Вопросы финансирования развития отечественной фармы

Развитие любого рынка тесно связано с привлечением инвестиций. Сейчас наступил тот момент, когда все с нетерпением ожидают «вливаний» в украинский фармацевтический рынок. Нужно сказать, этому есть ряд весомых причин. Главная — стремительные темпы его развития, что приковывает к нашему рынку взгляды мирового бизнеса. Впрочем притока инвестиций ждать осталось недолго. По крайней мере, такой точки зрения придерживаются специалисты финансового рынка. Напомним нашим читателям, что в начале ноября 2007 г. в Киеве состоялась конференция, посвященная инвестиционным возможностям в секторе здравоохранения Украины. Благодаря ее организаторам, в частности комитету Европейской Бизнес Ассоциации (ЕВА) по вопросам здравоохранения, корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» удалось получить самую компетентную оценку перспектив финансирования развития отечественного фармрынка. О том, каких и откуда следует ожидать инвесторов, рассказал директор инвестиционно-банковского департамента банка «Dragon Capital» Андрей Пивоварский. Необходимо также учитывать, что привлечение денежных средств возможно и без отступления доли предприятия, как в случае с приходом стратегических или портфельных инвесторов, — путем эмиссии облигаций. Об особенностях этого рыночного инструмента рассказал директор компании «CapitalTrust Securities» Максим Корсак.

О ПЕРСПЕКТИВАХ И ДИСКОНТАХ…

Андрей Пивоварский Андрей Пивоварский: Сегодня украинский фармацевтический бизнес для инвесторов — очень привлекательный сектор. В первую очередь это обусловлено высокими темпами роста украинского фармрынка, которые, по прогнозам многих экспертов, в ближайшие 5 лет будут ежегодно составлять около 25%. В Восточной Европе по темпам роста фармрынка Украина занимает 2-е место после Румынии.

Конечно же, необходимо учитывать, что высокие темпы развития отечественного фармацевтического рынка — это главным образом следствие низких базовых показателей, от которых ведется отсчет. Однако из-за того, что люди потребляют больше и более дорогостоящих препаратов, эта система очень быстро восстанавливается. Значительный вклад в общий прирост объемов фармрынка вносит также инфляционная составляющая.

Несмотря на то что у всей линейки украинского фармбизнеса — у производства, опта и  розницы — большой потенциал, следует констатировать, что пока на публичный фондовый рынок вышло всего несколько компаний. Я думаю, что в ближайшее время — через 1–2 года — мы увидим еще нескольких фармпроизводителей, которые либо выйдут на публичный рынок, либо будут приобретены стратегическими западными инвесторами с целью получения хорошей платформы для выхода на украинский рынок.

В дистрибьюторском секторе фармацевтического рынка Украины пока есть только одна компания, вышедшая на IPO (Initial Public Offering), — «Альба Украина». В целом же следует отметить, что в этом секторе происходит очень быстрая консолидация. Полагаю, через 2 года первая тройка, максимум — четверка, лидеров будет контролировать более 75% фармрынка. Возможно, в этот сегмент войдет зарубежный стратегический инвестор, что согласуется с мировой тенденцией глобализации. Не исключено, что такая тенденция приведет к тому, что через 10–15 лет во всем мире останется всего несколько фармдистрибьюторов. Можно предположить, что скоро кто-то из украинских оптовых операторов будет или поглощен иностранным стратегическим инвестором, или создаст совместное предприятие.

В секторе розничной торговли на фармацевтическом рынке еще очень много работы. Пройдет несколько лет, прежде чем здесь начнутся серьезные консолидационные процессы, появятся аптечные сети национального масштаба.

Количество аптечных учреждений на душу населения в Украине одно из наибольших в Европе. Однако со временем ситуация, скорее всего, изменится. Уменьшение количества аптечных учреждений произойдет, в основном, за счет аптечных киосков и пунктов.

Таким образом, фармацевтические дистрибьюторы и производители уже сегодня интересны как для стратегических, так и для портфельных инвесторов. Инвестиционной привлекательности розничного сектора нужно еще немного подождать. В свою очередь, стратегических инвесторов, конечно же, интересует контроль над предприятием. Хотя не исключено, что их можно привлечь значительной миноритарной долей — не менее 25%.

Портфельные инвестиции, в частности выход на IPO, предоставляют компании множество выгод. В первую очередь — это доступ к капиталу, а не просто одноразовое получение денег. Это канал, через который можно постоянно привлекать средства для своего развития. Еще одно преимущество — это способ зафиксировать рыночную цену компании.

Публичные компании оценены рынком. В  то же время оценка непубличной компании может быть завышена, что является проблемой украинского фармбизнеса. В большинстве случаев собственники компаний ожидают большего, чем может предложить рынок. Частично это одна из причин, по которым мы не видим увеличения количества публичных компаний.

Оценки многих компаний не подтверждены рисками в украинском фармацевтическом бизнесе. А их на самом деле довольно много. Это риски, связанные с ведением бизнеса в Украине, и  бизнес-окружением. Портфельные инвесторы к  этим рискам относятся более-менее толерантно. Стратегические их не принимают. Они ожидают, что компании станут транспарентными и  будут вести бизнес в соответствии с международными стандартами. Если они не видят этих стандартов, к оценке стоимости компании применяют дисконты.

Из всего вышесказанного следует, что для повышения инвестиционной привлекательности украинских фармкомпаний необходимо выполнение ряда условий:

1. Международный аудит. Если его нет, дисконт к рыночной стоимости будет очень большой или просто-напросто компания не сможет выйти на рынок.

2. Приведение в порядок юридической структуры компании.

3. Внедрение международных стандартов ведения бизнеса.

МИРОВОЙ РЫНОК ДЕНЕГ — МИРОВЫЕ ПРАВИЛА!

Максим Корсак Максим Корсак: Одним из способов привлечения денежных средств является выпуск облигаций. Однако необходимо учитывать, что публичное заимствование влечет за собой раскрытие информации об эмитенте. К сожалению, украинское сообщество не знает, как правильно идти по пути публичности компании.

Облигации в Украине сегодня — только предпосылка к рыночному инструменту. Рано или поздно они станут действительно серьезным инструментом фондового рынка.

Эмитентов, выпустивших облигации, среди фармацевтических компаний на данный момент немного. Их можно перечислить на пальцах одной руки. Проблема состоит в том, что ни один из таких выпусков нельзя назвать рыночным.

Что же такое рыночный и нерыночный выпуск? Эти понятия необходимо четко разграничивать. Существуют реально рыночные и так называемые схемные выпуски акций и облигаций, по сути являющиеся просто скрытой формой кредитования. Схемные выпуски — это выпуск ценных бумаг для узкого круга заранее известных инвесторов. Рыночные выпуски, в отличие от схемных, доступны для широкого круга инвесторов.

В Европе, например, все облигационные выпуски происходят исключительно на бирже. И если бумага находится на бирже, значит, она соответствует необходимым требованиям. При этом эмитент несет огромную ответственность. Его жестко законодательно обязывают извещать всех держателей долговых инструментов о своем состоянии (финансовом, структуры собственности и т.д.).

Одной из проблем украинского фондового рынка является безответственность андеррайтера за судьбу облигационного выпуска и информирование рынка о финансовом состоянии эмитента. Это мина замедленного действия и следствие того, что рыночные и схемные выпуски не разделены.

Когда компания планирует осуществить рыночный выпуск облигаций, она должна рассчитывать на длительный период его подготовки, который можно разделить на несколько этапов. Сложность и количество этих этапов зависят от того, чего в результате хочет достичь компания.

С одной стороны, существуют обязательные требования Государственной комиссии по ценным бумагам к выпуску облигаций. С другой, — есть собственник, который знает, чего хочет достичь. Если в результате эмиссии он хочет получить публичную компанию, поддерживать отношения с  инвесторами, развиваться согласно намеченной стратегии, а эмиссия облигаций — один из этапов реализации стратегического плана, тогда, безусловно, в ходе подготовки к выпуску необходимо создать имидж компании, наладить финансовую и управленческую отчетность, внедрить корпоративное управление, пройти аудит (желательно международный). В конечном итоге, следует провести рейтинг самого выпуска облигаций, поддерживать связи с инвесторами, ежеквартально публиковать отчетность. И нельзя забывать о том, что поддержку рейтинга необходимо осуществлять ежегодно.

Для того чтобы выпустить облигации, компании также нужно нанять профессионального андеррайтера. Крупных андеррайтинговых компаний в Украине сегодня около 5. В их число входят банки из первой десятки и компании финансового сектора.

Основные статьи затрат компаний перед выпуском облигаций — это получение кредитного рейтинга и оплата государственной пошлины, что составляет не менее 0,5% объема эмиссии. Гонорар андеррайтера в Украине составляет 0,2–2% объема эмиссии. Разница зависит от обязательств, которые берет на себя андеррайтер. Остальные затраты зависят от того, какую цель преследует компания, сколько она готова потратить на создание публичной истории.

Собственникам предприятий важно понимать, что раскрытие финансовой информации и увеличение финансовой прибыли напрямую не влияют на повышение налоговой нагрузки на предприятие. Очень важно, чтобы они осознавали, что финансовый и бухгалтерский учет — это разные вещи.

Конечно же, наш фондовый рынок только развивается. И по сравнению даже, например, с российским, его отставание можно оценить лет на 5. Фондовый рынок России уже сегодня имеет, в отличие от украинского, более продвинутые биржевые технологии и законодательную базу, более жесткие требования к эмитентам. Тем не менее на любом фондовом рынке существуют определенные правила. Есть рынок денег, распределяющихся по этим правилам. Предприятия, которые хотят получить доступ к  мировому финансовому рынку, должны знать и выполнять их. n

Екатерина Кармалита, фото Любови Столяр и предоставленное компанией «Dragon Capital»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті