Главная RSS Контакты
Издательство МОРИОН Компендиум OnLine Украинский Медицинский Часопис Фармэнциклопедия Геоаптека

Растительные препараты позволяют снизить токсичность химиотерапии

[ 2010-11-02 11:40 ]

Растительные препараты позволяют снизить токсичность химиотерапииТоксические побочные эффекты, связанные с применением препаратов, предназначенных для лечения онкологических заболеваний, могут стать одной из главных причин, которые делают невозможным их эффективное применение, а также способны значительно снижать качество жизни пациентов. Такие явления, как диарея и тошнота, являются достаточно распространенными побочными эффектами применения препарата иринотекан, а после его использования могут отмечать появление изъязвлений и кишечных кровотечений, поскольку препарат вызывает некроз клеток и развитие воспаления в кишечнике. В то же время существующие на данном этапе подходы к уменьшению выраженности токсических эффектов препарата снижают его эффективность.

Вполне вероятно, что эксперименты, проводимые американскими учеными, очень скоро приведут к созданию препарата на растительной основе, который станет благоприятно воздействовать на гастроинтестинальную токсичность, связанную с применением ингибитора ДНК-топоизомеразы иринотекана, являющегося препаратом второй линии при терапии колоректального рака, а также смогут потенцировать его эффективность.

Четыре лекарственных растения (экстракты пиона, шлемника, солодки и плодов крушины), известные еще 1800 лет назад и применяющиеся в китайской народной медицине в составе препарата под названием Хуан Цинь Тан (Huang Qin Tang) для лечения тошноты, рвоты и диареи, в настоящее время изучаются учеными из медицинской школы при Йельском университете (Yale University School of Medicine) под кодовым названием PHY906 (Lam W., Bussom S., Guan F. et al., 2010), — сообщает журнал «Nature Reviews Drug Discovery».

Для того чтобы узнать, каким образом PHY906 снижает иринотекан-индуцированные интестинальные расстройства, авторы исследования использовали мышиную модель колоректального рака. Подопытным животным в течение 4 дней вводили иринотекан в сочетании с PHY906 или каждый препарат по отдельности. Лечение одним лишь PHY906 не повлияло на развитие роста опухоли, однако потенцировало противоопухолевую активность иринотекана и сокращало потерю массы тела, связанную с применением противоопухолевого препарата. Кроме того, исследуемый PHY906 способствовал восстановлению и регенерации клеток кишечника, которые были повреждены иринотеканом.

Дальнейшие исследования показали, что, хотя PHY906 не предотвращал иринотекан-индуцированного повреждения ДНК в клетках кишечника, он сокращал количество клеток, подвергшихся апоптозу, и увеличивал количество пролиферативных клеток кишечника после терапии иринотеканом. Ученые предполагают, что стимулирование Wnt-сигнального пути также может быть вовлечено в процесс регенерации интестинальных клеток, поскольку PHY906 увеличивает экспрессию ключевых элементов Wnt.

Наконец, исследование продемонстрировало, что PHY906 ингибирует пути развития иринотекан-индуцированного воспаления. Терапия PHY906 позволила блокировать высвобождение нейтрофилов и макрофагов, а также снизила экспрессию провоспалительных цитокинов, таких как фактор некроза опухоли-?. Некоторые элементы, обнаруженные в PHY906, способствовали ингибированию транскрипционного фактора NF-?B (nuclear factor kappa-light-chain-enhancer of activated B cells) и медиаторов циклооксигеназы-2, а также индуцированию NO-синтазы.

Несмотря на то что PHY906 не обеспечивает защиты кишечника от повреждения, вызванного химиотерапией, тем не менее он стимулирует восстановление интестинальных клеток благодаря (недифференцированным) клеткам-предшественникам и ингибированию воспалительного ответа.

Авторы исследования отмечают, что с помощью полученных результатов были определены потенциальные возможности традиционных растительных лекарственных средств, которые, как оказалось, проявляют разностороннюю биологическую активность, подобную таковой многокомпонентных лекарственных средств, и в принципе могли бы обеспечить терапевтические эффекты, которые в настоящее время сложно достичь с обычными препаратами.

Валерий Юдин по материалам журнала