Почему одни компании ценятся выше других?

Невыдуманная история: украинское представительство зарубежной компании обнаруживает, что, в отличие от других стран, в Украине ее препарат не защищен патентами, только когда на рынок выходит генерическая копия. Или вот еще: как применять новое положение (ст. 9) Закона Украины «О лекарственных средствах», которое за рубежом называют рыночной эксклюзивностью? Наконец, для генерических компаний, которыми становится большинство наших отечественных, интеллектуальная собственность только помеха или обычный атрибут бизнес-модели? Попробуем найти ответ на последний вопрос.

Почему на бирже многие компании ценятся гораздо дороже, чем их нетто-стоимость (теоретический эквивалент материальных активов)? Какими производительными силами они располагают по сравнению с другими, чьи акции продают по цене, близкой к их нетто-стоимости? Так, FMCG-компания может иметь рыночную капитализацию в десятки раз выше своей нетто-стоимости, а аналогичная ей по последнему показателю строительная — вполовину меньше. Кроме FMCG, относительно высокую рыночную стоимость имеют разработчики программного обеспечения и фармацевтические компании, низкую — добывающие, сталелитейные и прочие. Даже в пределах одного сектора экономики соотношение цена/балансовая стоимость (price/book ratio — P/B) может существенно отличаться. К примеру, у мирового лидера генерического сектора «Teva Pharmaceutical Industries Ltd.» по состоянию на 30 сентября 2007 г. соотношение P/B составляло 2,8, тогда как у примерно равной ей по объему продаж исследовательской компании «Takeda Pharmaceutical Company Ltd.» — 4,8, то есть больше на 71% (www.tevapharm.com; www.takeda.com — когда верстался номер, данные за IV кв. еще не были доступны).

Нематериальные активы (intangible assets) считают важнейшими элементами бизнеса, наряду с материальными активами и оборотными средствами (рис. 1). При этом в финансовые отчеты из всех разновидностей нематериальных активов включают только объекты интеллектуальной собственности (такие как патенты и торговые марки) и деловую репутацию организации (goodwill). Для удобства различают 2 формы нематериальных активов: юридически защищенные (коммерческие секреты, например клиентская база; авторские права; патенты; торговые марки и репутация) и незащищенные, конкурентные (знания, ноу-хау, наработки по организации структуры предприятия и связям с другими компаниями, банками) (Daum J.H., 2002).

Интеллектуальная собственность как часть стоимости бизнеса

Рис. 1. Интеллектуальная собственность как часть стоимости бизнеса

Интересный взгляд на категоризацию нематериальных активов находим в «PricewaterhouseCoopers LLP» (Woodward C., 2003). Во-первых, интеллектуальные активы — это все ценные знания, которые работают. Во-вторых, выделяют еще интеллектуальный капитал — знания, имеющие потенциальную ценность (идеи, воплощенные в сотрудниках, производственных процессах, клиентах) и интеллектуальную собственность — знания, владение которыми защищено законом (патенты, торговые марки, авторское право, производственная тайна) (рис. 2).

Из чего складываются нематериальные активы предприятия? (по Woodward C., 2003)

Рис. 2. Из чего складываются нематериальные активы предприятия? (по Woodward C., 2003)

Некоторые авторы считают интеллектуальный капитал и интеллектуальные активы синонимами и понимают под этими терминами группу основанных на знаниях активов организации, которые способствуют улучшению ее конкурентных позиций, создавая добавленную стоимость (Marr B., Schiuma G., 2001; www.cimaglobal.com). По принадлежности их делят на: человеческие, клиентские, организационные (структурные) (International Federation of Accountants).

В последние десятилетия доля нематериальных активов в рыночной капитализации компаний значительно выросла. Например, этот показатель достиг почти 80% у 500 избранных акционерных компаний США, имеющих наибольшую капитализацию (их показатели используют для вычисления индекса S&P 500) (рис. 3).

Компоненты рыночной стоимости крупнейших акционерных компаний (из S&P 500)

Рис. 3. Компоненты рыночной стоимости крупнейших акционерных компаний (из S&P 500)

Управление активами предприятия (по Наумов В., Рагельс Э., 2005) — это и управление интеллектуальными активами (капиталом), состоящее из:

  • учета;
  • защиты;
  • оценки;
  • распоряжения.

Сложность оценки состояния интеллектуальных активов сказывается на выполнении аудита, который проводят при принятии решений об инвестировании в предприятие. Основной целью при этом является выявление рисков и оценка возможностей их снижения. Необходимые для этого процедуры могут варьировать от случая к случаю, но основные из них такие (по Наумов В., Рагельс Э.; Hildebrand M., Klosek J., 2004 , 2005):

  • выявление и индивидуализация имеющихся объектов;
  • анализ правоустанавливающих документов и договорная база по передаче и  приобретению соответствующих прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • оценка действенности механизмов защиты интеллектуальной собственности компании, классификация и  описание рисков для дальнейшего продолжения бизнеса;
  • оценка потенциальных рисков нарушения прав интеллектуальной собственности и  способов их устранения/минимизации.

Таким образом, генерические компании тоже генерируют интеллектуальные активы, особенно на таких рынках, как наш, где они действуют преимущественно через брэндирование, а не стимулирование генерических замен. Ноу-хау, брэнды, торговые марки, промышленные образцы, бизнес-идеи, клиентская база — все то, что лежит в основе маркетинговых стратегий, подлежит учету и регистрации. Все это обеспечивает дополнительную ценность для потребителей, владельцев и акционеров компаний. n

Ирина Ерофеева
Продолжение следует…

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті