Делу — время! Практическая конференция «Фармбюджет–2009». Часть I

Именно сегодня большинство компаний, особенно те, у которых финансовый год совпадает с календарным, планируют свою деятельность на предстоящий год. Главный вопрос, который стоит перед ними: как распределить бюджет? Попытаться найти ответы на него в рамках практической конференции «Фармбюджет–2009», которая состоялась 15 мая 2008 г., пришли более 150 представителей украинского фармацевтического сообщества. Как и годом ранее, организаторами этого мероприятия выступили компании «МОРИОН» и «Medical Data Management Ukraine». Следует отметить, что в нынешнем году уровень подготовки конференции порадовал еще больше, и на сей раз это было запечатлено не только объективами фотоаппаратов, но и видеокамер. С полными текстами презентаций можно ознакомиться на сайте www.apteka.ua. А вопросы докладчикам задавали признанные эксперты фармацевтического рынка. Итак, что же необходимо знать фармацевтической компании при планировании бюджета на следующий год?

Традиционно открывали конференцию Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», и Надежда Ворушило, директор компании «Medical Data Management Ukraine». После краткого приветственного слова организаторов микрофон был передан в руки Леонида Гуляницкого, профессора, доктора технических наук (Институт кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины), который представил вниманию слушателей один из наиболее интересных докладов, посвященных макроэкономическому контексту развития фармрынка Украины.

Диагностика состояния экономики — это, без преувеличения, основополагающий фактор планирования развития любой компании. Критерием, по которому отслеживают состояние экономики, является объем ВВП, постоянно увеличивающийся в Украине. В период с 1998 по 2007 г. его объем в фактических ценах увеличился со 102,59 до 712,95 млрд грн. Причем, начиная с 2000 г. реальный ВВП демонстрирует устойчивый рост.

Как известно, важные показатели, отражающие развитие экономики, — это также индекс потребительских цен и цен производителей. Примечательно, что на протяжении нескольких последних лет индекс цен производителей стабильно опережает таковой индекса потребительских цен, что называют «инфляционным навесом».


Исключением за последние 6 лет был только 2005 г., когда индекс потребительских цен опередил таковой цен производителей. Совершить подобного рода чудо у правительства была попытка и в начале этого года. Однако уже в марте все вернулось на круги своя, что указывает на дальнейший рост инфляции в нашей стране. В апреле текущего года, как известно, индекс потребительских цен увеличился на 13,1% по сравнению с декабрем 2007 г. (или 30,2% — к апрелю 2007 г.), а индекс цен производителей — на 19,8% (37,6%).

Государственный бюджет, начиная с 2003 г., в Украине стабильно дефицитный. Причем даже по радужным планам правительства, которые были озвучены в начале этого года, дефицит бюджета в 2008 г. составит более 9 млрд грн. В 2007 г., для сравнения, дефицит государственного бюджета был 7,7 млрд грн.


Внешнеэкономическая деятельность в Украине, начиная с 2005 г., характеризуется катастрофическим ростом импорта. Сальдо торгового баланса в 2007 г. составило –7,7 млрд дол. США. То есть общий объем экспорта из Украины был на 7,7 млрд дол. меньше объемов импорта. Основная причина таких изменений достаточно очевидна — рост цен на энергоресурсы.

Размер среднемесячной заработной платы и пенсий населения Украины стремительно увеличивается. В 2007 г. эти показатели составили 1351 и 751,38 грн., повысившись по сравнению с 2006 г. на 29,8 и 57,1% соответственно. И, что немаловажно, общий объем доходов населения растет быстрее индекса потребительских цен. То есть реальные располагаемые доходы населения нашей страны увеличиваются.

С другой же стороны, настораживает тот факт, что темпы роста реальных располагаемых доходов населения опережают таковые роста ВВП, что свидетельствует о давлении денежной массы на рынок и вызывает инфляционные процессы.

Важно также отметить, что потребительская корзина в Украине сегодня на 52% состоит из продуктов питания. В экономически развитых странах эта цифра составляет 15–20%, в России и Казахстане — 40%, в Китае — 30%.

Обнадеживает то, что с 2003 г. замедлились темпы снижения численности населения нашей страны. С другой же стороны, оно неумолимо стареет. Доля населения в возрасте до 44 лет постоянно уменьшается. «Мы стали жить дольше. Это радует. Хотя и вызывает определенные проблемы, связанные с энергопотреблением, продовольствием и т.д.», — подчеркнул Л. Гуляницкий.

Основные показатели системы здравоохранения Украины характеризуются повышением уровня заболеваемости и уменьшением количества врачей всех специальностей. При этом отмечается тенденция к уменьшению количества лечебно-профилактических учреждений и увеличению амбулаторно-поликлинических.

Л. Гуляницкий также отметил, что запланированные расходы бюджета на здравоохранение в 2008 г. составляют 32,1 млрд грн., что на 20% превышает таковые годом ранее. При этом доля расходов сводного бюджета на здравоохранение в общем объеме ВВП уменьшится по сравнению с 2007 г. и составит 3,6%, а в общей сумме расходов, напротив, повысится до 13,8%.

Что касается прогнозов развития нашей страны, реальный ВВП с точки зрения Министерства экономики в 2008 г. в Украине увеличится на 7,6%. Зарубежные организации в то же время дают менее оптимистичный прогноз роста ВВП и более высокий, в отличие от прогнозов Минэкономики, рост инфляции.

Участникам конференции также впервые были предоставлены помесячный прогноз роста фармрынка и результаты исследований инфляции на рынке ЛС в сравнении с индексом потребительских цен в Украине. Л. Гуляницкий отметил, что на рост инфляции в Украине фармрынок реагирует по-разному. На протяжении 2004–2006 гг. инфляция на рынке лекарственных средств (ЛС) была ниже индекса потребительских цен. С начала 2007 г. ситуация сменилась на противоположную. Однако уже в сентябре 2007 г. индекс потребительских цен вновь превысил инфляцию на рынке ЛС.

В целом же, разумеется, дальнейшее развитие фармрынка Украины значительно зависит от развития экономики страны. При этом на 2008–2010 гг. для развития экономики Украины существуют определенные риски, которые можно разделить на:

Политические:

  • нестабильность в  государстве > уменьшение поступления/отток иностранного капитала;
  • взаимопроникновение бизнеса и власти > подавление внутреннего рынка и среднего бизнеса (перераспределение доходов в  пользу отдельных финансово-промышленных групп).

Внутриэкономические:

  • неурожай зерновых;
  • снижение спроса на жилье и  здания;
  • непринятие налогового кодекса;
  • изменение условий после вступления в ВТО.

Инфляционные:

  • нестабильность курса гривны;
  • резкий рост цен на  импортируемый газ;
  • повышение импортных тарифов на российскую нефть;
  • значительное повышение стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Внешнеэкономические:

  • замедление темпов роста в  странах — импортерах украинской продукции;
  • неблагоприятная конъюнктура на мировых товарных рынках;
  • продолжение роста мировых цен на нефть;
  • ухудшение политической ситуации в мире.

Своего рода прелюдией к детальному обзору фармрынка Украины стал доклад Марины Бучмы, координатора Комитета по вопросам здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации.

Среди проектов, которыми занимается Комитет по вопросам здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации, можно выделить направленные на содействие реформам в секторе здравоохранения и реформам в системе медицинского потребления. В частности, речь идет о работе над предложениями по внедрению обязательного медицинского страхования и системы возмещения стоимости ЛС в Украине, присоединении Украины к Конвенции фармацевтических инспекций (PIC/S), процедуре допуска на рынок ЛС, вопросах этического продвижения препаратов и защите прав интеллектуальной собственности.

Естественно, перспективы внедрения обязательного медицинского страхования будут влиять на потребление ЛС. А именно — позволят уменьшить разрыв между потребностью и потреблением. Развитие рынка ЛС станет более ориентированным на потребность, а не на платежеспособность населения.

Перспективы разработки и внедрения стандартов лечения на 2008–2009 гг. обеспечат повышение качества потребления пациентами ЛС, сделают потребление более прогнозируемым, а также, возможно, поставят барьеры для недоброкачественной конкуренции в сегменте рецептурных препаратов. Наличие стандартов также позволит иметь более прозрачные критерии назначения препаратов для лечения конкретных заболеваний.

Последствия изменений в системе медицинского обеспечения для международного фармацевтического бизнеса таковы: внедрение системы контроля качества производства на этапе допуска препаратов на рынок (преквалификация производителей) станет еще одним барьером для доступа на рынок некачественных генериков. Наиболее вероятным результатом таких нововведений станет также добросовестная ценовая конкуренция на рынке генериков.

В части совершенствования оборота ЛС на фармацевтическом рынке Украины Комитет по вопросам здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации ведет активную работу по присоединению Украины к Конвенции фармацевтических инспекций (PIC/S). Это также будет иметь достаточно серьезное в обозримой перспективе влияние на «отсечение» производителей некачественных препаратов и нормализацию рынка генериков путем устранения недобросовестной конкуренции.

Особого внимания фармацевтического сообщества сегодня также заслуживает введение в Украине обязательных требований GMP для локального производства с 1 января 2009 г. Теоретически вступление в действие такого регулирования должно позитивно повлиять на имидж отечественных производителей.

Дискуссию, посвященную этой теме, подытожил Владимир Игнатов, глава группы европейских фармацевтических производителей Комитета по вопросам здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации, глава представительства «AstraZeneca» в Украине. По его словам, украинская фарминдустрия сегодня делится на 2 лагеря: несколько компаний-лидеров, которые уже инвестировали во внедрение стандартов и рассчитывают получить за счет этого конкурентное преимущество, и остальные участники рынка, которые пока еще не готовы к таким изменениям. Он также отметил, что 1 января 2009 г. может стать отличным стимулом к производственной кооперации отечественных фармпроизводителей или началу активного процесса слияний и поглощений как со стороны иностранных компаний, так и отечественных. В то же время мелкие производители ЛС могут уйти в «зону БАДов», решив таким образом все вопросы, связанные с GMP.

Подробный обзор фармацевтического рынка Украины был представлен в докладе Олега Добранчука, руководителя аналитической службы компании «МОРИОН». Согласно рассмотренным в его докладе данным, рынок ЛС в Украине по итогам 2007 г. составил 12 млрд грн. в ценах производителя. При этом доминантной на украинском фармрынке является импортная продукция. Объем импорта ЛС в Украину в прошлом году достиг 9,0 млрд грн. В целом же рынок в динамике развивается достаточно активно. Однако мы постепенно становимся все более зависимыми от импортной продукции. Особенно обращает на себя внимание укрупнение в сегменте импортеров и быстрое проникновение на рынок продукции некоторых фармпроизводителей.

Преобладание розничных продаж ЛС над госпитальными сегодня достаточно весомо. Рынок потребления ЛС в 2007 г. составил 12,8 млрд грн., 80% из которых — розничный сегмент.

Разумеется, ЛС являются наибольшей категорией товаров среди реализуемых через аптечную сеть. Тем не менее по темпам роста они уступают сопутствующим категориям товаров «аптечной корзины», таким как изделия медицинского назначения, косметика и БАД.

Важно, что начиная со второго полугодия 2007 г., темпы прироста рынка аптечных продаж не опускались ниже 30%. Однако темпам прироста объемов розничного фармрынка в натуральном выражении свойственна несколько иная картина. По этому показателю рынок развивается гораздо менее динамично.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» заслуживает отдельного внимания, поскольку ее рост в I кв. 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил более 30% в каждом сегменте. Такими изменениями рынок обязан множеству факторов. В частности, в категории ЛС значительное влияние на этот показатель оказывает увеличение объемов продаж более дорогостоящих препаратов, укрупнение упаковки и т.д.

В первые 3 мес 2008 г. тенденции, которым было положено начало в 2007 г., сохранились. Темпы увеличения объемов фармрынка за счет изменения структуры потребления, увеличения объемов продаж препаратов и укрупнения продаваемых упаковок в последнее время снижаются. Вместе с тем увеличивается инфляционная составляющая роста фармацевтического рынка. Уже в марте 2008 г. повышение цен на препараты обеспечило рынку аптечных продаж 14,2 из 31,1% прироста объемов в денежном выражении по сравнению с мартом прошлого года.

Подводя итоги, О. Добранчук отметил, что при сохранении существующих тенденций развития фармрынка и макроэкономической ситуации в 2008 г. прирост объемов рынка аптечных продаж ЛС составит около 32–35%, всего рынка аптечных продаж — около 40%. При этом мощными драйверами роста рынка в 2008 г. являются инфляционные процессы и высокие темпы роста доходов населения страны. Особенное ускорение отечественному фармрынку также придают зарубежные производители.

После презентации докладов, посвященных макроэкономической ситуации в стране и обзору фармацевтического рынка, модераторы инициировали оживленную дискуссию. Особая обеспокоенность участников конференции по поводу влияния инфляционных процессов на рост фармацевтического рынка была выражена Евгением Заикой, главой представительства «Nycomed» в Украине.

Л. Гуляницкий прокомментировал ситуацию так: «Инфляция — очень мощный импульс роста рынка сегодня. И, в принципе, развивающиеся страны могут позволить себе небольшую инфляцию. Тем не менее это очень опасная игра. Сейчас мы уже заходим в зону неустойчивого роста. Если инфляция не будет приостановлена, продажи товаров могут начать снижаться». Он также высказал предположение, что в нашей стране инфляция будет продолжаться, а 20% показатель за этот год в целом по стране уже может стать пределом мечтаний. Причем во избежание кризиса нам необходимо надеяться на 10% инфляцию в следующем году.

Андрей Стогний, генеральный менеджер представительства компании «GlaxoSmithKline» в Украине, также поднял вопрос необходимости объективной оценки достоверности данных аудита розничного фармрынка, предоставляемых различными исследовательскими компаниями. «Развитие нашего рынка выходит на тот этап, когда компаниям необходимо оперировать более-менее одинаковыми данными», — подчеркнул он.

Надежда Ворушило представила вниманию участников конференции обзорный доклад, посвященный инструментам и технологиям, существующим сегодня и призванным помочь компаниям получить желаемую долю «пирога», затраты на которые должны быть предусмотрены в бюджете. Основными инструментами управления продажами, по словам Н. Ворушило, являются информация (маркетинговые исследования, исследования рынка, сегментация и таргетинг), технологии (CRM-системы, системы анализа дистрибьюции, Geo-cистемы (SFO, GPS), базы данных) и управление персоналом.

Источники получения информации — данные синдикативных исследований, которые представлены на рынке в виде сведений о продажах, промоционной активности, анализе назначений врачами, данные по телевидению и прессе, исследования потребителей.

Такая информация доступна большому количеству пользователей. Как правило, это исследования, которые давно запущены, проводятся регулярно, и отдельные компании не могут влиять на их методологию. Если же у компании возникает потребность получить более точную, глубокую или специфическую информацию, прибегают к проведению Ad-hoc-исследований. В доле исследовательского рынка Украины такие подходы составляют около 65%.

Говоря о бюджетировании, необходимо также понимать, какие методы проведения маркетинговых исследований используют наиболее часто. Так, из количественных наиболее часто применяют Face-to-face — интервью и телефонные опросы, из качественных — фокус-группы и глубинные интервью. Диапазон стоимости проведения исследований методом фокус-группы составляет около 1–2 тыс. дол. США, глубинных интервью — 100–600 дол., Face-to-face-интервью — 20–80 дол.

Результаты аудита розничных и госпитальных продаж предоставляются различными компаниям с разной дискретностью (розничные — неделя, месяц, квартал; госпитальные — квартал) и в разрезе различных регионов Украины (Украина в целом, области, города, районы городов, брики). Стоимость пакета такой информации варьирует от 21 до 45 тыс. евро.

Следует также учитывать, что при выборе поставщика любой информации необходимо придерживаться определенных критериев выбора. Репутация, опыт работы, соблюдение сроков предоставления информации, квалификация персонала, экспертиза в предметной области, прозрачность исследовательского процесса, наличие системы контроля качества, интерпретируемость данных — вот некоторые из них. При работе с данными синдикативных исследований также важна дискретность их предоставления.

Сегментация и таргетинг — важнейшая составляющая системы управления продажами, предполагающая типологизацию клиентов по определенным признакам. На нашем рынке основным источником такой информации являются внутренние данные и сведения исследовательских компаний.

Ограничениями сегментации и таргетинга являются несколько факторов. Во-первых, ограничения и достаточно высокая стоимость времени медицинского представителя. Во-вторых, ориентированность медицинских представителей на другие задачи. Существует также ряд субъективных факторов, влияющих на качество такой информации: искажение информации на уровне медицинского представителя и врача.

С точки зрения бюджетирования одними из наиболее ресурсоемких компонентов системы управления продажами являются CRM-системы. Причем ресурсоемкость проявляется как с точки зрения человеческих ресурсов, так и с точки зрения финансов. Для того чтобы процесс внедрения CRM-системы в компании прошел гладко и успешно, существуют также критерии выбора такого инструмента. CRM-система должна поддерживать бизнес-процессы с учетом отраслевой специфики компании, обеспечивать их настраиваемость и гибкость, интеграцию с учетными, финансовыми и другими информационными системами компании. CRM-система должна быть наделена развитыми аналитическими возможностями, отличаться удобством и эргономичностью интерфейса, масштабируемостью и модульностью.

Критериями выбора поставщика CRM являются успешный опыт в данной области, широкая техническая поддержка в процессе внедрения продукта и после его приобретения, наличие методологии внедрения, процедур управления качеством и т.д.

Разумеется, при выборе CRM-системы важную роль играет цена, которая определяется множеством компонентов. Она зависит не только от стоимости самого CRM-приложения, значительное влияние на нее оказывают и цена оборудования, подключения, обучения и поддержки пользователей, возможности интеграции с уже имеющимися в компании системами и т.д.

В целом же базы данных являются ключом к интеграции и внедрению KPI’s (Key Performance Indicators) в компании. Именно поэтому, создавая систему KPI’s, необходимо иметь полную базу данных, удобное программное обеспечение, точную и гибкую систему отчетов. KPI’s должны соответствовать бизнес-целям компании, быть простыми, понятными и релевантными. При этом цели должны быть реалистичными и выполнимыми.

По возможности на самой ранней стадии внедрения системы KPI’s в нее следует вовлечь sales management. Необходимо убедиться, что все понимают, откуда берутся данные и как рассчитываются показатели. KPI’s должны иметь смысл не только для офиса, но и для внешней службы, согласованы как между отделами продаж, так и маркетинга. На них должна быть завязана система мотивации. И, безусловно, в этом процессе необходимо использовать лучшие практики. Как один из примеров: соотношение финансовых и нефинансовых показателей в системе мотивации медпредставителя должно составлять 65:35.

Свой взгляд на ресурсы роста бизнеса компаний-производителей в условиях формирующегося рынка представил Игорь Литовка, генеральный директор «Комкон Фарма-Украина». В силу реалий, сложившихся на современном фармрынке Украины, темпы роста его финансовых показателей в значительной степени взаимосвязаны с повышением средневзвешенной стоимости 1 упаковки препаратов. Несмотря на это, в Украине происходит усиление конкурентной борьбы между операторами рынка.

Каждый год в нашей стране регистрируют новые компании, представительства, увеличивается штат полевой службы (Field Force), расширяются продуктовые портфели компаний-производителей. Очень показательно, в частности, расширение продуктовых портфелей отечественными производителями, которые выводят на рынок эффективные генерические препараты.

Наш рынок интересен и тем, что генерические препараты зачастую продаются лучше, чем инновационные, высокая стоимость которых является лимитирующим реализацию фактором. Отмечают также ситуации, когда хороший и качественный генерик становится «ледоколом» для вхождения в рынок инновационного препарата.

Учитывая, что темпы роста фармацевтического рынка в натуральном выражении замедлились, возможными ресурсами роста бизнеса фармацевтических компаний сегодня являются расширение или модификация продуктового портфеля, правильное определение фокуса в работе внешней службы, обоснованная и сегментированная работа с врачами и аптеками, повышение эффективности основных инструментов в системе продвижения (качества работы Sales Force — службы продаж), правильное управление жизненным циклом продуктов, совершенствование механизмов взаимодействия отделов маркетинга и продаж.

Если говорить о драйверах роста фармрынка, то, конечно же, среди них следует выделить управляемые и неуправляемые. Неуправляемыми со стороны фармкомпаний являются изменения структуры заболеваемости, привычек и установок врачей, стандартов лечения, отношения к здоровью. В свою очередь, компании могут управлять рынком путем проявления различных видов маркетинговой активности. В подтверждение этому И. Литовка на примерах продемонстрировал обусловленные маркетинговой активностью актуальные для рынка на данный момент тенденции, свидетельствующие о том, что одним из главных двигателей изменения структуры назначений в различных АТС-классах является активная работа Sales Force.

В целом производители ЛС сегодня продолжают увеличивать охваты целевых групп врачей, происходит интенсификация работы Sales Force: увеличивается удельный вес визитов с наибольшей частотой, улучшается качество работы Sales Force.

Сергей Ищенко, директор компании «Софтинформ», отметил, что сегодня приросты рынка, определяемые различными исследовательскими компаниями, отличаются. При этом явным ориентиром, по его мнению, могут служить данные Госкомстата, которые показывают рост рынка в ценах производителя, рассчитанный по формуле «импорт+производство–экспорт». Так, по итогам 2007 г. объем рынка в ценах производителя составил 12 млрд грн., увеличившись на 30% по сравнению с 2006 г. По данным системы исследования «Фармстандарт», объем розничного фармрынка в ценах потребителя в минувшем году составил 12,4 млрд грн. (+31,3% к 2006 г.), а розничного рынка ЛС — 10,3 млрд грн. (+28,4%).

На розничном фармрынке ЛС отмечается интересная закономерность: более мелкие компании быстрее крупных увеличивают объемы продаж. Тем не менее в 2007 г. ни одна из топ-20 крупнейших по объемам реализации ЛС компаний не уменьшила свои продажи. Причем из первой двадцатки лидеров темпы роста выше 40% продемонстрировали 4 компании. Очевидно, что эти операторы рынка умело распоряжаются своими ресурсами.

Естественно, неограниченных ресурсов не бывает. Поэтому эффективность работы зависит от того, насколько эффективно компании распоряжаются имеющимися ресурсами и какой инструментарий используют для управления.

Учитывая, что технологии продвижения ЛС у всех компаний сегодня схожи, немаловажное значение приобретает инструментарий управления продажами: бизнес-приложения по планированию, приложения по управлению работой региональных служб, взаимоотношениями с клиентами, аналитические модули, системы исследования рынка, справочные данные и системы и прочее. Все эти инструменты управления, к сожалению, разнородны, и использовать их приходится по-разному.

Разумеется, всем хотелось бы иметь одно универсальное бизнес-приложение, объединяющее решение всех задач по промоции ЛС. Однако пока такой возможности нет, оптимальным решением может стать интеграция нескольких систем в единый комплекс.

Уже сегодня есть примеры интеграции систем CRM и геомаркетинга. Последняя, в свою очередь, позволяет перенести данные из CRM-системы на географическую карту и наглядно увидеть работу своей внешней службы. В результате интеграции этих двух приложений значительно упрощается процесс оптимизации работы внешней службы по количеству аптечных и госпитальных учреждений, количеству специалистов, географической фрагментации территории и по потенциалу территорий в денежном выражении.

Если в эту интегральную связку добавить данные маркетинговых исследований, можно еще больше повысить эффективность работы внешней службы. Так, на определенные пользователем территории можно наложить данные продаж различных препаратов и увидеть тенденции развития рынка по зонам ответственности каждого медпредставителя. И, что наиболее важно, необходимо иметь возможность распределять территории так, как необходимо компании, а не так, как умеет измерять поставщик данных. Пикантности всей этой картине могут добавить внешние данные о промоактивности и внутренние результаты отчетов медицинских представителей.

В целом же интеграция данных — процесс бесконечный. Подводные камни, которые встречаются на этом пути, — техническая сложность интеграции; отличие платформ и принципов функционирования различных систем; удаленность/занятость разработчиков, которая часто мешает решению проблем; консервативность собственного персонала, а также отсутствие на государственном уровне единых эталонных справочников врачей, госпитальных и аптечных учреждений, названий медикаментов и т.п.

Пути решения этих проблем состоят в выборе одного ответственного за функционирование интегральной схемы работы. Кроме того, необходимо убедить мидл-менеджмент в эффективности новой схемы работы путем проведения совместных тренингов, определить для себя эталонные справочники врачей, госпитальных и аптечных учреждений, названий медикаментов, ресурс, который будет их поддерживать, а также — платформу единой отчетности.

Итак, фармрынок развивается. На него приходят новые технологии. Технологические обновления вызывают огромный интерес операторов рынка. При этом внешние службы компаний-производителей в большинстве случаев по-прежнему ориентированы на увеличение охвата медпредставителями врачей и фармацевтов. Как долго такая модель будет работать в Украине? — задал вопрос докладчикам и слушателям Е. Заика.

По мнению большинства, эта модель постепенно себя отживает. Тем не менее, пока рынок демонстрирует огромные темпы роста, она, скорее всего, будет существовать. С другой стороны, на фоне повышающейся стоимости содержания внешней службы и кадровых проблем, связанных с подбором персонала, все больше компаний задумываются о том, как оптимизировать свою деятельность. Александр Мельник, директор по коммерческим операциям в Украине корпорации «Артериум», поднял вопрос, касающийся существующих методик определения необходимого количества медицинских представителей в компании. Эта тема была подхвачена аудиторией и стала предпосылкой к следующему тематическому блоку конференции.

Об основных тенденциях рынка фармацевтического персонала и повышения его эффективности, а также увеличения результативности маркетинга на украинском фармацевтическом рынке читайте в следующем номере «Еженедельника АПТЕКА». n

Продолжение следует…

Екатерина Кармалита
За более подробной информацией по вопросам конференции или представленным на ней данным обращайтесь
к организаторам: «МОРИОН» (www.apteka.ua), тел.: (044) 585-97-10 или e-mail: [email protected];
«Medical Data Management Ukraine» (www.mdmworld.com), тел.: (044) 496-04-30 или e-mail: [email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*