).

Таким образом, в ожидании утраты части дохода ввиду дополнительного налогового бремени компании, работающие на польском фармацевтическом рынке, будут стремиться максимально нарастить объем продаж до получения данным проектом реформ законодательной силы.

…ПРОГНОЗОВ МНОГО НЕ БЫВАЕТ

Прогноз развития польского фармрынка в ближайшие годы также был представлен исследовательской компанией «Business Monitor International» («BMI»). Согласно международным исследованиям «BMI» польский фармрынок занимает 17-е место из 83 анализируемых стран мира. По итогам 2009 г. польский фармрынок в розничных ценах был оценен «BMI» на уровне 30,3 млрд злотых (10,3 млрд дол. США). При прогнозируемых среднегодовых темпах прироста в 2009–2014 гг. на уровне 6,7% в национальной польской валюте (9,1% в долларовом эквиваленте) объем розничных продаж на польском фармрынке достигнет 41,8 млрд злотых (15,8 млрд дол.) к 2014 г. В случае реализации данного прогноза Польша выйдет на 9-ю позицию вышеуказанного рейтинга.

Более долгосрочный прогноз развития польского фармрынка предполагает среднегодовые темпы его прироста в 2015–2019 гг. на уровне 3,3%. Среди потенциальных факторов развития польского фармрынка эксперты компании «BMI» отмечают возможность введения в обращение в польской экономике евро как основной валюты, а также дальнейшее усиление процессов консолидации и развитие международного бизнеса. Польский фармрынок ввиду высокого потенциала спроса и недорогой рабочей силы при наличии высококвалифицированных кадров является весьма привлекательным инвестиционным плацдармом для международных игроков фармрынка. Например, в июле 2010 г. британская компания «Synexus», специализирующаяся на клинических испытаниях, объявила об открытии научно-исследовательского центра на севере Польши. В настоящее время сегмент клинических испытаний в Польше оценивается в 700 млн злотых (233 млн дол.), причем в последние годы отмечают значительное увеличение количества испытаний IV фазы.

Согласно прогнозам «BMI», к 2014 г. из 83 стран мира Польша займет 9-е место по объему фармрынка

БИОФАРМАЦИЯ ПО-ПОЛЬСКИ

Отдельного внимания заслуживает сегмент биофармации, который в последнее время развивается в мире семимильными шагами (более детальная информация о развитии мирового биофармацевтического рынка представлена в «Еженедельнике «АПТЕКА» № 13 (734) от 05.04.2010 г.). В Польше пока данный сегмент рынка развивается довольно слабо. В 2008 г. сово­купный объем продаж биофармацевтических товаров в Польше уменьшился на 2% относительно предыдущего года до 607 млн злотых (173 млн евро). Хотя уже с 2011 г. ожидается улучшение динамики в данном сегменте — темпы прироста объема продаж прогнозируются на уровне 30% в год. Столь оптимистичные ожидания связаны с перспективами реализации различных инновационных проектов, которые сегодня находятся на начальной стадии развития.

Более того, развитию биофармацевтического рынка Польши будут способствовать ассигнования отрасли из фондов ЕС. В 2007–2013 гг. на развитие медицинской, фармацевтической и биофармацевтической отраслей было выделено в общей сложности 662 млн злотых (150 млн евро), из которых 120 млн злотых (27 млн евро) были направлены на приобретение медицинского оборудования и технологий, а остальные средства — на нужды биофармацевтической промышленности.

ВЫВОДЫ

Польский фармрынок рассматривается как один из наиболее крупных и перспективных развивающихся рынков в Центрально-Восточной Европе. Страна располагает значительным потенциалом спроса ввиду большой численности населения на фоне прогрессирующих процессов старения нации, характеризуется сравнительно высоким уровнем потребительских расходов. Кроме того, в кризисный период польская экономика продемонстрировала завидную устойчивость к снижающимся трендам благодаря низкой степени кредитной зависимости от внешней среды. Соответственно, фармацевтический рынок страны даже в период всеобщей рецессии характеризовался положительной динамикой.

Сегодня для польского фармрынка одним из наиболее актуальных вопросов является реформирование системы здравоохранения, в частности относительно функционирования системы реимбурсации. Преобразования в этой сфере носят неоднозначный характер. С одной стороны, дополнительные вливания в бюджет на реимбурсируемую медицину будут способствовать увеличению объема аптечных продаж. С другой — проекты грядущих реформ могут оказать излишнее давление на дистрибьюторов и производителей фармацевтической продукции, последствия которого могут негативно отразиться на дальнейшем развитии фармрынка.

Анна Шибаева,
по материалам www.pharmapoland.com;
www.espicom.com; www.prlog.org
(©) Pixelman / Dreamstime.com / Dreamstock.ru
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті