|
Однако если в развитых странах основной проблемой является избыток препаратов на рынке и обусловленное этим их нерациональное (избыточное) потребление, а соответственно и увеличение расходов здравоохранения на их оплату, то в развивающихся существует противоположная проблема. Жители этих стран испытывают острую нехватку ЛС, им недоступны многие препараты не только вследствие их высокой стоимости, но и просто из-за элементарного их отсутствия; в развивающихся странах несовершенна система распределения ЛС; не менее часто у пациентов отсутствует доступ к новым и инновационным препаратам; развивающиеся страны также чаще сталкиваются с проблемой контрафактных и некачественных ЛС. В то же время если в развитых странах существует отлаженная система возмещения пациентам стоимости ЛС, то в государствах с ограниченными ресурсами, в том числе и в Украине, бoльшая часть расходов на фармакотерапию ложится на плечи самих пациентов. По данным ВОЗ, расходы на лечение в странах с ограниченным бюджетом, выделяемым на здравоохранение, значительно выше, чем в государствах с развитой экономикой. Так, если в последних они составляют 15–30% общих расходов на нужды здравоохранения, то в странах с переходной экономикой они достигают 30%, а в развивающихся — 66%. При этом в странах с самым низким национальным доходом расходы на ЛС составляют бoльшую часть расходов семейного бюджета, затрачиваемых на лечение (ВОЗ, 2007). В то же время в результате нерационального применения ЛС доступ пациентов ко многим жизненно важным (называемым еще основными) лекарственным средствам до сих пор остается ограниченным. ВОЗ отмечает, что в странах с ограниченными финансовыми ресурсами 50–90% расходов на фармакотерапию пациенты оплачивают за счет личных средств. Именно поэтому, по мнению экспертов ВОЗ, рациональное применение ЛС, в частности таких, которые были бы эффективными и безопасными, но при этом недорогими, будет способствовать значительному снижению заболеваемости и спасет миллионы жизней.
Опыт многих стран свидетельствует, что наиболее эффективным способом экономного расходования бюджетных средств, выделяемых на фармакотерапию, является рациональный отбор ЛС медицинскими учреждениями и их правильное применение.
Для этого еще в середине 1970-х годов ВОЗ приступила к разработке концепции основных ЛС, и в 1977 г. был опубликован первый Примерный перечень основных ЛС, в который было включено 208 препаратов. В течение 30 лет с момента появления первого Примерного перечня основных ЛС 156 из 193 развитых и развивающихся государств — членов ВОЗ создали собственные перечни. По мнению ВОЗ, это позволило значительно повысить качество медицинской помощи и сэкономить средства национальных бюджетов здравоохранения. Этому также способствовало внедрение во многих странах формулярной системы, создание национальных формуляров.
Нынешний Примерный перечень основных ЛС, выпущенный ВОЗ в марте 2007 г., содержит 340 препаратов, предназначенных для лечения приоритетных патологических состояний, таких как малярия, туберкулез, состояний, связанных с репродуктивным здоровьем, и в возрастающих масштабах таких хронических заболеваний, как рак, сахарный диабет и ВИЧ/СПИД (с последним, 15-м изданием Примерного перечня основных ЛС на русском языке можно ознакомиться на сайте ВОЗ (
Что же такое основные ЛС?
Основные ЛС – это ЛС, предназначенные для удовлетворения первоочередных потребностей населения в области здравоохранения. Эти ЛС отбирают на основе фактических данных, надлежащим образом учитывая их значимость для общественного здравоохранения, доказанной клинической эффективности, безопасности, качества, а также стоимости. В нормально функционирующих системах здравоохранения основные ЛС должны быть в наличии в любое время, в достаточном количестве, в соответствующих лекарственных формах, гарантированного качества, с достаточной информацией и по цене, доступной для каждого пациента и населения в целом (ВОЗ, 2007).
Концепция основных ЛС является главным звеном национальной лекарственной политики, поскольку она направлена на защиту прав пациентов и определяет приоритетные задачи в сфере лекарственного обеспечения и основные пути их решения.
В Украине основой национальной лекарственной политики является Государственная программа обеспечения населения лекарственными средствами на 2004–2010 годы (
Однако, как справедливо замечают многие, ни одна государственная система или система медицинского страхования не в состоянии возместить стоимость всех ЛС. Именно поэтому основа концепции основных ЛС состоит в применении ограниченного количества препаратов, тщательно отобранных с учетом клинических руководств, что способствует улучшению обеспечения ЛС, более правильному их назначению и снижению стоимости. Таким образом, использование основных ЛС, которые отобраны исходя из принципов терапевтической эффективности и рентабельности, позволяет повысить качество лечения и уменьшить финансовые затраты. Приобретая меньшее число наименований препаратов, но в большем количестве, становится возможным добиться значительной экономии на макроэкономическом уровне благодаря усилению ценовой конкуренции. С уменьшением количества наименований препаратов облегчается контроль их качества, упрощаются условия приобретения, хранения, распределения и реализации. Кроме того, появляется возможность сделать информацию о ЛС более понятной и доступной. При уменьшении количества наименований ЛС врачу легче отслеживать случаи взаимодействия препаратов и побочных явлений.
Таким образом, ключевые вопросы политики основных ЛС включают несколько аспектов. Так, доступ к основным ЛС зависит от 4 факторов: рационального выбора, доступности по цене, стабильного финансирования и надежной системы здравоохранения; следующий аспект – выбор основных ЛС, желательно с учетом стандартизованных клинических руководств, является важнейшим шагом в обеспечении доступа к медицинской помощи и в содействии рациональному использованию ЛС как специалистами, так и самими пациентами; официальное утверждение концепции основных ЛС определяет приоритеты для деятельности правительства в фармацевтическом секторе в целом и для снабжения ЛС в государственном секторе в частности, включая льготное получение препаратов в рамках системы медицинского страхования; для составления Национального перечня основных ЛС необходимо создание национального комитета, проведение систематических и прозрачных процедур и использование научно обоснованных клинических руководств.
Тщательный выбор ограниченного количества основных ЛС обеспечивает более качественную медицинскую помощь, более качественное производство ЛС, более эффективное использование ресурсов здравоохранения.
Согласно данным ВОЗ, клинические руководства и перечни основных ЛС оказывают влияние на наличие и надлежащее использование препаратов в системе здравоохранения, что приобретает еще большую актуальность в условиях ограниченных ресурсов, когда могут происходить перебои с ЛС в госсекторе. В таких обстоятельствах меры по обеспечению регулярных поставок основных ЛС приведут к реальному улучшению показателей здоровья и повысят доверие населения к медицинской помощи.
Критериями выбора ЛС для включения в такой перечень являются их применение для профилактики и лечения приоритетных заболеваний, доказанная эффективность и безопасность, учет соотношения стоимости и эффективности этих препаратов.
Процедура выбора препарата в перечень основных ЛС в первую очередь зависит от его использования в рекомендованных ВОЗ схемах лечения (схема). После включения в схемы лечения приоритетных заболеваний препарат вносится в перечень основных ЛС согласно АТС-классификации с указанием международного непатентованного названия, лекарственной формы и дозировки. В Формулярное руководство включают указанные сведения для всех препаратов перечня, а также информацию об условиях отпуска, основном фармакологическом действии и показаниях, противопоказаниях, возможных побочных эффектах, сведения о фармакодинамике и фармакокинетике, об условиях хранения и сроках, торговые названия, а иногда и стоимость ЛС. Важно также отметить, что Примерный перечень основных ЛС, принимаемый ВОЗ, носит рекомендательный характер и не является регуляторным документом, несущим какую-либо разрешительную или обязующую функцию.
|
Каждое государство должно разработать собственный национальный перечень основных ЛС, который приспособлен к реалиям конкретной страны, уровню заболеваемости, ресурсам и т.д. Примерный перечень основных ЛС ВОЗ – это определенная универсальная модель минимальных потребностей базисной системы здравоохранения. Другими словами, это – авторитетнейший экспертный вывод, на международном уровне устанавливающий определенные границы, расставляющий определенные акценты на тех ЛС, наличие которых необходимо для действенного функционирования системы здравоохранения и эффективного оказания полноценной медицинской помощи.
В Украине Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения был утвержден постановлением КМУ от 29.03.2006 г. № 400 (с изменениями, внесенными согласно постановлениям КМУ от 30.05.2007 г. № 789 и от 09.07.2008 г. № 620) (
По большому счету перечень основных ЛС должен являться не только исходным пунктом для определения стоимости схем лечения и потребности в препаратах, но и краеугольным камнем качества предоставляемой медико-санитарной помощи. Приобретет ли когда-либо концепция основных ЛС это значение в нашей стране – покажет время.
Валерий Юдин,
по материалам
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим