Чтобы дойти до цели, надо идти. Оноре де Бальзак |
|
Напомним, что по итогам I полугодия 2008 г. общий объем розничного фармрынка в Украине составил 7,7 млрд грн. за 982,4 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 36,7% в денежном и 3,8% в натуральном выражении (более подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 32 (653) от 18.08.2008 г). Напомним также, что в общий объем аптечных продаж изделий медицинского назначения (ИМН) включены объемы реализации товаров, прошедших процедуру регистрации дезинфицирующих средств.
Лидером в общем объеме аптечных продаж всегда является Киев. Однако, начиная с прошлого года, его вклад постепенно начал уменьшаться. Так, по итогам I кв. текущего года удельный вес столицы уменьшился практически на 1% и составил 13,9% в общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении (более подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 24 (645) от 16.06.2008 г.). Уже в I полугодии 2008 г. ситуация изменилась — удельный вес столицы уменьшился незначительно (на 0,2%) и составил 14,1% (рис. 1).
|
Далее следует Донецкая область, которая в исследуемый период в разрезе регионов Украины продемонстрировала наибольшее увеличение удельного веса в общем объеме рынка аптечных продаж — на 1,4% до 11,6% (!). Кроме того, по сравнению с I полугодием 2007 г. для Одесской и Киевской областей также отмечают повышение этого показателя — до 5,1 и 3,3% соответственно (на 0,6 и 0,5%).
Заслуживает внимания тот факт, что в общем объеме рынка аптечных продаж удельный вес Киевской области увеличивается планомерно вот уже более чем год. Конечно, мегаполизация столицы вносит в этот процесс посильный вклад. Следует отметить, что в общем объеме розничного фармрынка суммарная доля столицы и Киевской области увеличилась по сравнению с I полугодием прошлого года до 17,3%. Причем еще недавно — в I кв. 2008 г. — этот показатель снизился по сравнению с I кв. 2007 г. (до 17,1%).
Высокие темпы прироста отечественному рынку аптечных продаж задают не только столица и мегаполисная зона вокруг нее — как в I кв., так и по итогам I полугодия 2008 г. обращает на себя внимание активное развитие Донецкой и Одесской областей.
«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
Отдельного внимания заслуживают региональные особенности структуры продаж по категориям товаров «аптечной корзины». Естественно, что структура розничного фармрынка в различных регионах Украины неравномерна. В целом на розничном фармрынке активно развивается парафармацевтическая продукция. Однако сегодня продемонстрировать потенциал для косметики и биологически активных добавок (БАД) предоставляется возможность пока в крупных городах Украины, потому как здесь сконцентрировано основное количество фарммаркетов, где на полках представлен широкий ассортимент парафармацевтической продукции. В результате сегодня в некоторых регионах лекарственные средства (ЛС) обеспечивают более 90% общего объема аптечных продаж по области. Так, например, по итогам I полугодия 2008 г. доля ЛС в общем объеме аптечных продаж более 90% была зафиксирована в Хмельницкой и Тернопольской областях (табл. 1). Более 11% в общем объеме аптечных продаж составила доля ИМН в Харьковской и Волынской областях. Еще в других 5 регионах этот показатель превысил 10%.
Таблица 1
Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в I полугодии 2008 г.
Регион | ЛС | ИМН | Косметика | БАД | ||||
млн грн. | удельный вес категорий, % | млн грн. | удельный вес категорий, % | млн грн. | удельный вес категорий, % | млн грн. | удельный вес категорий, % | |
г. Киев | 811,0 | 75,0 | 94,4 | 8,7 | 119,9 | 11,1 | 56,2 | 5,2 |
Донецкая обл. | 725,8 | 81,3 | 88,6 | 9,9 | 47,4 | 5,3 | 31,3 | 3,5 |
Днепропетровская обл. | 540,3 | 81,1 | 61,3 | 9,2 | 38,5 | 5,8 | 26,4 | 4,0 |
Харьковская обл. | 437,0 | 77,6 | 67,0 | 11,9 | 39,1 | 6,9 | 20,1 | 3,6 |
АР Крым | 403,6 | 86,1 | 33,0 | 7,0 | 17,8 | 3,8 | 14,4 | 3,1 |
Львовская обл. | 327,2 | 85,0 | 31,6 | 8,2 | 16,7 | 4,3 | 9,7 | 2,5 |
Одесская обл. | 304,2 | 77,0 | 40,2 | 10,2 | 33,5 | 8,5 | 17,4 | 4,4 |
Запорожская обл. | 290,2 | 81,5 | 35,6 | 10,0 | 17,3 | 4,8 | 13,2 | 3,7 |
Луганская обл. | 284,8 | 85,8 | 32,7 | 9,8 | 6,0 | 1,8 | 8,6 | 2,6 |
Киевская обл. | 194,1 | 77,6 | 25,2 | 10,1 | 17,5 | 7,0 | 13,2 | 5,3 |
Полтавская обл. | 190,1 | 86,0 | 13,1 | 5,9 | 8,8 | 4,0 | 9,2 | 4,2 |
Черкасская обл. | 154,0 | 87,5 | 13,7 | 7,8 | 4,2 | 2,4 | 4,1 | 2,3 |
Винницкая обл. | 149,2 | 83,4 | 14,5 | 8,1 | 10,2 | 5,7 | 5,0 | 2,8 |
Черниговская обл. | 148,5 | 87,3 | 12,4 | 7,3 | 5,4 | 3,2 | 3,8 | 2,2 |
Ивано-Франковская обл. | 131,3 | 87,2 | 10,9 | 7,2 | 4,7 | 3,1 | 3,7 | 2,4 |
Николаевская обл. | 126,7 | 84,3 | 12,3 | 8,2 | 6,3 | 4,2 | 5,0 | 3,3 |
Херсонская обл. | 124,3 | 81,5 | 15,4 | 10,1 | 7,7 | 5,1 | 5,2 | 3,4 |
Хмельницкая обл. | 121,9 | 90,9 | 7,0 | 5,2 | 2,2 | 1,6 | 3,0 | 2,2 |
Житомирская обл. | 111,5 | 86,1 | 10,5 | 8,1 | 3,7 | 2,9 | 3,8 | 2,9 |
Закарпатская обл. | 110,4 | 85,8 | 9,7 | 7,6 | 4,9 | 3,8 | 3,6 | 2,8 |
Сумская обл. | 104,4 | 80,3 | 11,9 | 9,2 | 8,1 | 6,3 | 5,5 | 4,3 |
Кировоградская обл. | 104,2 | 87,6 | 9,5 | 8,0 | 2,1 | 1,8 | 3,2 | 2,7 |
Ровенская обл. | 99,5 | 83,8 | 11,8 | 10,0 | 4,4 | 3,7 | 2,9 | 2,5 |
Черновицкая обл. | 98,0 | 84,9 | 9,5 | 8,2 | 4,2 | 3,6 | 3,7 | 3,2 |
Волынская обл. | 94,9 | 80,6 | 13,9 | 11,8 | 5,1 | 4,4 | 3,8 | 3,3 |
Тернопольская обл. | 94,3 | 90,6 | 4,9 | 4,7 | 2,6 | 2,5 | 2,3 | 2,2 |
Всего | 6281,7 | 81,7 | 690,4 | 9,0 | 438,5 | 5,7 | 278,3 | 3,6 |
Что касается столичной структуры аптечных продаж, то на фоне общего увеличения абсолютных значений по итогам I полугодия 2008 г. доля ЛС традиционно здесь была наименьшей среди всех регионов и составила всего 75%, сократившись на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. (!).
Таким образом, четверть общего объема аптечных продаж в киевских аптечных учреждениях аккумулируют парафармацевтические товары. Здесь доля косметики и БАД традиционно была выше, чем в других регионах и по итогам I полугодия 2008 г. составила 11,1 и 5,2% соответственно. Отметим также, что в Одесской области 8,5% общего объема аптечных продаж в денежном выражении обеспечила косметика, а в Киевской 5,3% — БАД. Традиционно анализ доли областного центра в общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» помогает представить целостную картину розничного фармрынка в разрезе регионов. Однако необходимо учитывать, что наибольшее влияние на вклад таковых в общий показатель оказывает соотношение численности населения в области и областном центре, доходов и количества аптек в каждом из них. По итогам I полугодия 2008 г. традиционно наибольшее влияние в мегаполисной зоне имел Киев. Доля столицы в Киевской области составила 81,2% общего объема продаж товаров «аптечной корзины» (рис. 2). Что касается рынка ЛС, то за Киевом «закреплено» 80,7% объема реализации этой категории товаров.
|
Следует отметить, что в Харьковской и Одесской областях вклад областного центра в общий объем продаж товаров «аптечной корзины» был также высоким и превысил 60%. А в 6 регионах — Запорожской, Винницкой, Черниговской, Николаевской, Черновицкой и Сумской областях — составил более 50%. В других 17 регионах превалирующим был, напротив, вклад области.
ЛС В ОБЛАСТЯХ И ГОРОДАХ
В целом по итогам I полугодия 2008 г. объем продаж ЛС в денежном выражении увеличился абсолютно во всех регионах Украины. Однако соответствовать общерыночному показателю (+33,4%) удалось не всем. Например, в Киеве и еще 13 регионах темпы прироста объема аптечных продаж ЛС варьировали от +3,0% в Хмельницкой до +32,4% — в Сумской области (рис. 3). В это же время 12 регионов продемонстрировали опережающие темпы прироста объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении. Наибольшего внимания заслуживает увеличение объема продаж ЛС по сравнению с I полугодием 2007 г. в аптечных учреждениях Донецкой и Закарпатской областей — более чем на 55%. Причем для этих регионов отмечают наибольшее увеличение объема продаж ЛС и в натуральном выражении — на 20,8 и 15,0% соответственно (рис. 4). Вместе с тем по итогам I полугодия в 15 регионах объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении уменьшился. Максимально — в Хмельницкой и Тернопольской областях (на 22,7 и 22,1% соответственно).
|
|
По итогам I полугодия 2008 г. наибольшее увеличение объема аптечных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении продемонстрировали Донецкая и Закарпатская области.
Традиционно крупнейшим по объемам реализации ЛС городом, за исключением Киева, является Харьков (рис. 5). Здесь по итогам I полугодия 2008 г. объем продаж ЛС достиг 275,8 млн грн. за 23,4 млн упаковок. Причем доля областного центра в общей структуре рынка ЛС составила более 63%. Наибольшее увеличение объема аптечных продаж ЛС по сравнению с I полугодием 2007 г. отмечено в Мариуполе — на 91,8% (до 74,6 млн грн.) и Ужгороде — 91,0% (до 16,2 млн грн.). Высоким этот показатель был также в Луганске, Макеевке и Луцке. А наименьшее увеличение объема продаж ЛС в денежном выражении отмечено в Симферополе — 2,0%.
|
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в Киеве по итогам I полугодия 2008 г. составила 14,1 грн., что на 3,6 грн. больше, чем в целом по рынку (рис. 6). В разрезе регионов Украины максимальная средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного и отечественного производства была зафиксирована также в Киеве — 26,5 и 4,6 грн. соответственно. Еще в 13 регионах средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного производства составила более 20 грн., и в 10 регионах ЛС отечественного производства — более 4 грн.
|
Следует отметить, что по итогам I полугодия 2008 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС отечественного и зарубежного производства повысилась традиционно во всех регионах Украины. Причем в 15 областях для зарубежных ЛС темпы прироста этого показателя были выше, чем для отечественных. Так, по сравнению с I полугодием 2007 г. наибольшее повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки зарубежных ЛС отмечено в Одесской и Волынской областях — почти на 40% (до 23,5 и 16,8 грн. соответственно), а украинского — в Тернопольской — на 46,0% (до 3,8 грн.).
В целом структура распределения ЛС зарубежного и отечественного производства в каждом регионе различна — некоторые развиваются по общерыночным тенденциям, другие — постепенно приближаются к таковым. По итогам I полугодия 2008 г. в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении доля зарубежных ЛС в Киеве и Донецкой областях составила более 80% (табл. 2). Большой была доля таких ЛС также в Днепропетровской и Ивано-Франковской областях. Напомним, что по итогам I кв. 2008 г. в общем объеме продаж доля украинских ЛС в денежном выражении была больше 30% в 2 регионах — Кировоградской и Волынской областях. Уже по показателям I полугодия 2008 г. к ним просоединилась Луганская область (31,4%).
Таблица 2
Объем аптечных продаж ЛС зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении по регионам Украины в I полугодии 2008 г.
Регион | Объем продаж ЛС | |||||||
зарубежного производства | отечественного производства | зарубежного производства | отечественного производства | |||||
млн грн. | удельный вес, % | млн грн. | удельный вес, % | млн упаковок | удельный вес, % | млн упаковок | удельный вес, % | |
г. Киев | 660,6 | 81,5 | 150,3 | 18,5 | 25,0 | 43,3 | 32,6 | 56,7 |
Донецкая обл. | 583,8 | 80,4 | 142,0 | 19,6 | 28,6 | 42,9 | 38,0 | 57,1 |
Днепропетровская обл. | 425,5 | 78,8 | 114,8 | 21,2 | 19,9 | 40,4 | 29,4 | 59,6 |
Харьковская обл. | 337,4 | 77,2 | 99,7 | 22,8 | 16,7 | 38,9 | 26,2 | 61,1 |
АР Крым | 312,7 | 77,5 | 90,9 | 22,5 | 16,6 | 38,8 | 26,2 | 61,2 |
Львовская обл. | 249,8 | 76,4 | 77,4 | 23,6 | 13,1 | 37,6 | 21,7 | 62,4 |
Одесская обл. | 237,6 | 78,1 | 66,6 | 21,9 | 10,1 | 39,4 | 15,6 | 60,6 |
Запорожская обл. | 223,4 | 77,0 | 66,9 | 23,0 | 9,7 | 37,4 | 16,3 | 62,6 |
Луганская обл. | 195,4 | 68,6 | 89,4 | 31,4 | 8,4 | 29,5 | 20,2 | 70,5 |
Киевская обл. | 145,2 | 74,8 | 49,0 | 25,2 | 6,7 | 35,1 | 12,3 | 64,9 |
Полтавская обл. | 143,1 | 75,3 | 47,0 | 24,7 | 6,9 | 37,4 | 11,5 | 62,6 |
Черкасская обл. | 109,9 | 71,4 | 44,1 | 28,6 | 5,9 | 32,7 | 12,2 | 67,3 |
Винницкая обл. | 116,3 | 78,0 | 32,9 | 22,0 | 5,1 | 39,0 | 7,9 | 61,0 |
Черниговская обл. | 114,0 | 76,7 | 34,5 | 23,3 | 4,8 | 38,8 | 7,6 | 61,2 |
Ивано-Франковская обл. | 104,9 | 79,8 | 26,5 | 20,2 | 5,8 | 44,1 | 7,4 | 55,9 |
Николаевская обл. | 94,7 | 74,7 | 32,0 | 25,3 | 4,7 | 36,1 | 8,4 | 63,9 |
Херсонская обл. | 90,8 | 73,1 | 33,5 | 26,9 | 4,1 | 34,3 | 7,8 | 65,7 |
Хмельницкая обл. | 91,9 | 75,3 | 30,1 | 24,7 | 5,3 | 38,0 | 8,6 | 62,0 |
Житомирская обл. | 78,4 | 70,4 | 33,0 | 29,6 | 4,5 | 31,5 | 9,9 | 68,5 |
Закарпатская обл. | 80,2 | 72,7 | 30,2 | 27,3 | 4,7 | 35,3 | 8,6 | 64,7 |
Сумская обл. | 77,7 | 74,4 | 26,7 | 25,6 | 3,6 | 35,2 | 6,6 | 64,8 |
Кировоградская обл. | 72,7 | 69,8 | 31,5 | 30,2 | 4,0 | 31,8 | 8,7 | 68,2 |
Ровенская обл. | 70,8 | 71,1 | 28,7 | 28,9 | 4,5 | 34,1 | 8,6 | 65,9 |
Черновицкая обл. | 73,5 | 74,9 | 24,6 | 25,1 | 3,5 | 36,9 | 6,0 | 63,1 |
Волынская обл. | 66,5 | 70,0 | 28,4 | 30,0 | 3,9 | 33,6 | 7,8 | 66,4 |
Тернопольская обл. | 73,6 | 78,0 | 20,7 | 22,0 | 4,3 | 44,0 | 5,4 | 56,0 |
Всего | 4830,3 | 76,9 | 1451,4 | 23,1 | 230,4 | 38,3 | 371,5 | 61,7 |
Как в целом по рынку, так и во всех регионах в исследуемый период ЛС отечественного производства лидировали по удельному весу в натуральном выражении.
В целом по итогам I полугодия 2008 г. темпы прироста объемов аптечных продаж зарубежных ЛС превысили таковые отечественных в денежном выражении во всех областях, за исключением Ивано-Франковской и Черновицкой (рис. 7). В это же время для Хмельницкой и Тернопольской областей была отмечена убыль объема продаж украинских ЛС на 8,3 и 3,5% соответственно по сравнению с I полугодием 2007 г. Отметим, что подобное уменьшение объема продаж ЛС отечественного производства в этих регионах было зафиксировано также в I кв. текущего года.
|
В целом по итогам I полугодия 2008 г. всего в 6 регионах Украины объем продаж зарубежных ЛС в натуральном выражении сократился от 1,4% в Черниговской до 16,2% в Хмельницкой областях (рис. 8). Что касается ЛС украинского производства, то в таких областях, как Донецкая, Запорожская, Киевская, Ивано-Франковская и Закарпатская, было отмечено увеличение объема аптечных продаж таковых в натуральном выражении по сравнению с I полугодием 2007 г.
|
ЦЕНОВАЯ СТРУКТУРА ЛС
Последние тенденции на рынке ЛС свидетельствуют о стремительном завоевании дорогостоящими препаратами все большей доли в общем объеме продаж. Конечно, в разрезе регионов Украины ценовая структура рынка аптечных продаж ЛС дифференцирована. По итогам I полугодия 2008 г. в целом по рынку высокостоимостные препараты (стоимость — выше 26,0 грн.) аккумулировали более 50% общего объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении. По такому же сценарию развивалась ситуация в 12 регионах — доля высокостоимостных ЛС соответствовала, а в некоторых регионах даже превысила общерыночный показатель (рис. 9). Отметим, что в I кв. 2008 г. таких областей еще было 9. Впечатляет тот факт, что по итогам I полугодия 2008 г. в столице в общем объеме рынка ЛС доля высокостоимостных препаратов превысила 60% (!). Причем совсем недавно, еще в І кв. 2008 г., этот показатель составлял 57,3%.
|
Вместе с тем в общем объеме продаж ЛС в Черкасской, Ивано-Франковской, Закарпатской, Житомирской, Ровенской и Тернопольской областях лидерами были среднестоимостные препараты (от 4,5 до 26,0 грн.). Что касается низкостоимостных препаратов (менее 4,5 грн.), то среди всех регионов в структуре аптечных продаж ЛС наибольшая доля таковых отмечена в Волынской (14,0%), Житомирской, Кировоградской и Ровенской областях (по 13,9%).
В общем объеме продаж в денежном выражении на рынке ЛС традиционно большей долей обладают рецептурные препараты. По итогам I полугодия 2008 г. в таких регионах, как г. Киев, Днепропетровская область, АР Крым, Львовская, Киевская, Полтавская, Черкасская, Ивано-Франковская, Закарпатская, Ровенская и Тернопольская области, превалирующий удельный вес имели безрецептурные препараты.
В целом в 15 из 26 регионов Украины лидерами по объемам продаж ЛС являются рецептурные препараты.
В исследуемый период фармакотерапевтическая структура рынка аптечных продаж ЛС в разрезе регионов была схожей. Тем не менее некоторые из них продемонстрировали и отличительные особенности. В целом на протяжении I полугодия 2008 г. в общем объеме реализации ЛС в денежном выражении традиционно во всех регионах порядка 20–25% составила доля препаратов группы АТС-классификации первого уровня А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» (рис. 10).
|
Причем в I полугодии 2008 г., как и в аналогичный период предыдущих 2 лет, исключительно для Закарпатской области отмечают наибольшую долю в общем объеме продаж препаратов группы А — 25,6%. Для второй по объему продаж ЛС в денежном выражении группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» наибольшая доля в исследуемый период зафиксирована в Черниговской области (16,1%), в то время как в других регионах она составила около 11–15%.
Что касается доли препаратов группы N «Средства, действующие на нервную систему», то в I полугодии 2008 г. в общем объеме реализации ЛС наибольшая доля таковых вот уже третий год подряд традиционно отмечена в Луганской области (17,2%).
Для четвертой по объему продаж ЛС в денежном выражении группы R «Средства, действующие на респираторную систему» наибольшая доля была зафиксирована во Львовской области (14,3%). А наибольшая доля препаратов группы J «Прочие средства для системного применения» отмечена в Херсонской области (12,5%).
Таким образом, структура аптечных продаж ЛС в разрезе различных регионов Украины неравномерна. Закарпатская и Луганская области являются стабильными обладателями наибольших долей препаратов групп А и N соответственно.
По итогам I полугодия 2008 г. пальму первенства в общем рейтинге брэндов ЛС по объемам продаж в денежном выражении занял АКТОВЕГИН. В этот период в разрезе регионов в рейтинге брэндов ЛС он занял первую строчку еще в 6 областях (табл. 3). Примечательно, что не так давно, когда лидером по этому показателю был ЭССЕНЦИАЛЕ, в Луганской и Волынской областях он не входил в состав топ-5 несколько лет подряд. Теперь, когда произошла смена лидера в целом по Украине, в составе топ-5 брэндов ЛС в этих областях АКТОВЕГИН находится на 2-й строчке в Луганской области и на 3-й в Волынской. В этих регионах наибольшую выручку аптечным учреждениям принесли НАТРИЯ ХЛОРИД и МИЛДРОНАТ соответственно. Конечно, это свидетельствует об особенностях потребления ЛС в регионах. В целом же ЭССЕНЦИАЛЕ возглавил рейтинг брэндов ЛС по объему аптечных продаж в 5 регионах. В 6 регионах рейтинг возглавил МИЛДРОНАТ, в 3 — МЕЗИМ, в 3 — ЦЕФТРИАКСОН и в 1 — АРБИДОЛ.
Таблица 3
Топ-5 брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по регионам Украины в I полугодии 2008 г.
Регион | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
г. Киев | АРБИДОЛ | ЭССЕНЦИАЛЕ | ВИТРУМ | ДИФЕРЕЛИН | ЭНТЕРОСГЕЛЬ |
Донецкая обл. | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | МЕЗИМ | ПРЕДУКТАЛ |
Днепропетровская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | ВИТРУМ | МЕЗИМ | ЭНАП |
Харьковская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ПРЕДУКТАЛ | ЦЕФТРИАКСОН |
АР Крым | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | МЕЗИМ | ПРЕДУКТАЛ | ВИТРУМ |
Львовская обл. | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | МЕЗИМ | ЛАЗОЛВАН | ЭНАП |
Одесская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ВИТРУМ | МИЛДРОНАТ | ЦЕФТРИАКСОН |
Запорожская обл. | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | ВИТРУМ | ПРЕДУКТАЛ |
Луганская обл. | НАТРИЯ ХЛОРИД | АКТОВЕГИН | ЦЕФТРИАКСОН | МИЛДРОНАТ | ЭНАП |
Киевская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦЕФТРИАКСОН | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ВИТРУМ |
Полтавская обл. | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | ФЕЗАМ | МЕЗИМ |
Черкасская обл. | МЕЗИМ | ЭССЕНЦИАЛЕ | ПРОСТАМОЛ УНО | ПРЕДУКТАЛ | НИМЕСИЛ |
Винницкая обл. | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | ПРЕДУКТАЛ | МЕЗИМ |
Черниговская обл. | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЛОРАКСОН | ПРЕДУКТАЛ |
Ивано-Франковская обл. | МЕЗИМ | ЛАЗОЛВАН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЭНАП | АКТОВЕГИН |
Николаевская обл. | МИЛДРОНАТ | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | ПРЕДУКТАЛ |
Херсонская обл. | ЦЕФТРИАКСОН | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Хмельницкая обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | ЦЕФТРИАКСОН | МЕЗИМ | ЦЕРЕБРОЛИЗИН |
Житомирская обл. | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ПРЕДУКТАЛ |
Закарпатская обл. | МИЛДРОНАТ | ПРЕДУКТАЛ | МЕЗИМ | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Сумская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦЕФТРИАКСОН | МИЛДРОНАТ | ПРЕДУКТАЛ |
Кировоградская обл. | АКТОВЕГИН | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | БЕРЛИПРИЛ | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Ровенская обл. | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | КОЛДРЕКС | ФЕЗАМ |
Черновицкая обл. | МИЛДРОНАТ | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦЕФТРИАКСОН | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Волынская обл. | МИЛДРОНАТ | НАТРИЯ ХЛОРИД | АКТОВЕГИН | ЦЕФТРИАКСОН | ЦЕФОТАКСИМ |
Тернопольская обл. | МЕЗИМ | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЭНАП | ФЕЗАМ |
В целом по Украине | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | МЕЗИМ | ПРЕДУКТАЛ |
По итогам I полугодия 2008 г. в целом по рынку лидером среди маркетирующих организаций по объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении в региональном разрезе является компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 4). Конечно, необходимо помнить, что особенности рынка ЛС в региональном разрезе напрямую коррелируют с уровнем экономического и социального развития, а также с активностью оптовых и розничных операторов в той или иной области.
Традиционно следует уделить внимание данным об объемах продаж ЛС на душу населения и взглянуть на демографическую ситуацию в Украине. Согласно сведениям Государственного комитета статистики (www.ukrstat.gov.ua), средняя численность населения Украины за январь – июнь 2008 г. составила 46,3 млн человек, что на 270 тыс. человек меньше, чем в I полугодии 2007 г.
Таблица 4
Маркетирующие организации — лидеры по объемам продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины в I полугодии 2008 г.
Маркетирующая организация | Регион |
Berlin-Chemie/ Menarini Group (Германия) |
Донецкая, Днепропетровская области, АР Крым, Львовская, Запорожская, Закарпатская, Одесская, Полтавская, Киевская, Винницкая, Ивано-Франковская, Черниговская, Хмельницкая, Черкасская, Николаевская, Харьковская, Херсонская, Сумская, Тернопольская, Черновицкая, Житомирская и Кировоградская области |
Sanofi-aventis (Франция) | г. Киев |
Корпорация Артериум (Украина) | Ровенская, Волынская области |
Луганская ФФ (Украина) | Луганская область |
По итогам I полугодия 2008 г. общий объем продаж ЛС на душу населения в Украине составил 135,7 грн., увеличившись на 34,2% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Как и следовало ожидать, в столичных аптечных учреждениях отмечено наибольшее количество средств, затраченных на приобретение ЛС в среднем на одного жителя, — 295,7 грн., что почти на 30% больше, чем в аналогичный период 2007 г. (рис. 11). Отметим также, что в 5 регионах — Донецкой, Днепропетровской, Харьковской, Запорожской областях и АР Крым — среднемесячное потребление ЛС на душу населения было выше, чем в целом по Украине — более 150 грн. Минимальный объем продаж ЛС на душу населения был отмечен в Житомирской и Тернопольской областях — 85,6 и 86,0 грн. Темпы прироста объема продаж ЛС на душу населения для многих регионов превысили общерыночный показатель. Наибольшее повышение этого показателя отмечают для Донецкой и Закарпатской областей — более чем на 57,0% до 160,3 и 88,9 грн. соответственно.
|
ИТОГИ
Подводя итоги, отметим, что фармацевтический рынок в региональном разрезе демонстрирует динамичное развитие. Теперь осталось лишь в воспоминаниях, что год назад в Сумской области была отмечена убыль объема продаж ЛС в денежном выражении. Впечатляет тот факт, что уже в исследуемый период темпы прироста здесь были даже выше, чем в Киеве! Надеемся, что подобное «перевоплощение» произойдет и в Хмельницкой области, где в I полугодии 2008 г. были отмечены наименьшие темпы увеличения объемов рынка аптечных продаж ЛС в денежном выражении (+3,0%). Ранее в I кв. 2008 г. речь шла о подвигах операторов в таких регионах, как Донецкая, Одесская и Харьковская области. Уже в исследуемый период каждая порадовала очередными заслугами. Так, особое внимание следует обратить на увеличение доли Донецкой области в общем объеме фармрынка в денежном выражении (до 11,6%). Вместе с Закарпатской областью они продемонстрировали наибольшее увеличение объема продаж ЛС в денежном и натуральном выражении. Для Одесской области по сравнению с I полугодием 2007 г. были отмечены высокие темпы прироста объема продаж ЛС в денежном выражении (+44,8%). Удельный вес ИМН, косметики и БАД здесь превысил общерыночные показатели. В свою очередь и Харьковская область продемонстрировала развитие, схожее с вышеупомянутыми регионами. Особого внимания заслуживает тот факт, что в 12 из 26 областей большую выручку в общем объеме продаж ЛС аптечным учреждениям обеспечивают высокостоимостные препараты. Следует отметить, что в I полугодии 2007 г. таких регионов было всего 6. За год операторам фармрынка удалось добиться поистине колоссальных успехов! Конечно, необходимо отметить, их контршаги в мегаполисной зоне. На фоне уменьшения удельного веса столицы в I кв. 2008 г. уже по итогам I полугодия 2008 г. они стабилизировалали ситуацию — доля Киева осталась практически неизменной. n
Оксана Сергиенко
Напомним, что при проведении исследования использовались данные об объемах аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Подробнее о методологии отображения сведений о розничном фармрынке Украины читайте в «Еженедельнике АПТЕКА» № 13 (584) от 2 апреля 2007 г.
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим