Регулирование цен: какой путь выбрать?

В этом номере «Еженедельника «АПТЕКА» мы предлагаем вашему вниманию три проекта регуляторных актов, опубликованных на сайте Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения: проект Порядка государственной регистрации (перерегистрации) цен на лекарственные средства и Положения про Государственный реестр цен на лекарственные средства, проект постановления КМУ о внесении изменений в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением КМУ от 29.03.2006 г. № 400 (с изменениями), и проект постановления КМУ по внесению изменений к постановлению КМУ «О внесении изменений в дополнение к постановление КМУ от 25.12.1996 г. № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен (тарифов)» (см. с. 82–84). В этих документах затрагиваются вопросы, которые волнуют, пожалуй, каждого участника фармацевтического рынка, а именно — ценообразования на лекарственные средства. Этой темы также касается проект изменений к постановлению КМУ «Об утверждении порядка возмещения аптечным учреждениям средств за лекарственные средства (препараты инсулина и его аналогов), положения про государственный регистр больных сахарным диабетом, положения про государственный реестр зарегистрированных (перерегистрированных) цен на лекарственные средства (препараты инсулина и его аналогов)» (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 33 (654) от 25.08.2008 г.)

Как видно из опубликованного проекта постановления «О внесении изменений в  дополнение к  постановлению КМУ от 25.12.1996 г. № 548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и  исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен (тарифов)», первоначально сумма оптовых надбавок (наценок) на  лекарственные средства и  изделия медицинского назначения, указанные в  Национальном перечне основных лекарственных средств и  изделий медицинского назначения (далее — Национальный перечень), утвержденном постановлением КМУ от 12.04.2006 г., всех организаций оптовой торговли, принимающих участие в  реализации лекарственных средств, не должна превышать 10% фактической отпускной цены производителя, а для иностранных производителей — таможенной цены. При этом граничные торговые надбавки (наценки) на  лекарственные средства и  изделия медицинского назначения, указанные в  том же Национальном перечне, которые реализуются населению через аптечную сеть, устанавливаются в  следующих размерах:

  • стоимостью до 5 грн. включительно — на  уровне не выше 28%;
  • от 5 до 25 грн. включительно — на  уровне не выше 21%;
  • свыше 25% — на  уровне не выше 15% оптовой цены производителя (таможенной цены) с  учетом скидок, а на  те, которые приобретаются государственными и  коммунальными учреждениями здравоохранения за бюджетные средства, — на уровне не выше 10% оптовой цены производителя (таможенной цены) с  учетом скидок.

Прокомментировать указанные проекты корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» любезно согласилась и.о. главы Госслужбы Инна Демченко.

— Инна Борисовна, как проходило обсуждение? Кто принимал участие? Почему были выбраны именно такие уровни наценок? Будут ли они экономически обоснованными для аптечных сетей?

Инна Демченко — Была создана рабочая группа с  участием представителей Министерства экономики, Государственной инспекции по  контролю за ценами, главных специалистов департамента организации медицинской помощи МЗ Украины, Госслужбы, профессиональных общественных организаций, включая Комитет по  вопросам здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации (ЕВА). Состоялось несколько заседаний этой рабочей группы, в  ходе которых были выработаны общие подходы к  системе постоянного регулирования цен.

Она, в  частности, подразумевает формирование перечня препаратов, цены на  которые будут регулироваться. В  соответствии с  общим подходом таковым должен стать Национальный перечень. Перечень, который существует сегодня, требует пересмотра, изменений и  доработки в  соответствии с  рекомендациями ВОЗ и  теми аналитическими документами и  предложениями, которые были предоставлены экспертами ЕВА и  советом инвесторов при КМУ. Декларация о необходимости изменений в  перечень была подписана ЕВА, советом инвесторов при КМУ и  МЗ Украины. То есть Национальный перечень будет рассматриваться как перечень препаратов, цены на  которые будут регулироваться.

В  результате анализа наценок, который был проведен Государственной инспекцией по  контролю за ценами (проводились комплексные проверки оптовых и  розничных компаний), были предложены те цифры, которые сейчас находятся на  обсуждении.

Было также установлено, что оптовая наценка 10% не повлияет на  количество дистрибьюторов в  сети.

Вместе с тем 28 августа 2008 г. в  Госслужбе состоялось обсуждение вопросов усовершенствования механизмов государственного регулирования торговых надбавок на  лекарственные средства, в  котором приняли участие представители коммунальных аптечных сетей (КП «Полтавафарм», КП «Днепропетровская областная фармация», Государственное производственно-торговое предприятие «Волыньфармпостач», частного областного коммунального предприятия «Ликы Украины» (Чернигов), КП «Луганская областная «Фармация», КП «Фармация» (Киев)) и  Аптечной профессиональной ассоциации Украины.

Было высказано единое мнение о том, что действительно необходимо менять перечень препаратов, цены на  которые будут регулироваться, а также о том, что размеры наценок, которые были указаны в  проекте постановления, нужно пересмотреть, так как в  противном случае аптечные сети коммунальной формы собственности могут не выдержать конкуренции. Было озвучено единое мнение, что нужно пересматривать наценки в  сторону повышения.

На этом же заседании рабочей группы был предложен как альтернативный вариант регистрации фиксированной граничной цены согласно Закону Украины «О ценах и  ценообразовании» — то есть не делить препараты на  низко- средне- и  высокостоимостные, а регистрировать отпускную цену по  торговым наименованиям независимо от размера наценки в  оптовом и  розничном звене дистрибьюторской цепи. Состоялась дискуссия по  поводу того, каким методом это делать: либо использовать индикативные цены ВОЗ, либо метод сравнения с  ценами в  близлежащих государствах, либо чисто декларативный метод. Было принято решение на  последней неделе сентября еще раз провести такое же рабочее совещание, где опять-таки вернуться к  выбору модели, которая будет принята и  приемлема для большинства операторов фармацевтического рынка.

Поэтому хочется успокоить читателей, публикация этих проектов предполагает лишь начало обсуждения, является лишь одним из вариантов. Приятно отметить, что представители фармацевтической общественности принимали активное участие в  обсуждении, и  эта активность свидетельствует о том, что окончательный вариант документов обещает быть действительно оптимальным как для потребителей, так и  для субъектов рынка. n

Александр Устинов,
фото Любови Столяр

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*