По воле рока так случилось!.. Аптечные продажи в Украине: декабрь, итоги 2008 г.

…Что жизнь фармрынка изменилась!.. И что выступило в данном случае «роком», нашему читателю прекрасно известно. Развитие фармрынка в начале 2008 г. напоминало рынок образца 2007 г., только в больших масштабах и ускоренных темпах. В аптечных учреждениях активно увеличивались объемы продаж сопутствующих категорий товаров «аптечной корзины», более дорогостоящей продукции, и ничто не предвещало проблем. Сегодня, пожалуй, уже и ребенок понял, что «дела» у папы с мамой идут не совсем хорошо. Но до конца он еще не знает (и дай Бог ему не знать), как и на чем родители будут экономить семейный бюджет. Однако здоровье и все, что относится к нему, это не то, на чем можно экономить. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

ФАРМРЫНОК В ДЕКАБРЕ 2008 г.

Прежде чем приступить к обзору рынка аптечных продаж за 2008 г., следует взглянуть на ситуацию, отмеченную в последний месяц предыдущего года.

В декабре 2008 г. объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 29,4% в денежном и уменьшился на 5,2% в натуральном выражении и составил 1,7 млрд грн. за 165,8 млн упаковок. Максимально увеличился объем розничной реализации в денежном выражении изделий медицинского назначения (ИМН) — +35,9% (до 146,9 млн грн. за 55,6 млн упаковок), а в натуральном — биологически активных добавок (БАД) — +5,0% (до 3,7 млн упаковок на сумму 52,1 млн грн.).

Несколько замедлились темпы развития одной из наиболее «активных» категорий товаров аптечной корзины — косметики. В декабре 2008 г. аптечными учреждениями было реализовано косметической продукции на сумму 87,4 млн грн. за 4,9 млн упаковок, что больше, чем в декабре 2007 г., почти на 20,9% в денежном и на 0,8% в натуральном выражении.

Объем аптечных продаж наиболее важной категории товаров — лекарственных средств (ЛС) в декабре 2008 г. составил 1,4 млрд грн. за 101,6 млн упаковок, что на 29,2% больше в денежном выражении и на 9% меньше в натуральном, чем в декабре 2007 г.

Таким образом, уменьшение количества упаковок на рынке аптечных продаж было вызвано уменьшением объема реализации ЛС в натуральном выражении. К тому же, впервые за долгое время темпы прироста объема продаж ЛС в денежном выражении превысили аналогичный показатель для косметики.

В последний месяц 2008 г. темпы прироста объема продаж ИМН зарубежного и отечественного производства в денежном выражении находились практически на одном уровне и составили более 30%. Объемы аптечных продаж косметики и БАД отечественного производства по этому показателю увеличивались быстрее, чем зарубежного, и составили +36,2 и +37,4% соответственно.

В декабре 2008 г. удельный вес зарубежных и отечественных фармпроизводителей составил соответственно 77,4 и 22,6% общего объема аптечных продаж в денежном выражении и в натуральном — 48,4 и 51,6%.

В течение 2007–2008 гг. активное развитие демонстрировали продажи сопутствующих категорий товаров. В частности, ежемесячно отмечали максимальные темпы прироста объема аптечных продаж косметической продукции и БАД. Суммарно удельный вес ИМН, косметики и БАД увеличивался как в денежном, так и в натуральном выражении. Напомним, что по итогам 9 мес 2008 г. сопутствующие категории товаров аккумулировали почти 20% общего объема аптечных продаж в денежном выражении и 40% в натуральном (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 46 (667) от 24.11.2008 г.). Параллельно удельный вес наиболее востребованной категории товаров — ЛС уменьшался. Однако в декабре 2008 г. ситуация несколько выровнялась. Доля косметики в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении уменьшилась по сравнению с декабрем 2007 г. (до 5,2%), БАД — осталась неизменной (3,1%), а ИМН — увеличилась до 8,8%. Удельный вес ЛС почти не изменился за год и составил 82,9% в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении.

Таким образом, как и предполагалось, для нелекарственной продукции, в частности косметики и БАД, в трудное экономическое время замедлились темпы прироста продаж в аптечных учреждениях.

ФАРМРЫНОК 2008 г.

По итогам 2008 г. общий объем продаж товаров «аптечной корзины» составил 16,2 млрд грн. за 2,0 млрд упаковок, что больше, чем в 2007 г., на 30,7% в денежном и меньше на 0,2% в натуральном выражении (табл. 1). Интересно, какие факторы стояли за приростом розничного фармрынка в денежном выражении? При более детальном анализе выяснилось, что индекс замещения обеспечил денежному приросту розничного фармрынка 11,2%, инфляционный индекс — 16,2%, индекс эластичности спроса — 0,8%, инновационный индекс — 2,4% (рис. 1). Таким образом, инфляция оказала наибольшее влияние на увеличение объема рынка аптечных продаж.

Таблица 1 Объем аптечных продаж по категориям товаров по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Год
Млн грн.
Удельный вес категории, %
Δ, %
Млн упаковок
Удельный вес категории, %
Δ, %

ЛС

2006

8060,7

85,5

1221,5

66,0

2007

10349,3

83,6

28,4

1245,5

63,2

2,0

2008

13120,8

81,1

26,8

1187,6

60,4

–4,6

ИМН*

2006

793,5

8,4

560,7

30,3

2007

1052,3

8,5

32,6

637,3

32,3

13,7

2008

1519,8

9,4

44,4

671,6

34,2

5,4

Косметика

2006

360,1

3,8

39,0

2,1

2007

614,4

5,0

70,6

51,8

2,6

32,6

2008

952,1

5,9

55,0

61,2

3,1

18,3

БАД

2006

214,8

2,3

30,2

1,6

2007

361,9

2,9

68,5

36,7

1,9

21,4

2008

582,1

3,6

60,8

45,9

2,3

25,1

Всего

2006

9429,2

1851,4

2007

12377,9

31,3

1971,2

6,5

2008

16174,8

30,7

1966,3

–0,2

Рис. 1 Объем розничного фармрынка в денежном выражении за 2006–2008 гг. с указанием индикаторов прироста в 2007 г. по сравнению с 2006 г. и в 2008 г. по сравнению с 2007 г.

Рис. 1. Объем розничного фармрынка в денежном выражении за 2006–2008 гг. с указанием индикаторов прироста в 2007 г. по сравнению с 2006 г. и в 2008 г. по сравнению с 2007 г.

Незначительная убыль объема розничного фармрынка в натуральном выражении была обусловлена уменьшением объема продаж в упаковках наиболее важной категории аптечных товаров — ЛС — на 4,6% по сравнению с 2007 г.; в денежном выражении темпы прироста рынка ЛС составили + 26,8%.

По итогам 2008 г. в аптечных учреждениях было реализовано ЛС на сумму 13,1 млрд грн. за 1,2 млрд упаковок. Активно развивались продажи нелекарственной продукции — БАД, косметики и ИМН. Темпы прироста объема аптечных продаж для каждой из этих категорий товаров были выше, чем в целом по рынку. Эта тройка продукции увеличила свою долю на розничном фармрынке в денежном и натуральном выражении.

Конечно, за год изменилась средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины», иначе говоря, повысилась. Максимально — для ИМН — на 37,0% до 2,3 грн. в среднем за упаковку (рис. 2). В абсолютном значении обладателем максимальной средневзвешенной стоимости была косметическая продукция — 15,6 грн. за упаковку, что на 31,1% больше, чем по итогам 2007 г. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС на розничном фармрынке повысилась на 33% по сравнению с 2007 г. и составила 11 грн. Для БАД этот показатель достиг 12,7 грн., что на 28,6% больше, чем в 2007 г.

Рис. 2 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с предыдущим годом

Рис. 2. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с предыдущим годом

Продолжилось постепенное перераспределение сфер влияния ключевых игроков розничного фармрынка — зарубежных и отечественных производителей. По итогам 2008 г. товары зарубежного производства аккумулировали 76,5% общего объема аптечных продаж в денежном выражении (табл. 2, 3). В целом для исследуемых категорий товаров «аптечной корзины» зарубежного производства отмечают увеличение объема реализации как в денежном, так и в натуральном выражении. По объему продаж в натуральном выражении первенство одержали отечественные фармкомпании — 53,5% или 1,1 млрд упаковок, что несколько меньше, чем в 2007 г. Обусловлено это уменьшением количества реализованных упаковок ЛС и ИМН отечественного производства на 7,8 и 4,6% соответственно. Тем не менее, традиционно объемы продаж в натуральном выражении ЛС, косметики и БАД отечественного производства в аптечных учреждениях в 2008 г. были большими, чем зарубежного.

Таблица 2 Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Год

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

Млн грн.
Удельный вес категории, %
Δ,%
Млн грн.
Удельный вес категории, %
Δ,%

ЛС

2006

5944,8

73,7

2115,9

26,3

2007

7783,5

75,2

30,9

2565,8

24,8

21,3

2008

10124,2

77,2

30,1

2996,6

22,8

16,8

ИМН*

2006

551,8

69,5

241,7

30,5

2007

765,0

72,7

38,6

287,3

27,3

18,9

2008

1151,5

75,8

50,5

368,3

24,2

28,2

Косметика

2006

255,0

70,8

105,1

29,2

2007

448,6

73,0

75,9

165,7

27,0

57,7

2008

709,1

74,5

58,1

243,1

25,5

46,7

БАД

2006

113,6

52,9

101,2

47,1

2007

222,1

61,4

95,5

139,9

38,6

38,2

2008

382,6

65,7

72,3

199,5

34,3

42,6

Всего

2006

6865,2

72,8

2564,0

27,2

2007

9219,2

74,5

34,3

3158,7

25,5

23,2

2008

12367,4

76,5

34,1

3807,4

23,5

20,5

Таблица 3 Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Год

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

Млн упаковок
Удельный вес категории, %
Δ,%
Млн упаковок
Удельный вес категории, %
Δ,%

ЛС

2006

402,2

32,9

819,3

67,1

2007

446,3

35,8

11,0

799,2

64,2

–2,5

2008

450,4

37,9

0,9

737,2

62,1

–7,8

ИМН*

2006

301,6

53,8

259,1

46,2

2007

375,6

58,9

24,5

261,8

41,1

1,0

2008

422,0

62,8

12,4

249,6

37,2

–4,6

Косметика

2006

17,5

44,8

21,5

55,2

2007

23,8

45,9

36,0

28,0

54,1

29,9

2008

30,1

49,1

26,5

31,1

50,9

11,3

БАД

2006

7,8

25,7

22,5

74,3

2007

9,1

24,9

17,8

27,5

75,1

22,6

2008

12,6

27,5

38,1

33,3

72,5

20,7

Всего

2006

729,0

39,4

1122,4

60,6

2007

854,8

43,4

17,3

1116,5

56,6

–0,5

2008

915,1

46,5

7,1

1051,2

53,5

–5,8

*В общий объем аптечных продаж ИМН включены объемы реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.

С начала 2008 г. ежемесячно объем розничного фармрынка увеличивался в денежном выражении. В последние (трудные) три месяца 2008 г. в национальной валюте этот показатель был также в «плюсе». При пересчете в долларовый эквивалент картина выглядит совсем иначе. И это не удивительно, ведь доллар США вырос по отношению к гривне в октябре до 5,0 грн. за 1 дол.; в ноябре — до 6,0 грн.; в декабре — до 7,6 грн. Объем аптечных продаж в денежном выражении в долларовом эквиваленте увеличился лишь в октябре 2008 г. — на 22,4% (до 300,7 млн дол.) по сравнению с октябрем 2007 г. (рис. 3). Еще тогда курс доллара только начинал свой рост, стремительно продолжив его в последующие месяцы. В ноябре 2008 г. убыль аптечных продаж (в долларовом эквиваленте) составила –3,5%, а в декабре — –13,6%. Последний месяц в этом случае был наиболее уязвим. Таким образом, чем выше был курс доллара по отношению к гривне, тем больше уменьшались объемы продаж товаров «аптечной корзины», и не только в денежном выражении. Конечно, это все сопровождалось уменьшением количества реализованных упаковок: в октябре на 6,6%, в ноябре на 8,9% и в декабре на 5,2% (рис. 4).

Рис. 3 Динамика объема аптечных продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в долларах США в январе–декабре 2007–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 3. Динамика объема аптечных продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в долларах США в январе–декабре 2007–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 4 Динамика объема аптечных продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в январе–декабре 2007–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 4. Динамика объема аптечных продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в январе–декабре 2007–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

По итогам 2008 г. темпы прироста объема розничного фармрынка в денежном выражении находились практически на уровне таковых за 2007 г. и составили +30,7%.

РЫНОК ЛС

Развитие рынка ЛС, пожалуй, уже традиционно следует рассматривать в контексте инфляционных процессов в нашей стране. Сразу же отметим, что в 2008 г. инфляция в Украине составила 22,3% (в измерении декабрь к декабрю; Государственный комитет статистики). По итогам 2007 г. этот показатель был равен 16,6%. Отметим, что инфляция более 20% в последний раз отмечена в Украине в 2000 г. — 25,8%.

Продажи ЛС в аптечных учреждениях в декабре 2008 г. увеличились в денежном выражении и сократились в натуральном (рис. 5, 6). Как и на фармрынке в целом, при пересчете в долларовый эквивалент ситуация выглядит иначе. Так, в декабре 2008 г. выручка аптечных учреждений от реализации ЛС по сравнению с декабрем 2007 г. уменьшилась почти на 13,6% (до 183,7 млн дол.). Месяцем ранее (в ноябре 2008 г.) этот показатель сократился на 7%.

Рис. 5 Динамика объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–декабре 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 5. Динамика объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–декабре 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 6 Динамика объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–декабре 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 6. Динамика объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–декабре 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

С начала текущего года объем рынка ЛС в денежном выражении увеличивался под воздействием различных факторов. В первой половине 2008 г. этому процессу способствовало в основном перераспределение потребления с низкостоимостных препаратов на более дорогостоящие (индекс замещения; рис. 7). Инфляционная составляющая также оказывала влияние на прирост рынка ЛС, но всю свою «силу» она проявила к концу 2008 г. Уже в декабре 2008 г. инфляционная составляющая обеспечила общему приросту рынка ЛС 38% (!). Индекс замещения и эластичности спроса уменьшили его на –7,1 и –4,1% по сравнению с декабрем 2007 г. Инновационный индекс в декабре 2008 г. обеспечил общему приросту рынка ЛС 2,5%.

Рис. 7 Индикаторы прироста объемов аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–декабре 2008 г. по сравнению с январем–декабрем 2007 г.

Рис. 7. Индикаторы прироста объемов аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–декабре 2008 г. по сравнению с январем–декабрем 2007 г.

Вполне логично, что препараты подорожали. Постепенно с начала 2008 г. средневзвешенная стоимость ЛС повышалась, что было обусловлено в большей мере опять-таки инфляцией. Напомним, что в октябре и ноябре она составила 12 грн. и более в среднем за упаковку (подробнее читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 3 (674) от 19.01.2009 г.). Уже в декабре средневзвешенная стоимость увеличилась на 42% (!) по сравнению с декабрем 2007 г. и? достигла 13,7 грн. (рис. 8).

Рис. 8 Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в январе–декабре 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 8. Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в январе–декабре 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Причем в разрезе исследуемых ценовых ниш максимальное повышение этого показателя в декабре 2008 г. отмечают для средне– и высокостоимостных препаратов — на 35,6 и 45, 5% по сравнению с декабрем 2007 г. до 11,8 и 55,1 грн. за упаковку соответственно. В итоговых данных за 2008 г. картина выглядит иначе. Средневзвешенная стоимость средне- и высокостоимостных ЛС повысилась до 9,7 и 42,6 грн. соответственно (рис. 9). В 2008 г. по сравнению с предыдущим годом для низкостоимостных препаратов этот показатель увеличился до 1,7 грн.

Рис. 9 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с предыдущим годом

Рис. 9. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с предыдущим годом

Ценовая структура рынка ЛС традиционно развивалась в сторону дорогостоящих препаратов. В декабре 2008 г. объем аптечных продаж низко-, средне- и высокостоимостных ЛС увеличился в денежном и уменьшился в натуральном выражении. Доля высокостоимостных ЛС увеличилась до 64,3% в общем объеме рынка ЛС в денежном выражении. Для ЛС средне- и низкостоимостной ниши этот показатель в декабре 2008 г. снизился до 28,5 и 7,2% соответственно. По итогам 2008 г. объем аптечных продаж высокостоимостных ЛС увеличился в денежном выражении на 34,1% и в натуральном — на 12,6% по сравнению с 2007 г. и составил 8,3 млрд грн. за 194,6 млн упаковок (табл. 4). В общем объеме рынка ЛС доля таких препаратов увеличилась до 63,2% в денежном выражении и до 16,4% в натуральном. Таким образом, общая убыль объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении на рынке в целом была обусловлена уменьшением количества реализованных упаковок низкостоимостных препаратов — на 11,7% по сравнению с 2007 г. Препараты среднестоимостной ниши обеспечили аптечным учреждениям 3,8 млрд грн. за 386,3 млн упаковок.

Таблица 4 Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Год Млн грн. Удельный вес ниши, % Δ, % Млн упаковок Удельный вес ниши, % Δ, %

Низкостоимостная

2006

938,7

11,6

728,0

59,6

2007

1018,3

9,8

8,5

686,9

55,2

–5,6

2008

1059,9

8,1

4,1

606,6

51,1

–11,7

Среднестоимостная

2006

2587,2

32,1

352,4

28,9

2007

3145,3

30,4

21,6

385,7

31,0

9,4

2008

3762,9

28,7

19,6

386,3

32,5

0,2

Высокостоимостная

2006

4534,9

56,3

141,1

11,5

2007

6185,7

59,8

36,4

172,9

13,9

22,5

2008

8298,1

63,2

34,1

194,6

16,4

12,6

Всего

2006

8060,7

1221,5

2007

10349,3

28,4

1245,5

2,0

2008

13120,8

26,8

1187,6

–4,6

Что касается ЛС в разрезе категорий отпуска (рецептурные и безрецептурные препараты), то в 2008 г. в общем объеме аптечных продаж ЛС удельный вес рецептурных ЛС увеличился до 50,8% в денежном и сократился до 30,6% в натуральном выражении. Темпы прироста объема аптечных продаж для безрецептурных препаратов составили 26,0%, а для рецептурных — 27,6%.

АТС

В разрезе групп АТС-классификации как в декабре, так и по итогам 2008 г. лидером по объемам продаж ЛС в денежном выражении была группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» (рис.  10). Однако в 2008 г. по сравнению с 2007 г. доля в общем объеме продаж ЛС этой группы, а также групп R «Средства, действующие на респираторную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения» незначительно уменьшилась. В разрезе представленной топ-5 групп АТС-классификации следует отметить максимальный прирост продаж ЛС в денежном выражении (более 30%) в 2008 г. по сравнению с 2007 г. препаратов группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», что и привело к увеличению ее доли в общем объеме розничных продаж ЛС. Для остальных же АТС-групп, сформировавших пятерку лидеров по объему продаж ЛС, в 2008 г. прирост по этому показателю находился на уровне общерыночного. Неизменным в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении в 2008 г. по сравнению с показателем годом ранее остался удельный вес продаж препаратов группы N «Средства, действующие на нервную систему». В целом же по итогам 2008 г. пятерка АТС-групп — лидеров по объему продаж ЛС в денежном выражении обеспечила более 70% общего объема розничных продаж ЛС.

Рис. 10 Удельный вес топ-10 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении по итогам 2006–2008 гг.

Рис. 10. Удельный вес топ-10 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении по итогам 2006–2008 гг.

Среди групп АТС-классификации третьего уровня в декабре 2008 г., как и годом ранее, максимальную выручку аптечным учреждениям принесла группа N02B «Прочие анальгетики и антипиретики», спрос на которые особо высок в зимний период. По итогам же 2008 г. максимальный объем продаж ЛС в денежном выражении среди групп АТС-классификации третьего уровня отмечен по группе М01А «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» — 632,5 млн грн., что на 31,4% больше, чем в 2007 г. (табл. 5). По итогам 2008 г. максимальный прирост по этому показателю в разрезе представленного топ-листа был отмечен для групп N06B «Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства» и G04B «Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики» — на 35,3 и 34,2% соответственно.

Таблица 5 Топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
№ п/п АТС-код Наименование АТС-группы

Млн грн.

2006 г.
2007 г.
Δ, %
2008 г.
Δ, %

1

M01A

Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства

358,6

481,4

34,2

632,5

31,4

2

N02B

Прочие анальгетики и антипиретики

360,1

468,7

30,1

565,2

20,6

3

A05B

Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества

209,8

283,1

34,9

374,9

32,4

4

А16А

Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы

213,9

276,9

29,4

359,0

29,6

5

C01E

Прочие кардиологические препараты

231,3

277,6

20,0

358,0

29,0

6

N06B

Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства

190,0

249,5

31,3

337,5

35,3

7

R02A

Препараты, применяемые при заболеваниях горла

188,5

264,0

40,0

331,8

25,7

8

R05C

Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства

194,4

269,0

38,4

321,3

19,4

9

R01A

Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа

181,6

237,5

30,8

308,7

30,0

10

G04B

Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики

178,8

227,1

27,0

304,6

34,2

Прочие

5753,5

7314,7

27,1

9227,3

26,1

Всего

8060,7

10349,3

28,4

13120,8

26,8

В декабре 2008 г. в разрезе топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня наибольший прирост объема розничной реализации ЛС в денежном выражении зафиксирован для групп R05X «Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях» и А16А «Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы» — 43,1 и 42,3% соответственно. Как и в декабре 2008 г., так и по итогам 2008 г. прирост объема продаж у 7 из топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня был выше, чем по рынку в целом.

В целом же по итогам 2008 г. представленная топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня обеспечила 29,8% общего объема продаж ЛС. В декабре 2008 г. доля топ-10 составила около 31%.

БРЭНДЫ ЛС

В декабрьском рейтинге брэндов ЛС из этой же АТС-группы находилось 6 брэндов. В декабре 2008 г. тройку лидеров по объему аптечных продаж возглавил АКТОВЕГИН. 2-е и 3-е место по этому показателю заняли ЭССЕНЦИАЛЕ и МЕЗИМ (табл. 6). Следует отметить, что топ-30 брэндов — лидеров по объему розничной реализации в декабре 2008 г. пополнили 8 участников, которые в аналогичный период 2007 г. находились за ее пределами. По итогам 2008 г. лидером розничного рынка ЛС стал АКТОВЕГИН. А дополнили тройку лидеров по объему продаж ЛС в денежном выражении ЭССЕНЦИАЛЕ и МИЛДРОНАТ (табл. 7). Следует также отметить появление в представленном топ-листе 6 участников, которые по итогам 2007 г. находились за пределами топ-30 брэндов ЛС — лидеров по объему розничных продаж — КАНЕФРОН, АРБИДОЛ, АНАФЕРОН, ЦЕРАКСОН, МОВАЛИС, КАРСИЛ. Особое внимание необходимо обратить на ЦЕРАКСОН, так как в 2007 г. этот брэнд находился за пределами топ-100 брэндов по объему продаж ЛС, а в исследуемый период дополнил топ-30 лидеров по этому показателю. Следует также отметить, что по итогам 2008 г. в топ-30 брэндов — лидеров по объему продаж ЛС находится 9 брэндов из группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», которые в основном и обеспечили этой группе лидерство по объемам продаж среди других групп АТС-классификации.

Таблица 6 Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в декабре 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006–2007 гг.
Брэнд

№ п/п, год

2008
2007
2006

АКТОВЕГИН

1

2

2

ЭССЕНЦИАЛЕ

2

1

1

МЕЗИМ

3

3

5

ПРЕДУКТАЛ

4

6

7

ЭНАП

5

15

14

ЛАЗОЛВАН

6

5

3

ВИТРУМ

7

8

8

МИЛДРОНАТ

8

7

6

НО-ШПА

9

11

9

ПРОСТАМОЛ УНО

10

9

15

КЕТАНОВ

11

22

16

ФЕРВЕКС

12

12

11

ЦЕФТРИАКСОН

13

4

4

КОЛДРЕКС

14

10

10

АУГМЕНТИН

15

18

28

НАТРИЯ ХЛОРИД

16

14

12

АНАФЕРОН

17

21

31

ТЕРАФЛЮ

18

38

35

ФАРМАЦИТРОН

19

19

34

КАРСИЛ

20

41

52

Таблица 7 Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за 2006–2007 гг.
Брэнд

№ п/п, год

2008
2007
2006

АКТОВЕГИН

1

2

2

ЭССЕНЦИАЛЕ

2

1

1

МИЛДРОНАТ

3

4

4

МЕЗИМ

4

5

6

ПРЕДУКТАЛ

5

6

5

ЛАЗОЛВАН

6

7

12

ЦЕФТРИАКСОН

7

3

3

ВИТРУМ

8

9

9

ЭНАП

9

12

11

НО-ШПА

10

8

7

НАТРИЯ ХЛОРИД

11

10

10

КЕТАНОВ

12

13

13

ПРОСТАМОЛ УНО

13

15

14

ЛИНЕКС

14

11

16

ФЕЗАМ

15

14

8

ТРАУМЕЛЬ С

16

20

27

АУГМЕНТИН

17

22

43

КАНЕФРОН

18

33

61

ЦЕРЕБРОЛИЗИН

19

19

25

КОЛДРЕКС

20

18

17

АРБИДОЛ

21

31

99

ФЕРВЕКС

22

16

18

ТИОТРИАЗОЛИН

23

29

36

ДИКЛОБЕРЛ

24

21

19

АНАФЕРОН

25

35

72

ЦЕРАКСОН

26

107

1674

ВИАГРА

27

23

21

МОВАЛИС

28

32

32

ГЕПАБЕНЕ

29

17

26

КАРСИЛ

30

45

45

КОМПАНИИ

В декабре 2008 г. рейтинг по объемам розничных продаж традиционно возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group», 2-е место заняла «Sanofi-Aventis» (табл. 8). Тройку лидеров по этому показателю замыкает «KRKА». Следует также отметить, что некоторые участники представленной топ-20 маркетирующих организаций улучшили свои позиции по сравнению с рейтингом за декабрь 2007 г. В целом в последний месяц 2008 г. топ-20 компаний — лидеров по объему продаж ЛС в денежном выражении обеспечила более 48% общего объема розничной реализации ЛС.

Таблица 8 Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в декабре 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006–2007 гг.
Маркетирующая организация

№ п/п, год

2008
2007
2006

Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия)

1

1

1

Sanofi-Aventis (Франция)

2

2

2

KRKA (Словения)

3

8

7

Nycomed (Норвегия)

4

13

16

GlaxoSmithKline (Великобритания)

5

4

6

Фармак (Украина)

6

6

8

Sandoz (Швейцария)

7

3

5

Servier (Франция)

8

11

11

Дарница (Украина)

9

5

4

Gedeon Richter (Венгрия)

10

15

14

Артериум Корпорация (Украина)

11

7

3

Heel (Германия)

12

10

12

Bayer Consumer Care (Швейцария)

13

9

9

Bittner (Австрия)

14

20

22

Boehringer Ingelheim (Германия)

15

16

15

Борщаговский ХФЗ (Украина)

16

12

10

Здоровье (Украина)

17

14

13

Actavis Group (Исландия)

18

19

20

Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды)

19

17

18

Ranbaxy (Индия)

20

21

19

Тройка лидеров по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении среди маркетирующих организаций в 2008 г. вот уже три года подряд сформирована компаниями «Berlin-Chemie/Menarini Group», «Sanofi-Aventis» и крупнейшим отечественным производителем — Фармацевтической фирмой «Дарница» (табл. 9). Следует также отметить, что 2 участника, не входивших в топ-30 за 2007 г. — компании «Novartis Consumer Health» и «Pfizer Inc.» улучшили позиции и вошли в состав топ-30 за 2008 г. В целом же по итогам 2008 г. по сравнению с предыдущим годом суммарные аптечные продажи ЛС в денежном выражении, осуществленные тройкой компаний — лидеров по этому показателю увеличились более чем на 20%. Примечательно, что топ-30 компаний представленного рейтинга в 2008 г. обеспечила более 57% общего объема розничных продаж ЛС. А 6 из 30 крупнейших по объемам аптечных продаж ЛС маркетирующих организаций — отечественные компании.

Таблица 9 Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам 2008 г. с указанием позиции в рейтинге 2006–2007 гг.
Маркетирующая организация

№ п/п, год

2008
2007
2006

Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия)

1

1

1

Sanofi-Aventis (Франция)

2

2

2

Дарница (Украина)

3

3

3

KRKA (Словения)

4

8

5

Sandoz (Швейцария)

5

5

6

GlaxoSmithKline (Великобритания)

6

6

8

Фармак (Украина)

7

7

7

Артериум Корпорация (Украина)

8

4

4

Nycomed (Норвегия)

9

15

17

Servier (Франция)

10

9

13

Heel (Германия)

11

12

14

Bayer Consumer Care (Швейцария)

12

11

10

Gedeon Richter (Венгрия)

13

13

12

Борщаговский ХФЗ (Украина)

14

10

9

Здоровье (Украина)

15

14

11

Boehringer Ingelheim (Германия)

16

16

16

Actavis Group (Исландия)

17

18

15

Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды)

18

19

20

ratiopharm (Германия)

19

17

18

Bittner (Австрия)

20

22

23

Ranbaxy (Индия)

21

20

19

Zentiva (Чешская Республика)

22

24

32

Стада-Нижфарм (Германия — Россия)

23

23

25

Bionorica (Германия)

24

26

34

Mili Healthcare (Великобритания)

25

28

43

Bayer Schering Pharma (Германия)

26

21

21

Натурпродукт-Вега (Украина)

27

27

24

Novartis Consumer Health (Швейцария)

28

36

39

Schering-Plough Corp. (США)

29

25

28

Pfizer Inc. (США)

30

31

30

ИТОГИ

Сегодня все больше украинского населения подвержены влиянию кризиса и негативно оценивают свою жизнь. Как свидетельствуют результаты исследования компании «R&B», только 5% украинцев не ощущают влияния кризиса.

Конечно, негативно происходящие события сказались на результатах развития рынка аптечных продаж в декабре и отразились на итоговых данных в целом за 2008 г. Объем продаж товаров аптечной корзины в декабре 2008 г. увеличился в национальной валюте на 29,4%, а в долларовом эквиваленте уменьшился на 13,6%. Для рынка ЛС эти показатели составили +29,2% и –13,6%.

Тем не менее, конечный потребитель, вынужденный экономить даже на здоровье, делает это, как мы видим, «с умом». Ведь в общем объеме продаж в декабре 2008 г. максимальное увеличение реализации в денежном выражении продемонстрировали высокостоимостные ЛС — на 35,6%.

В это же время стоимость средне-и высокостоимостных ЛС значительно повысилась — на 35,6 и 45,5% до 11,8 и 55,1 грн. в среднем за упаковку. За этим стоит не что иное как инфляция, которая к концу года составила более 22%.

Несколько замедлились темпы прироста продаж косметической продукции и БАД в аптечных учреждениях. Очевидно, что в декабре 2008 г. потребитель сконцентрировал свое внимание на жизненно необходимой продукции — ЛС.

Сегодня секреты/рецепты выживания в условиях кризиса для участников фармрынка разнообразны. Все ищут наиболее оптимальные из них и каждый озабочен тем, как сохранить рентабельность бизнеса в нестабильной экономической ситуации. Конечно, следует изо всех сил бороться, идти дальше и надеяться…

Наступивший год будет испытанием. Каковыми будут масштабы «отбора» участников рынка, сегодня еще не известно. Очевидно, в этих условиях выстоят не только те, кто уже завоевал доверие потребителя, но и те компании, которые с помощью оптимизации бизнес-процессов смогут подставить рынку «крепкое плечо».

Конечно, фармацевтический рынок верит, что все достижения, которые демонстрировали его операторы в прошлом, будут еще не раз радовать и восхищать в будущем!… n

Оксана Сергиенко, Юлия Бондаренко

Более подробная информация ждет читателя на сайте www.pharmstandart.com.ua. По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail: [email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті