Фармрынок Украины в контексте регионального развития. Часть II

В предыдущем номере «Еженедельника АПТЕКА» была опубликована первая часть статьи, посвященной обзору фармацевтического рынка Украины в контексте СНГ. В рамках этой публикации мы уже успели рассмотреть объемы, динамику и структуру фармрынков СНГ, оценили макроэкономические предпосылки развития таковых. Однако для того чтобы в полной мере отобразить ситуацию, необходимо уделить внимание особенностям развития оптового и розничного звена фармрынков этих стран. При подготовке публикации были использованы данные аналитической системы исследования фармацевтического рынка Украины «Фармстандарт» компании «МОРИОН». Сведения о численности населения в различных странах получены на сайте Международного валютного фонда (МВФ, www.imf.org). Данные о розничной наценке на лекарственные средства (ЛС) в России, Беларуси и Казахстане предоставлены компанией «RMBC» (Россия). Информация о дистрибьюторском и розничном сегментах фармрынков стран Америки, Европы, а также России, Беларуси и Казахстана получена на сайтах www.pharmexpert.ru, www.pharmvestnik.ru, www.ncpdusa.org, www.informanaliz.ru, www.interfax.by, minzdrav.by, www.pharmnews.kz, www.girp.org, www.pcmanet.org, www.napra.ca, www.4p.ru.

Напомним, что фармацевтические рынки стран СНГ являются преимущественно генерическими и «традиционными», несколько отличаясь по степени зависимости от государственного регулирования. Суммарный объем фармрынков стран СНГ сопоставим с рынками некоторых европейских стран. Однако они растут быстрее западноевропейских, демонстрируя двузначные темпы прироста. Максимальный вклад в структуру фармрынков стран СНГ оказывает розничный сегмент. Можно сказать, что финансирование развития фармрынков стран СНГ осуществляется преимущественно за счет личных средств населения.

Очевидно, что высокие темпы роста фармрынков стран СНГ вызваны соответствующими изменениями в работе всех операторов. Наряду с этим в оптовом и розничном секторах достаточно быстро происходят изменения. А поскольку они имеют непосредственное отношение к обеспечению доступа пациентов к ЛС, их невозможно оставить без внимания.

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ОПТОВОГО И РОЗНИЧНОГО СЕГМЕНТОВ ФАРМРЫНКОВ СТРАН СНГ

Начнем с фармацевтической дистрибьюции. Следует отметить, что ее развитие, как и других видов деятельности во всем мире, подчинено процессам глобализации. Для экономических аспектов глобализации характерны:

– свободная торговля;

– свободное движение капитала;

– тенденция к аутсорсингу непрофильной деятельности компаний специализированными компаниями;

– увеличение количества слияний компаний внутри стран и на транснациональном уровне;

– быстрое распространение финансовой информации;

– тенденции к большей открытости предприятий;

– увеличение потребительских кредитов как площадки для дальнейшего роста потребления и т.д.

Основные стадии развития фармацевтической дистрибьюции в мире характеризуются планомерным уменьшением количества операторов на рынке, развитием логистики и автоматизации, повышением частоты поставок (рис. 1). Точкой отсчета для этого сектора фармрынка является формирование непрямой дистрибьюции. То есть переход от прямых поставок товара производителями в розничную сеть к его распределению с помощью дистрибьюторских компаний. На этом этапе развития фармдистрибьюции было создано большое количество компаний. Однако повышение конкуренции привело к увеличению доли сильнейших компаний и появлению множества эксклюзивных поставщиков с относительно небольшой долей рынка. Сегодня, на наш взгляд, украинская фармдистрибьюция уже прошла этот этап развития. Далее ей предстоит пережить этап горизонтальной и вертикальной интеграции, когда с целью повышения эффективности бизнеса, увеличения товарооборота и доли рынка дистрибьюторы охотно объединяются друг с другом и/или интегрируются с аптечными сетями и производителями. Следует отметить, что на полшага вперед шагнула российская фармдистрибьюция, которая сегодня уже переживает процессы активных слияний и поглощений, и вместе с тем готовится к региональной экспансии — выходу на рынки других стран. К слову, региональная экспансия, как правило, является тем этапом развития фармдистрибьюции, который сопровождается значительным притоком инвестиций.

Основные                                     стадии развития фармацевтической дистрибьюции

Рис. 1. Основные стадии развития фармацевтической дистрибьюции

Разумеется, для каждой страны характерна определенная стадия развития фармдистрибьюции, имеющая «этнический темперамент». Пример наиболее развитой системы фармдистрибьюции мы находим в США и Европе, где эта деятельность уже сконцентрирована в руках основных игроков, занимающих львиную долю фармрынка (табл. 1). Однако на разных берегах Атлантического океана системы фармдистрибьюции отличаются по многим параметрам.

Таблица 1

Фармацевтическая дистрибьюция в США, Европе и СНГ

Характеристика дистрибьюции США Европа Россия Украина Беларусь Казахстан
Основные игроки на рынке Cardinal Health, McКesson, AmerisourceBergen Celesio, Phoenix, Alliance Healthcare СИА Интернейшнл, Протек Оптима-Фарм, Альба Украина, БаДМ, ВВС-Лтд. Государственные дистрибьюторы (Фармации) Амити, Медикус-Центр, Стомед, Медсервис Плюс, Вива Фарм
Доля основных игроков, % 90–95 80–85 40–45 65–70 35–40 40–45
Условия работы Нет госрегулирования цен, максимальная наценка Низкий уровень наценки Средний уровень наценки Низкий уровень наценки Нет данных
Уровень автоматизации Средний Высокий Высокий (для крупных компаний) Нет данных
Частота поставок в день 1–2 раза в несколько дней Несколько раз в день 1 раз в день Нет данных
Уровень логистики Высокий Высокий Высокий (для крупных компаний) Нет данных
Стоимость сервиса Средняя Высокая Низкая Нет данных

Фармацевтическая дистрибьюция России и Украины имеет схожие черты с европейской, однако, разумеется, далека от совершенства. Наибольшей долей рынка в России сегодня владеют 2 компании: «СИА Интернейшнл» и «Протек». В Украине поставки сконцентрированы в руках четверки крупнейших дистрибьюторов, доля которых достигает 65–70% объема поставок фармпродукции в аптечную сеть. Фармдистрибьюция в Беларуси имеет свою, отличительную от других рынков исследуемых стран СНГ, особенность — наличие государственных дистрибьюторов («Фармации»), получивших приоритет в поставках фармпродукции. Для Казахстана, в свою очередь, свойственна невысокая концентрация поставок.

Важно отметить, что фармдистрибьюция в странах Европы, России и Украине характеризуется невысоким уровнем торговой наценки. Однако, судя по данным из различных источников, дистрибьюторская наценка в России выше, чем в Украине и многих странах Европы. В частности, в России и Украине значительно отличается роль фармдистрибьюторов. Дистрибьюторские компании в России — главная движущая сила фармрынка. В Украине же, как и в Западной Европе, значительную роль в дистрибьюторской цепочке ЛС играют производители и аптечные сети. Несмотря на это, как в России, так и в Украине происходит непрерывное развитие фармдистрибьюции, сопровождающееся повышением частоты поставок, уровня автоматизации деятельности и логистики, расширением спектра сервисных услуг. Однако достигать этих целей удается преимущественно крупным компаниям.

Прежде чем перейти к обзору основных тенденций развития аптечных сетей в странах СНГ, следует отметить, что обеспечение аптечными учреждениями населения в СНГ значительно выше, чем в США, Канаде и многих странах Европы (рис. 2). Высокая плотность аптечных учреждений в странах СНГ является своего рода дополнительной нагрузкой в работе дистрибьюторов фармацевтической продукции, основная задача которых — обеспечение доступа населения к ЛС.

Обеспечение                                     аптечными учреждениями населения в США, Канаде,                                     Германии, Франции, Великобритании, Италии,                                     Испании и исследуемых странах СНГ

Рис. 2. Обеспечение аптечными учреждениями населения в США, Канаде, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Испании и исследуемых странах СНГ

Вместе с тем, в развитии розничного сектора фармрынков стран СНГ наметилось несколько важных тенденций, которые невозможно оставить без внимания. В первую очередь — это изменение структуры аптечных сетей, характеризующееся уменьшением количества аптечных киосков и увеличением — аптек (табл. 2). Именно аптеки постепенно приобретают статус оптимальной точки продаж фармпродукции, пользующейся широким спросом у населения. Аптечные киоски, в свою очередь ограничены по ассортименту, как правило, не имеют полноценного торгового зала и складского помещения. В то же время, в структуре реализации товаров аптечными сетями все большую значимость приобретают косметика и другие сопутствующие категории продуктов, для эффективной реализации которых важно наличие большого торгового зала.

Таблица 2

Тенденции развития аптечных сетей в странах СНГ

Тенденция развития Россия Украина Беларусь Казахстан
Изменение структуры аптечных сетей От аптечных киосков к аптекам 5 категорий аптек (с 3.02.2007 г.) От аптечных киосков к аптекам
Тенденции торговли Развитие проектов «Private Label» Активное развитие сегментов косметики и БАД Нет данных
Консолидация Крупнейшая сеть — «Аптечная сеть «36,6» насчитывает более 1 тыс. аптек. Продажи в 2006 г. составили около 525 млн дол. США На позицию национального оператора претендуют «Медсервис» (155 розничных точек) и «Фалби» (>150 розничных точек) Нет данных Прогнозируется экспансия российских операторов
Интеграция дистрибьюторов в аптечные сети «Протек» — «Ригла», «О3»; «Роста» — «Радуга»; «Генезис» — «Первая помощь»; «Морон» — «Старый лекарь»; «Катрен» — «Мелодия здоровья»; «СИА Интернейшнл» — «Фармир»; «Alliance Healthcare Russia» — Моя любимая аптека» «Фалби» (опт+розница); «Артур-K» (опт+розница); «Альба Украина» — «Наша аптека» Нет данных Нет данных
Розничная наценка на ЛС, %, 9 мес 2007 г. 30 27 26 22

Особого внимания заслуживает изменение структуры аптечных сетей в Беларуси, которое год назад претерпело разительные трансформации. В отличие от привычных нам аптеки, аптечного пункта и аптечного киоска, в Беларуси теперь оперируют только понятием «аптека». С 3 февраля 2007 г., согласно постановлению Министерства здравоохранения республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 120 «Об утверждении Надлежащей аптечной практики», в зависимости от выполняемых работ и услуг, являющихся лицензируемыми видами деятельности, занимаемых площадей помещений и ассортимента реализуемых ЛС аптеки подразделяются на таковые 1–5-й категории. Аптечные пункты и аптечные киоски в соответствии с этим постановлением теперь являются аптеками 4-й и 5-й категории. И действовать они смогут только при наличии у владельца — юридического лица или индивидуального предпринимателя — аптек 1-й и 2-й категории.

Важным аспектом развития розничного сектора фармацевтических рынков стран СНГ является укрупнение аптечных сетей. Необходимость создания аптечных сетей в Украине, как и во многих других странах, диктуется правилами развития рынка. Розничная аптечная сеть— это в первую очередь системный инструмент совершенствования и контроля каналов сбыта. Это контролируемая торговая наценка, количество аптек с учетом плотности проживающего населения, диверсификация финансовых рисков и четкая централизованная система расчетов с поставщиками. Отметим, что до сих пор в Украине нет ни одной аптечной сети национального масштаба — большинство из них небольшие и действуют исключительно в пределах одной области. Тем не менее очевидно, что процесс создания национальной сети на данном этапе уже необратим. Сегодня в Украине есть несколько компаний, которые охватывают большое количество областей и претендуют на звание национального розничного оператора, прежде всего это «Медсервис» и «Фалби».

В России ситуация отличается. Консолидация аптечных сетей в этой стране началась достаточно давно. Здесь уже функционируют аптечные сети национального масштаба: «Аптечная сеть «36,6» и «Ригла». На 1 октября 2007 г. под управлением «Аптечной сети «36,6» находилось 1090 аптек в 29 регионах России (www.pharmacychain366.ru). Консолидированные продажи этой аптечной сети за 2006 г. составили около 525 млн дол. По итогам I полугодия 2007 г. «Ригла» насчитывала 483 аптеки, совокупный объем продаж — 144 млн дол. (www.rigla.ru). Наличие крупных аптечных сетей в России, в свою очередь, также объясняет активное развитие проектов «Private Label» — реализации товаров под собственной торговой маркой.

Как отмечалось выше, в России значительную роль на фармрынке играют дистрибьюторы. Этот тезис подтверждается и высокой степенью их интеграции в аптечные сети. Так, например, на момент подготовки публикации нам было известно о вертикальной интеграции в России дистрибьюторской компании «Протек» с аптечными сетями «Ригла» и «О3»; «Роста» — с аптечной сетью «Радуга»; «Генезис» — с «Первая помощь»; «Морон» — со «Старый лекарь» и др. В России также отмечена интеграция аптечных сетей с производителями. Пример тому — «Аптечная сеть «36,6» и «Верофарм». Не стоит также забывать, что группы компаний «Протек» и «Биотек» представлены как в производственном, так и в оптовом и розничном сегментах фармрынка.

В Украине процессы вертикальной и горизонтальной интеграции в секторе розничной торговли ЛС пока еще не столь распространены. Нам известно лишь о нескольких примерах интеграции дистрибьюторских компаний в аптечные сети (см. табл. 2).

Отметим также, что розничный фармацевтический бизнес в странах СНГ является маржинальным. Средняя аптечная наценка на ЛС в странах СНГ по итогам первых 9 мес 2007 г. составляла от 22% в Казахстане до 30% в России. Разумеется, это некоторым образом объясняет повышенный интерес к аптечным сетям производителей и дистрибьюторов.

ПРОГНОЗЫ

Макроэкономические прогнозы развития стран СНГ — одна из важных составляющих оценки перспектив фармацевтического рынка. Так, в 2008 г. по оценкам МВФ в России, Украине, Беларуси и Казахстане ожидается рост реального ВВП на 5,4–7,8% по сравнению с 2007 г. (табл. 3). Прогнозы Межгосударственного статистического комитета СНГ несколько выше и обещают повышение этого показателя на 6,5–8,5%. Однако в любом случае очевидно, что экономика СНГ будет развиваться более активно, чем в развитых странах. Неотъемлемым спутником этого процесса в странах СНГ также станет инфляция, которая в 2008 г. по оценкам МВФ составит 7,5–10,8%, а по оценкам Межгосударственного статистического комитета СНГ — 8,0–11,0%.

Таблица 3

Макроэкономические прогнозы на 2008 г.

Страна МВФ (октябрь 2007 г.) Межгосударственный статкомитет СНГ (март 2008 г.)
Реальный ВВП, D по сравнению с 2007 г., % Инфляция, D по сравнению с 2007 г., % Реальный ВВП, D по сравнению с 2007 г. Инфляция, D по сравнению с 2007 г., %
США 1,9 2,3 ?
Канада 2,3 1,9
Германия 2,0 1,8
Франция 2,0 1,8
Великобритания 2,3 2,0
Италия 1,3 1,9
Испания 2,7 2,8
Россия 6,5 7,5 7,0 8,5
Украина 5,4 10,8 6,5–7,0 10,0–11,0
Беларусь 6,4 10,0 8,0–8,5 9,0–10,0
Казахстан 7,8 7,8 8,0 8,0–9,0

Отметим также, что несмотря на сложившуюся нестабильную политическую ситуацию и развивающуюся экономику, в докладе ООН, посвященном обзору инвестиционных перспектив различных стран (World Investment Prospects Survey 2007–2009, United Nations, New York and Geneva, 2007), Украина названа одной из 20 наиболее привлекательных экономик для размещения прямых иностранных инвестиций в 2007–2009 гг. (табл. 4).

Таблица 4

Tоп-20 наиболее привлекательных экономик для размещения прямых иностранных инвестиций в 2007–2009 гг.

№ п/п Страна
1 Китай
2 Индия
3 США
4 Россия
5 Бразилия
6 Вьетнам
7 Великобритания
8 Австралия
9 Мексика
10 Польша
11 Германия
12 Таиланд
13 Франция
14 Малайзия
15 Индонезия
16 Сингапур
17 Италия
18 Украина
19 Япония
20 Канада

Прогнозы роста объемов фармацевтических рынков для СНГ также оптимистичны. Увеличение розничного рынка ЛС в России прогнозируется на 18% по сравнению с 2007 г. до 9,35 млрд дол. (www.pharmexpert.ru). Объем рынка аптечных продаж ЛС в Украине в это же время увеличится до 2,7 млрд дол. на 32–35% (прогнозы компании «МОРИОН»). При этом общий объем розничного фармрынка по всем категориям товаров в Украине увеличится на 37–40% и достигнет 3,4 млрд дол. (прогнозы компании «МОРИОН»). В это же время в топ-5 крупнейших по объемам фармрынков странах Европы и в США ожидается прирост объемов фармрынка на 4–5% по сравнению с 2007 г. (www.imshealth.com).

Напомним, что фактически фармацевтический рынок Украины ощутил на себе влияние ВТО в августе 2005 г., когда в нашей стране вступил в силу закон о нулевой ставке таможенной пошлины на товары фармацевтической промышленности, что моментально отразилось на увеличении доли зарубежных ЛС в общем объеме фармрынка как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 3). Вместе с этим темпы роста фармацевтического рынка Украины остались на высоком уровне. В 2007 г. объем фармрынка Украины в денежном выражении увеличился на 30% по сравнению с 2006 г. (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 13 (634) от 31 марта 2008 г.).

Динамика                                     удельного веса зарубежных и отечественных ЛС в                                     общем объеме продаж этой категории товаров в                                     денежном и натуральном выражении в январе 2005 –                                     декабре 2007 гг.

Рис. 3. Динамика удельного веса зарубежных и отечественных ЛС в общем объеме продаж этой категории товаров в денежном и натуральном выражении в январе 2005 – декабре 2007 гг.

Тем не менее, ввиду отсутствия возмещения НДС при экспорте ЛС отечественные фармпроизводители сегодня находятся в дискриминационном положении, что в свою очередь снижает инвестиционный интерес к украинским производственным площадкам. Также остаются нерешенные вопросы, связанные с нетарифным регулированием оборота ЛС, которые охлаждают инвестиционный «пыл» по отношению к фармацевтической отрасли стран СНГ.

ИТОГОВОЕ РЕЗЮМЕ

Фармацевтические рынки стран СНГ сегодня характеризуются двузначными темпами прироста и имеют схожую структуру, несколько отличающуюся из-за особенностей национального регулирования. Cуммарный объем фармрынков стран СНГ уже идентичен некоторым рынкам Европы, что делает их привлекательными для импорта. Интерес мировой фармотрасли к странам СНГ также усиливается наряду с острой конкуренцией и ограничениями для развития на «старых» рынках.

На фоне других стран СНГ фармрынок Украины демонстрирует один из самых высоких темпов прироста объемов розничного фармрынка в денежном выражении. Более того, Украина — первая из исследуемых стран СНГ, которая намерена вступить в ВТО и сохранить при этом максимально возможные высокие темпы прироста объемов фармрынка.

Оптимистичные прогнозы развития Украины и других стран СНГ как на макроэкономическом уровне, так и на уровне фармацевтической отрасли свидетельствуют о дальнейших положительных трансформациях и, в том числе, потеплении инвестиционного климата, обеспечении доступа к мировому рынку капитала. Ввиду выигрышного расположения, компактной географии и высокой плотности населения Украину можно считать одной из наиболее интересных стран для работы фармацевтических компаний. Тем не менее очевидно, что с целью рациональной гармонизации всех секторов украинского фармрынка и приведения их в статус инвестиционно привлекательных нам предстоит преодолеть еще много препятствий. На горизонте — усовершенствование комплекса мер по нетарифному регулированию оборота ЛС, повышение маржинальности оптового фармацевтического бизнеса и консолидация аптечных сетей. n

Екатерина Кармалита

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*