|
Вашему вниманию предлагается результат экспертного анализа среды препаратов, являющихся ингибиторами ангиотензинпревращающего фермента и относящихся к C09A подгруппе АТС-классификации (ВОЗ, 2004). Следует отметить, что средства, относящиеся к данной подгруппе, занимают второе и третье места соответственно в натуральном и денежном выражении в общем объеме продаж за 2003 г. среди препаратов группы С («Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему»).
Аналитическая методология аналогична приведенной в «Еженедельнике АПТЕКА» № 21 (442) от 31 мая 2004 г. Все данные по денежным показателям приведены в розничных средневзвешенных ценах. Анализ проводился на основании данных за целостный период (2003 г.), что позволило отобразить тенденции изменения некоторых показателей и сезонную динамику.
В данной конкурентной среде препараты, содержащие в качестве активной фармацевтической субстанции эналаприл, занимают лидирующие позиции (рис. 1, 2). Удельный вес продаж препаратов эналаприла составляет приблизительно 50% от общего объема продаж в выбранном сегменте украинского фармацевтического рынка как в денежном, так и в натуральном выражении. Среди групп V уровня АТС-классификации препараты эналаприла занимают первое место и в денежном, и в натуральном выражении, причем их объем составляет соответственно 4615 тыс. дол. США и 3776 тыс. упаковок.
|
|
Исследуемые препараты представлены на отечественном рынке лекарственных средств в виде одной формы выпуска — таблетированной. Это дает основание предположить наличие тесной конкурентной взаимосвязи между препаратами, содержащими данное активное вещество, что, в свою очередь, указывает на единую плоскость предметной области анализа для всех препаратов эналаприла.
Для определения ценовых ниш была использована методология, описанная в предыдущих публикациях данной серии. Напомним лишь, что цены на препараты были рассчитаны с учетом «установленной суточной дозы» (Daily Defined Dose), которая для препаратов эналаприла составляет 10 мг. В результате экспертной оценки ценового распределения для исследуемых препаратов предложено их разделение на три ценовые ниши: низко-, средне- и высокостоимостную (табл. 1).
Таблица 1
Ценовые ниши группы препаратов эналаприла
в пересчете на цены DDD
Ниша |
Дол. США |
Грн. |
||
нижняя |
верхняя |
нижняя |
верхняя |
|
Низкостоимостная |
0,034 |
0,059 |
0,182 |
0,314 |
Среднестоимостная |
0,060 |
0,126 |
0,315 |
0,672 |
Высокостоимостная |
0,127 |
0,189 |
0,673 |
1,007 |
Анализ географии производства данной группы лекарственных средств указывает на традиционную ситуацию доминирования отечественных препаратов над импортными по натуральным объемам продаж и обратную ей — по денежным (рис. 3). Причем в денежном выражении доля импортных препаратов составляет 63,65%, в то время как в натуральном выражении их доля равна 45,08% по сравнению с отечественными. Таким образом, в условиях относительно незначительного расхождения в количественном потреблении в денежных объемах наблюдается перевес в сторону препаратов зарубежного производства.
|
Что касается географии производства, то данные табл. 2 свидетельствуют, что для среды препаратов эналаприла характерно типичное распределение объемов продаж: препараты отечественного производства представлены исключительно в низкостоимостной нише, где их удельный вес составляет в денежном и натуральном выражении 97,7% и 99,1% соответственно.
Таблица 2
Структура розничных продаж по группе препаратов эналаприла в разрезе ценовых ниш в 2003 г.
Ниша |
Препараты зарубежного производства |
Препараты отечественного производства |
Всего |
|||
тыс. дол. США |
тыс. упаковок |
тыс. дол. США |
тыс. упаковок |
тыс. дол. США |
тыс. упаковок |
|
Низкостоимостная |
39,00 |
17,91 |
1677,67 |
2073,70 |
1716,67 |
2091,61 |
Среднестоимостная |
2365,12 |
1571,39 |
– |
– |
2365,12 |
1571,39 |
Высокостоимостная |
533,19 |
112,65 |
– |
– |
533,19 |
112,65 |
Всего |
2937,31 |
1701,95 |
1677,67 |
2073,70 |
4614,98 |
3775,65 |
Интересным представляется тот факт, что наибольший удельный вес в объемах продаж в денежном выражении имеют препараты среднестоимостной ниши, при этом они проигрывают лекарственным средствам низкостоимостной ниши в количестве проданных упаковок. Данные рис. 4, 5 и табл. 3 свидетельствуют о том, что стоимость упаковки препаратов низкостоимостной ниши значительно меньше, чем таковая у препаратов высокостоимостной ниши, этим и объясняется относительно малая доля высокостоимостной ниши в натуральных объемах продаж по сравнению с денежными.
|
|
Таблица 3
Удельный вес объемов продаж препаратов эналаприла в разрезе ценовых ниш в 2003 г.
(в порядке убывания суммарных объемов продаж в денежном выражении)
№ |
Наименование |
Компания-производитель |
Ниша |
|||||
низкостоимостная, % |
среднестоимостная, % |
высокостоимостная, % |
||||||
в денежном выражении |
в натуральном выражении |
в денежном выражении |
в натуральном выражении |
в денежном выражении |
в натуральном выражении |
|||
1 |
ЭНАЛАПРИЛ |
Здоровье |
95,44 |
96,44 |
– |
– |
– |
– |
2 |
ЭНАП |
KRKA |
– |
– |
45,97 |
36,78 |
– |
– |
3 |
БЕРЛИПРИЛ |
Menarini Group |
– |
– |
25,82 |
24,85 |
– |
– |
4 |
РЕНИТЕК |
MSD |
– |
– |
– |
– |
100,00 |
100,00 |
5 |
ЭДНИТ |
Gedeon Richter |
– |
– |
9,94 |
4,81 |
– |
– |
6 |
ЭНАМ |
Dr. Reddy’s |
– |
– |
9,86 |
13,88 |
– |
– |
7 |
ИНВОРИЛ |
Ranbaxy |
– |
– |
6,76 |
16,71 |
– |
– |
8 |
МИОПРИЛ |
J.B. Chemicals & Pharmaceuticals |
2,10 |
0,56 |
– |
– |
– |
– |
9 |
ЭНАЛ |
Synmedic |
– |
– |
1,29 |
2,41 |
– |
– |
Прочие |
2,46 |
2,99 |
0,37 |
0,56 |
– |
– |
Проведенный анализ позволил выявить следующие закономерности в сегменте препаратов эналаприла:
1) По общим объемам продаж препаратов эналаприла в 2003 г. как в денежном, так и в натуральном выражении лидирует ЭНАЛАПРИЛ-ЗДОРОВЬЕ (рис. 6, 7). Он также составляет наибольшую долю по денежным и натуральным объемам в низкостоимостной нише, где его удельный вес составляет 95,44% и 96,44% соответственно.
|
|
2) Препарат ЭНАП компании KRKA занимает второе место по общим денежным и натуральным объемам продаж препаратов эналаприла.
В своей ценовой нише (среднестоимостной) ЭНАП занимает первое место как в денежном, так и в натуральном выражении и его удельный вес составляет 45,97% и 36,78% соответственно.
3) Высокостоимостная ниша данного сегмента фармацевтического рынка представлена одним препаратом эналаприла компании «MSD» РЕНИТЕК. Причем он представлен в пятерке лидеров данной группы препаратов по денежным объемам продаж, имея удельный вес 11,55%. В натуральном выражении его доля в общем объеме продаж препаратов эналаприла в 2003 г. составляет 2,98%. Таким образом, доля РЕНИТЕКА в денежном выражении в сравнении с натуральным больше в 4 раза.
Для артериальной гипертензии (основное показание для применения препаратов эналаприла) характерно отсутствие выраженной сезонности (рис. 8).
|
Начиная с июня 2003 г. значительно упали объемы продаж в среднестоимостной нише и одновременно с этим повысился объем продаж препаратов эналаприла, позиционирующихся в низкостоимостной нише. Углубленное изучение сезонности продаж дало возможность более подробно описать эту ситуацию, рассмотрев степень влияния лидирующих по объемам продаж препаратов на общую динамику продаж.
Прирост общих объемов продаж в денежном выражении препаратов эналаприла в июне-декабре 2003 г. составляет 23,27%. Темпы прироста продаж в денежном выражении ЭНАЛАПРИЛА-ЗДОРОВЬЕ, лидера низкостоимостной ниши, составляет 75,82% и опережают общую динамику, а темпы прироста аптечных продаж препаратов среднестоимостной ниши, наоборот, отстают от нее. Исходя из этого можно констатировать, что прирост объемов продаж в денежном выражении по исследуемой группе препаратов осуществляется в первую очередь за счет препаратов низкостоимостной ниши.
|
Евгений Кунда
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим