Входит и выходит… замечательно выходит!
Мониторинг поставок дистрибьюторов в аптеки и розничные продажи в таковых по итогам января–февраля 2011 г.

Отечественный фармрынок вступил в 2011 г. с достойными результатами, объем продаж планомерно растет, флагманы отрасли проявляют свои лидерские качества, задавая общий тон рынку на успешное развитие. В настоящей публикации речь пойдет о двустороннем товаропотоке — поставках дистрибьюторов в аптеки «Sale In» и аптечной реализации лекарственных средств «Sale Out». Анализ этих параметров позволяет оценить потенциал дальнейшего развития фармацевтического рынка с учетом его ретроспективной динамики. Кроме того, о ведущих фармкомпаниях, маркетирующих лекарственные средства на украинском фармрынке, мы все знаем не по наслышке, в то время как дистрибьюторы остаются в закулисье розничного сегмента. Предлагаем нашим читателям приподнять завесу отечественной дистрибьюции. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Sale Out

Общий объем аптечных продаж лекарственных средств по итогам января–февраля 2011 г. составил 3,7 млрд грн. за 198 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 23,2% в денежном и 7,8% в натуральном выражении (рис. 1). В долларовом эквиваленте этот показатель увеличился на 24,1% и составил 462 млн дол. США.

В разрезе помесячной динамики в течение последних 2 лет розничный рынок лекарственных средств планомерно наращивал объем в денежном и натуральном выражении, демонстрируя традиционные сезонные всплески аптечных продаж (рис. 2). В 2010 г. сезонный пик розничной реализации сместился с позапрошлогодних октября–ноября, ознаменовавшихся угрозой эпидемии гриппа, — на декабрь. В начале 2011 г. вопреки традиционному затишью в период новогодних каникул рынок характеризовался довольно высокой активностью. Так, в январе текущего года объем розничной реализации лекарственных средств составил 1,8 млрд грн. за 100 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период 2009 г. на 24,9 и 10,7% соответственно. В феврале этот показатель увеличился на 21,6% в денежном и 4,8% в натуральном выражении до 1,8 млрд грн. и 98 млн упаковок соответственно.

Рис. 1
Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте по итогам января–февраля 2008–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте по итогам января–февраля 2008–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в январе 2009 — феврале 2011 г.
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в январе 2009 — феврале 2011 г.
Общий объем аптечных продаж лекарственных средств по итогам января–февраля 2011 г. увеличился на 23% в денежном и 8% в натуральном выражении

В структуре аптечных продаж по итогам января–февраля 2011 г. лекарственные средства отечественного и зарубежного производства были представлены в соотношении 27:73 в денежном и 64:36 в натуральном выражении соответственно. Причем по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. удельный вес отечественных производителей в объеме розничного рынка в денежном выражении увеличился на 0,8%, в то время как в натуральном выражении, напротив, снизился на 1,6% (рис. 3). Структурные изменения были обус­ловлены опережающей динамикой розничной реализации лекарственных средств отечественного производства по сравнению с импортными препаратами и соответственно отстающей в натуральных величинах (рис. 4). Таким образом, увеличение удельного веса более дорогостоящих по сравнению с отечественными импортных препаратов в объеме розничного рынка в анализируемый период способствовало приросту аптечных продаж в денежном выражении.

Для сегментов отечественных и зарубежных лекарственных средств преимущественный вклад в прирост аптечных продаж в денежном выражении в исследуемый период был обеспечен различными составляющими. Так, для зарубежных производителей основным драйвером увеличения объема розничной реализации лекарств в январе–феврале текущего года выступал индекс замещения, свидетельствующий об увеличении физического объема продаж и смещении структуры с дешевых на более дорогие препараты (рис. 5). В сегменте лекарственных средств отечественного производства наряду с индексом замещения более существенный по сравнению с сегментом импорта вклад в прирост объема аптечных продаж был обеспечен инфляционной составляющей. В январе–феврале 2011 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов отечественного производства возросла на 21%, в то время как для импортных лекарств этот показатель составил 8% (рис. 6). В этот период средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств повысилась на 14,4% до 18,5 грн., для препаратов зарубежного производства этот показатель составил 37,5 грн., а для отечественных — 7,8 грн.

Рис. 3
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе отечественного и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам января–февраля 2008–2011 гг.
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе отечественного и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам января–февраля 2008–2011 гг.
Рис. 4
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в разрезе отечественного и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам января–февраля 2009–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в разрезе отечественного и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам января–февраля 2009–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 5
Индикаторы прироста/убыли аптечных продаж лекарственных средств отечественного и зарубежного производства в денежном выражении по итогам января и февраля 2009–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы прироста/убыли аптечных продаж лекарственных средств отечественного и зарубежного производства в денежном выражении по итогам января и февраля 2009–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 6
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в разрезе отечественного и зарубежного производства, а также по рынку в целом по итогам января–февраля 2008–2011 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в разрезе отечественного и зарубежного производства, а также по рынку в целом по итогам января–февраля 2008–2011 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В ценовой структуре розничного рынка в январе–феврале 2011 г. отмечается смещение потребления с дешевых на более дорогостоящие препараты. Так, в этот период увеличился удельный вес препаратов средне- и высокостоимостной ниш в общем объеме аптечных продаж в натуральном выражении наряду с соответствующим снижением этого показателя для низкостоимостного сегмента (рис. 7). Причем за последние 4 года по итогам января–февраля доля препаратов высокостоимостной ниши в общем объеме рынка достигла максимальной отметки — 8,6%. Следует обратить внимание, что аналогичные перестановки в ценовой структуре рынка были отмечены как в сегменте импортных, так и оте­чественных лекарственных средств. В денежном выражении в исследуемый период ценовая структура розничного рынка лекарственных средств по сравнению с январем–февралем предыдущего года не изменилась.

Рис. 7
Ценовая структура аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам января–февраля 2008–2011 гг.
Ценовая структура аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам января–февраля 2008–2011 гг.

Структура потребления лекарственных средств на отечественном розничном рынке в исследуемый период в натуральном выражении осталась стабильной по сравнению с январем–февралем предыдущего года — львиную долю этого объема аккумулируют традиционные лекарственные средства (65%), почти треть — брэндированные и генерические генерики (31%) и лишь 4% приходится на оригинальные препараты, а в денежном выражении — 52; 33 и 15% соответственно.

Рецептурные и безрецептурные лекарственные средства в общем объеме отечественного розничного рынка по итогам января–февраля 2011 г. в денежном выражении были представлены в равной пропорции — 50:50. В натуральном выражении превалировали безрецептурные препараты с удельным весом 69%, рецептурные лекарства соответственно аккумулировали долю в размере 31% объема рынка. По сравнению с январем–февралем 2010 г. для сегмента безрецептурных лекарств были отмечены опережающие темпы прироста — на 26% в денежном и 9% в натуральном выражении, а объем аптечных продаж рецептурных препаратов в этот период увеличился соответственно на 21 и 5%.

Топ-5 групп АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении в анализируемый период традиционно сформировали в порядке убывания препараты групп A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», R «Средства, действующие на респираторную систему», C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения». В рамках этой пятерки опережающие среднерыночные темпы прироста объема аптечных продаж в денежном выражении были отмечены для препаратов групп R и J — 38 и 32% соответственно.

Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении в январе–феврале 2011 г. традиционно возглавил АКТОВЕГИН (табл. 1). На 2-м месте расположился ЭССЕНЦИАЛЕ. В тройку лидеров также вошел препарат АМИЗОН, перемес­тившись с 4-й на 3-ю позицию по сравнению с январем–февралем 2010 г. В исследуемый период значительно улучшили свои позиции в рейтинге препараты КАРДИОМАГНИЛ и АРБИДОЛ, объем продаж которых увеличился почти в 2 и 3 раза соответственно.

Среди маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в исследуемый период сменился лидер — на 1-е место вышел флагман оте­чественной фармотрасли — компания «Фармак» (табл. 2). На 2-м и 3-м местах расположились компании «Berlin-Chemie/Menarini Group» и «Sanofi-Aventis». В топ-5 данного рейтинга также вошли «Nycomed» и Корпорация «Артериум». В целом состав топ-20 компаний в анализируемый период практически не претерпел изменений по сравнению с предыдущим годом. Суммарный удельный вес первой двадцатки маркетирующих организаций в общем объеме розничного рынка лекарственных средств в денежном выражении по итогам января–февраля 2011 г. составил 47%, и на протяжении последних 3 лет остается стабильным.

В анализируемый период в рамках приведенной топ-20 маркетирующих организаций из расчета Evolution Index по показателю МАТ с марта 2010 г. по февраль 2011 г. относительно аналогичного периода предыдущих лет наилучший результат продемонстрировали компании «Heel», «Фармак», «Nycomed», «Actavis» и «Дельта Медикел» (табл. 3). По показателю YTD — накопительному итогу за январь–февраль 2011 г. — эти компании также продемонстрировали положительный результат.

Таблица 1 Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам января–февраля 2011 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2009 и 2010 г.
Брэнд 2011 2010 2009
АКТОВЕГИН 1 1 1
ЭССЕНЦИАЛЕ 2 2 2
АМИЗОН 3 4 15
КАРДИОМАГНИЛ 4 22 37
АРБИДОЛ 5 60 25
АУГМЕНТИН 6 10 17
МИЛДРОНАТ 7 3 4
НО-ШПА 8 5 10
ЛАЗОЛВАН 9 6 9
ПРЕДУКТАЛ 10 8 6
КОДТЕРПИН 11 30 54
КОЛДРЕКС 12 13 8
АНАФЕРОН 13 21 23
НАТРИЯ ХЛОРИД 14 9 14
ФАРМАЦИТРОН 15 26 22
ЦЕФТРИАКСОН 16 12 12
КАНЕФРОН 17 14 13
ВИТРУМ 18 16 7
МЕЗИМ 19 7 3
ЛИНЕКС 20 11 16
Таблица 2 Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января–февраля 2011 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2009 и 2010 г.
Маркетирующая организация 2011 2010 2009
Фармак (Украина) 1 2 3
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 1 1
Sanofi-Aventis (Франция) 3 3 2
Nycomed (Норвегия) 4 4 5
Корпорация Артериум (Украина) 5 7 11
Дарница (Украина) 6 5 8
KRKA (Словения) 7 9 4
Servier (Франция) 8 10 10
Teva (Израиль) 9 6 6
Sandoz (Швейцария) 10 8 7
Gedeon Richter (Венгрия) 11 11 9
Heel (Германия) 12 16 16
GlaxoSmithKline
(Великобритания)
13 13 15
Здоровье (Украина) 14 14 18
Actavis Group (Исландия) 15 20 14
Борщаговский ХФЗ
(Украина)
16 12 13
Дельта Медикел (Украина) 17 22 22
Bayer Consumer Care (Швейцария) 18 15 12
Bittner (Австрия) 19 19 19
Киевский витаминный завод (Украина) 20 23 29
Таблица 3 Топ-5 маркетирующих организаций по Evolution Index, рассчитанному по показателю МАТ, в марте 2010 — феврале 2011 г. с указанием Evolution Index по показателю YTD в январе–феврале 2011 г.
Маркетирующая организация EI (MAT) EI (YTD)
Heel (Германия) 46,5 15,3
Фармак (Украина) 15,4 8,8
Nycomed (Норвегия) 11,1 5,6
Actavis Group (Исландия) 9,7 19,2
Дельта Медикел (Украина) 9,6 28,7

Sale In

По итогам января–февраля 2011 г. общий объем поставок лекарств дистрибьюторами в аптеки составил 2,9 млрд грн. за 191 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 29,8% в денежном и 7,2% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте этот показатель увеличился на 30,7% до 365 млн дол.

Розничная торговая наценка на лекарственные средства как в январе, так и в феврале текущего года составила 26%.

В последнее время в сегменте дистрибьюции усилились процессы консолидации. По итогам января–февраля 2011 г. суммарный удельный вес топ-3 дистрибьюторов — «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Альба Украина» — в общем объеме оптовых поставок лекарственных средств в денежном выражении увеличился с 55 до 72% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 8). Причем увеличение удельного веса ведущей тройки компаний происходит благодаря в разы опережающим среднерыночные темпам прироста объема их поставок в аптеки в денежном выражении (рис. 9). В исследуемый период значимое увеличение доли в общем объеме оптовых поставок лекарств в аптеки в денежном выражении продемонстрировали все 3 лидера дистрибьюторского сегмента (рис. 10).

В разрезе помесячной динамики в 2009–2011 гг. отмечается устойчивая обратная корреляция — по мере укрепления позиций ведущей тройки компаний суммарный удельный вес остальных дистрибьюторов планомерно сокращался (рис. 11).

Рис. 8
Удельный вес дистрибьюторов в разрезе их позиций в рейтинге по объему их поставок лекарств в аптеки в денежном выражении по итогам января–февраля 2010–2011 гг.
Удельный вес дистрибьюторов в разрезе их позиций в рейтинге по объему их поставок лекарств в аптеки в денежном выражении по итогам января–февраля 2010–2011 гг.
Рис. 9
Темпы прироста/убыли объема поставок топ-3 дистрибьюторов в аптеки в денежном выражении по итогам января–февраля 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема поставок топ-3 дистрибьюторов в аптеки в денежном выражении по итогам января–февраля 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 10
Удельный вес топ-3 дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарств в аптеки в денежном выражении по итогам января–февраля 2009–2011 гг.
Удельный вес топ-3 дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарств в аптеки в денежном выражении по итогам января–февраля 2009–2011 гг.
Рис. 11
Динамика суммарного удельного веса топ-3  и других дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в аптеки в денежном выражении по итогам января 2009 – февраля 2011 г.
Динамика суммарного удельного веса топ-3 и других дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в аптеки в денежном выражении по итогам января 2009 – февраля 2011 г.
В январе–феврале 2011 г. суммарная доля топ-3 дистрибьюторов увеличилась с 55 до 72% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

ИТоги

С начала текущего года отечественный фармрынок демонстрирует довольно высокую активность. По итогам января–февраля 2011 г. общий объем аптечных продаж лекарственных средств составил 3,7 млрд грн. за 198 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 23,2% в денежном и 7,8% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте этот показатель увеличился на 24,1% и составил 462 млн дол. В этот период прирост объема аптечных продаж лекарственных средств был обеспечен увеличением физического объема потребления, смещением структуры розничной реализации в натуральном выражении в пользу более дорогостоящих по сравнению с отечественными импортных препаратов, увеличением удельного веса препаратов высокостоимостной ниши, а также инфляционной составляющей.

Кроме того, в исследуемый период был отмечен значительный прирост аптечной реализации препаратов группы cough&cold, о чем свидетельствуют опережающие среднерыночные темпы прироста розничной реализации препаратов в денежном выражении групп R «Средства, действующие на респираторную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения» на уровне 38 и 32% соответственно.

Отечественная компания «Фармак» по итогам января–февраля 2011 г. получила пальму первенства на розничном рынке лекарственных средств в денежном выражении. Наилучший результат по показателю Evolution Index в рамках топ-20 маркетирующих организаций по объему розничных продаж лекарств в денежном выражении в анализируемый период продемонстрировала компания «Дельта Медикел».

В сегменте дистрибьюции эволюционируют процессы консолидации. По итогам января–февраля 2011 г. суммарный удельный вес топ-3 дистрибьюторов — «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Альба Украина» — в общем объеме оптовых поставок лекарственных средств в денежном выражении увеличился с 55 до 72% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

С начала текущего года был задан хороший темп развития отечественного фармрынка. Так держать!

Анна Шибаева
По всем вопросам относительно системы исследования рынка «PharmXplorer»/ «Фармстандарт» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: +380 (44) 585-97-10 или e-mail: [email protected]
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті