Amat victoria curam, или Победа любит старание

В сложный период финансово-экономического кризиса и реформ, которые практически поставили под угрозу функционирование всей фармацевтической отрасли, каждый ищет способы минимизации возможных убытков и рисков с получением максимальной прибыли. Своими наработками, а также видением возможных путей выхода из ситуации, сложившейся на фармацевтическом рынке, с корреспондентом «Еженедельника АПТЕКА» поделился Сергей Гриценко, кандидат фармацевтических наук, провизор высшей категории, заведующий коммунальным предприятием здравоохранения «Центральная районная аптека № 63», г. Купянск, Харьковская обл. (ЦРА № 63).

Сергей Гриценко

— Сергей Викторович, расскажите о вашей аптечной сети.

— ЦРА № 63 — одно из старейших аптечных учреждений Харьковщины, история которого началась еще в далеком XIX в. Сегодня в состав ЦРА № 63 входит 6 аптек и 4 аптечных пункта, штат которых состоит из 80 специалистов. Кроме того, в районе налажено снабжение лекарственными средствами (ЛС) 40 фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий семейного врача. Основная задача всех поколений специалистов нашего предприятия — это, прежде всего, организация и предоставление высококачественных круглосуточных услуг по обеспечению ЛС и изделиями медицинского назначения жителей Купянска и района. Именно стремление сохранять лидерство в отрасли дает силы и возможность стабильно работать в современных условиях фармацевтического рынка в период финансово-экономического кризиса.

Мы активно внедряем новые бухгалтерские программы, компьютеризируем рабочий процесс, пропагандируем новейшие достижения науки и техники в фармации. Использование электронной почты для отправки заявок поставщикам, а также установка компьютерной базы данных «Лекарственные средства» компании «МОРИОН» позволили значительно расширить ассортимент ЛС, увеличить объем заказов, а также ускорить их доставку, что способствовало значительному увеличению товарооборота. Эффективная организация поставок препаратов позволила значительно сузить круг поставщиков. Мы работаем преимущественно с крупными компаниями- дистрибьюторами, а также ведущими отечественными фармацевтическими производителями.

Основная особенность наших аптек — многопрофильность деятельности. Согласно рецептам врачей ежедневно готовятся экстемпоральные формы препаратов, повышенным спросом пользуется продукция нашего производственного отдела, реализуемая в сети. Плодотворное сотрудничество с кафедрой аптечной технологии лекарств Национального фармацевтического университета (НФаУ) в лице профессоров Александра Тихонова и Татьяны Ярных дало возможность разработать, зарегистрировать и внедрить в производство линию фиточаев под собственной торговой маркой «Аптекарь». ЦРА № 63 также является базой для прохождения практики студентами и интернами НФаУ, а также Купянского медицинского колледжа. Благодаря поддержке НФаУ при аптеке успешно функционируют подготовительные курсы для желающих поступить в это учебное заведение.

— Сейчас отрасль переживает не самые лучшие времена. На публичное обсуждение вынесен проект постановления КМУ «О регулировании цен на основные лекарственные средства и изделия медицинского назначения». Как Вы считаете, оправданно ли ценовое регулирование в фармации?

— В государственном масштабе регулирование цен на основные ЛС и изделия медицинского назначения, бесспорно, необходимо, учитывая разношерстность рынка с наличием множества субъектов хозяйственной деятельности, а самое главное, разный уровень доходов населения в регионах (городах и сельской местности). Областным государственным администрациям раньше предоставлялось право устанавливать разный процент наценки в зависимости от уровня жизни в регионе. Такая схема существовала на протяжении многих лет. Однако вместо того, чтобы исправить неточности и прорехи в старой системе, осенью 2008 г. общеизвестное постановление КМУ № 955 положило начало сплошным несуразицам. Особенно показательно, что это совпало с началом мирового финансово-экономического кризиса, который коснулся и Украины, таким образом усугубив кризисные явления в фармации, стабильно развивающейся до этого. Как результат — вместо изменений в положительную сторону все прошлые проблемы остались, а к ним еще добавилась новая головная боль — ограниченные наценки, введенные в действие этим постановлением.

Я считаю, что государственная ценовая политика в Украине основана преимущественно на устаревшей законодательной и нормативно-правовой базе. Закон Украины «О ценах и ценообразовании» был принят еще 3.12.1990 г. Проблемой является и сам предмет государственного регулирования — наличие разных перечней ЛС, утвержденных в разное время и разными приказами. При их рассмотрении возникает закономерный вопрос — на чем основано наличие в нем того или иного ЛС?

До появления постановления КМУ № 955 наценка в 35%, действующая для аптек Харьковской обл., позволяла нам практически на все препараты при довольно стабильных отпускных ценах удерживать также и стабильные розничные, не превышая предельных наценок.

В аптеке, перед которой правильно поставлены задания, государственное регулирование цен, предусмотренное Постановлением КМУ от 25.12.1996 г. № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов касательно регулирования цен», работало автоматически. В условиях рыночной экономики каждое аптечное учреждение, находясь в конкурентной среде, ищет разнообразные способы для привлечения клиентов. В сельской местности основной конек — это низкие цены. Аптека позиционируется населению как дешевая с низкими конкурентоспособными ценами на простые препараты, доступные для социально незащищенных граждан. В нашей сети последние несколько лет более 100 самых ходовых наименований (в основном отечественных) продавалось по цене компании-производителя или по таможенной стоимости. Это стимулировало увеличение товарооборота, и, как следствие, увеличение объемов поставок товара по сниженной отпускной цене фирмами-поставщиками, что позволяло снизить наценку в аптечной сети до уровня 25–27%. Сверхприбыль — не основная цель, но мы зарабатываем средства, необходимые для организации и предоставления качественных услуг покупателям, обеспечения хорошей заработной платы сотрудникам. В случае поставок ЛС в лечебно-профилактические учреждения наша наценка не составляла более 10%, при этом допускались отсрочки платежей до 1 мес и более. При рассмотрении всего вышесказанного становится ясно, что в нашем случае никакие дополнительные регуляторные акты, ограничивающие наценки, не нужны. В то же время показатель рентабельности нашей сети не превышает 0,1–0,2%. Поэтому мне непонятно, откуда в СМИ появляются рассказы политиков о 100–300% наценках!

— Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы извлечь пользу от введения ограничений наценок?

— Я считаю, что, в первую очередь, необходимо создать и утвердить единый реальный перечень ЛС, в котором будут действительно жизненно необходимые препараты, цены на которые нужно регулировать. Не реже 1 раза в год этот перечень должен дополняться и пересматриваться. Очень важно создание единого реестра заводских и таможенных цен с целью их контроля, учитывая которые можно определять процент ограничения наценки. Однако в нынешних условиях сделать это практически невозможно из-за нестабильности рыночного курса валют, постоянных изменений таможенного законодательства и существующей практики пересечения границы товаром, постоянного роста издержек по всем статьям. Я считаю, что введение ограничений приведет к ценовому хаосу, дефициту самых простых, дешевых ЛС и еще большему беспределу в ценообразовании.

Очень жаль, что государство рассматривает фармацию, в первую очередь, как коммерческую, а не социально ориентированную отрасль. Налоговой инспекции необходима прибыль, которую дают аптеки, КМУ — сделать препараты дешевыми, собственнику — улучшить свою материально-техническую базу. Но все забывают, что главное — это забота о пациентах, посетителях аптечных учреждениях, потребителях наших услуг! Чтобы потребителю в аптеке предоставили качественную услугу, врач победил болезнь, а нация была здоровой — необходима колоссальная слаженная работа всех представителей отрасли и государства.

— Может ли поспешное принятие подобных постановлений КМУ привести к исчезновению некоторых ЛС?

— Конечно, и не только некоторых, а практически всех. Сейчас мы уже становимся свидетелями исчезновения импортных ЛС. Также нельзя забывать о том, что большинство отечественных препаратов сделаны из импортных субстанций, поэтому некоторые отечественные заводы из-за ценовых неурядиц не смогут работать в полную силу. Любые новшества нужно внедрять осторожно, и уж тем более не в период мирового финансово-экономического кризиса.

Еще одна актуальная проблема, с которой столкнулась наша аптека и которую необходимо решать на государственном уровне, — это уменьшение объемов изготовления ЛС в условиях аптеки. В контексте предполагаемой евроинтеграции Украины отечественные представители фармацевтической отрасли должны учесть, что в странах ЕС каждая аптека обязана изготавливать ЛС по рецептам врачей. В нашей стране сегодня практически не осталось фирм, которые могли бы в небольших количествах и с полным пакетом нормативно-разрешительной документации поставлять субстанции в аптеки. Стоимость лабораторного анализа лекарственного сырья может в десятки раз превышать стоимость его закупки и тот доход, который в перспективе будет получен от его реализации. Некоторые субстанции уже исчезли из оборота — фенобарбитал, ихтиол, нафталанская нефть. Практически отсутствует возможность закупить и необходимую для производства посуду, ведь для фирм-поставщиков это невыгодно — как правило, объемы заказов небольшие и наценки копеечные. Если эти проблемы не будут оперативно решаться на государственном уровне, изготовление ЛС в условиях аптеки исчезнет раз и навсегда, а аптечные учреждения превратятся в обычные магазины.

— В условиях нестабильности валютного курса каким стало взаимодействие с дистрибьюторами?

— Сейчас ЦРА № 63 испытывает трудности при закупке ЛС. Цены на них растут, некоторые и вовсе исчезают с полок, поэтому работникам аптек часто приходится объяснять посетителям причины сложившейся ситуации и изменений цен на препараты.

В ассортименте нашей аптеки на протяжении десятков лет были представлены не только ЛС, но и изделия медицинского назначения, минеральные воды, предметы личной гигиены, лечебные косметические средства. Сегодня мы не можем себе этого позволить, поскольку в связи с нестабильным курсом доллара США цены дистрибьюторов могут изменяться несколько раз в день.

В нашей аптеке предоставляется услуга для населения «Спецзаказ», то есть для конкретного человека заказывается препарат с точной датой и временем исполнения заказа. Но, в виду того, что его цена постоянно изменяется, невозможно точно сказать, сколько будет стоить необходимое ЛС. У разных дистрибьюторов отпускные цены на один и тот же препарат отличаются в несколько раз, что особенно заметно в отношении импортных ЛС. Отдельные поставщики отпускают препараты только по предоплате. Были такие случаи, когда фирма-поставщик, приняв заказ, отказывалась отгружать ЛС в последний момент, требуя предоплаты. Но сделать предоплату в нынешних условиях работы аптеки нереально, в связи с возникшими трудностями в банковской системе. Практически все дистрибьюторы изменили условия поставок, то есть сократили отсрочку платежа с 30 до 10–15 дней. Несмотря на то что цены оптовых компаний повысились почти в 2 раза, участились случаи перебоев с поставками ЛС таких производителей, как «Берлин-Хеми АГ/Менарини Груп», «Никомед», «Хиноин», «Сагмел», «Новартис».

Те предприятия, которые выстоят во время нынешнего кризиса, завтра будут впереди всех

ЦРА № 63 — это сеть аптек, расположенных в разных районах нашего города. Ранее розничные цены на препараты в нашей сети аптек были стабильными (одинаковыми), но сейчас из-за вариабельности цен на рынке, а также из-за ограничения наценки стало сложно придерживаться единой цены.

— Как же вам удается преодолевать сложную экономическую ситуацию?

— Все, что создавалось за многие годы успешного существования нашей аптеки, стало залогом нормальной работы и сейчас. Хотя словосочетание «нормальная работа» в этом случае можно употребить относительно, сравнивая с той ситуацией, в которой оказалось большинство предприятий Украины. Безусловно, во время кризиса нужно тщательно следить за финансами, а также быстро получать максимум информации о стремительно меняющейся ситуации на рынке. Многие сейчас ищут работу и готовы работать. Лучший бонус по итогам 2008 г. — рабочее место в 2009 г. Мы будем стараться не только не сокращать штат работников, но и будем делать все возможное для повышения их профессионального уровня. Образно говоря, в нашем деле профессионалы — это локомотивы.

Amat victoria curam

Те предприятия, которые выстоят во время нынешнего кризиса, завтра будут впереди всех. И именно над этим мы и будем работать в 2009 г. Хочу процитировать одного из лучших, на мой взгляд, руководителей оптового звена харьковского фармацевтического рынка, коммерческого директора ООО «Фармацевтическая фирма Аптека-95» Станислава Зубаря: «Сейчас многие из бизнеса начнут выпадать, а многие наоборот — активно действовать. Кризис — это не только трудности, но и огромные возможности. Задача каждого из нас — использовать эти возможности, сделав свое предприятие компанией номер один на нашем рынке».

Я уже давно не питаю иллюзий по поводу того, что кто-то решит все проблемы за нас. Конечно, очень хотелось бы, чтобы государство помогло нашей отрасли, но на нынешнем этапе хочется попросить его просто не вмешиваться!

Анна Бармина,
фотографии предоставлены С. Гриценко

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті