«Boehringer Ingelheim»: 125-летие компании как повод поговорить о настоящем и будущем

Компания «Boehringer Ingelheim GmbH», возникшая в 1885 г. недалеко от городка Нижний Ингельхайм (Nieder-Ingelheim; Германия), в течение последующих 125 лет из маленькой частной фирмы по производству химических субстанций превратилась в глобальную фармацевтическую корпорацию, в настоящее время сосредоточенную на таких терапевтических областях, как лечение сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний нервной системы, метаболических нарушений, онкологических заболеваний и вирусных инфекций. По объему продаж лекарственных средств в 2009 г. «Boehringer Ingelheim» впервые заняла 14-е место в топ-15 мировых фармацевтических компаний (см. материал «Топ-15: рейтинг мировых компаний Большой Фармы» в газете «Еженедельник АПТЕКА» № 29 (750) от 02.08.2010 г.). За прошедший год объем продаж компании составил 14 027 млн дол. США с приростом 5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года; чистый доход — 2460 млн дол. с приростом в 17%. Таким образом, к своему 125-летнему юбилею компания пришла с отличными показателями.

У компаний, вышедших на локальные фармацевтические рынки (например на рынок Украины), кроме основной глобальной истории, всегда есть еще одна, параллельная история — это как параллельные миры, которые существуют одновременно и независимо, по своим законам. Две истории есть и у компании «Boehringer Ingelheim». С ними мы и познакомим читателей «Еженедельника АПТЕКА».

глава представительства «Берингер Ингельхайм РЦВ ГмбХ энд Ко КГ» Ирина Каракай

Историю компании на локальном фармрынке можно разделить на два этапа. Первы­й из них начинается в 1960-х годов, когда в СССР были организованы первые поставки немецких лекарств, в том числе и производства «Boehringer Ingelheim». Эти препараты пользовалис­ь среди отечественных врачей, фармацевтов и пациенто­в, не имевших в то время практически никакого доступа к лекарственным средствам иностранного производства, бешеной популярностью. Благодаря этому многие наши соотечественники узнали такие препараты, как БЕРОТЕК®, АЛУПЕНТ®, КАТАПРЕССАН®, БУСКОПАН® и др. Вероятно, дальнейший успех компании в нашей стране был заложен именно в те годы: благодаря такому удачному началу и широкой популярности лекарств этой немецкой фирмы «Boehringer Ingelheim» удалось впоследствии, после приобретения Украиной своей независимости, стать той одной из немногих первых иностранных компаний, практически сразу и с успехом вышедших на этот локальный фармацевтический рынок. Это произошло 5 марта 1992 г., когда в Киеве было открыто представительство компании «Берингер Ингельхайм Фарма ГезмбХ», а годом позже, в октябре 1993 г., компания была официально представлена в нашей стране, получив таким образом возможность продолжать свои более чем вековые традиции. Без вклада украинского представительства компании, которое сегодня носит название «Берингер Ингельхайм РЦВ ГмбХ энд Ко КГ», эта миссия была бы не полной. Именно поэтому о месте украинского представительства «Boehringer Ingelheim» в глобальной истории этой немецкой компании мы попросили рассказать главу представительства «Берингер Ингельхайм РЦВ ГмбХ энд Ко КГ» Ирину Каракай:

? Компаний, которые могут похвастаться более чем столетним возрастом, остались единицы, несмотря на то что в свое время фармацевтический сектор оставался одним из немногих, где еще было достаточно много компаний-долгожителей. Однако процессы глобализации, особенно участившиеся в последнее десятилетие стратегии слияний и поглощений (M&A) способствуют тому, что таких компаний — с богатой историей и традициями — с каждым годом становится все меньше и меньше. «Boehringer Ingelheim» — одна из тех немногих, кому удалось сохранить свою самобытность. Благодаря этому мы и получили возможность отпраздновать свой 125-летний юбилей. Праздничная дата пришлась на 3 сентября 2010 г. и ознаменовалась проведением торжеств в Ингельхайме (Германия) — городе, где в 1885 г. благодаря основателю фирмы Альфреду Бёрингеру началась наша история. Этому знаменательному событию посвящен также специальный юбилейный сайт www.jubilee125.com, зайдя на который наши коллеги со всего мира благодаря размещенным на нем медиа-материалам (брошюрам, фильмам, фотоснимкам) могут узнать о прошлом и настоящем «Boehringer Ingelheim» — ее истории, чем она живет сегодня, а также перспективах ее развития.

Из этих 125 лет почти два десятка приходится на путь компании на украинском фармрынке, которая представлена такими известными брэндами, как АКТИЛИЗЕ®, БЕРОДУАЛ® Н, ГУТТАЛАКС®, ЛАЗОЛВАН®, ФИНАЛГОН®, МОВАЛИС®, ГЛЮРЕНОРМ®, МЕТАЛИЗЕ®, СПИРИВА®, МИКАРДИС®, МИРАПЕКС® и др. Однако безусловными лидерами на украинском фармацевтическом рынке среди препаратов «Boehringer Ingelheim» сегодня являются две торговые марки — ЛАЗОЛВАН® и МОВАЛИС®. Несмотря на то что продукты под этими брэндами присутствуют в Украине не первый год, они продолжают демонстрировать высокий потенциал и способность к росту, сколько бы генерических версий этих продуктов не появлялось на мировом и локальном рынках. Так, например, торговая марка ЛАЗОЛВАН® по результатам 8 мес 2010 г. в натуральном выражении продемонстрировала прирост объема аптечных продаж на 14,5% по сравнению с аналогичны­м периодом 2009 г.* Надеемся, что дальнейшему росту брэнда будет способствовать недавнее расширение линейки продуктов этой торговой марки, к которой добавились ЛАЗОЛВАН® пастилки 15 мг, № 20.

Однако особенно показательным является пример брэнда МОВАЛИС®: несмотря на наличие жесткого конкурентного окружения, препарат плотно занял свою нишу и активно востребован и медицинскими специалистами, и пациентами: по результатам 8 мес текущего года прирост объема аптечных продаж данной торговой марки в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 24,2%*! Отчасти это способствовало тому, что и сама «Берингер Ингельхайм» вошла в число топ-20 маркетирующих на территории Украи­ны компаний, заняв 19-е место*.

Безусловный лидер среди препаратов «Boehringer Ingelheim» в Украине — торговая марка МОВАЛИС

Безусловный лидер среди препаратов «Boehringer Ingelheim» в Украине — торговая марка МОВАЛИС®

Однако, несмотря на безусловный успех компании на мировом и украинском рынках, невозможно оставаться лидером, не идя в ногу со временем и не опережая конкурентов. Позволяют сделать это исследования и разработки новых оригинальных препаратов (R&D). «Boehringer Ingelheim» все эти годы была известна как компания-оригинатор, портфель которой наполнен лекарственными средствами, разработанными собственными усилиями. Как никогда очень актуальными собственные разработки становятся в последние годы — крупные производители инновационных лекарств все чаще оказываются перед проблемой окончания сроков патентной защиты для многих своих продуктов, что существенно влияет на мировой фармрынок, — по прогнозам в ближайшие годы объе­м продаж мировых фармацевтических гигантов может уменьшиться на 28%.

Все это толкает компании на изменение бизнес-моделей, например путем входа в сегмент генерических препаратов или же, на что способны единицы, посредством увеличения инвестиций в продуктивный R&D — высокопроизводительный скрининг, новые фармтехнологии, активного вхождения в область биотехнологических разработок. Поэтому такой фармацевтический гигант, как «Boehringer Ingelheim», активно работает в направлении развития новых продуктов, планируя в ближайшие годы войти в сегмент онкологических препаратов, что станет логичным продолжением развития группы препаратов, использующихся в пульмонологии, а именно таких, которые применяются в терапии рака легкого. Если же говорить об Украине, то в настоящее время к лончу готовится пероральный антикоагулянт — препарат Prаdaxa™ (дабигатрана этексилат), который в июле этого года в Германии получил награду в рамках национальной программы «Награда за инновацию». В Украине для данного препарата уже зарегистрированы показания: предупреждение тромбоэмболических осложнений у пациентов, которые перенесли обширные ортопедические операции, а в ближайшем будущем ожидается регистрация новых показаний, поскольку препарат продемонстрировал способность существенно снижать риск инсульта и системной тромбоэмболии у пациенто­в с фибрилляцией предсердий и востребован в терапевтических схемах.

При этом, создавая инновационные препараты для лечения широкого ряда социально значимых заболеваний, таких как рак, кардиоваскулярные заболевания, ВИЧ/СПИД и др., «Boehringer Ingelheim» тем самым не только поднимает уровень терапии этих заболеваний на принципиально новый уровень, но и активно реализует социальные проекты.

Одним из первых таких проектов стала реализация программы «Здоровые легкие Украины», которая стартовала буквально вместе с приходом компании на украинский фармрынок в 1993 г. В рамках этой программы были открыты специализированные центры, оснащенные современным оборудованием, где по сегодняшний день в таких городах, как Киев, Днепропетровск, Харьков, Львов, Донецк и многие другие, проводится бесплатная диагностика и лечение заболеваний органов дыхания, а также обучение пациентов и врачей. С помощью представительства «Boehringer Ingelheim» в Украине впервые было привлечено внимание медицинской общественности к такой важной проблеме, как диагностика и лечение хронических обструктивных заболеваний легких. Благодаря стараниям в том числе и «Boehringer Ingelheim» изменились подходы к лечению этого заболевания, а посредством созданной при нашей поддержке сети диагностических кабинетов «Пульмис» стала улучшаться ранняя диагностика хронических обструктивных заболеваний легких.

Boehringer IngelheimДругим важным направлением социальной активности компании в течение многих лет является реализация программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом. Являясь компанией-оригинатором, «Boehringer Ingelheim» был разработан и выведен на фармрынки большинства стран, в том числе и Украины, препарат ВИРАМУН® (невирапин), который применяется как для предотвращения передачи ВИЧ-инфекции от матери новорожденному, так и в комплексном лечении больных СПИДом. В рамках программы «Viramune Donation Program», реализация которой началась в октябре 2000 г., Украина в ноябре 2001 г. стала 18-й страной — участницей этой программы. Благодаря ей к лечению препаратом ВИРАМУН® до сих пор получают бесплатный доступ большинство ВИЧ-инфицированных беременных и новорожденных.

Компания стала известна в Украине также благодаря масштабным гуманитарным и культурным проектам. Среди последних — финансирование издания календарей с иллюстрациями украинских художников, а также спонсорский вклад в развитие Национальной оперы Украины. Особенно щедрым на гуманитарные проекты для компании оказался 2003 г. Так, с января 2003 г. по настоящий день украинским представительством «Boehringer Ingelheim» оказывае­тся благотворительная помощь Фонду инвалидов Подольского района г. Киева «Єдність» в виде гуманитарной помощи — одежды, обуви, лекарств, пищевых продуктов. В том же году, в июне, компанией была учреждена «Берингеровская стипендия», которой награждались победители Всеукраинского конкурса профессионального мастерства среди студентов высших медицинских (фармацевтических) учебных заведений I–IV уровня аккредитации по специальности «Фармация».

Безусловно, компанию не может не беспокоить будущее украинского фармрынка, поэтому особенно актуальными для нас (равно как и для всех без исключения локальных игроков) вопросами являются вопросы регулирования цен, функционирования системы контроля качества, введения НДС на лекарственные средства в рамках рассмотрения законопроекта нового Налогового кодекса, а также вероятность введения нового Закона Украины «О рекламе», в котором планируется запретить рекламу лекарственных средств или ввести систему ее согласования.

Для представителей фармрынка очевидно, что все эти инициативы могут стать для украинской фармации очередным испытанием на прочность, а введение НДС на лекарственные средства без разработки соответствующих компенсаторных механизмов и создания системы реимбурсации приведет к существенному повышению стоимости лекарств. Несмотря на то что для кого-то такие инициативы являются потенциальной возможностью быстрого и относительно простого наполнения бюджета страны, вряд ли стоит объяснять, что полученные таким образом несколько миллиардов гривень нисколько не помогут Украине решить большинство имеющихся проблем. Однако можно с большой долей уверенности утверждать, что это станет причиной множества негативных экономических, политических и социальных последствий. Так, на примере стран, где уже был введен НДС на лекарственные средства (Молдова, Азербайджан, Армения), среди таких негативных последствий можно отметить, например, активизирование потоков параллельного импорта препаратов, среди которых большая доля — контрафактные. Не говоря уже о том, что НДС на лекарства в первую очередь негативно скажется на самих пациентах, которые так или иначе вынуждены приобретать лекарства за собственные деньги.

Мы также понимаем, что запрет рекламы на лекарственные средства не сделает последние более доступными, а в случае, если будет разработана некая система согласования рекламы и, соответственно, возникнет еще один очередной налог, это всего лишь повысит стоимость лекарств, но не сделает рекламу лучше, креативнее, качественнее или информативнее.

Не прибавляют оптимизма также попытки Государственной таможенной службой Украины пополнить бюджет за счет доначисления импортерам витаминных и витаминно-минеральных препаратов налоговых обязательств путем изменения товарных позиций согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности, которая начала действовать на основании письма от 06.05.2010 г. № 11/2-10.16/4217-ЕП.

В случае если в Украине будет реализована пессимистичная модель развития вышеописанных событий в виде запрета рекламы на лекарства и введения НДС, уже в ближайшее время вследствие уменьшения «длины аптечной полки» (то есть сокращения ассортимента аптек) можно будет говорить о необходимости изменения моделей ведения фармбизнеса. Очевидно, что компании будут вынуждены «выжимать» более высокую эффективность при имеющихся у них незначительных ресурсах, которые на выходе должны будут просто иметь большую отдачу. Конечно, в первую очередь это касается эффективности маркетинга и результативности внешней службы.

Что я имею в виду? Пересмотр маркетинговых инвестиций, максимальная их оптимизация и фокусировка, отслеживание бизнес-результата. Понятно, что использование маркетинговых инструментов имеет свое разнообразие, над чем неустанно трудятся все компании в погоне за оригинальностью и привлечением клиентов, но есть и свои ограничения, в рамках соблюдения этичных правил промоции. Далее, не менее важным является профессионализм внешней службы, ведь для наращивания количественного состава полевого звена уже практически резервов нет ни у одной компании. Следовательно, все бросают усилия на повышение эффективности внешней службы. Что мы хотим от сотрудников внешней службы? Несомненно, вдумчивого подхода к развитию бизнеса на вверенной территории, достижения целей, поставленных маркетингом, создание таких отношений с клиентами, когда клиенты начинают ценить содержательность, применимость для практики, краткость и емкость доносимой до них информации, и через личность сотрудника понимают, ценят и выбирают брэнды и компанию в целом. Компания готова вкладывать в развитие и условия работы сотрудников, но и также намерена оценивать результат, возможно, даже более целенаправленно, чем ранее. Данные внутренние фокусы, уверена, являются приоритетом для всех компаний на рынке.

Что касается внешних фокусов, то здесь я бы поставила на первом месте стратегию сотрудничества с дистрибьюцией как важный фактор успеха стратегии бизнеса и промоционных инициатив компании. Рассмотрение выхода на различные фарма-альянсы и объединения розничных сетей активно обсуждается всем рынком и наверняка получит развитие в дальнейшем.

И конечно же, нарастает роль активного консолидированного взаимодействия участников фармотрасли в диалоге с государством по пути обсуждения, коррекции и внедрения регуляторных инициатив. В любом случае можно говорить о том, что государственное регулирование с множеством противоречивых и порой не до конца взвешенных инициатив, а также наличие массы органов и структур, и не до конца понятных методов и способов регулирования, пока что не позволяют фармкомпаниям расслабиться и отрабатывать свои бизнес-модели. Однако не стоит забывать, что фармацевтический сектор — важная составляющая всей медицинской отрасли, и изменения в нем, порой не совсем взвешенные, способны не только положительно, но и отрицательно, сказаться на всех других составляющих.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»,
фото Сергея Бека
и предоставленные компанией «Boehringer Ingelheim»
*По данным системы исследования рынка «PharmXplorer»/ «Фармстандарт» компании «Proxima Research».
«Boehringer Ingelheim»:125-летие компании как повод поговорить о настоящем и будущем
Основатель компании —
Альберт Бёрингер

1885–1948 гг.:
инновационное начало

В 1885 г. Альберт Бёрингер приобрел небольшую химическую фабрику по производству винной кислоты в деревушке недалеко от городка Нижний Ингельхайм. 31 июля того же года его компания была включена в реестр предприятий под названием «Albert B?hringer, chem. Fabrik vom 1. Aug. 1885 ab». Это положило начало современной компании «Boehringer Ingelheim GmbH». Первоначально в частной фирме работали 28 человек, производивших винную кислоту и ее соли, использовавшиеся аптеками и красильнями. Спрос на эти продукты в последующие годы заметно возрос после того, как популярность получили шипучие напитки, а в кондитерском производстве стал широко использоваться разрыхлитель.

В 1893 г. открытие процесса получения молочной кислоты благодаря бактериям позволило компании стать одним из пионеров ее производства, а высокий спрос на данный продукт в красильном и кожевенном производстве, текстильной и пищевой промышленности позволил компании стать ведущим производителем этого соединения.

Первые фармацевтические ингредиенты стали производится компанией в 1905 г.; ими стали алкалоиды — кофеин, морфин и кодеин. В 1912 г. появился первый готовый комплексный обезболивающий препарат на основе опийной настойки Laudanon®.

Ко времени смерти А. Бёрингера в 1939 г. в компании насчитывалось 1500 человек. Его два сына — Альберт Бёрингер мл. (Albert Boehringer jr.) и Эрнст Бёрингер (Ernst Boehringer), а также его зять — Юлиус Либрехт (Julius Liebrecht) взяли на себя заботы, связанные с семейным делом, сформировав в 1920-х годах совет директоров.

Научные исследования продолжались и во время Второй мировой войны, хотя производство органических кислот (винной, молочной, лимонной) было временно приостановлено. В этот период, а также в послевоенные годы, специалистами компании было разработано много новых соединений.

1948–1988 гг.:
глобальное развитие

Для «Boehringer Ingelheim» этот период стал временем «экономического чуда», послужив основой для длительного развития. Новые и эффективные лекарственные средства были выведены на фармрынок в конце 1950-х годов, был сформирован базис для исследовательской программы компании, в результате которой разрабатываются препараты для лечения респираторных, сердечно-сосудистых и гастроинтестинальных заболеваний.

То, что для химико-фармацевтического концерна важно выходить на внешние рынки, понял второй сын основателя компании — Эрнст Бёрингер. Именно благодаря ему в 1946 г. в городе Биберах-на-Рисе (Biberach an der Ri?) был основан первый локальный филиал компании. Первый иностранный филиал появился в 1948 г. в Вене.

После смерти братьев Альберта и Эрнста Бёрингеров председателем совета директоров в 1965 г. становится Юлиус Либрехт. Его сын, Хубертус Либрехт (Hubertus Liebrecht), входит в состав совета директоров в 1967 г., а в 1971 г. становится его председателем. В 1967 г. в состав совета директоров входит также и внук основателя компании, доктор Вильгельм Бёрингер (Wilhelm Boehringer), который до 1975 г. возглавлял подразделение по производству и технологиям.

С конца 1950-х до 1980-х годов «Boehringer Ingelheim» выводит на фармацевтический рынок много важных и инновационных продуктов, включая такие, как Alupent® (орципреналин; 1961 г.), Berotec® (фенотерол; 1972 г.), Atrovent® (ипратропия бромид; 1975 г.) и Berodual® (фенотерол+ ипратропия бромид; 1980 г.), применяющиеся при респираторных заболеваниях; Catapresan® (клонидин; 1966 г.), Mexitil® (микселитин; 1979 г.) для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. В 1977 г. компания выводит на рынок Asasantin® (дипиридамол+ацетилсалициловая кислота), который применяется в лечении тромбозов и эмболий. В 1979 г. появляется муколитик Mucosolvan

Лонч Actilyse® (алтеплаза) в 1987 г. оказался знаковым для «Boehringer Ingelheim». Кроме того, что данный препарат был первым тромболитиком, показанным для лечения острого инфаркта миокарда, он оказался также первым принадлежащим компании биопрепаратом, развитым на биофармацевтическом производстве, которое было открыто годом ранее.

1988–2010 гг.:
«К созданию истинных Ценностей через Новаторство»

После смерти Хубертуса Либрехта в 1991 г. семья, владеющая компанией, приняла несколько фундаментальных решений, продиктованных изменением глобальных стандартов в области здравоохранения и необходимостью поддержать ведущие позиции компании в области фармацевтических исследований.

В этот период в состав совета директоров вошли участники, не являющиеся членами семьи. Члены клана Бёрингера продолжают находиться в составе комитете акционеров, который по своим функциям подобен наблюдательному совету в акционерных обществах.

Мировоззренческая концепция компании «К созданию истинных Ценностей через Новаторство», определяющая цели и будущее корпорации и являющаяся главным ее лейтмотивом, впервые была представлена в феврале 1994 г. С тех пор «Boehringer Ingelheim» существенно расширила диапазон выводимых на фармрынок новых продуктов, стала одной из самых успешных иностранных компаний, работающих на рынках США и Японии; значительно преобразовались работы в области R&D благодаря таким инновационным технологиям, как высокопроизводительный (high-throughput screening) и ультра- высокопроизводительный скрининг (ultra-high-throughput screening).

Был приобретен ряд компаний: «Ben Venue Laboratories» (США) — фирма по производству парентеральных лекарственных форм; в 2004 г. — микротехнологическая компания «STEAG microParts GmbH», благодаря чему стало возможным разработать ингалятор Respimat®. В июне 2008 г. была приобретена «Actimis Pharmaceuticals Inc.», а в феврале 2010 г. — бо?льшая доля акций японской «SSP Company Ltd.». Были заключены маркетинговые партнерства с ведущими компаниями («Genentech Inc.», «Abbott Laboratories Inc.», «Glaxo­Smith­Kline plc», «Pfizer Inc.» и «Eli Lilly&Co. Inc.»). Наконец, в 2009 г. было существенно расширено подразделение препаратов, применяющихся в ветеринарии, после того как у компании «Pfizer» после ее слия­ния с «Wyeth Pharmaceuticals Inc.» была приобретена «Fort Dodge Animal Health».

Компания «Boehringer Ingelheim» продолжает выходить на рынки многих стран, а после распада СССР, в 1992 г. была одной из первых компаний, которая пришла в независимую Украину.

5 марта 1992 г. в Киеве было открыто представительство компании «Берингер Ингельхайм Фарма ГезмбХ», а 14 октября 1993 г. в малом Мариинском дворце в Киеве состоялась официальная презентация компании.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті