Превратности пути в ВТО

Нормативно-правовое обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности переживает активную трансформацию не только в нашей стране, но и повсюду в мире. Изменения в отечественном законодательстве не раз подвергались экспертной оценке на страницах нашего издания (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 42 (563) от 30.10.2006 г.; № 4 (575) от 29.01.2007 г.; № 5 (626) от 04.02.2008 г.). Теперь, в связи с подписанием протокола о присоединении Украины к ВТО, наши сильнейшие партнеры по этой организации только повысят свое внимание к выполнению нашей страной требований, связанных со вступлением. Более того, наше продвижение по этому пути является предметом самого пристального наблюдения: торговым представителем США (United States Trade Representative — USTR) Украина включена в приоритетный список стран, нуждающихся в мониторинге.


Конечно, не только украинская фармотрасль живет по законам, которые, по мнению мирового гегемона, нуждаются в корректировке для повышения соответствия идеям и принципам свободной торговли. Упреки в слабости защиты фармацевтических инноваций от США получают и Испания, и Израиль, и Польша, не говоря уже о менее развитых странах. Действительно, очень сложно соблюсти баланс интересов в таком тонком деле, как интеллектуальная собственность в фармации, и вполне естественно, что устоявшегося, общего для всех канона просто не существует.

Упомянутые выше страны Ассоциацией исследователей и производителей фармацевтической продукции США (Pharmaceutical Research and Manufacturers of America — PhRMA) были рекомендованы для включения в список для приоритетного наблюдения (Priority Watch List) Управления (Office) USTR (Special 301 Submission 2007) (www.phrma.org/). В этот список в который раз включили и нашу страну (www.ustr.gov). Среди других 11 государств, чьи законодательно-нормативные акты и их применение имеют наибольшее (действительное и потенциальное) негативное влияние на США, — Израиль, где продолжительность периода эксклюзивности в последние годы связали с датой выдачи разрешения на маркетинг ведущими регуляторными органами мира, а также Россия, Турция, Китай, Индия и др.

Помимо неадекватной защиты прав интеллектуальной собственности, дискриминационными барьерами, мешающими свободной торговле, PhRMA считает контроль за ценами и объемами поставок лекарственных средств. Из-за наличия дискриминационных торговых барьеров PhRMA для включения в список приоритетного наблюдения рекомендованы 25 стран, в том числе Германия, Италия, Австралия и др. PhRMA, обосновывая пользу свободной конкуренции, отмечает, что в США генерики дешевле, чем во многих других странах, и цитирует правительственный документ: «американский потребитель заплатит за генерический препарат в среднем на 50% больше, если купит его за рубежом» (www.phrma.org).

Отмечают, что каждый новый кандидат в ВТО при заключении двусторонних соглашений со странами — членами этой организации, особенно с США, сталкивается со все более сложными требованиями, которые перекочевывают и в последующие договоры с другими кандидатами (Jorge M.F., 2007). Заключая соглашения с развивающимися странами, у которых законодательная защита прав интеллектуальной собственности традиционно не особенно жесткая, развитые страны настаивают, в частности, на верности собственной интерпретации Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights — TRIPS), хотя в окончательном, прошедшем многолетние согласования документе, отказались от конкретных формулировок в пользу более общей: «защита от ненадлежащего коммерческого использования».

Определения TRIPS-plus, то есть более жестких, чем заложено в этот международный договор, требований, помимо эксклюзивности данных, удостоились продление срока действия патентов и связь патентной защиты с выдачей разрешений на маркетинг (patent/regulatory linkage). Следует отметить, что компенсация короткого эффективного (когда возможно коммерческое использование инновации) срока действия патента стало возможным в США с 1984 г., Японии — с 1988 г., в ЕС — с 1993 г. В Европе действие дополнительного защитного сертификата (Supplement Protection Certificate — SPC) не может длиться свыше 5 лет, при этом эффективный (с момента выдачи разрешения на маркетинг в ЕС) срок патентной защиты не должен превышать 15 лет (cipa.org.uk/).

Однако ничто не стоит на месте, и вот уже Конгресс США нового, 110-го созыва, с демократическим, в отличие от предыдущего 109-го созыва, большинством, 10 мая 2007 г. достиг соглашения с администрацией президента США об изменении соглашения о свободной торговле с Перу, которое было подписано еще в апреле 2006 г., но не нашло поддержки у контролируемого республиканцами Конгресса 109-го созыва. Прошло несколько месяцев, и 4 декабря 2007 г. соглашение США — Перу было утверждено верхней палатой американского парламента, Сенатом. Аналитики оценивают это событие как победу демократов и результат непростого для Белого дома компромисса. Договор с Перу стал первым двусторонним экономическим соглашением с момента получения демократами контроля над Конгрессом и ориентиром для других стран, чьи договоры также претерпели аналогичные изменения и ожидают решения Конгресса, — Колумбии, Панамы и Южной Кореи. Более того, в Вашингтоне, пишет «The New York Times», предполагают еще более далекоидущие последствия всемирного масштаба.

Итак, что нового в соглашении между Перу и США (как уже было отмечено, оно аналогично двусторонним соглашениям с Панамой, Колумбией и Южной Кореей), которое называют первым шагом в новой торговой политике Америки давшие ему путевку в жизнь конгрессмены (waysandmeans.house.gov/)? Кстати, этот договор стал первым двусторонним соглашением о свободной торговле с участием США, которое было одобрено Ассоциацией производителей генерических лекарственных средств (The Generic Pharmaceutical Associations). Помимо измененных стандартов трудовых отношений и защиты окружающей среды, в него включены положения, касающиеся генерических лекарственных средств и затрагивающие три основных параметра так называемого TRIPS-plus:

1) продление срока действия патентов;

2) эксклюзивность данных;

3) связь патентной защиты и выдачи разрешений на маркетинг.

Так, согласно соглашению Перу — США теперь нет необходимости продлевать действие патента, если его предоставление или выдача разрешения на маркетинг были безосновательно задержаны. В нынешнем варианте текста указано, что страны могут (may) предоставлять продление срока действия патента на лекарственные средства, тогда как раньше сообщалось, что им следует (shall) это делать. В качестве защиты инновационных компаний соглашение предусматривает необходимость быстрого рассмотрения заявок и взаимную помощь сторон (Перу и США) для достижения этой цели.

Разрешены «конкурирующие» периоды эксклюзивности данных в США и Перу. Без этого нововведения компаниям пришлось бы откладывать подачу заявки относительно генерического препарата на 5 лет от момента регистрации инновационного. Теперь же предусмотрено, что один из участников договора при рассмотрении заявки может полагаться на уже предоставленное другим участником разрешение на маркетинг, и тогда период эксклюзивности данных будет начинаться от даты первого одобрения. По задумке конгрессменов благодаря этой поправке инновационные компании не будут задерживать получение разрешения на маркетинг в Перу своих препаратов, чтобы сполна использовать там период эксклюзивности. Отмечают, что этот опыт может быть полезен для Израиля и Чили, которые, будучи включены в Priority Watch List-2007, испытывают давление относительно отмены аналогичной законодательной нормы (Jarge M.F., 2007).

Спектр данных, на которые распространяется эксклюзивность, тоже ограничен. Так, она уже не распространяется на новые лекарственные средства, а только на новые действующие вещества (new chemical entities). Защищены могут быть только те данные, которые демонстрируют эффективность и безопасность лекарственного средства, тогда как в соответствии со старым текстом защита распространялась на информацию «требуемую или разрешаемую». В прежнем тексте соглашения отсутствовало слово «нераскрытая» в отношении информации, на которую распространяется эксклюзивность; возвращение этого слова ограничивает спектр данных, которые защищают, только «нераскрытой» информацией.

В новом соглашении удалены слова «по меньшей мере» во фразе с указанием срока эксклюзивности — 5 лет, и введена формулировка «обоснованным периодом обычно следует считать 5-летний». Это существенно, и при правильной имплементации может означать, что 5-летний период — не минимальный, а практически окончательный. Отказ от слов «тот же и аналогичный» (same and similar) в описании препарата, при одобрении заявки на который полагаются на данные ранее поданной заявки, улучшает ситуацию в отношении регистрации супергенериков и последующих биологических (биоаналогических) препаратов.

Связь патентной защиты с выдачей разрешения на маркетинг, на первый взгляд, выглядит оправданной мерой, но на самом деле это довольно проблематично, поскольку регуляторный орган в таком случае должен еще и контролировать наличие или отсутствие патентной защиты. Такая мера была введена в США и Канаде и была, в частности, направлена на предупреждение «вечнозелености» брэндов в связи с некорректным патентованием. В соответствии с этим законодательным положением регуляторный орган не может выдать разрешение на маркетинг, пока не будут разрешены судебные споры по поводу наличия патентной защиты или пока не истечет определенный период (30 мес в США и 24 мес — в Канаде) — одно из двух наступивших раньше событий. Публиковать патенты на лекарственные средства в США принято в Оранжевой книге (Orange book). Но это касается не всех патентов, а только тех, что относятся к (1) лекарственной субстанции; (2) лекарственному препарату (составу или лекарственной форме); (3) методу применения.

Хотя указанная связь, или linkage (англ.) не упомянута и не описана в TRIPS, включение этой нормы в двусторонние соглашения является одним из настоятельных требований USTR. Так, в Priority Watch List-2007 отсутствие этой нормы «поставлено на вид» Мексике, Чили и другим странам. Согласно договору Перу — США правительства должны поддерживать прозрачную систему, с помощью которой происходит уведомление владельца патента о том, что другая сторона хочет вывести на рынок продукт, в отношении которого распространяется патентная защита (кстати, чилийское правительство решило использовать для этой цели веб-сайт). Такая трактовка, в отличие от TRIPS-plus, предоставляет владельцу патента возможность самому действовать для предупреждения угрозы конкуренции. Она позволяет опровергать действительность патентной защиты, и сейчас это применяют в США, где компания, оспорившая наличие патентной защиты, получает право на 180-дневную рыночную эксклюзивность.

Таким образом, новые правила, являющиеся следствием перераспределения сил в Конгрессе, — это попытка восстановить баланс между благоприятствованием инновациям и защитой потребителей, между инновационными и генерическими компаниями. Пример соглашений с Перу, Панамой и Колумбией свидетельствует о том, что странам следует вести более активный переговорный процесс с США, что USTR представляет интересы владельцев объектов интеллектуальной собственности, а не вообще правящие круги США (Jorge M.F., 2007).

Работающих двусторонних соглашений с ВТО всего восемь, у трех вышеназванных стран действие соглашений приостановлено, у двух, включая Перу, ожидает имплементации. В отличие от большинства развивающихся стран, в законодательстве развитых присутствуют положения об эксклюзивности данных (таблица). Законодательство ЕС в отношении длительности периода защиты данных даже более строгое, чем США: Согласно Директиве 2004/27/ЕС он равен 8 годам (+ 2 года рыночной эксклюзивности, когда можно разрабатывать и подавать в регуляторные органы регистрационные материалы — положение «Болар»), тогда как в США — 5 лет + 3 года в случае одобрения нового показания (на последний 3-летний период распространяется положение «Болар») (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 47 (568) от 4.12.2006 г.). Однако не все страны — члены ЕС имплементировали положения директивы в свое законодательство; это же касается и норм межгосударственных соглашений (Cullen D., 2007). В особенности это касается новых стран — членов ЕС: к примеру, Польша до 2004 г. предоставляла только 3-летний период эксклюзивности данных. n

Таблица

Примеры стран с различным законодательным статусом относительно эксклюзивности данных
(по Jorge M.F., 2007)

Длительность 18 мес Ямайка
Длительность 5 лет Австралия, Бахрейн, Чили, Колумбия, Коста Рика, Хорватия, Доминиканская Республика, Египет, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Израиль, Иордания, Маврикий, Мексика, Морокко, Новая Зеландия, Никарагуа, Оман, Панама, Перу, Саудовская Аравия, Сингапур, Тайвань, Арабские Эмираты, США, Вьетнам
Длительность 6 лет Китай, Япония, Южная Корея, Турция
Длительность 8 лет Канада
Длительность 10 лет Все страны Европейского Экономического Сообщества



Елена Литвинова Елена Литвинова, ГП «Государственный научный центр лекарственных средств»:

— Разработке препарата всегда предшествуют патентные исследования для определения приоритетных направлений разработки, оценки патентоспособности объекта, его патентной чистоты и др. Патентная чистота — юридическая характеристика объекта, сущность которой состоит в том, что объект может быть свободно использован в данной стране без угрозы нарушения действующих на ее территории патентов, принадлежащих другим собственникам.

Патентные исследования также проводятся с целью оценки патентоспособности разработанного лекарственного средства, то есть возможности получения патента. Проведение патентных исследований для определения ситуации в отношении использования прав на объекты промышленной собственности позволяет выявить страны, являющиеся ведущими в разработке определенного препарата, а также страны с наиболее емким рынком сбыта. Использование патентной документации также целесообразно при подготовке библиографического заявления при регистрации в Украине лекарственного средства, имеющего хорошо изученное медицинское применение.

Анализ патентной информации проводят с использованием баз данных патентных ведомств, а также периодических изданий. В интернете соответствующие организации представлены на сайтах: ГП «Украинский институт промышленной собственности» (Укрпатент) — www.ukrpatent.org; Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) — www.fips.ru; Управление по патентам и торговым маркам США (United States Patent and Trademark Office — USPTO) — www.uspto.gov; Евразийское патентное ведомство — www.eapatis.com; Европейское патентное бюро (European Patent Office) — ep.espacenet.com. Проведение патентных исследований, а также получение в установленном порядке исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности при разработке лекарственных средств позволяет исключить основания недобросовестной конкуренции.

Игорь Мозолевич Игорь Мозолевич, руководитель группы по вопросам интеллектуальной собственности Ассоциации производителей инновационных лекарств «АПРАД»:

— Ассоциация ставит своей целью проведение некоторых структурных преобразований в жизни отрасли, в том числе для недопущения недобросовестной конкуренции. В частности, нам нужен механизм препятствования регистрации лекарственных средств с нарушением патентных прав на уровне разрешительной системы. Нельзя допускать, чтобы такие препараты выводились на рынок. Поскольку юридическая сторона защиты прав интеллектуальной собственности в фармации довольно специфична, нам нужна специализация внутри судебной системы. В последнее время отстаивать свою правоту становится легче: есть случаи и отмены регистрации, и выигрышей в судебных спорах.

Алла Сороколетова Алла Сороколетова, менеджер по медицинским и регуляторным вопросам, «Никомед»:

— Как на рынках дальнего зарубежья, так и в СНГ, компания «Никомед» своим приоритетным заданием считает обеспечение качества, эффективности и безопасности препаратов для блага пациентов. Создание продуктов интеллектуальной собственности — патентов в большей степени, торговых марок — в меньшей, требует от фармацевтических компаний огромных капиталовложений. Отечественное законодательство защищает наши права, но с его применением есть явные проблемы.

На протяжении двух последних лет в Украине, как и в других странах, заявления на регистрацию подают в формате Общего технического документа (Common Technical Document — CTD), который содержит конфиденциальную информацию о продукте. При этом принципиально важна защита этих данных. В создании прозрачных честных правил работы на рынке фармацевтические компании в сотрудничестве с регуляторными и законодательными органами должны принимать самое непосредственное участие. Прецеденты нарушения прав интеллектуальной собственности, а также решения суда по этим вопросам следует предавать огласке и обсуждать.

Ирина Ерофеева,
фото Любови Столяр
и предоставленные интервьюируемыми


Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті