Свой среди чужих, чужой среди своих: локализация фармпроизводства в России

Российский курс на импортозамещение в фарминдустрии и введение новых протекционистских мер порождает массу бурных дискуссий в профессиональных кругах. В рамках 1-го Международного форума Института Адама Смита «Разработка и производство инновационных препаратов в России», проходившего в Москве 17–18 ноября, представители российского и международного фармбизнеса в очередной раз собрались, чтобы обсудить перспективы локализации производства и разработки фармацевтической продукции на российском фармрынке.

КУРС НА «ОРОССИЯНИВАНИЕ»

В контексте новой государственной политики, поощряющей локальных производителей, весьма актуальным является вопрос дифференциации условий работы для российского и зарубежного бизнеса. Как сообщает российский онлайн-портал «Время», в начале сентября текущего года Минпромторг отправил в правительство разъяснение понятия «российский товар». Согласно этому документу «российская медицинская продукция» определяется как «лекарственные средства, медицинская техника и изделия медицинского назначения, произведенные на территории Российской Федерации».

Если хоть один компонент происходит не из России, то для получения статуса локального он должен соответствовать хотя бы одному из сформулированных критериев. Например, это наличие у производителя патента на интеллектуальную собственность (технология, конечный продукт).

Российским будет признан и конечный продукт, для создания которого используются технологически значимые компоненты, произведенные внутри страны. При этом не рекомендовано признавать отечественной лекарственной продукцией препараты, которые на территории России прошли только первичную или вторичную упаковку, а также маркировку. Это значит, что «сборочные цехи» иностранных компаний больше не будут считаться полноценной локализацией, дающей право на защиту и поддержку со стороны государства.

Российское правительство загоняет зарубежные компании в узкие рамки, настоятельно призывая к локализации фармацевтического производства на территории РФ. В рамках курса развития локального фармпроизводства также властями преследуется цель усовершенствование научно-производственной базы с помощью зарубежных фармкомпаний, что особенно актуально в условиях запланированного перехода предприятий на стандарты GMP к 2014 г. В настоящее время из 454 российских производителей стандарту GMP соответствуют лишь 56, отметила руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Елена Тельнова.

ТОТАЛЬНАЯ КЛАСТЕРИЗАЦИЯ

Содействие зарубежным фармкомпаниям в переносе производства из других стран в Россию сопровождается активизацией кластерного движения в фармацевтическом секторе. Напомним, что кластер — группа географически локализованных и технологически взаимосвязанных участников, усиливающих конкурентоспособность друг друга и кластера в целом. Резидентам кластера предоставляются определенные преференции, например в отношении льготного таможенного и налогового режимов и др.

Насколько результативными будут меры по интенсификации кластерного движения в сфере российского фармпроизводства — покажет время. Пока можно лишь судить по прошлым достижениям. За последние годы из сотен зарубежных фармкомпаний, которые покрывают более 75% российского рынка лекарственных средств, чуть более десяти инвестировали в строительство новых заводов и покупку имеющихся российских мощностей с их полной перестройкой. Среди этих компаний — «Stada», «Merck» и «Fresenius» (Германия), «GlaxoSmithKline» (Великобритания), «sanofi-aventis» и «Servier» (Франция), «Gedeon Richter» (Венгрия), «KRKA» (Словения), «Nycomed» (Норвегия), «Polpharmа» (Польша).

Как отмечают представители Большой Фармы, сейчас наиболее подходящее время для выхода на мировую арену инноваций в фармацевтической сфере, так как предложение новых перспективных молекул невелико. А Россия обладает значительным научным потенциалом и имеет некоторые наработки в этой сфере. Зарубежные фармкомпании в свою очередь готовы рассматривать предложения. Также для ведущих игроков глобального фармбизнеса актуален поиск новых рынков сбыта продукции. Как известно, Россия является одним из крупнейших мировых развивающихся фармрынков и на фоне замедления темпов прироста на развитых рынках представляется весьма привлекательным инвестиционным направлением.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Итак, при наличии критериев для определения статуса локального производителя лекарственных средств прояснится ситуация с претендентами на государственные льготы. При этом вопрос инвестиционной привлекательности российского фармацевтического рынка для строительства новых мощностей зарубежными компаниями в контексте новых регуляторных инициатив остается открытым. Инновационный бизнес характеризуется высокими рисками и требует колоссальных материальных и временных затрат. На сегодня в России предприняты серьезные шаги в сфере кластеризации фармбизнеса и создания базы для развития инновационной деятельности. Остается ждать результатов.

По материалам www.vremya.ru
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті