Контроль обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров – меры оправданного ужесточения

Украинская государственная политика в сфере обращения наркотических и психотропных веществ реализуется в форме законодательного регулирования общественных отношений. Его отличительной чертой является то, что соответствующие законодательные нормы разбросаны по разным отраслям права. Сюда входят различные кодексы (Уголовный, об административных право­нарушениях и т.д.), инструкции, регламентирующие широкий спектр деятельности, так или иначе связанной с аддиктивными веществами, а также комплексные программы, принятые Верховной Радой Украины.

В национальном законодательстве в сфере обращения наркотических и психотропных веществ предусмотрен приоритет норм международного права. Так, в ст. 3 Закона Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» сказано, что в случае если международным договором Украины, ратифицированным Верховной Радой, предусмотрены другие правила, нежели те, что диктуются­ упомянутым законом, применяться должны именно международные правила.

Регуляторная политика Украины имеет специфи­ческий характер, на формирование которого наложило пока неизгладимый отпечаток длительное существование в рамках государственной системы времен СССР. Практически до 70-х годов ХХ в. помощь наркозависимым оказывали психиатры амбулаторно и в стационаре. В конце 50-х годов ХХ в. в Украине функциони­ровало лишь 8 самостоятельных наркокабинетов и 400 наркологических коек для лечения от наркотической зависимости.

С распадом СССР начала рушиться и система государственных органов, призванных проводить профилактические мероприятия среди населения.

Однако с 1991 по 1999 г. Верховной Радой, Президентом и правительством Украины принят ряд нормативных актов, призванных регламентировать деятельность государственных органов и общественных организаций в борьбе со злоупотреблением и незаконным обращением наркотических и психотропных веществ.

Сейчас в нашей стране действует (несмотря на то что предусматривалась на 1996–2000 гг.) Комплексная целевая программа борьбы с преступностью, утвержденная указом Президента от 17.09.1996 г. № 837/96. Среди прочего, в документе идет речь о необходимости осуществления мер, направленных на:

  • предотвращение незаконного ввоза на территорию Украины наркотических препаратов, перекрытие каналов их распространения, ликвидацию последствий немедицинского потребления этих средств;
  • усиление контроля отношений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, а также внешней торговли товарами, в качестве предмета которых в основном выступают прекурсоры (вещества, часто используемые при производстве и переработке наркотических и психотропных веществ).

Важная роль в борьбе с распространением наркомании в Украине отведена закону «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и злоупотреблению ими». Этот документ устанавливает систему профилактических мер относительно незаконного использования наркотических средств на территории нашего государства и действует параллельно с Законом Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», а также уголовным законодательством нашей страны и рядом других нормативно-правовых актов.

Так, согласно Закону Украины «О мерах противо­действия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и злоупотреблению ими» мероприятия по противодействию злоупотреблению наркотическими препаратами осуществляются Министерством здравоохранения Украины и другими соответствующими органами, учреждениями, которые при наличии в действиях лиц признаков административного правонарушения либо преступления уполномочены направить информацию или представить материалы в правоохранительные органы, ведущие борьбу с незаконным оборотом наркотических, психотропных веществ и прекурсоров.

Среди нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с применением наркотических препаратов, отметим также закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины». Он принят на исполнение законов Украины «Об обращении в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» и «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и злоупотреблению ими». Этим документов вносятся дополнения и изменения в нормативные акты, в том числе Уголовный кодекс Украины, в связи с ужесточением санкций, предусматривающих наказание за право­нарушения, связанные со злоупотреблением наркотическими средствами и их нелегальным обращением. Это также связано с включением в кодекс новых статей, предусматривающих ответственность за совершение правонарушений, касающихся незаконного производства и распространения наркотиков.

Таким образом, Украина, как и мировое сообщество, идет по пути отнесения наркотических средств к предметам разрешительной системы, когда большинство операций с ними запрещено, а разрешения распространяются на ограниченный круг субъектов их обращения.

Наиболее серьезные санкции предусмотрены за совершение действий, представляющих особую опасность для общества. Виды полезного и необходимого использования наркотических средств жестко регламентированы и должны происходить с соблюдением строгих мер контроля.

Особого внимания заслуживает все чаще поднимаемый вопрос о легализации некоторых наркотиков. В его основе лежит представление о различной степени вреда и связанное с ним деление на так называемые легкие и тяжелые наркотики. Согласно позиции органов власти Украины легализация наркотических средств противоречит идее контроля их обращения и требованиям действующих конвенций ООН (в том числе 1961 и 1971 г.). Неоднократно в рамках обсуждений этой международной организации указывалось на то, что ослабление или устранение контроля обращения наркотиков в одной стране окажет отрицательное влияние на другие государства.

Сегодня в мире идет процесс унификации подходов к проблемам распространения наркотических средств и предупреждения наркомании. На международном уровне политика Украины в сфере предупреждения наркомании определяется положениями соответствующих конвенций ООН. Это, прежде всего, Единая конвенция о наркотических веществах от 30.03.1961 г., Конвенция о психотропных веществах от 21.02.1971 г. и Международная конвенция «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 20.12.1988 г.

Конвенцией 1961 г. создана единая международная правовая основа для контроля обращения наркотических средств. Этим документом создаются предпосылки для вывода из системы уголовно-правовой юрисдикции правонарушителей, злоупотребляющих наркотическими средствами. Менее детально он регламентирует перечень мер по предупреждению (профилактике) злоупотребления наркотическими средствами. Таким образом, конвенция предоставляет странам самостоятельность в части выбора форм лечения и профилактики наркологических заболеваний. Конвенция о психотропных веществах (1971 г.) в основном дублирует положения упомянутого выше нормативно-правового акта.

Анализ международных документов позволяет выделить приоритетное направление украинской политики в этой сфере — решительная жесткая борьба с незаконным распространением наркотиков, а также введение в национальное уголовное законодательство многочисленных составов преступлений, предусматривающих ответственность за операции с наркотиками.

Совершенно иное дело — слишком часто встречающиеся коллизионные нормы, которые можно было бы исправить путем внесения поправок и дополнений в ряд законодательных актов, касающихся законных производства, пере­работки, реализации, приобретения, потребления и хранения наркотических и психотропных веществ, а также их аналогов и прекурсоров. Очень полезным, особенно для сферы их распространения, стало бы дифференцирование мер государственного контроля в сфере обращения наркотических, психотропных веществ и прекурсоров путем разделения их на несколько категорий и установления относительно каждой из них мер контроля:

  • особые меры контроля;
  • общие меры контроля;
  • допускается исключение некоторых мер контроля.

Согласно такому делению деятельность по производству, переработке, реализации, приобретению, использованию и хранению прекурсоров, отнесенных к первой категории, подлежала бы лицензированию. Ввоз (вывоз) таких веществ осуществлялся бы только государственными унитарными предприятиями в порядке, установленном правительством, при наличии лицензии на право ввоза (вывоза). Прекурсоры второй и третьей категорий смогло бы ввозить (вывозить) любое юридическое лицо, имеющее соответствующую лицензию. Для получения лицензии на ввоз (вывоз) прекурсоров юридическому лицу необходимо будет получить сертификат (если прекурсор является лекарственным средством) и разрешение.

Что же касается субъектов хозяйствования, занимающихся торговлей лекарственными средствами, — к ним не будут применяться санкции за незаконное хранение препаратов, содержащих наркотические, психотропные вещества, которые подпали под действие закона «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», в том случае, если они добровольно сдадут эту продукцию и укажут источник ее поступления.

Согласно п. 2 Порядка осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и контроля за их оборотом, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 03.06.2009 г. № 589, субъекты хозяйствования осуществляют деятельность, связанную с обращением лекарственных средств, содержащих наркотические, психотропные вещества и прекурсоры, на основе соответствующей лицензии, которая выдается на 5 лет. Процедура выдачи и аннулирования такой лицензии регламентируется Порядком лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 05.12.2007 г. № 1387. Действие норм Порядка распространяется исключительно на тех субъектов хозяйствования, которые являются юридическими лицами (независимо от их организационно-правовой формы).

Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств Министерства здравоохранения Украины предписывает субъектам хозяйствования изымать из обращения путем возврата поставщику (производителю) лекарственное средство, содержащее наркотическое, психотропное вещество. Однако отсутствие у субъекта хозяйствования лицензии на обращение наркотических, психотропных веществ и прекурсоров исключает возможность возврата препаратов производителю.

Таким образом, на законодательном уровне создаются предпосылки для ситуации, при которой субъекты хозяйствования, которые приобрели лекарственные средства, содержащие наркотические, психотропные вещества, имеют их остатки, но не имеют соответствующей лицензии. В любом случае они подпадают под такое уголовно наказуемое действие, как незаконное обращение психотропных веществ.

Перечень видов преступлений в этой сфере приведен в разделе 13 Уголовного кодекса Украины:

– использование средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психо­тропных веществ, их аналогов и прекурсоров (ст. 306);

– незаконное производство, приобретение, хранение, перевозка и пересылка (как с целью сбыта, так и без таковой) наркотических средств, психо­тропных веществ, их аналогов и прекурсоров (ст. 307);

– нарушение установленных законодательством правил обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (ст. 320) и т.д. В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», их обращение включает разработку, производство, хранение, транспортировку, приобретение, реализацию, импорт, экспорт, транзит. Примечательно, что уничтожение наркотических средств и прекурсоров также считается их обращением и, следовательно, может повлечь за собой санкции, предусмотренные действующим Уголовным кодексом Украины. Напомним, одна из самых щадящих санкций за незаконное производство, хранение и сбыт такой продукции согласно части 1 ст. 307 Уголовного кодекса Украины — лишение свободы сроком от 3 лет и более.

Ситуация обостряется еще и в связи с принятием Кабинетом Министров Украины постановления от 05.01.2011 г. № 4. Этот документ существенно расширил утвержденный правительством перечень наркотических средств, психо­тропных веществ и прекурсоров. К примеру, на ряд позиций был расширен список особо опасных наркотических и психотропных веществ, обращение которых запрещено. Помимо этого, начиная с 12.01.2011 г. (даты вступления в силу указанного постановления), все вещества, содержащие не менее 45% серной кислоты и 15% соляной, подлежат тем же мерам контроля, что и прекурсоры.

Несложно догадаться, что ужесточение мер контроля обращения этой категории веществ не лучшим образом скажется на игроках фармацевтического рынка. Как быть предпринимателям, которые уже успели приобрести такую продукцию (до поры до времени не считавшуюся ограниченной в обращении или же и вовсе запрещенной), — вопрос сверхсложный. Тем более что любой внеплановый визит контролирующих органов может привести к весьма плачевным для субъекта хозяйствования последствиям (в частности в виде нескольких лет лишения свободы, как следует из положений Уголовного кодекса Украины).

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что лицо, добровольно сдавшее имеющиеся у него наркотические, психотропные вещества и их аналоги (а также указавшее источники их приобретения и способствующее раскрытию преступлений, связанных с незаконным обращением такой продукции) освобождается от уголовной ответственности. Такая норма непосредственно закреплена в части 4 ст. 307 Уголовного кодекса Украины.

Говоря о мерах государственного контроля обращения лекарственных средств, наркотических, психотропных веществ, нельзя не вспомнить о резонансном указе Президента от 09.12.2010 г. № 1085/2010, давшем начало административной реформе и среди прочего обещающем кардинальные изменения в системе органов исполнительной власти. Как следует из положений документа, очень скоро в прошлое могут уйти Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств Министерства здравоохранения Украины и Государственный комитет Украины по вопросам контроля за наркотиками. Планируется слияние этих органов в один — Государственную службу по лекарственным препаратам и контролю за наркотиками. Несмотря на то что отдельного нормативного акта, которым бы создавалась такая служба и регламентировались ее полномочия, еще нет — можно смело предполагать, что полномочия органа будут максимально широки.

Изучение правовой литературы, касающейся рассматриваемого вопроса, анализ экспертных оценок позволяют сделать вывод, что вся история борьбы с наркоманией в нашей стране характеризуется ужесточением законодательства в этой сфере.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті