|
Прежде чем приступить к сравнению цен на ЛС, следует отметить, что Россия, Болгария и Германия были выбраны нами не случайно. Россия — ближайший северо-западный сосед. В этой стране представлен в значительной степени схожий с Украиной ассортимент препаратов. А принципы ценообразования на ЛС в этой стране можно назвать достаточно свободными. Болгария, как и Украина, являясь представителем Восточной Европы, достаточно близка к нам ментально. И по уровню экономического развития она еще далека от стран Западной Европы. Недавно Болгария стала членом ЕС и сейчас переживает переходный период. Вместе с тем система регулирования цен на препараты в Болгарии достаточно стройна и функционирует более 10 лет. К тому же продажа ЛС на территории страны согласно закону о лекарственных средствах для человека (Закон за лекарствените продукти в хуманната медицина. В сила от 13.04.2007 г. Обн. ДВ. бр. 31 от 13 април 2007 г.) возможна только после определения государством цен на них. Подробнее о системе регулирования цен в Болгарии читайте в «Еженедельника АПТЕКА» № 11 (632) от 17 марта 2008 г.
И, наконец, Германия — яркий представитель «старой» Европы. Страна, где потребление ЛС на душу населения практически в 10 раз превышает таковое в Украине. А ее фармацевтический рынок сформировался уже давно. Механизм ценообразования для ЛС в Германии предполагает определение фиксированной цены для препаратов, стоимость которых возмещается государственной страховой компанией в размере фиксированной цены. Все остальные препараты оплачиваются страховой компанией полностью, за исключением установленных законом доплат со стороны пациента (4–5 евро) и скидок больничным кассам от аптек (2,3 евро за готовые рецептурные препараты и 5% стоимости других препаратов). Для ЛС, не включенных в группу препаратов с фиксированной стоимостью, определяется максимальная стоимость (подробнее см. «Еженедельника АПТЕКА» № 18 (639) от 5 мая 2008 г.). Говоря о Германии, следует также отметить, что наш интерес к ценам на ЛС в этой стране вызван еще и тем, что сегодня она — крупнейший импортер ЛС в Украину.
В различных странах ассортимент аптечных учреждений значительно отличается. И чем дальше страны друг от друга — тем больше этих отличий. Поэтому для сравнения цен мы взяли топ-20 препаратов — лидеров по объемам аптечных продаж в сегменте ЛС в Украине в денежном выражении по итогам всего 2007 г., доля рынка которых по этому показателю составила 8,2%. Вероятность наличия этих препаратов на полках аптек 4 стран представляется наибольшей.
Разумеется, для сравнения розничных цен ЛС в Украине необходимо брать только розничные цены в других странах. Поэтому цены на препараты в России были взяты с сайта интернет-аптеки «36,6» по состоянию на 30 мая 2008 г. (
Все цены в рамках этой публикации представлены в евро по официальным курсам национальных банков (России — по состоянию на 30 мая 2008 г., Болгарии — 31 мая 2008 г.). Цены в Германии, естественно, пересчету не подлежали.
Итак, представленные в табл. 1 данные свидетельствуют, что цены на ЛС в Украине практически по всем сопоставимым из топ-20 позициям с учетом производителя ниже, чем в России и Болгарии. Сравнивая цены с Россией, необходимо также учитывать, что, в отличие от Украины, в России ЛС облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) в размере 10%. Однако даже без учета НДС цены в России в общей сложности все равно выше. Что же касается Германии, всего 4 препарата из отечественного топ-20 мы нашли в предложениях на
Для того чтобы детальнее оценить разницу цен на ЛС в Украине и Германии, в немецком перечне препаратов, стоимость которых возмещается, мы случайным образом выбрали 12 брэндов ЛС в 20 различных формах выпуска (без учета производителя), которые также представлены и на украинском фармрынке (табл. 2). Так, цены на эти препараты в Украине и Германии в различных сегментах фармрынка существенно отличаются. Причем по всем позициям в Германии препараты дороже в несколько раз.
Таблица 1
Топ-20 торговых наименований препаратов — лидеров по объемам аптечных продаж в денежном выражении в 2007 г. с указанием их средневзвешенной розничной стоимости за 2007 г. и апрель 2008 г. в Украине и цены реализации в России, Болгарии и Германии
Торговое наименование | Производитель | Форма выпуска | Объем действующего в-ва | № в упаковке | Средневзвешенная розничная стоимость в Украине, евро | Цена реализации, евро | |||
2007 г. | Апрель 2008 г. | Россия | Болгария | Германия* | |||||
ЭССЕНЦИАЛЕ ФОРТЕ Н | Sanofi-Aventis (Франция) | капс. | 300 мг | 30 | 5,49 | 5,34 | 8,24 | 6,89 | — |
МЕЗИМ ФОРТЕ | Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | табл. п/о | — | 20 | 0,93 | 0,93 | 1,30 | 1,49 | 4,15 |
ПРЕДУКТАЛ MR | Servier (Франция) | табл., п/о, с модиф. высвоб. | 35 мг | 60 | 9,69 | 8,51 | — | 13,79 | — |
МИЛДРОНАТ | Grindeks (Латвия) | р-р д/ин. амп. 5 мл | 10% | 10 | 6,87 | 10,11 | 10,17 | — | — |
ПРОСТАМОЛ УНО | Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | капс. | 320 мг | 30 | 7,42 | 7,26 | 16,67 | 9,43 | — |
ФЕЗАМ | Actavis Group (Исландия) | капс. | — | 60 | 2,57 | 2,59 | 5,12 | 3,45 | — |
ЛИНЕКС | Sandoz (Швейцария) | капс. | 280 мг | 16 | 2,75 | 2,60 | 8,46 | 1,81 | — |
ГЕПАБЕНЕ | ratiopharm (Германия) | капс. | — | 30 | 4,20 | 4,09 | 7,59 | — | — |
АКТОВЕГИН | Nycomed (Норвегия) | р-р д/ин. амп. 2 мл | 40 мг/мл | 25 | 22,72 | 22,03 | 29,68 | — | — |
АКТОВЕГИН | Nycomed (Норвегия) | р-р д/ин. амп. 5 мл | 40 мг/мл | 5 | 11,15 | 10,82 | 16,21 | — | 43,65 |
НИМЕСИЛ | Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | гран. д/п сусп. пакетик 2 г | 100 мг | 30 | 8,02 | 8,07 | 14,31 | 8,76 (для уп. №15) | — |
ФЕСТАЛ | Sanofi-Aventis (Франция) | др. | — | 100 | 4,55 | 4,46 | 6,83 | 2,44 (для уп. №20) | — |
КСЕНИКАЛ | Roche (Швейцария) | капс. | 120 мг | 21 | 25,48 | 24,26 | 32,20 | 25,03 | 58,21 (для уп. №42) |
ДУФАСТОН | Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) | табл. п/плен. оболочкой | 10 мг | 20 | 8,64 | 8,96 | 11,33 | 8,31 | 16,83 (для уп. №28) |
КАПТОПРЕС-ДАРНИЦА | Дарница (Украина) | табл. контурн. ячейк. уп. | — | 20 | 0,86 | 0,88 | — | — | — |
ПРОТЕФЛАЗИД | Экофарм НПК (Украина) | кап. контейнер-капельница | 30 мл | 1 | 18,79 | 18,25 | — | — | — |
КАРСИЛ | Sopharma (Болгария) | др. | 35 мг | 80 | 1,69 | 1,55 | 3,12 | 2,45 | — |
ТИОТРИАЗОЛИН | Артериум Корпорация (Украина) | р-р д/ин. амп. 2 мл | 2,50% | 10 | 2,19 | 2,49 | — | — | — |
НО-ШПА | Sanofi-Aventis (Франция) | табл. | 40 мг | 20 | 0,99 | 0,97 | 1,60 | 1,68 | — |
АРБИДОЛ | Дальхимфарм (Россия) | табл. п/о | 100 мг | 10 | 3,69 | 3,13 | 6,42 | — | — |
*Цены интернет-аптеки
Таблица 2
Сравнение стоимости некоторых торговых наименований препаратов в различных сегментах фармрынков Украины и Германии
Брэнд-нейм | Форма выпуска | Объем действующего в-ва, мг | № в упаковке | Украина, средневзвешенная стоимость в I кв. 2008 г. | Германия** | ||
Розничная, евро | Госпитальная, евро | Предельная аптечная цена, евро | Референтная стоимость, евро | ||||
АККУПРО | табл. п/о | 5 | 30 | 3,67 | 3,17 | 13,14 | 13,14 |
табл. п/о | 10 | 30 | 5,20 | 3,92 | 14,78 | 14,78 | |
табл. п/о | 20 | 30 | 6,10 | 5,73 | 17,18 | 17,18 | |
АМБРОГЕКСАЛ | табл. | 30 | 20 | 0,91 | 0,70 | 2,56 | 3,72 |
АЦИК | табл. | 200 | 25 | 3,31 | 2,38 | 13,41 | 15,92 |
табл. | 400 | 35 | 6,53 | 4,91 | 19,1 | 25,42 | |
ЛОРАНО | табл. | 10 | 20 | 2,82 | — | 6,62 | 6,62 |
табл. | 10 | 7 | 1,27 | 0,98 | 2,99 | 2,62 | |
МАНИНИЛ | табл. | 3,5 | 120 | 2,04 | 1,85 | 13,29 | 13,3 |
табл. | 5 | 120 | 1,84 | 1,50 | 18,84 | 18,84 | |
НИМОТОП | табл. п/о | 30 | 100 | 48,57 | 48,20 | 57,86 | 53,49 |
НИЦЕРИУМ | табл. п/о | 10 | 50 | 5,89 | 5,30 | 17,23 | 20,48 |
капс. | 30 | 30 | 8,33 | 7,73 | 20,44 | 25,09 | |
НУРОФЕН | табл. | 200 | 12 | 1,43 | — | 4,95 | 2,57 |
ПАРИЕТ | табл. кишечно-раств. | 10 | 14 | 15,81 | 11,58 | 19,47 | 19,47 |
табл. кишечно-раств. | 20 | 14 | 20,86 | 16,80 | 24,34 | 24,34 | |
ПАРКОПАН | табл. | 2 | 100 | 1,86 | 1,74 | 18,69 | 26,1 |
табл. | 5 | 100 | 3,11 | 2,50 | 24,79 | 38,94 | |
ПРАЗОЗИН | табл. | 1 | 50 | 2,23 | 2,01 | 14,76 | 16,95 |
ТАВЕГИЛ | табл. | 1 | 20 | 1,38 | 1,17 | 8,16 | 8,16 |
** Перечень референтных цен на ЛС и изделия медицинского назначения от 1 апреля 2008 г.,
Очевидно, что в общей сложности цены на ЛС в Украине значительно ниже, чем в европейских странах и даже России. По всей видимости, это обусловлено низкой покупательной способностью населения нашей страны. В свою очередь, постепенное повышение последней — отличная предпосылка для дальнейшего роста отечественного фармрынка, повышения рентабельности бизнеса его операторов и увеличения оборота аптек.
Екатерина Кармалита
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим