— В странах с развитой медициной практически нет надобности в общественных организациях, защищающих интересы потребителей в сфере здравоохранения, поскольку права пациентов, утвержденные на законодательном уровне, находят практическую реализацию. Поэтому нам приходится продвигаться по неизведанному пути, не имея права на ошибки. Проблема усугубляется тем, что некоторые представители врачебной профессии превратили систему здравоохранения в бизнес-клуб и всячески препятствуют нашим начинаниям, пользуясь стабильным ухудшением ситуации в сфере оказания медицинских услуг населению.
Следует иметь в виду, что система здравоохранения — это не только люди в белых халатах, а многогранная отрасль, которая сегодня практически не позволяет обеспечивать равный доступ населения к качественной медицинской помощи. Более того, сегодня речь идет уже не просто о необходимости реформирования системы здравоохранения, а об очень серьезной угрозе национальной безопасности государства — масштабном сокращении численности населения из-за отсутствия эффективной системы здравоохранения. Именно поэтому есть острая необходимость в функционировании общественных организаций, представляющих интересы пациентов.
В этой связи хочется обратить внимание на то, что во время совещаний и других мероприятий с участием представителей профильного министерства, фармацевтических предприятий, учреждений здравоохранения Союз неоднократно выступал с предложениями о совместных действиях, направленных на оптимизацию медицинской помощи. Однако в большинстве случаев эти предложения не были допущены к реализации. При этом нашей главной целью является практическая защита прав потребителей товаров и услуг в системе здравоохранения.
Также наша деятельность усложняется тем, что, несмотря на государственную декларацию о приоритетности соблюдения интересов пациента, до последнего времени на практике приоритетными являются интересы бизнеса. Примером тому статус специального государственного органа исполнительной власти — Государственный комитет Украины по вопросам предпринимательства и регуляторной политики, без согласования с которым любые процедуры не могут быть узаконены, будь то правила ввоза медикаментов в Украину, порядок проверок аптек и других учреждений здравоохранения и пр., но результаты деятельности которого уже давно не подчинены интересам рядового пациента, нуждающегося в медицинской помощи. На фоне финансовых возможностей бизнеса и при его государственной поддержке простой потребитель уже фактически потребляет молочные продукты без молока и мясные без мяса.
— По моему мнению, одним из заданий первостепенной важности на государственном уровне, позволяющих обеспечить население качественными и безопасными препаратами в необходимом объеме, является формирование единого реестра лекарственных средств с доказанной эффективностью, разрешенных для клинического применения в учреждениях здравоохранения, находящихся в распоряжении МЗ Украины. Государство обязано вернуть в свое распоряжение инструмент по формированию рынка качественных и эффективных медикаментов и изделий медицинского назначения, регулированию цен на эти стратегические продукты.
Так сегодня поступают практически все развитые страны мира, и Украина, богатая прежде всего интеллектуальным потенциалом, не имеет права быть исключением в этом вопросе. Очевидно, что при формировании реестра должна быть учтена экономическая целесообразность применения того или иного препарата в терапии каждого из видов заболеваний. Именно с учетом этих критериев сегодня во всех странах ЕС, в США, Канаде, Австралии, Израиле, ряде стран Латинской Америки, Японии запрещен ввоз, производство и медицинское применение лекарственных средств, которые не соответствуют стандартам надлежащей производственной практики, принятыми ВОЗ и Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration).
Ныне существующий государственный формуляр Украины не следует путать с предлагаемым нами реестром. В украинское формулярное руководство вошел практически весь перечень препаратов, зарегистрированных в Украине, в том числе с недоказанной эффективностью. Следует заметить, что наличие регистрационного свидетельства, разрешающего применение лекарственного средства в Украине, не является гарантией того, что данный препарат обладает оптимальным соотношением эффективности и безопасности. Таким образом, создание реестра лекарственных средств с доказанной эффективностью и минимизированными побочными эффектами, применение которых в клинической практике является экономически целесообразным, — важное условие для оптимизации медикаментозной помощи населению.
Внедрение такого реестра позволит:
- устранить необоснованное назначение врачом препаратов как следствие материальной заинтересованности;
- производителям, импортерам, дистрибьюторам — избежать колоссальных финансовых затрат, связанных с хаосом в рыночных отношениях и приводящих к неминуемому повышению стоимости фармацевтической продукции;
- обеспечить оптимальность схем лечения пациентов на практике;
- исключить возможность злоупотреблений при государственных закупках;
- обеспечить преемственность в применяемых лекарственных средствах при амбулаторном или стационарном лечении (в частности при переходе от стационарного лечения к амбулаторному и наоборот — обеспеченность одноименными наименованиями медикаментов).
Формирование такого списка должно осуществляться с привлечением широкого круга специалистов, в том числе ученых в области фармакологии и токсикологии.
Особенно хочу отметить, что роль государства в вопросе формирования фармацевтического рынка и контроля за ценообразованием должна сводиться не к исключению частных инвестиций, а наоборот — к их привлечению и созданию партнерских отношений с бизнесом.
— Сегодня говорить о каких-либо совместных шагах регуляторных органов и общественных организаций в сфере здравоохранения — цинично. Я не могу судить о том, насколько эффективно государственные органы сотрудничают с другими общественными организациями. Что касается Союза — в разные органы власти были направлены предложения, касающиеся первоочередных мер по стабилизации в системе здравоохранения, которые нашли в некоторых из них поддержку. Далее были переданы соответствующие поручения МЗ Украины, которое заблокировало выполнение всех без исключения предложений. При этом Департамент регуляторной политики в сфере обращения лекарственных средств и продукции в системе здравоохранения МЗ Украины даже не рассмотрел предложения при наличии указаний вышестоящих инстанций.
Таким образом, сегодня эффективное сотрудничество регуляторных органов с общественными организациями, представляющими интересы пациентов, маловероятно.
— Для того чтобы такой закон был принят — необходима прежде всего политическая воля.
Введение такого закона главным образом связано с переориентацией колоссальных финансовых потоков, которые расходуются на содержание всей системы здравоохранения и источником которых вдобавок к бюджетным отчислениям населения в виде налогов служит частный капитал. При этом речь не идет о частных инвестициях в систему здравоохранения, а о капитале «из кармана пациента».
Также необходимо учесть огромные затраты населения на лекарства и изделия медицинского назначения, особенно во время амбулаторного лечения при отсутствии системы реимбурсации. Закон об обязательном медицинском страховании минимизирует возможности для развития коррупции в сфере здравоохранения, нецелевого использования финансовых средств и прочих злоупотреблений. Хотелось бы уточнить, что обязательное медицинское страхование подразумевает создание целевого фонда, который может обеспечить финансирование медицинской помощи каждому пациенту в необходимом объеме и эффективный контроль за целевым использованием денежных средств.
Кроме того, страховая медицина позволяет оперативно реагировать на каждый конкретный случай обращения пациента независимо от места проживания в стране. В Украине, несмотря на отсутствие института прописки, получить медицинскую помощь не по месту регистрации проживания крайне проблематично.
Союз получает сведения о нарушениях прав пациентов непосредственно из первых рук благодаря отсутствию бюрократических барьеров на пути информации.
На сегодня Союз зафиксировал ряд проблем, на которые обращают внимание потребители, и среди них такие:
- дефицит кадров, особенно в депрессивных регионах и сельской местности;
- неудовлетворительное материально-техническое обеспечение практически всех учреждений здравоохранения системы МЗ Украины;
- недоступность качественных медикаментов с доказанной эффективностью для широких слоев населения ввиду их высокой стоимости;
- отсутствие комплексного подхода в организации лечения в учреждениях здравоохранения системы МЗ Украины.
Это и есть те проблемные вопросы, которые необходимо будет решать при внедрении системы страховой медицины.
— Отечественное законодательство предусматривает возможность рекламы безрецептурных лекарственных средств. Это соответствует общепринятой в странах со страховой моделью здравоохранения практике. Позиция Союза в этом вопросе однозначна: необходима реклама безрецептурных лекарственных средств для обеспечения осознанного выбора препарата пациентом. При этом важна фармацевтическая опека и эффективный государственный контроль качества лекарственных средств.
Еще раз обращаю внимание на то, что практически во всех странах реклама безрецептурных препаратов незапрещена. При этом в Украине есть особенности, которые необходимо учесть при решении вопросов, связанных с регулированием рекламы лекарств: например под одной и той же торговой маркой зарегистрирован и рецептурный, и безрецептурный препарат.
По моему мнению, сегодня нет необходимости вносить существенные изменения в законодательство, регулирующее рекламу лекарственных средств. Для начала следует всего лишь обязать рекламодателей осуществлять деятельность в строгом соответствии с законодательством. Только при условии, что все игроки рынка рекламы лекарственных средств будут придерживаться существующих на данный момент норм, станет понятно, какие изменения необходимо внести в законодательство о рекламе лекарственных средств в будущем.
В дополнение к этому — компетентным органам следует разобраться с фактами рекламы рецептурных препаратов. Союз подготовил и передал материалы о нарушениях законодательства в данной сфере в МЗ Украины и Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики.
При этом Союз имеет свою точку зрения относительно организации контроля за рекламой лекарственных средств, поскольку речь идет о продуктах, от качества и правильности применения которых зависит здоровье пациента.
Необходимы 3 составляющих для организации эффективного государственного контроля рекламы лекарственных средств:
1. Разработка и внедрение стандарта рекламы лекарственных средств. Стандарт должен определять следующее:
- критерии рекламы медикаментов (содержание и оформление рекламного продукта);
- характеристики препарата, который может рекламироваться, включая происхождение (в Украине регистрируются препараты и из третьих стран, часто с недоказанной эффективностью);
2. Разработка и принятие постановления КМУ по вопросам рекламы медикаментов.
Данный документ позволит установить:
- кто обладает правом рекламодателя;
- кто имеет право распространения рекламы;
- порядок распространения рекламы;
3. Формирование эффективной законодательной базы в сфере рекламы лекарственных средств.
Лекарства оказывают влияние на различные функции организма. Их неправильное применение может иметь серьезные последствия. Поэтому должны быть предусмотрены все виды ответственности, включая уголовную, за серьезные нарушения законодательства в сфере рекламы лекарственных средств.
Сегодня в Украине злоупотребление в сфере рекламы препаратов носит массовый характер. Например, в последнее время мы получаем много жалоб от пациентов по поводу того, что врачи осуществляют неоправданные замены одного лекарственного средства другим. При этом пациентам вручаются карточки со списком аптек, где можно приобрести этот препарат. И таких фактов немало. На мой взгляд, такие действия нарушают законодательство в сфере рекламы. По всем фактам нарушений, зафиксированным в данной сфере, Союз готовит и передает материалы в компетентные органы.
— На данный момент регуляторные органы не проявляют активного желания привлекать Союз в совместную деятельность по формированию регуляторной политики в сфере здравоохранения. Можно сказать, что профильные исполнительные органы власти, декларирующие защиту прав пациентов, фактически избегают сотрудничества с нами.
Представитель Союза входит в состав Общественного совета при Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств МЗ Украины. Однако эффективность работы этого совета не установлена. Лично у меня складывается впечатление, что этот общественный совет являлся представительским органом бизнеса.
Думаю, в этом контексте также следует обратить внимание на ежегодное формирование МЗ Украины планов взаимодействия с общественными организациями и их реализации: о каком выполнении планов может идти речь, если отрасль безудержно до недавнего прошлого скатывалась вниз?
Практически все ныне существующие нормативные акты в сфере здравоохранения расцениваются как гармонизированные с директивами ЕС. Дело осталось за малым — научиться у ЕС их выполнять, а не заниматься законотворчеством, не имея результатов от выполнения ранее принятого. Ведь в таких случаях отсутствует понимание того, что нужно менять, а главное — нужно ли менять вообще!
— Нынешние планы нашей общественной организации мало чем могут отличаться от перспективных, так как прежде всего базируются на основании обращений пациентов по фактам нарушений их прав на качественную и доступную медицинскую помощь. Мы оперативно реагируем на обращения, ведем статистику. По результатам их анализа Союз подготовил и направил в КМУ и Комитет Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения предложения по улучшению ситуации в национальной системе здравоохранения, при этом мы готовы активно участвовать в их реализации.
Пользуясь случаем публикации в «Еженедельнике АПТЕКА», предлагаем всем заинтересованным организациям объединить усилия в решении проблем, связанных с реализацией конституционного права украинцев на качественную и доступную медицинскую помощь.
Коментарі